Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые идеи Радищева.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Известнейшая книга Радищева (1749-1802) - ≪Путешествие из Петербурга в Москву≫. Радищев, так же как Руссо, связывает возникновение и образование государства с возникновениемсобственности. Много внимания Радищев уделяет сущности праваи закона. 1. Существует тесная связь между законом, властью, суверенитетом народа и естественным правом. В основе закона должно лежать естественноеправо. 2. Законы, основанные только на свободе, необязательно использовать. При этом Радищев не отрицает воздействие свободы в ходе осуществленияправа. 3. Основанныена праве законы могут бытьреализованы, только если они опираются на реальную свободу, - ≪право без свободы, почитай пустыеслова≫. Он отстаивает мысль: свобода защищаетсвои нарушаемые права. По мнению Радищева, крепостное право противоречит естественным вопросам права и общественномудоговору. Вступив в гражданское состояние, люди отвергают свою свободу. Положение крепостного крестьянина явно не соответствует требованиям естественного права - ≪порабощение есть преступление≫. Крепостное право, таким образом, - нарушение естественных законов. Социальный идеал Радищева-общество свободных и равных собственников.Причину образования государства Радищев видитв природной социальности людей. В естественномсостоянии все были равны, но равенство разрушилось с появлением частной собственности. Государство - результат молчаливого договора в целяхобеспечения всем людям благой жизни, защиты слабых и угнетенных. Народ оставляет суверенитет засобой.Радищев рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как состояние, противное человеческому естеству; ставил знак равенства между всемивидами монархической власти. Просвещенных монархов не бывает. В России к тому же бюрократия несвязана ни с народом, ни с монархом. В отличие отпредшественников Радищев отрицает теорию просвещенного абсолютизма. Он обосновывает правонарода на изменение общественного строя. Нужно опиратьсяна теорию общественного договора, который поможет бороться за своиправа. Самодержавию он противопоставляет народное право. Генезис начала зарождения республиканской формы правления в России - начало зарождения вечевой демократии в Великом Новгороде. Наилучшая форма правления - республика. Будущее России Радищев представлял как добровольную федерацию городов с вечевыми собраниями. Радищев вошел в историю как первый революционер, республиканец. 42 Охранительная идеология. Политико-правовые взгляды Карамзина. Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина(1766-1826) формировались под влиянием Великой французской революции. Он говорил, что собрание в Париже подтверждает его выводы о путях его развития - путь постепенного эволюционного развития без всяких революций в рамках тех условий, которые свойственны данному народу и в данное время. Революционным преобразованиям противопоставляется историческая традиция. В прямой зависимости традиции, институты развивают у Карамзина политическую форму государства. Он признавал республику политической организацией и отдавал предпочтение республике, но при этом ставил возможное существование республики в зависимое состояние от правового состояния общества. Он считал, что поскольку традицией, исконным институтом России было самодержавие, основной тенденцией социально-политического развития является эволюция самодержавной власти. Главное содержание - определять развитие просвещения. Эта тенденция должна привести к такому состоянию, в котором самодержавие будет совещаться со своими подданными, вовлекая их в управление государством. В то же время этот процесс не должен привести к упразднению сословий. Он будет способствовать их счастливому сближению, которое впоследствии необходимо закреплять законодательно. Но Карамзин резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения конституции, вчем-тоограничивающейвластьцаря. В монархе соединяются все власти. НоКарамзинсоглашаетсяс тем, чтовластьсамодержцаимеетграницы. Монархможет все, но он не может законно ограничить своювласть, т.е. самодержец не имеет права упразднитьсамодержавие. ≪Дворянство и духовенство, Сенат иСинод как хранилище законов, над всеми - Государь, единственный законодатель, единственный источниквластей. ВотоснованиеРоссийскоймонархии...≫ Карамзин протестовал против преобразования государственных учреждений. ≪Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надобно прибегать только в необходимости: ибо одно время даетнадлежащую твердость уставам; ибо более уважаемто, что давно уважаем, и все делаем лучше от привычки≫. Главной ошибкой законодателей своего времени Карамзин называет создание новых государственных учреждений - разных министерств, Государственного совета и пр.Идее естественного равенства людей, свойственной Просвещению, Карамзин противопоставляет суждение: ≪В государственном общежитии право естественное уступает гражданскому≫. Право, государство, сословный строй России он связывает с идеейсамобытного народного духа. 43 Политико-правовые взгляды декабристов. Выделяются 2 крыла в движении декабристов: радикальное (Пестель) и либеральное (Муравьёв). Декабристы выступали против самодержавия, крепостничества, за свержение строя путём революции. Пестель П.И. П олковник русской армии, участник войны 1912г. Политические взгляды изложил в произведении “Русская правда”. Он приверженец естественной школы права. С его т.з. крепост. права не должно быть, не должно быть и сословного деления, т.к. это противоречит естественным правам человека. Для всех граждан России необходимо установить единые законы и наказание за одни и те же преступления. Для того, чтобы правительство служило народу, необходимо свергнуть самодержавие и установить республику. Свержение должно произойти путём переворота. Для искоренения возможности реставрации монарха предлагал убить царя и истребить всех чинов императорской фамилии. Выступал за демократ. Республику. Освобождение крестьянства возлагалось на временное правление (после переворота). Предлагал земли отобрать у помещиков и разделить землю на 2 части: общ.собственность и собственность казны. Верховная законод. власть должна принадлежать собранию представителей народа: Вече, которое избирается гражданами. Россия должна быть унитарным государством. Верховная представит.власть призвана издавать законы, единые и обязательные для всей России. Судебная власть должна быть несменяемой. Муравьёв Н.М. Говорил: “опыт народов доказал, что власть самодержавная гибельна”. Он отвергал крепост. право. Он приверженец конст. монархии. Вместо унитарного гос-ва предлагал федерацию; двухпалатный представительный орган. Верховная Дума – представители державы, т.