Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые воззрения Руссо.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1712-1778. Франция. Радикалист. "Рассуждение о науках и искусствах", трактат "Об общественном договоре, или Принципы политического права". В естественном состоянии все люди свободны и равны. Неравенство физическое. =>появление частной собственности и социального неравенства => борьба м/у богатыми и бедными. Это предгосударственное состояние. Выход = создание государства и законов. Но потеряв свободу естественную, бедные не обрели свободы политической. Неравенство частной собственности + политическое неравенство = абсолютное неравенство при деспотизме. Обосновывает и оправдывает революционный путь низвержения феодальных порядков, которые держатся на силе, а не на праве. Разрабатывает концепцию подлинного общественного договора. Смысл к такому государству в том, что отчуждаемое у каждого индивида в пользу единого целого в виде естественного равенства и свободы, возмещается ему в виде договорно установленных прав и свобод. Критикует роскошь и излишки. Подобно Маккьявелли, критикует возможные частные ассоциации, считает, что они причиняют вред государству. Суверен не связан узами законов. Власть суверена включает его безусловное право на жизнь и смерть подданных. Общественное соглашение дает государству неограниченную власть над его членами. Суверенитет народа неотчуждаем и неотделим. Отрицал принцип разделения властей в государстве. Исполнительная власть – это сила государства, законодательная – его воля. В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть различают следующие формы правления: демократия, аристократия, монархия. Предполагает, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу. Всякое правление посредством законов = республиканское. Четыре вида законов: политические (основные), гражданские, уголовные и 4го рода (наиболее важные, нравы, обычаи, общественное мнение). Цель всякой системы законов – свобода и равенство. Был идейным источником французской буржуазной революции. 62 Политические и правовые учения Европейского Просвещения. Взгляды Вольтера. Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа Аруэ, 1694 – 1778 гг.). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия. Вольтер был сторонником философии деизма. Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией. Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг: “Раздавите гадину!”. Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права – право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: “Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов”. Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось его стремление к компромиссу с дворянством. Вполне ясно ему было одно – управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство (“мы все в равной степени люди”), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. “В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой – бедных, которые служат”. Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей. Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. 63 Политико-правовые идеи Ж.-П Марат. Жан-Поль Марат (1743-1793) - политический деятель, ученый и публицист, перу которого принадлежит целый ряд произведений, наиболее крупные из которых ≪Цели рабства≫ (1774) и ≪План уголовногозаконодательства≫ (1780). В первой из названных работ Марат выступаетпротив деспотического абсолютизма, несущего обществу бесправие, нищету и страдания. Стремление к утверждению деспотических порядков Марат объясняет присущей людскому сердцулюбви к всевластию, которая в условиях абсолютизма приобретает для этого благодатнуюпочву. Борьбу народов против правителей, узурпировавших власть в государстве, мыслитель признавал законной и справедливой. Самым верным средством достижения цели считал восстание народных масс во главе с умелым руководителем, способным обеспечить победу. Марат выступал за разделение политической власти между должностными лицами, независимыми друготдруга, сдерживающимидругдруга. Высшаявласть должна принадлежать всему народу, которыйсам или через своих представителей осуществляетзаконодательство и контролирует его выполнение.Онпризнаетестественные права человека как изначальные и гражданские права - как производные отних.В работе ≪План уголовного законодательства≫ Марат, развивая идеи, высказанные в труде ≪Цели рабства≫, большое внимание уделяет законам, их совершенствованию и правильному применению. Маратне выступаетпротивзаконоввообще, так как без них наступили бы бедствия анархии, которые были бы ещехуже бедствий деспотизма. Но он не видит возможности призвать гибнущих с голоду людей к уважению законов без оказания им необходимой помощи, способной уберечь их от искушений, связанных с нуждой. Нозаконы должны быть не только справедливыми, ясными и точными; необходимо также их неукоснительное соблюдение. Наказания должны быть соразмерны преступлениям, но не жестокими. Безнаказанностьпреступления опасна тем, что лишает законы силы. Марат выступал в защиту собственности, без которой, как полагал он, не может развиваться общество. В годы революции Марат становится приверженцемдиктатуры, которая, по его мнению, необходима дляуничтожения ее врагов и утверждения справедливости и свободы. Диктатурепредписаноиспользовать дляэтогонетолькоразоблачения, но и террор, гильотину и петлю. Он полагал, что путем использованияжестоких мер, против которых выступалранее, уда- стся пресечь действия контрреволюционеров, защитить нацию от бедствий нищеты и ужасов войны. 