Политико-правовые учения периода упадка древнегреческих городов (Эпикур, Полибий). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые учения периода упадка древнегреческих городов (Эпикур, Полибий).



С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок.

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности.

Против философии Эпикура выступили стоики. Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.

Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200–120 гг. до н.э.) Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого “формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются”.

Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия – единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства – в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) – худшая форма государства.

Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.

12 Политико-правовая мысль древнего Рима (Тит Лукреций Кар, Сенека, римские стоики).

Одно из первых мест в плеяде первых стоиков принадлежит ЛуциюАннеюСенеке (около 4 до н.э. - 65н.э.).Сенека отстаивал идею духовной свободы всех

людей независимо от их общественного положения. Согласно его учению объяснением рабства может быть только телесное и чувственное, но не духовная

и разумная часть человека. Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается. Дух - сам себе господин. Господину может при-надлежать только тело. Раб - человек равный по натуре всем людям. Сенека полностью не отвергал рабство как институт, но считал его несостоятельным, призывал всех к справедливому обращению с рабами, как духовными субъектами. Все люди - сотоварищи по рабству. Нет рабства более позорного, чем добровольное. Сенека считает судьбу причиной всех причин. Судьба отождествляется с богом, божественным духом, провидением. Цепь событий подчинена вечному вращению судьбы. Люди не в силах изменить мировые отношения, частью которых являются их собственные отношения. Они могут только мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаваться воле законов природы. Все люди, говорил Сенека, родные друг другу (все люди члены одного тела). Природа сотворила всех из одной и той же материи, для одного и того же блага - разума (это божественный дух, погруженный втело человека). В естественной правовой концепцииСенеки неминуемый закон судьбы играет роль тогоправа природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе все законы и даже государства. Само естественное право выступает и какприродный факт, и как необходимость императивного разума. В качестве факта и нормы общественногопорядка разум воплощен также и в человеческом сообществе, как части мирового целого. Соответствиечеловеческих отношений божественному началу базируется на началах разума. Человеческий разум является частью божественного духа.Вселенная, по Сенеке, - это естественное государство со своим естественным правом, признание чего - дело необходимое и разумное. Членами этогогосударства являются все люди независимо от того,признают они это или нет. Мы должны представитьсебе государство, которое включает в себя богов илюдей, границы которого измеряются движением;другое государство - к нему нас приписала случайность. Есть такие люди, которые служат только одному государству, и такие, которые служат и большомуи малому государству. Главным является большоегосударство.

13 Политико-правовые учения периода республики в Риме (учение Цицерона о государстве).

В области государства и права размышления Цицерона (106-43 до н.э.) находятся под влиянием Платона, Полибия и греческих стоиков. Впервые в истории политической мысли Цицерон дает определение, что такое народ - соединение многих людей, связанных между собой сословием в вопросах права и общностью интересов, но это не любое соединение людей. Государство - это выражение не только общего интереса всех его свободных членов, но также и согласованное правовое общение этих членов (общий правопорядок). Цицерон впервые подошел к мысли о юридизации понятия государства. Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Причиной образования государства является охрана собственности. Много внимания в творчестве Цицерона уделяется восхвалению добродетели истинного государственного деятеля. Государь, не владеющий основами права, не может быть справедливым, впервые заявлено Цицероном. Цицерон обращался и к проблеме идеального гражданина. Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин должентрудиться для общего блага.Говоря о развитии права и формулируя важныйправовой принцип законности, Цицерон пишет: ≪Поддействие закона должны подпадать все≫. Итог размышлений Цицерона: 1) общины возникают от природы, следовательно, государство возникает от природы; 2) власть вручается мудрецам, способнымприблизиться к постижению мира, божественного разума; 3) государство - охрана имущества граждан;4) законы должны соответствовать общественномупорядку; 5) частной собственности не бывает от природы, она возникает на основании давнего завладения, победы в войне, закона или соглашения.Идеал государственного устройства, по Цицерону, - сенатская республика со смешанной формойправления. Он разделяет три формы правления:1) царская власть - монархия; 2) власть оптиматов -аристократия; 3) власть народа - демократия.Заслуга Цицерона в том, что он первый в римскомгосударстве провел разделение между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан. Естественное право распространяется как налюдей, так и на животных. К нему он относил семью,брак, воспитание детей. Согласно естественномуправу все рождаются свободными. Право граждан(цивильное) регулирует отношения между свободными римлянами.

14 Политико-правовые идеи римских юристов.

