![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Оценка политико-правовых теорий
Подробно, изучив политико-правовую доктрину, студент должен дать ее оценку. При этом он должен четко понимать, что его оценка может и не совпадать с теми, которые даны в учебнике или же в работах различных исследователей, специалистов в области истории политической и правовой мысли. Но за основу своей оценки любой системы взглядов студент берет ряд критериев, как-то: 1. Новизна (для своего времени) учения, выдвижение мыслителем новых идей. 2. Логичность их обоснования. 3. Влияние этого учения на исторические события. 4. Его восприятие (полностью или частично) последующей политической и правовой идеологией. На формирование студентом собственной оценки также влияют объективные и субъективные критерии. Первыми считаются обоснование или защита гуманистических начал, общечеловеческих ценностей. Ко вторым же относятся личное отношение автора учебника, публикации, преподавателя, студента к политико-правовому идеалу, содержащемуся в умении, а также к степени убедительности логического и теоретического обоснования самого учения. Самостоятельность мышления состоит не в том, чтобы бездоказательно высказывать какую-либо точку зрения. Вряд ли можно ожидать, что современный студент станет отрицать и осуждать гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности, содержащиеся в ряде учений. В истории же политических и правовых учений немало спорных проблем и оценок, при рассмотрении которых у студента-юриста может сложиться ложное представление. Современная политическая теория и практика так и не выработали окончательного и общепризнанного их решения, что возможно никогда и не будет сделано, так как в процессе любой дискуссии нельзя прийти к одному абсолютно правильному выводу. Каждый из ее участников останется при своем мнении, разве что внеся в него некоторые весьма несущественные корректировки. Между тем как раз этот факт и свидетельствует в полной мере о развитии плюрализма мнений в оценке политико-правовых учений. Вряд ли кто-нибудь уже сможет сказать: кто был прав в споре о демократии – Сократ или софисты – учителя мудрости; кто должен управлять государством – народ или собрание ученых мудрецов; государство ли существует ради человека или человек существует для государства; чье благо выше. Вряд ли кто-нибудь даст также однозначный ответ на следующие вопросы, как: допустимо ли совершать нечестные и противоречащие элементарным нормам морали поступки даже во благо государства; какова в таком случае оценка соответствующих идей Макиавелли; достаточно ли компетентен народ для участия в процессе законотворчества и управления государством при помощи народного голосования (Руссо); или же чье определение понятия «гражданское общество» (Пестеля или Гегеля).
Следовательно, вся важность выработки студентом собственной оценки заключается в необходимости попытки самостоятельного осмысления и теоретического решения им этих и многих других вопросов, возникающих в процессе изучения политико-правовых теорий. Задача студента – выработать собственное мнение по спорным проблемам истории политических и правовых учений. Студент должен знать факты (к ним относятся содержание и связи политико-правовых доктрин); на основе этих знаний правовед высокой квалификации (в том числе с незаконченным высшим образованием) должен уметь обосновывать собственное мнение, дать свою оценку политико-правовых доктрин.
НУЖНО ЛИ ЗНАТЬ ДАТЫ? При подготовке к семинарам или же при самостоятельном изучении материала курса истории политических и правовых учений всегда возникает законный вопрос – надо ли выписывать, а затем и заучивать даты, а если и надо, то какие именно и сколько. Это действительно сложная и коварная проблема. Во время работы с материалом студент должен выписывать и знать годы жизни мыслителя. Но они должны быть не просто зазубренными, а наполненными определенным содержанием. Как уже отмечалось ранее, студент четвертого курса уже имеет базовые знания по курсам истории, философии, психологии. Поэтому он может, обратившись естественно к учебникам по истории России, а также стран Европы и Америки, грамотно представить краткую картину того периода времени, когда жил философ, а также показать что именно из современной ему действительности повлияло на формирование его взглядов.