е. субъектов федерации. Предусматривал высокие имущ. требования к избираемым. 44 Политико-правовые взгляды западников, славянофилов. Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX в. В середине XIX в. разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций ≪Философских писем≫ Чаадаева. Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской ролиРоссии в истории человеческой цивилизации. Онисчитали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовностидолжно быть православие. Русскому народу присущитакие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Славянофилыверили в особый путь русского исторического развития. Большое вниманиеуделялось народу как главному деятелю истории. Одним из представителей славянофилов был Аксаков. Онразработалтеориюобщества. По этой теории носителем идей прогресса, источником самобытности развития России считается не народ, не самодержавная власть, а общество, подкоторым понимаютсяопределенныеверныенароднымначаламкругирусскойинтеллигенции. Теория общества позволила выделить в социальной структуре силы, с помощью которых можно направлять развитие России пожелаемому пути для славянофилов. В интерпретации Аксакова славянофильство приобретает чертыучения, приспособленного к нуждам богатого московского купечества. Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен) придерживались идеи европеизации России. РоссиядолжнасмотретьнаЗападкакнаобразец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности. Теории славянофильства и западничества оказалиогромное влияние на развитие социально-политической и революционной мысли в России, привели квозникновению теории крестьянской революции вРоссии в работах Герцена и Чернышевского, что, всвою очередь, послужило толчком для возникновения народничества, идеологами которого были Лавров (сторонник просвещенного направления), Ткачев(сторонник тактики заговора и установления диктатуры) и Бакунин (сторонник тактики мятежа, один из основоположников анархизма) 46 Политико-правовые идеи Бакунина. С именем Бакунина (1814-1876) связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма. Бакунинская политическая теория вырабатывалась в период начальных шагов организованного рабочего движения (Интернационал), первых самостоятельных выступлений про- летариата на общенациональной политической сцене (Парижскаякомунна 1871 г. во Франции). Его учение представляет собой коллективную анархию. Он отрицает государство, право, собственность и считает, что они должны быть заменены свободной ассоциацией производителей. Государство, по Бакунину, - это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности, и, наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти. Исходным моментом анархической доктрины Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякой государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем. Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций.Идеальныйобщественный строй, по Бакунину, -это не общество, организованное в государство, аобщество, основанное на началах самоуправления,автономии и свободной федерации. Именно федерализм, как основополагающий принцип социальногобытия свободных граждан, в противоположностьцентрализму с его ограничением человеческой свободы и самодеятельности, по утверждению Бакунина, должен ≪спасти в Европе свободу и мир≫.Федерация должна объединить индивидов в коммуны, коммуны в провинции, провинции в нации, нации в соединенные штаты Европы. Он разрабатывает основные методы социальных преобразований.Главное - умственное освобождение, под которымпонимается прослеживание атеизма и материализма. Социально-экономическое освобождение опирается на два положения: 1) земля принадлежит тем,кто ее обрабатывает, т.е. земледельческим общинам; 2) капитал, все орудия труда принадлежат рабочим организациям. Достичь поставленных целей Бакунин хотел с помощью революции. Но революция недолжна быть политической.Крестьянская община будет важнейшей социальной организацией общества. Он возлагает надеждына бунт, на характер русскогомужика. 47 Политико-правовые идеи Соловьева. Теократическая концепция государства занимаетбольшое место в творчестве СМ. Соловьева (1853-1900). Основа концепции - понятие теократической монархии. Соловьев выдвинул идею монархии реальной (бюрократической и самодержавной). Государство должно основываться не на деспотизме власти, а на равновесии многих общественных сил, закрепленных в законе. Основная задача, стоящая перед государством, заключается в том, что оно должно стать деятельно-нравственным и подчинить себя религиозному началу. Государство в системе Соловьева есть только внешнее равновесие. Высший идеал лежит в сфере свободных нравственных взаимоотношений. Такое общество (организованная нравственность) превалирует над государством. Общество, по Соловьеву, имеет троякую структуру: 1) экономическое общество; 2) государство; 3) церковь. Государство и церковь являются не двумя раздельными независимыми сферами, а лишь двумя сторонами одной и той же сферы - общественной. Между ними возникают синтетические отношения, в которых значение высшего принадлежит божественному (так как имеет характер безусловного). Мирской элемент находится в состоянии свободного подчинения как средство осуществления единой божественной воли. Картина социальной иерархии, рисуемая Соловьевым, состоит в том, что чем больше человек усваиваетбожественнуюидею, тем больше влияния должениметь на людей. Объем прав личности должен соответствовать высоте внутреннего достоинства. Снравственной точки зрения все общество являетсяобъективным осуществлением, содержащим разумное нравственное начало личности. Иерархия нравственного начала организуется в церкви, нисходя подругой, низшей ступени общественной системы. Путьнисхождения нравственного начала - путь священного предания независимо от конкретных социальных идуховных форм. Союз между церковью и государством у Соловьева основывается на признании церковью принадлежащего ей высшего авторитета. Государство должно предоставить церкви всю полнотувласти для соединения мирских интересов с высшейволей. Церковная власть не носит принудительногохарактера, а власть государства не может вторгатьсяв сферу религии. Основа любого общественногостроя сводится к двум видам: суверенитету божественному и суверенитету народному. Божественныйважнее народного, только наличие высшей нравственной истины оправдывает власть. Количество людей, изъявляющих притязания на власть, само посебе не представляет никакого нравственного права,как масса не представляет никакого внутреннегоправа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.01 с.) |