Правовые воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов.

Светская юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний сложилась в Древнем Риме во II–I вв. до н.э. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. – III в. н.э.). К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Пространные выдержки из написанных ими сочинений содержат Дигесты Юстиниана.

Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Как и другие последователи стоицизма, они считали источником права мировой божественный разум.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право (iusnaturale), право народов (iusgentium) и право граждан (iuscivile).

Естественное право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и другие установления.

Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является “собственным правом государства”. Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и “мнения мудрых”. Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное.

15 Раннее христианство в Древнем Риме.

Социально-нормативное регулирование возводилось к Богу. Для раннего христианства характерно стремление сделать религиозные заповеди непосредственными правилами всего поведения человека. Первохристиане не рассматривали право как относительно обособленную самостоятельную сферу регулирования, а брали его в составе общественноморального религиозного правового регулирования. В основе христианства согласно Новому Завету лежит правда, справедливость, непосредственно идущая от Бога. Правда и свобода составляют объединение божественного закона, предписанного людям.

Необходимость такого закона вызвана тем, что человек вследствие своего несовершенства, слабости отступает от справедливости, впадает в грех и нуждается в спасении. Новый Завет: закон положен не для праведников, а для нечестивых и грешников. В послании Павла Римлянам: где нет закона, нет и преступления.

Принцип эквивалента. Равное за равное, как универсальная норма обмена и воздаяния. Людей стоит рассматривать как формально равных субъектов общения. Эквивалент используется: 1) в обмене благами, услугами, товарами (какой мерой меряете, такой и вам мерой будет отмерено), 2) воздаяние за ущерб и зло (каким судом судите, таким судом и будете судимы). Эквивалент используется в становлении личности, индивида, в личной ответственности человека за свои деяния. У первохристиан принцип эквивалента был подчинен гуманистическим идеалам нового человека и его свободы.

Принцип обязанности трудиться. Труд стал рассматриваться как непременное качество нового человека. Все обязаны трудиться, работать собственными руками. Трудиться должны все, никто не должен жить чужим трудом. Принцип обязательного труда приводит первохристиан к отрицанию распространения эксплуататорских норм. Принцип осуждения богатства является приложением принципа ≪не трудится - не ест≫. У первохристианства богатство - причина порчи человека, корень всех зол. Осуждая имущих, идеологи раннегохристианства защищают право простых людей насвободу. Раннее христианство представляет новый этап вучении о государстве и свободе. Идея возводитсяпервопреемниками к высшей сущности (Богу) и означает равенство людей перед Богом как наследникови детей божьих. Через сопричастность к Богу человектакже обладает разумом и свободой. Все другие критерии равенства являются производными от него. Раннее христианство послужило предтечей выработки правовых норм римскими юристами и оказаловлияние на регулирование всех жизненных устоевчеловека.

16 Политико-правовые взгляды Августина Блаженного.

 

В своем главном произведении≪О Граде Божием≫А. Августин (354-430) объясняет, что существуютдва града: град божий - церковь, град земной - государство. Церковьстранствуетпо земле, но цель имеет на небе. Градземной - создание человеческое, иего цель временная. Он создан насилием, держитсяпринуждением. Государство - большая разбойнаяшайка. Государстваразделяются на те, которые начинаются от братоубийцы Каина, и другие - от Авеля. Те, которыеот Авеля, - христианские государства. Ихсуть - забота о подчиненных. Государство существует в помощь небесному граду, чтобы направлять мир земной к небесному. Августин первый призвал обращать всех в христианство насильственными методами. Источник зласвободная воля людей. Прежде чем понимать, мыдолжны верить. Рабствосозданонеприродой. Грех-первопричина рабства. Богразделиллюдейнабед-

ных и богатых, установил частную собственность. Создал богатых - чтобы помогать бедному, бедных - чтобы испытать богатых. Он считает, что несовершенство земной жизни человека - результат, порожденный ≪великим преступлением≫ Адама и Евы. Их греховность породила греховность государственного устройства, при которомсуществует господство человека над человеком. Ноэта греховность - естественный порядок человеческой жизни, предопределенный судом Божиим, у которого нет неправды и который выносит наказания,соответствующие вине согрешающих. Но этот порядок не будет вечным, он прекратится со вторым пришествием Христа, когда будет установлено царствонебесное. Оправданием существующего государстваможет быть лишь его служение церкви.Августин стоит на страже справедливости, считая,что в ней проявляется истинное право, без которого

неизбежна гибель государства; осуждает жестокость и аморальность. Однако все его рассуждения о земных правах в конечном итоге определяются главным

правом, в соответствии с которым божественная власть стоит над властью светской и поэтому может предоставить государству право, идущее от церкви,

на борьбу со всем тем, что противостоит христианской вере. Августин затрагивал и проблему естественного права, которое, как он считал, люди изначально получили от Бога, его разума и воли. Следует отметить, что в учении Августина прослеживается и прогрессивное начало, связанное с реалистическим подходом к оценке возможностей и способностей человека, его законных устремлений подниматься в своем развитии, но, конечно, лишь при помощи Бога.