В тоже время при выписывании дат студент должен руководствоваться вопросами, поставленными перед ним в разделе данного учебно-методического пособия (см. «На что обращать особое внимание при изучении политических и правовых учений»). Необходимо определить в каком веке, в какой именно его половине жил философ. Само собой незнание некоторых знаковых дат (988, 1054, 1640-1660, 1688, 1789-1794, 1812-1815, 1825, 1848, 1861, 1905-1907, 1914, 1917 гг. и т.д.), свидетельствующее о совсем недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по Истории политических и правовых учений. Однако студент должен понимать, что не весь отрезок времени, называемый жизнью, оказывает то или иное влияние на мировоззрение мыслителя. С точки зрения психологии, человек способен адекватно оценивать окружающую его действительность лет с 14-15, а воздействует она на него с самого рождения и тем более с того момента, когда он (человек) начинает получать образование. Поэтому для того, чтобы студент мог воссоздать атмосферу, в которой жил философ, ему не обязательно обращать внимание на первые годы его жизни. Нет также смысла досконально изучать его биографию и заучивать даты его жизни в ущерб формированию представления о логике развития политико-правовых доктрин. Студенту не нужно запоминать даты абсолютно всех событий, происходивших в стране и мире в целом в течение сознательной жизни мыслителя и годы жизни всех его современников, если тем более они не имеют непосредственного отношения к политико-правовым взглядам самого философа. Ему необходимо знать лишь то, чем «наполнены» эти события и явления, а также какого социального происхождения был сам мыслитель. Ведь История политических и правовых учений изучает развитие специфической формы общественного сознания, политико-правовых доктрин, теоретических концепций государства и права, а не «жизнь замечательных людей». И все же ряд фактов биографии философов, принимавших участие в политической жизни своей эпохи, помогают глубже понять суть принадлежащих им политико-правовых теорий. Однако студенту не надо запоминать, тем более учить наизусть биографии всех авторов политико-правовых учений. Это бесполезный и совершенно неблагодарный труд. О.Э. Лейст приводит ряд примеров, подтверждающих это положение. Так, для общей оценки учения Гоббса немаловажно обратить внимание на эволюцию взглядов Гоббса, особенно на его отношение к правительству Кромвеля, а также на мотивы возвращения в Англию после установления там стабильного правительства и гражданского порядка. Необходимо знать, что существенное влияние на формирование и эволюцию учения Платона о государстве и законах оказали процесс и казнь его учителя Сократа, длительные поездки в Египет и в Сицилию, а также знакомство с правителем Сиракуз, Дионисием, и основание Академии. При изучении политических и правовых взглядов Вольтера их суть поможет глубже понять многолетняя борьба Вольтера за реабилитацию Каласов, Сирвенов, де ла Барра, репрессированных по указке господствующей церкви. С присущими Вольтеру надеждами на реформы «просвещенного монарха» связаны его дружба с Фридрихом II Прусским и переписка с Екатериной II; и, наконец, особенности взглядов Вольтера на будущее общество и государство, соответствовавшие настроениям определенных социальных групп, нашли яркое выражение в выпадах по адресу радикального теоретика Руссо.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Платон и Аристотель о государстве и праве: сравнительный анализ. 2. Н. Макиавелли о государстве и власти. 3. Теория суверенитета в концепциях Ж. Бодена и Ж.-Ж. Руссо: сравнительный анализ. 4. Учения нестяжателей и иосифлян: сравнительный анализ. 5. Теория разделения властей в концепции Ш. Монтескье. 6. Политико-правовые взгляды школы федералистов. 7. Проблемы государства и права в шариате. 8. Государственно-правовые идеи европейского анархизма XIX века. 9. Юриспруденция марксизма. 10. Проблемы государства, права и морали в учении И. Канта. 11. Учение Гегеля о праве, государстве и гражданском обществе. 12. Английский либерализм в XIX в.: эволюция идеологии. 13. Опыт США в Европу? (учение А. Токвиля). 14. Социальный либерализм Дж. Милля и Л. Штейна: сравнительный анализ. 15. Юридический позитивизм от Дж. Остина к Г.Ф. Шершеневичу. 16. «Чистая теория права» Г. Кельзена. 17. Внутрицерковная политико-правовая полемика в конце XV – первой половине XVI вв.: нестяжатели и иосифляне. 18. В.Н. Татищев о государстве и праве. 19. Эволюция русского либерализма в концепциях М.М. Сперанского и Б.Н. Чичерина: сравнительный анализ. 20. Неоконсервативная концепция Н.Я. Данилевского. 21. Государственно-правовые идеи Л.А. Тихомирова. 22. Политико-правовые идеи русского анархизма М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина: сравнительный анализ. 23. «Революционная теория права» СССР (П. Стучка, Е. Пашуканис и М. Рейснер). 24. И.А. Ильин о национальном правосознании. 25. Политико-правовое учение Н.А. Бердяева. 26. Психологическая теория Л.И. Петражицкого и П.А. Сорокина: сравнительный анализ. 27. Политико-правовая концепция евразийства.