64 Политико-правовые идеи М. Робеспьер. М. Робеспьер (1758-1794) - политический деятель,депутат Генеральных штатов, член Учредительного собрания, с 1793 г. возглавлял якобинский Комитет общественного спасения, который фактически играл роль правительства. Робеспьер не оставил после себя крупных трудов. Его революционные идеи нашли отражение главным образом в многочисленных выступлениях и воззваниях. Робеспьер был выразителем интересов мелкой буржуазии. Он выступал против феодально-монархических порядков, за создание республики, введение всеобщих избирательных прав, предоставление прав каждому гражданину на участие в государственной деятельности, за суверенитет народа, которому должна принадлежать верховная власть в государстве, за разделение властей. Политик – приверженец естественных прав человека, свободы и политического равенства людей и враг всякого угнетения, в какой бы форме и масштабе оно ни осуществлялось. С приходом к власти якобинцев и под влиянием сопутствующих тому времени событий во Франции политическая доктрина Робеспьера стала изменяться.Он встает на позиции признания необходимости ужесточения борьбы против врагов революции. Своему новому подходу дает теоретическое обоснование в докладе≪О принципах революционного правительства≫. Онстроитсвой доклад на сопоставлении задач двух типов правительства: конституционного иреволюционного. Цель первого - сохранить республику, цель второго - создатьее. Конституционноеправительство призвано заниматься гражданскойсвободой, охраной индивидов от злоупотребленийобщественной власти, и не его дело управлять кораблем во время бури. В это неспокойное времядолжно действовать революционное правительство.Робеспьер отмечал, что ≪революционное правительство должно быть более активным в своих действиях и более свободным в своих движениях, чемобычное правительство≫. Но это не означает, чтооно от этого становится менее справедливым и менее законным, так как осуществляет свою деятельность на самом святом законе - ≪на благе народа, насамых неопровержимых правах, на необходимости≫.Но всего этого можно добиться лишь путем террорапротив врагов свободы, руководствуясь тем, что ≪революционное правление - это деспотизм свободыпротив тирании≫.Робеспьер считал, что конечной целью революциидолжно быть построение нового общества на основепринципов ≪республиканской морали≫, опирающейся на искусственно созданную государственную религию - культ Верховного существа. С победой ≪республиканской добродетели≫ будут решены все социальные проблемы. 65 Пейн о государстве и праве. Томас Пэйн. Был одним из разработчиков Конституции США. Сторонник естественной школы права. Одним из первых разграничил понятия общества и государства: общество создаётся потребителям, правительство – пороками. Общество порождает благо. Если бы веления совести были ясны и использовались, то человек не нуждался бы ни в каком другом законе. Гос. власть основывается исключительно на согласии управляемых. Существует 2 формы правления, государства: выборно-представительная (республики) и насильственные монархии и аристократии. Для правителя необходим талант, способности, которые не могут переходить по наследству => монархии и аристократии есть только в невежественных странах. При разработке проекта конституции в споре дал значимое понимание природы конституции (свод положений, на которые можно ссылать, цитируя статью за статьёй, на его принципах должна основываться государственная власть) => всё то, что касается организации гр. управления, и принципы, которые лягут в основу её деят. и которыми она будет связана. Т.е. конституция – принципы организации и осуществления гос. власти, принципы, на которых основывается общество. Это основа деят. Гос-ва и общества, которые она связывает. 66 Политические взгляды Б. Франклина. Бенджамин Франклин (1706-1790) стал всемирноизвестным благодаря своим научным трудам по электричеству, а также подвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. Франклину принадлежит одна из версий плана конфедерации штатов. Он был активным участником составления Статей конфедерации 1781 г., а также Декларации независимости и проекта федеральной Конституции на Филадельфийском конвенте. Франклин был сторонником радикальных политических преобразований. На протяжении полувековой общественной деятельности в роли публициста, члена выборных собраний или дипломата он неизменно отстаивал идею независимого и гармоничного развития своей страны как ≪страны труда≫, в которой отсутствует резкая поляризация между богатыми ибедными, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди живут в состоянии ≪счастливой умеренности≫, где простота республиканских нравов определяет все материальные предпочтения и политические навыки.