17 Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

Ф. Аквинский (ок. 1225-1274) первый соединил науку с религией. До него церковь не соглашалась на существование науки как отрасли знания. Религия первична (наука - производное от религии), но духовный мир должен возглавляться наукой. Ф. Аквинский создал сеть законов. Четыре основ-

ных: 1) вечный - божественный, естественный; 2) естественный - человеческий, 3) человеческий - положительный; 4) божественный - положительный.Первым из них он называет вечный закон, который лежит в основе всего миропорядка. Его носитель божественный разум. К этому закону он относил и Библию. Отражением вечного закона в человеческом разуме является естественный закон. Этот закон направлен на самосохранение и продолжение рода человеческого, на установление должных отношений между людьми. Наконец, человеческий закон, который устанавливается государством. Необходимость его обусловливается несовершенством людей, способных творить зло, проявлять нечестность, руководствоваться ложным пониманием правды. Человеческий закон служит претворению в жизнь естественного закона путем имеющихся у государства средств. Если человеческий закон (право) противоречит естественному, то он признается несостоятельным и подлежит отмене. Суть теории: предписания человеческого закона вытекают из воли и разума Бога, а если это так, то нарушение этого закона есть тяжкий грех. Власть от Бога не значит, что каждый князь, поставленный Богом, может быть тираном, деспотом, с ним можно бороться. Аквинский выступал за монархию как форму правления. Царь один править не должен. Умный царь подбирает себе советников и правит вместе с ними. В целях придания своему учению большей достоверности и привлекательности он предпринял попытку соединить в нем теологию с наукой. Для этого он использовал труды Аристотеля, но с таким расчетом, чтобы подчинить их богословию. Это привело Аквинского к схоластике. Следуя за Аристотелем, Аквинский утверждает, что государство - результат естественного стремления человека к общению, которое

ему необходимо для удовлетворения своих потребностей. Цель государства - общее благо, т.е. создание необходимых условий для достойной жизни человека. Эта цель, по мнению Аквинского, предполагает сохранение феодальных устоев с их сословным делением, крепостничества, беспрекословное подчинение властям. ≪Всякая власть от Бога≫, поэтомудолг каждого состоит в повиновении правителю, если, конечно, он не злоупотребляет своим положением, не нарушает законов. В противном случае народ имеет право на восстание и свержение его, нолишь при согласии на это церкви и папства.

18 Политико-правовые взгляды МарсилияПадуанского.

М. Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343) - один из идеологов бюргерства. Падуанский критично подходит к теократической теории. Основная причина войн, смут – неверное представление о соотношении церкви и государства. Попытки церкви вмешаться в дела светские сеют раздоры, лишают мира европейские государства. Падуанский различает два вида законов: божественный и человеческий. Первый из них дает оценку жизни и деятельности человека на земле и в зависимости от ее результатов определяет место смертного в потустороннем мире. Второй - нацелен на достижение общего блага, укрепление власти и выполнение ее решений. Из этого следует, что церковь, служа высшей цели, определяемой Богом, не должна вмешиваться в мирские дела; она имеет право учить, но не наказывать. Человеческий закон должен приниматься народом, который является законодателем.

