Политико-правовые идеи Сталина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи Сталина.



После смерти Ленина вся политическая деятельность переходит к ег соратнику по партии И.В. Сталину (1878-1953). К концу 30-х гг. Сталин создал самостоятельную тоталитарную диктатуру в современной истории. В основе модели социализма Сталина лежали:1) подмена обобществления огосударствлением всех средств производства; 2) отсутствие гражданского общества в условиях системы; 3) административно-командные методы принудительной организации труда вплоть до террора; 4) низкий уровень жизни; 5) неспособность к внутренним реформам из-за отсутствия экономических, политических, демократических регуляторов; 6) закрытость страны. Таким образом, сталинизм представляет собой план радикального преобразования общества, проводящийся посредством неограниченного террора. Коммунистическая партия рассматривается как руководящее ядро всех организаций трудящихся. Чтобы узаконить систему власти, ее создатель ссылается на Маркса - о диктатуре пролетариата. Диктатура одного человека, опирающаяся на партию, государство и полицию. Сталин провел объединение всех областей человеческой деятельности в рамках политической власти. Сталин отбрасывает идею отмирания государства и разрабатывает свою теорию государства нового типа.Действующаярольправа уходит корнями в конституции Ленина. Право, по Ленину и Сталину, имеетдве стороны. Ленин обосновывал принцип относимости права, подчиненного делу революции и меняющегося вместе с ее развитием. Сталин подкорректировал Ленина и усовершенствовал этусистему. Относимость права у Сталина исчезла и приобрела абсолютный характер, террор и беззаконие обрелисилу закона. Конституция в СССР дополняется системой законов, различных уголовных кодексов, которые становятся юридической основой террора. Таким образом, сталинскую концепцию права можноопределить как кодификацию произвола и террора.Развитая Сталиным концепция модернизациистраны, хотя и исходит из учения Ленина, имеет собственные отличительные черты. Сталин полностьюпорывает с Марксом, который рассматривал революцию как средство преодоления отчуждения в обществе и освобождения личности. Сталин заимствует уМаркса, Ленина идею о том, что революция - отражение глубочайшей модернизации общества и предполагает абсолютную перестройку всех структур жизни. Главноедействующеелицо - пролетариат. ДляСталина вдохновителем этих преобразований является партия. Она была названа авангардом пролетариата. Отождествление партии с общественным сознанием Сталин заимствовал у Ленина.

52 Возникновение теории естественного права. Учение Гроция о праве и государстве.

1583-1645. Голландия. "О пра­ве войны и мира".

Раннебуржуазное учение о государстве и праве, рационалистическая доктрина естественного и международного права Нового времени. Предмет юриспруденции – вопросы права и справедливости, предмет политической науки – целесообразность и польза. Соглашался с Аристотелем по поводу деления права на естественное (предписание здравого разума) и волеустановленное (делится на человеческое и божественное), которое должно соответствовать предписаниям естественного. Договорная концепция создания государства. Происхождение государства и внутригосударственного права, а также и международного права – логически неизбежное следствие бытия естественного права. Догосударственная стадия: отсутствие частной собственности, обее имущество => занятия искусствами и ремеслами => более изысканный образ жизни => развитие пороков => распределение имущества, неравенство, происхождение частной собственности => добровольное объединение в государство. Государство – соглашение большинства против меньшинства, союз слабых против сильных. Верховная власть = суверенная власть. Суверенитет – отличительный признак государства. Классификация форм правления: царская, власть вельмож, свободная гражданская община, демократическая республика и т.д. Отрицательно относится к тирании. Отдает предпочтение единоличной и аристократической формам правления. Собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти = "закон о непротивлении". Учение направлено на достижение правовых начал и мира. Война несовместима с правом, противоречит ему. Война как таковая не противоречит естественному праву. Войны: справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические). Причиной справедливой войны может быть правонарушение. Несправедливые осуждал. Миротворческий пафос. "Отец международного права".

53 Политико-правовые идеи Гоббса.

1588-1679. Англия. "Левиафан".

Основа теории – природа индивида. Изначально все люди равны физически. Человек – существо жадное и эгоистичное. Естественное состояние человека – войны против всех. Государство – для окончания этой "войны", избавления от постоянной угрозы насильственной смерти, страха незащищенности. Естественные законы сопряжены с разумом, гражданские опираются на силу. Абсолютная власть государства – грант мира и реализации естественных законов. Государство – общественный договор. Государство – лицо, использующее силу и средства людей так, как оно считает нужным для их мира и общей защиты. Носитель этого лица – суверен. Власть суверена абсолютна и безгранична. Монополия на жизнь и смерть подвластных, они – рабы государства. Оправдание в том, что, если нет власти, становится еще хуже. Мерило добра и зла – гражданский закон. Использовать его не против тех, кто заблуждается, а против заблуждений. Долг суверена – хорошо управлять государством, т.к. оно установлено не ради себя, а ради общего блага. Организация государственной власти может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Эти формы отличаются друг от друга лишь количеством власть предержащих. Отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха. Стремится внедрить в науку о государстве и праве элементы математического метода. Рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан (библейское чудовище). Верховная власть – душа государства. Судьи и чиновники – его суставы. Советники – его память. Законы – его разум и воля. Начиная с Гоббса, в западно-европейской политической теории утверждается понимание государства в качестве машины.

56 Теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза.

1632-1677. Голландия. "Богословско-политический трактат", "Политический трактат".