При известии о начале революционных действийво Франции Франклин высказывал большое беспокойство в связи с тем, что≪огонь свободы может нетолько очищать, но и разрушать≫.Стоитьотметить, что Б. Франклин был одним изпервых сторонников естественно-правовой концепциив Америке. Естественно-правовая аргументация, т.е.апелляция к ≪естественным и неотчуждаемым правам человека≫ вне зависимости от его государственной принадлежности, усилилась в Америке с 1744 г.,когда стало очевидным нежелание английского парламента пойти на уступки. В политических памфлетахТомаса Джефферсона, Александра Гамильтона и др.политические требования поселенцев-колонистов получили главным образом естественно-правовое обоснование. Незадолго до объявления Декларации независимости США (4 июля 1776 г.) мысль о неотчуждаемых и естественных правах получила признание нетолько в публицистике, но также и в политических иконституционных документах.Характерно, что усилиями Франклина и некоторыхдругих деятелей американской революции идейноенаследие греко-римской мысли было привлечено к защите американского республиканизма, который нуждался не только в учреждениях и правилах деятельности, но и в особойполитическойфилософии. ИменноФранклин стал одним из учредителей и первым президентом ≪Общества политических изысканий≫, задачейкоторого провозглашалось развитие знания о государственном управлении и совершенствование политической науки в их взаимосвязи и взаимодействии.Некоторые исследователи считают его родоначальником характерного утилитаризма. 67 Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона. Самое известное произведение Т. Джефферсона(1743-1826) - Декларация независимости США (1776). В его политических предпочтениях наблюдается известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов. Уже в первой своей значительной работе ≪Общийобзор прав Британской Америки≫ (1774), опубликованной в виде анонимной брошюры как обращение канглийскому королю, молодой философ и публицистобосновывал тезис о необходимости вернуть народу≪права, полученные по законам природы≫. Характерно, что обращение к королю за содействием писалось ≪языком правды≫ и было ≪лишено выраженийраболепия≫. Существеннотакже и то, что сам корольхарактеризовался≪не больше как главный чиновниксвоего народа, назначенный законом и наделенныйизвестной властью, чтобы помочь работе сложнойгосударственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа≫. В ≪Заметках о штате Виргиния≫Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии вАмерике. Егонеоставляетнадежда на то, что человечество вскоре ≪научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя≫. Собирая народные деньги иоберегая свободу народа, не следует в тожевремядоверятьихтем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной власти, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений.Вместе с тем Джефферсон убежден, что в скором времени≪коррупция в этой стране,как и в той, откуда мы происходим, охватит правительство и распространится на основную массу народа; когда правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Защищая правона свободу вероисповедания, Джефферсон относилэто право к разряду естественных прав и потому непереуступаемых никакому правительству.Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать последовательно все уровни - организацию и деятельность федерации, штата, а также округа, района и отдельного прихода. Полемизируя сЮмом относительно происхождения всякой справедливой власти и ее носителей (большинство,меньшинство, отдельные личности), Джефферсонтвердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством отзла, приносимого демократией, является еще большая демократизация,поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства. 68 Взгляды А. Гамильтона на государство и право. Александр Гамильтон (1757–1804 гг.) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г. Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов, считавших, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной организации США, закрепленной “Статьями конфедерации” 1781 г. Только сильная центральная власть, по их мнению, способна создать прочное государство и не допустить дальнейшего развития демократического движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям. Политические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествовавший Войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конституции США. Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять “произвольные решения”. Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом. Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Не все идеи Гамильтона были восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. 