Законы, по Падуанскому, - основа государственной власти. Издавать законы имеет право народ: представители, им выбираемые. Но выполнять законы должен тоже народ. Падуанский один из первых завел речь о разделении власти на исполнительную и законодательную. Законодательная власть выше исполнительной. Источник законодательной власти -народ. Исполнительная власть действует в рамках, отведенных ей законодателем, и призвана строго выполнять его решения, законы.Общество должно быть разделено на две категории: высшую и низшую. Первая - чиновники, священники, военные. Вторая - ремесленники, земледельцы, торговцы.В своем сочинении ≪Защитник мира≫Падуанскийвыступает в качестве обличителя католической церкви, возлагая на нее ответственность за все людскиенесчастья, включая сюда и войны, которые нарушаютдолжный порядок в обществе, обостряют отношениямежду государствами. Его требование - свести деятельность церкви к занятию духовной жизнью людей.Государство - результат естественного развития человеческого общежития, начало которому положиласемья. Далее был род, племя. Завершающей стадиейявилось государство, основанное на согласии людей,его населяющих, и защищающее их общие интересы.Падуанский - сторонник монархии, но не наследственной, а избираемой. Единственным источникомвласти он считал народ в лице его высших сословий:военных, священников, чиновников. Именно они озабочены общими интересами. В то время как низшиесословия: торговцы, земледельцы, ремесленники -представляют собой простой народ, занятый лишьсвоими интересами.Его идеи - это предтеча развития демократическихначал в политической правовой мысли Западной Европы.

19 Политико-правовые идеи средневековых ересей.

Становление и развитие феодализма с его четковыраженным сословным делением, при котором все блага жизни доставались крупным землевладельцам

и сановникам римско-католической церкви, а угнетение, насилие, произвол и бесправие были уделом широких трудящихся масс города и деревни, породили ересь. Ереси появились на ранней стадии феодализма, но в то время они еще не носили массового характера.Далее, подъем еретического движения произошел

позднее и был связан в первую очередь с богомильством. Они выступали против эксплуатации со стороны феодалов и церкви, а также насилия, чинимого

Византийской империей. Особенно резко богомольцы выступали против римско-католической церкви, погрязшей в роскоши и пороках священнослужителей и тем самым нарушившей истинную сущность учения Христа. Массовое еретическое движение, зародившееся в Болгарии, стало распространяться по европейскому континенту, охватив собою целый ряд стран. Повсюду его особенности определялись спецификой условий жизни людей, их насущными интересами. После казни Я. Гуса в Чехии развернулось широкоекрестьянско-плебейское еретическое движение, вошедшее в историю как гуситское. Это движение переросло в Гуситские войны (1419-1437), в ходе которых образовались два лагеря: чашников и таборитов. Чашники стояли за ликвидацию привилегии духовенства, секуляризацию церковных богатств, признаниенезависимости чешской церкви. Табориты шли дальше, требуя уничтожения привилегий дворянства, ликвидации крепостного права, феодальных повинностей. Борьбу против гуситов возглавили феодально-католические силы во главе с папой Мартином V иимператором Сигизмундом I, которым после рядабезуспешных походов с переходом на их сторонучашников удалось разгромить таборитов.К XV в. в Западной Европе окончательно обозначились два основных типа ереси: бюргерская и крестьянско-плебейская. Первая из них была вызвана быстрым развитием в Западной Европе городов и связанным с ним укреплением нового - третьего сословия, выступавшего против привилегий и богатствцеркви, за ликвидацию сословия священников, против вмешательства религиозных деятелей в государственные дела. Интересы нового сословия были особенно четко выражены в их требовании созданияединого национального государства, а также в защите частной собственности, идущей якобы от Бога.Еретические идеи не были забыты, не канули в Лету. Спустя годы они были востребованы Реформацией XVI в., последовавшими за ней первыми буржуазными революциями в Европе

20 Политико-правовые направления в исламе.

Ислам – одна из самых молодых религий. Зародилась, примерно, в 7 веке на Аравийском полуострове во время перехода арабский племен от родового строя к государственному. Слово «Ислам» означает предания себя воле божьей, покорность. Его основателем считается Мухаммед из Мекки (родился, примерно, в 570 году). В 610 году Мухаммед выступил с проповедью конца света и великого и страшного суда, призывая поклоняться единому Богу – Аллаху, объявил себя его пророком. Проповедь Мохаммеда не нашла поддержки и он бежал из Мекки.

Летоисчисление ислама считается с момента бегства 622 года. В 630 году Мекка сдалась Мухаммеду и приняла Ислам. Источниками вероучения ислама являются Коран (запись про­поведей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Всего 114глав и сур. Сунна – второй источник Ислама. Ислам – монотеистическая религия. Принцип единобожия. Коран очень многое взял от христианства (Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед). Ислам проповедует равенство в вере. Последователи Ислама рассматривались как семья, единое целое. Коран и Сунна — осно­ва религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат). Исламу противостоит священная война – джихад. В Исламе противоречиво сочетаются понятия насилия и мира, любви к ближнему. Мухаммед был и политиком тоже. Ислам – это и религия и государство. С момента Мухаммеда отсутствует различие светской и духовной жизни. Ислам настаивает на единовластии религиозной и государственной сферах. По Исламу Власть принадлежит Аллаху, а управляет ей через земного правителя. Государство – Имамат. Халифат.