Требования к оформлению контрольной работы 1. Структура и содержание контрольной работы: 1.1. Структура включает в себя следующие элементы: - содержание (оглавление); - введение; - основная часть; - заключение; - список литературы. 1.2. Содержание работы: Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения основных глав, параграфов и других структурных единиц рукописи с указанием номера страниц, на которых они начинаются.
Во введении определяются круг проблем (другими словами, студент указывает объект) исследования; цели и задачи, которые автор работы ставит перед собой в этом исследовании. Основная часть состоит из нескольких частей (глав), которые включают в себя параграфы либо иные структурные единицы (например, пункты). 1 вариант (характеристика учения одного философа права) В первой главе основной части студент должен рассказать о самом философе: когда, где и в какой социальной среде родился, воспитывался; где и какое образование получил; а также сфера деятельности, должности, которые занимал в течение всей жизни; и, конечно же, основные работы, написанные им в течение всей жизни (эта глава не должна быть большой по объему и быть не более 4-5 страниц). Во второй главе и последующих главах излагаются основные аспекты рассматриваемого учения по очереди те понятия и категории, на анализе которых останавливается сам автор концепции. В конце каждой главы необходимо делать краткий вывод по рассмотренному аспекту проблемы. 2 вариант (сравнительный анализ учений) В первой главе основной части студент должен раскрыть учение одного из двух философов. Во-первых, когда, где и в какой социальной среде родился, воспитывался; где и какое образование получил; а также сфера деятельности, должности, которые занимал в течение всей жизни; и, конечно же, основные работы, написанные им в течение всей жизни (эта глава не должна быть большой по объему и быть не более 2-3 страницы). Во-вторых, излагаются основные аспекты рассматриваемого учения по очереди те понятия и категории, на анализе которых останавливается сам автор концепции. Во второй главе рассматривается учение второго философа по тому же плану. В третьей главе необходимо провести само сравнение учений философов права. В конце каждой главы краткий вывод по рассмотренному аспекту проблемы. В заключении подводятся итоги работы, даются обобщающие выводы по изученной проблеме. При этом заключение должно быть не более одной или максимум двух страниц. В конце работы приводится список литературы, в котором указываются источники в алфавитном порядке (работы мыслителей) и литература в алфавитном порядке (учебные пособия, статьи и монографии). Не допускается указывание в списке литературы тех работ, которые не были изучены студентом лично, и ссылки на которые были им найдены в найденной им литературе. Оформление контрольной работы 2.1. Объем работы должен быть не менее 20–25 страниц машинописного текста, исполненного на стандартной писчей бумаге формата А4 (210 * 297 мм). 2.2. Страницы должны иметь поля: - левое – 2,5 см; - правое – 1,2 см; - верхнее – 2 см; - нижнее – 2 см.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.111.47 (0.023 с.) |