70 Традиционализм Э. Бёрка. С осуждением Французской революции выступал английский парламентарий и публицист Эдмунд Бёрк (1729 – 1797 гг.), увидевший в этой революции угрозу для Англии. Его книга “Размышления о французской революции” (1790 г.) приобрела широкую известность. Идеями Бёрка восхищались де Местр и де Бональд. Бёрк стремился опровергнуть метод и учение идеологов и деятелей Французской революции. Их метод, писал он, априорен, основан на индивидуальном разуме и оперирует упрощенными построениями. Этим обусловлена ошибочность основных положений теории французских революционеров. Бёрк оспаривал теорию общественного договора тем доводом, что человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей. Столь же неверна, по мнению Бёрка, и теория народного верховенства. Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе. Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле человек не свободен от наличного общества и общественных связей. Бёрк утверждал, что народный суверенитет – это “самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу”. На фикциях, по Бёрку, основана и теория прав человека. Человек не может от рождения приобрести посредством какого-то договора право на долю народного верховенства. Кроме того, предполагаемое равенство людей – тоже фикция. Бёрк резко критиковал Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую равенство всех людей перед законом. Люди не равны, и это признается обществом, в котором неизбежно социальное и политическое неравенство. Права человека, рассуждал Бёрк, надо выводить не из представлений об абстрактном человеке, а из реально существующего общества и государства. 71 Историческая школа права . Конец 19 – начало 19 века. Германия. Центр интересов – как возникает право и какова его история. Основатель – Г.Гуго (1764-1844), виднейший представитель – Ф.К.Савиньи (1779-1861), завершает эту группу Г.Ф.Пухта (1798-1846). Реакция на естественно-правовую доктрину. Право возникает спонтанно, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык (а не результат сознательной деятельности людей), вырастает из недр национального духа. На первом этапе своего развития право=обычаи, на втором право=предмет обработки со стороны ученых-правоведов, не теряя корней с убеждением народа. Развитие – не цепь качественных преобразований, а простое последовательное хронологическое движение. Назначение гос.юр.институтов – служить опорой внешнего порядка. Выступали в защиту крепостничества, монархии, феодального строя. Кодификация не нужна. Отвергали договорную теорию государства, право народа на революцию, разделение властей. Положительно: критика вечности, неизменности и неподвижности права. 72 Либерализм во Франции. Б. Констан. БенжаменаКонстана (1767-1830) считают духовным отцом либерализма на европейском континенте. Стержень политико-теоретических конструкций Констана - проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового времени - эта свобода есть нечто иное, нежели свобода, которой обладали люди в античном мире. У древних греков и римлян она заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, в возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Вместе с тем свобода совмещалась с почти полным подчинением индивида публичной власти. Свобода же современного европейца - личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не входит в ряд строго обязательных элементов данного типа свободы. Материальная и духовная автономия человека, его надежная защищенность законом стоят у Констанана первом месте и тогда, когда он рассматривает проблему индивидуальной свободы в практически политическом плане. С его точки зрения, этим ценностям должны быть подчинены цели и устройство государства. Естественным ему кажется такой порядокорганизацииполитической жизни, при котором институты государства образуют пирамиду, вырастающуюна фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав личности, а сама государственность вкачестве политического целого венчает собой систему сложившихся в стране различных коллективов(союзов) людей.Констан уверен в том, что люди, будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Ониспособны за счет своих индивидуальных усилий и без воздействия какой-либонадличностной силы обеспечить себе достойное существование. Границы народного суверенитетадолжны кончаться там, где начинается ≪независимость частного лица и собственнаяжизнь≫. Недопустимо ослаблять силу того государства, которое действует сообразно указанным прерогативам.Политическим идеалом Констана никогда не былогосударство пассивное и маломощное. Современноегосударство должно быть по форме конституционноймонархией. В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану,≪нейтральную власть≫. Она вне трех ≪классических≫властей, независима от них и потому способна (иобязана) обеспечивать их единство, кооперацию,нормальную деятельность. Наряду с институтами государственной власти гарантом индивидуальнойсвободы должно также выступать право. Право противостоит произволу во всех его ипостасях. 