После завоевания земель в 7-8 веках в Исламе появились много сект. Мухаммед имел последователей, халифов. Первый – абу – Бекра, второй Омара, третий Осман, четвертый Али. Борьба Али и родственников Омары привели к расколу Ислама. Возникает секта Хариджитов.

Сунниты - ортодоксальное направление мусульман, к которым ныне относятся 90% населения. Муавия провозгласил себя халифом. А противниками этого течения стали называться шиитами. Раскол происходил в видении политики: Сунниты утверждают, что халиф избран общиной или ее пред­ставителями. Шииты признают законными халифами только чет­вертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых по­томков, считают их власть божественным установлением и отстаи­вают принцип передачи власти по наследству. В отличие от шиитов, хариджиты утвер­ждали, что халифом может быть избран любой мусульманин.

Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются дей­ствующим правом.

21 Политико-правовые идеи в трудах арабских философов.

В общих чертах своеобразное соотношение философии и религии ислама обозначил "первый философ арабов" – среднеазиатский тюрк аль-Фараби (870–950 гг.). Широкую известность Фараби принесли его комментарии трудов Аристотеля, в связи с чем еще при жизни ему было присвоено почетное имя "Аристотель Востока", "Второй учитель".

Аль-Фараби исходил из того, что истина постигается философией посредством "доказательных рассуждений". В трудах Фараби предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства).Человеческие общества Фараби классифицирует на великое (объединение всех людей, народов, населяющих землю), среднее (общество определенного народа) и малое (объединение людей в отдельные города). Взяв за исходное моральные категории добра, зла, отношения к труду, он делит города-государства на добродетельные, коллективные и невежественные.

В XIV в. очень своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся арабский историк Ибн-Хальдун (1332–1406 гг.). Его перу принадлежит получивший широкую известность труд "Большая история" ("Книга поучительных примеров"). Идеи Ибн-Хальдуна о государстве сложились под влиянием Аристотеля и его среднеазиатских последователей.

Ибн-Хальдун различал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. Согласно его концепции, люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, поскольку способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании.

Ибн-Хальдун делает вывод о неизбежности гибели любого государства, средний возраст которого он определяет в 120 лет соответственно смене трех поколений правящей династии: первому поколению свойственны простота нравов и относительное равенство; второе поколение уже изнежено роскошью, живет в условиях неравенства и взаимной враждебности, трусливо, неспособно к самозащите, нуждается в наемной армии и охране;при третьем поколении происходят окончательная деградация, разрушение государства, распад его на более мелкие или захват другим государством. Обычно конец одного и начало другого цикла наступают в результате захвата кочевниками цивилизованных областей. В течение жизни трех поколений государство проходит пять этапов- 1) возникновение новой принудительной власти взамен прежней; 2) расправа правителя с теми, кто помог ему прийти к власти, сосредоточение власти в одних руках; 3) расцвет государства; утверждение порядка, спокойствия и уверенности; 4) переход к насилию и деспотическим методам для подавления оппозиции; 5) упадок и гибель государства.

22 Н. Макиавелли как основоположник рационалистической традиции.

1469-1527. Италия. "Государь", "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия".

К религии индифферентен, удалил религиозную аргументацию, а также этический компонент из государствоведения. Политические события происходят не по воле Бога или прихоти людей, а совершаются объективно, по ходу вещей. Основа власти – хорошие законы и хорошее войско. Опора законов – сила. О праве народа и справедливости речи нет. Государь должен быть справедливым, но уметь отступать от добра и пойти против своего слова. Ввел термин stato – государство. Концентрация власти у государя, не делить ее ни с кем. Гос.чиновники только выполняют его волю. Народ должен быть пассивной массой и послушным объектом гос.власти. люди по своей природе порочны, эгоистичны и злобны. Деятельность государя - это сложное сочетание наказаний и благодеяний. Прямые обязанности правителя должны считаться благодеянием. К наградам нельзя приучать. Наказания должны быть мгновенными и жесткими. Предпочтительнее правление при помощи страха, что объясняется антиобщественной природой человека. Государь – вне юрисдикции суда. Абсолютная неприкасаемость гос.власти. Главная цель власти - сохранение и упрочение государства. Различал 2 группы форм правления - республика (демократическая правильная форма), и принципаты (власть одного). Там, где не возможно сплочение государства в республику, нужна монархия. Макиавеллизм – соотношение политики и морали. Это и принесло автору всемирную славу. Суть в том, что государь, когда обстоятельства заставляют того, должен и может прибегать к безнравственным средствам, при этом доказать свою безупречность и невинность. Форма государства, его эволюция и смена определяется борьбой аристократии и народа. Народ не хочет, чтобы им правили, командовали и угнетали. А власть, наоборот, стремится властвовать и порабощать народ.