Один из творцов светской доктрины государства и права. Отвергает идеальные и утопические проекты организации государства. Реалист. Человек – часть природы, закон природы – решение Бога. Естественное состояние – люди=враги, "война против всех", равны в том смысле, что одинаково имеют право на всё по своему произволу и желанию. В естественном состоянии самосохранение людей, достижение ими желаний, безопасность не могут быть обеспечены => переход в гражданское состояние посредством договора. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти. Верховная власть – это суверенитет государства. Особенность теории Спинозы – в гражданском состоянии не прекращается естественное право каждого. Верховная власть: издает, толкует, отменят законы; решает вопросы правосудия и прочих гос.дел; право войны и мира и т.д. верховная власть не связана никакими законами, но ей все должны повиноваться. Но подданные – не рабы, поскольку по приказанию власти делает то, что полезно ему (а не только господину – как раб). Свобода индивида определяется степенью его разумности, только разумная воля является свободной. Конечная цель государства – освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим. Рассматривал вопрос о пределах полномочий государства (они определяются самой природой права и мощи государства, природой подданных). Признает естественное право народа на восстание в случае нарушения властями договоров и законов. Три формы государства: монархия, аристократия и демократия. Тиранию критикует и в классификацию не включает. Считает, что один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства, поэтому монархическая форма верховной власти оказывается аристократической, но не явной, а скрытой, поэтому наихудшей. Аристократия: народ не имеет голоса. Предпочтение – федеративной форме аристократической республики. Наилучшая форма – демократия. Правящие в демократии не выбираются, а признаются таковыми согласно основному закону (кроме иностранцев, рабов, детей, женщин, несовершеннолетних). Межгосударственные отношения: два государства по природе враги, право войны принадлежит каждому государству, право мира – право как минимум двух государств. Выступает за взаимопомощь государств.

57 Учение Локка о государстве и праве.

1632-1704. Англия. "2 трактата о государственном правлении". Раннебуржуазный либерализм.

Идеолог социального компромисса 1688 года в Англии (установление конституционной монархии), утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Разделял идеи права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законного восстания против тирана. Естественное состояние человека = нет "войны против всех", есть равенство, но нет органов, которые могли бы решать споры между людьми и наказывать виновных => люди соглашаются учредить государство. Государство – совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой установленного им общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников, издавать законы для регулирования и сохранения собственности, защиты от угрозы из вне. Неотчуждаемые ценности (право на жизнь, владение имуществом, свобода и равенство) – границы действия государства. Закон – тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Абсолютно все подчинены законам (и люди и гос.органы). Высокий престиж закона – инструмент сохранения и расширения свободы личности. Законы создаются по воле большинства.

Разрабатывает учение о разделении властей. Парламент – издает законы. Монарх и кабинет министров – претворяет законы в жизнь. Высшая власть (но не абсолютная!) – законодательная. Остальные власти – подчиняются ей и оказывают на нее влияние.

Не отдавал никакой из форм правления предпочтения. Отвергал абсолютную монархию. Был ближе к конституционной монархии. Важнее всего, чтобы любая форма вырастала из добровольного согласия людей. Нет таких идеальных форм, которые бы не были застрахованы от вырождения в тиранию.

59 Правовая теория Ч. Беккариа.

ЧезареБеккариа. Беккариа различает справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две – основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость базируется на общ.договоре, устанавливающем пределы власти гос-ва. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы гос-ва должны иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но невежественные представления о человеч. справедливости привели к тому, что законы гос-ва являются оружием в руках незначительного меньшинства. Беккариа резко критикует современную ему юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уг. право опирается на вековые предрассудки. Причину он видит в утверждении частной собственности, дающей одним власть и благополучие, а другим – нищету и бесправие. Он далек от социалист.идей и не помышляет о радикальном переустройстве общества. Все его надежды связаны с просвещенным монархом, заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты и неравенства, покровительствующим наукам и искусству, образованию и нравственности народа. Развивая идею законности, Беккариа утверждал, что свобода гражданина – в его праве делать все, что не противоречит законам.Только законы могут устанавливать наказания, и право их издания принадлежит только суверену как представителю всего общества.

60 Политико-правовые воззрения Монтескье.

1689-1755. Франция. Просвещение. "Персидские письма", "Размышления…", "О духе законов".

Позиция – гуманистическая и просветительная. Главная тема всей политико-правовой теории и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. Закон выражает присутствие разумного в любых отношениях, противопоставляется случайному, произвольному и фатальному. Миром управляем не Божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе причины морального и физического порядка. Не согласен с Гоббсом, что изначально человек агрессивен. Напротив, считает, что человек крайне боязлив и в естественном состоянии стремится к миру с другими и равенству. Объединение людей в общество => исчезновение равенства => войны между отдельными лицами и между народами => появление законов: международных, политических (между правителем и управляемыми), гражданских (всех граждан между собой). Государство+правительство = политическое состояние. Для его образования необходимо, чтобы жизнь людей была достаточно развитой, т.е. чтобы они находились в гражданском состоянии. Справедливость предшествует положительному закону, а не им создается. Законы одного народа не могут быть применимы для другого. Позитивные законы обязательно должны соответствовать естественному праву. Решающее влияние на законы оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Различает три формы правления: республиканский (власть в руках всего народа = демократия, его части = аристократия), монархический (правление одного человека посредством твердо установленных законов) и деспотический (все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил). Демократия: народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю, основными для демократии законы – определяющие право голосования. Законодательная власть в демократии принадлежит народу. Аристократия тем лучше, чем ближе к демократии. Природа каждой формы правления определяет конституционные законы, применительные к ней. Уделяет особое место соотношению законы и свободы. Политическая свобода возможна лишь при умеренных правлениях, где есть разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, но не в демократии, аристократии или деспотии. Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Политическая свобода состоит в том, чтобы делать все, что дозволено законами. Личностный аспект ее – в безопасности граждан. Принцип соответствия преступления наказанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.013 с.)