75 Теория «надклассовой монархии» Л. Штейна. С развитием буржуазного общества и ростом пролетариата в общественном движении Франции и других стран все большее распространение получали идеи социализма и коммунизма. С критикой этих теорий выступил немецкий государствовед, историк и экономист Лоренц фон Штейн (1815–1890 гг.). В 40-х гг. он приезжал в Париж, после чего опубликовал книгу “Социализм и коммунизм в современной Франции” (1842 г.). Штейн писал, что социалистическое движение связано с развитием класса наемных рабочих и имеет интернациональное значение; он предсказывал неизбежность социальных революций. Для того чтобы избежать социальных потрясений, Штейн разработал проект реформ государства и права. Вслед за Гегелем Штейн различает государство и гражданское общество. Последнее основано на разделении труда, которое в свою очередь зависит от формы собственности. Штейн признает, что общество делится на классы. Однако, считал Штейн, если общество делится на классы, то государство должно носить надклассовый характер. Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах. Единственной формой государства, независимой от классов, Штейн считает конституционную монархию. Монарх, особенно наследственный, занимает столь могущественное, роскошное, блестящее и недосягаемое положение, рассуждает Штейн, что ему чужды интересы какого-либо класса. Только монарх способен осознать интересы общества в целом; исходя из этих интересов, он предупреждает притеснение одного класса другим. Штейн утверждал даже, что стоящий выше всяких частных интересов монарх склонен по своему положению защищать притесненных, т.е. пролетариев, от чрезмерного угнетения капиталистами. Вслед за Гегелем Штейн различает власти законодательную, правительственную и княжескую (монархическую). В законодательстве должно принимать участие представительное учреждение, перед которым ответственны министры. Подобно идеологам либерализма, Штейн обосновывает законность, правопорядок, незыблемость прав граждан, прав, понимаемых только как равные возможности членов общества добиваться улучшения своего положения при помощи законных средств. Ряд идей Штейна был впоследствии использован прусским канцлером Бисмарком и другими политическими деятелями для апологии Германской империи как “социальной монархии”, стоящей якобы выше классовых противоречий. Известное влияние его идей испытали на себе лассальянцы. 76 Политико-правовое учение солидаризма Леон Дюги. Опровержение революционного синдикализма и попытку построить на основе идей солидарности политико-правовую концепцию предпринял профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1859–1928 гг.). В книге “Государство, объективное право и положительный закон” (1901 г.), а также в последующих произведениях Дюги писал, что основой общества является неравенство людей, что приводит к разделению общества на классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность, понимаемая как “факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого”. Осознанный факт солидарности порождает социальную норму, которую Дюги формулирует таким образом: “Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах”. Эта норма солидарности стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению: “Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности, и делать все для развития этой солидарности”. Свои идеи Дюги противопоставлял учению о классовой борьбе, которое называл “колоссальным заблуждением”, “отвратительной доктриной”. “По солидаристской доктрине, – рассуждал Дюги, – индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности”. Эти взгляды Дюги развивал особенно обстоятельно применительно к собственности, которая, оставаясь частной, рассматривается им не как субъективное право индивида, а как его обязанность “свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника”. 77 Марксистское понимание государства и права. 40-е году 19го века. «Манифест коммунистической партии», «Капитал». Марксизм возник в 40-е годы 19 века, как попытка ответа на проявления кризисных явлений капитализма и буржуазного государства. Серьезно обострилась классовая борьба. На арену выходит новый класс – пролетариат, противостоящий буржуазии и получивший господство в Европе. Основоположники – Маркс и Энгельс. Сильное влияние оказала немецкая философия, особенно Гегель. Классик английской политэкономии писали о гражданском обществе как о горизонтальных связях. Видели в них материальные нужды людей, комплекс отношений по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ. Интерес индивида – двигатель. По их мнению государство возникало спонтанно и не вмешивалось в экономику. Французы считали, что общество разделено на классы и идет борьба за власть. Но победа за тем классом, у которого в руках хозяйственная жизнь. Отношения собственности преобладают над остальными. Большое влияние на Маркса и Энгельса произвело учение Руссо, который рассматривал демократию как власть управляемую народом. Народный суверенитет – сердцевина. Власть реализуется через контроль народа. Явления политической и правовой жизни – органические составляющие классовой формации. Государство и право зависят от уровня разделения труда, классовой структуры и разделения классовых сил в обществе. Государство обслуживает гражданское общество, не вмешиваясь в его дела, особенно в экономику. Решающая движущая сила всех важных исторических событий – в экономическом развитии общества. Государство носит классовый характер, который передается от общественно-экономической формации к политической и юридической надстройке в виде типов связи между законодательной, исполнительной и судебной властей, принципов построения и функционирования аппарата государства, порядке нормотворчества. Классовая борьба – важнейшая закономерность общества, из-за которой вытекает главное свойство природы государства – его принуждающее начало. Пролетариат установит политическое господство => осуществит деспотическое вмешательство в право собственности и буржуазные производственные отношения => сосредоточит все орудия производства в руках государства, введет обязательность труда для всех. Социалистическая революция приводит к диктатуре пролетариата. Пример диктатуры рабочего класса – Парижская коммуна (1871). 