23 Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси.

трактат “Рассуждение о добровольном рабстве”, написанный около 1548 г. и изданный гугенотами вскоре после Варфоломеевской ночи. Автор трактата Этьен де Ла Боэси (1530–1563 гг.) в ярких красках описывал постыдное и бедственное положение народа и страны под игом тирании, которая противоречит природе, свободе и равенству людей. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и держится привычкой народа к рабству. Это рабство является добровольным, поскольку впавший в привычное заблуждение народ содержит тирана, терпит его прихоти и злодеяния.

В начале трактата резкая критика тирании сочетается с наивными рассуждениями, что опорой тирана является лишь несознательность подданных: если бы все сразу просветились, власти тирана, конечно, тут же пришел бы конец.

Иная концепция излагается во второй половине трактата. Тиран, утверждает Ла Боэси, опирается на нескольких пользующихся его милостями приближенных, каждый из которых, в свою очередь, имеет своих приближенных, и так далее. В результате “сотни тысяч, миллионы связаны этой цепью с тираном...ради этого создаются новые должности и новые ведомства, которые все учреждаются на деле не ради реформы правосудия, а для того, чтобы служить новой опорой тирании”. Описывая, по сути дела, становление административно-военного аппарата абсолютной монархии, Ла Боэси рассуждает уже не о “добровольном рабстве”, а о порабощении “одних подданных с помощью других”.

Сила тирана в том, что он, создавая себе приближенных и сторонников, раскалывает народ: “В конечном счете оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода”.

Государство, считал Ла Боэси, это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низших и в то же время при случае грабят их.

Суть тирании, ее “секрет и основу” Ла Боэси видел, таким образом, в организованной иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится “обеспечить себе долю в добыче и быть самим маленьким тиранчиком при большом тиране”.

24 Ж. Боден и теория государственного суверенитета.

1530-1596. Франция. "Шесть книг о республике" (республика=государство).

Ячейка государства – семья. Глава семьи – отражение гос.власти. Государство возникает как договор. Цель – гарантируя мир внутри и защищая от нападения из вне, заботиться об истинном счастье индивидов. Счастье заключается в познании Бога, человека и природы, в почитании Бога. Разработал проблему суверенитета государства, в чем его важнейший вклад в теорию. Это прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императо­ра, от сословий, от другого государства. 5 признаков суверенитета: издание законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве высшего суда, помилование. Суверен издает законы, но не право. Право = справедливость. Закон = приказ. Делит государства на 3 вида: законные (подданные повинуются закону суверена, а суверен – законам природы), вотчинные (суверен сделался обладателем имущества силой и правит как отец семейства), тиранические (суверен презирает законы природы, аспоряжается свободными людьми как рабами). Лучшее устройство – монархия, где управление имеет аристократический или демократический характер. Право – цель бытия государства.

25 Политико-правовые идеи раннего социализма. “Утопия” Томаса Мора. “Город Солнца” Томмазо Кампанеллы.

В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. [ Утопия по-гречески – “место, которого нет”. - Прим. авт. ] Автор книги – англичанин Томас Мор (1478–1535 гг.), правовед по образованию.В первой части сочинения Мор дал резкую критику огораживания и кровавого законодательства современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в современном ему обществе. Основная причина всех вообще пороков и бедствий, считал Mop, – частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые “подвергаются ежедневной каре, но не обузданию”, общество само “создает воров и одновременно их карает”.

Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии существует общность имуществ и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает общественный и политический строй утопийцев от порядков всех других государств.

Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568–1639 гг.). Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других произведений, “Город Солнца” (издано в 1623 г.).

Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячески подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуждает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присуждают к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно резче, чем в “Утопии”, сказались уравнительность и грубый аскетизм. Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться.

26 Политико-правовые идеи эпохи Реформации. Мартин Лютер и Томас Мюнцер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.219.156 (0.05 с.)