79 Учение Канта о государстве и праве. 1724-1804. Германия. Типичный идеолог социального реформизма. Приступил к систематическому обоснованию либерализма (идейной платформы класса буржуа). Один из создателей концепции "правового государства". Право – совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей. Осуществление права требует его общеобязательности, которая достигается через наделение его принудительной силой, что может сделать лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения. В кантовском учении перебрасывается один из главных мостов от этики и права к государству. На государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан. Благо государства – в наибольшей согласованности конституции с принципами права, в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права. Критикует "отеческое правление". Свобода предусматривает в первую очередь свободу критики. Выделяет 3 катавового государстваии "". и устройства и режима государства приницпам права.сударству. ной силой.а свободы. венного целого, обегории права: естественное (источник – априорные принципы) (распадается на частное и публичное), положительное (источник – воля законодателя), справедливость (не предусмотрена законом, не обеспечена принуждением).Порицает юридические привилегии и выступает за равенство сторон в частноправовых отношениях. Центральный институт публичного права – прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Граждане: активные и пассивные (низы общества). Разделение властей на три ветви: законодательную (принадлежит коллективной воле народа), исполнительную (в руках у законного правителя и подчиненную законодательной) и судебную (назначаемую исполнительной). Классификации форм правления значения не придавал. Различал автократию, аристократию и демократию. Считал, что важнее методы управления, в связи с чем различал республиканскую (основана на отделении исполнительной власти от законодательной) и деспотическую (слияние законодательной и исполнительной властей) формы управления. Республика не есть демократия. Абсолютизм не есть деспотия. Самодержавная форма может быть республикой. Наиболее приемлема конституционная монархия. 80 Учение Гегеля о государстве и праве. 1770-1831. Германия. "Конституция Германии", "Философия права", "Философия истории". Политико-правовая теория Гегеля есть именно философское учение об объективном духе. Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание того, какими они должны быть. Разделяет гражданское общество (буржуазное) и политическое государство. На ступени гражданского общества еще не достигнута подлинная свобода. Три его основные момента: система потребностей, полиция, корпорация. В нем три сословия: землевладельцы, промышленники, все другие (чиновники). Оно не в состоянии решить проблему бедности. К колонизации относился отрицательно. Считал, что существует необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Не указывает границы полицейского вмешательства в частные дела. Общество и государство соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такое определение связано с утверждением буржуазного строя. Государство – идея разума, свободы и права, правовая действительность, правовое государство, свобода нации. Свобода = достижение правового государства. Синтезирует платоновско-аристотелевскую мысль о государстве как нравственном организме с результатами исторического развития. Приверженец конституционной монархии с разделением властей (законодательная, правительственная (включая судебную), власть государя). Разделение властей = гарантия публичной свободы (в этом согласен с Локком и Монтескье). Критикует демократическую идею народного суверенитета. Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Законодательная власть – определять и устанавливать всеобщее, 2 палаты: верхняя (формируется по принципу наследственности из владельцев майоратного имения) и депутатов (из остальной части общества, депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам). Отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений. Сфера межгосударственных отношений – проявление внешнего государственного права. Государства находятся по отношению друг к другу в естественном состоянии, должны признавать друг друга в качестве суверенных, не вмешиваться во вну
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.02 с.) |