Методология истории политических и правовых учений. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология истории политических и правовых учений.



- Методологическая база истории политических и правовых учений определяется характером исследования, протекающим в двух плоскостях: реальных государственно–правовых и политических процессах определенного периода, например, Нового времени; и отражающих их процессов в сфере сознания.

Характером исследования обусловлены и основные функции метода, применительно к нашей дисциплине:

- метод как способ построения определенной политико–правовой теории (принципы и внутренняя логика формирования конкретно-определенной системы теоретического знания, структура и компоненты данной системы, взаимосвязь этих компонентов и т.д.).

- метод как способ интерпретации и оценки предшествующих политико – правовых учений (содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли);

- метод как способ выражения принципа соотношения между данной политико–правовой теорией и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании, теории, практики и т.д.).

Ясно, что лишь верно найденные единство исторического и логического позволит избежать опасностей, характерных для исторического поиска: архаизации настоящего и модернизации прошлого.

В основе истории политических и правовых учений лежит принцип историзма. Он играет существенную роль в процессе освещения генезиса и последующей жизни той или иной политико-правовой теории, исследования места и значения политических и правовых теорий в совокупной системе знаний определенной эпохи, характеристики их соотношения с другими элементами в общей структуре политических и правовых знаний соответствующей эпохи, раскрытия связей между различными концепциями прошлого и современности, уяснения специфической логики в истории политических и правовых учений, взаимодействие политико-правовых идей с политической и правовой практикой прошлого и современности.

Принцип историзма требует смотреть на каждое явление с точки зрения того, как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, чем стало теперь.

Только строго исторический подход дает возможность представить саму историю как форму движения от прошлого через современность к будущему как к чему–то новому, еще не имевшему места ранее, но, в то же время, внутренне, закономерно связанному с тем, что уже было и есть.

Объективная историческая оценка возможна лишь при сопоставлении политико–правовой доктрины с достигнутым ко времени ее возникновения уровнем теоретических представлений о государстве и праве. Заслуги деятеля прошлого оцениваются не потому, что он не дал по отношению к современным требованиям, а в зависимости от того, что он сделал нового по сравнению со своими предшественниками.

Связь исторической науки с обществом объективно приводит к тому, что в любой политико–правовой концепции просматривается общественная, а, следовательно, классовая направленность. Забвение классовой позиции, как и ее непомерные преувеличения одинаково неприемлемо. Этот принцип партийности разделяет вся буржуазно – демократическая наука.

История политических и правовых учений имеет дело с концепциями, созданными различными представителями мировой культуры.

Концепция – это система строго доказанных взглядов.

Место и значение концепции мы определяем в двух уровнях:

-1) влияние на современную автору общественно - политическую и правовую мысль;

-2) значение для развития науки в целом.

Для адекватной оценки той или иной концепции мы обязаны раскрыть: общественно – политические условия ее создания; общий уровень развития интересующей нас науки указанного периода; социально – политические основы концепции; методологические установки автора; источниковую базу автора; основные концепционные узлы самой политико–правовой доктрины.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую и иную (например, религиозную) основу;

2) выраженные в виде понятийно- категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основанных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и т.д.

3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Теоретическое содержание политико-правовых доктрин разнообразно. Это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объекта познаний мыслителя, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т.д.

Таким образом, очевидно, что история политических и правовых учений – это сложная синтетическая наука.

Среди общих методов исторического исследования, распространяемых и на специфическое исследование – политико–правовое, наиболее важными являются:

1) Конкретно-исторический метод.

Показывает, какие именно исторически определенные и конкретные взгляды на общество, государство, право, политику развиты и обоснованы в данном учении, как эти взгляды соотносились с требованиями определенных социальных групп, слоев и классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи и т.д.

2) Хронологический метод.

Позволяет представить концепцию автора с точки зрения временной последовательности ее отдельных составляющих. Этот подход дает возможность раскрыть последовательность и своеобразие процесса формирования, развития и смены тех или иных концепций, учений и школ.

3) Проблемный подход.

Предполагает анализ концептуального содержания; выяснения моментов преемственности и новизны политико-правовой теории; ее теоретико–познавательной значимости; места в истории политических и правовых учений и т. д.

4) Историко–сравнительный метод.

Конкретизирует наши знания об общих и специфических чертах различных концепций; содействует выявлению более точных критериев классификации и типологизации политико – правовых учений, следовательно, более верной оценки их содержания.

5) Историко – системный подход.

Концепция исследователя выступает в качестве системы, а ее составляющие – методологические, теоретические, исторические, политические и правовые взгляды – выступают как структурные элементы этой системы. Хотя, очевидно, простое сложение элементов еще не означает появления той или иной концепции.

Сочетание конкретно – исторического подхода с ретроспективно – историческим позволяет проследить, в какой степени частный сюжет (политико – правовая концепция отдельного мыслителя) является органичной для истории политико – правовой мысли в целом.

Вся сумма политических и правовых учений, выработанных в ходе развития общества, представляет собой такое безбрежное по объему знание, что им не под силу овладеть не только обучающимся. Поэтому в учебной программе представлены, прежде всего те теории, которые стали выдающимися вехами истории политико-правового мышления не только данной страны, но и всего человечества. В безбрежном богатстве правовых учений древности, средневековья, нового и новейшего времени ориентиром нам будут служить классические концепции, в которых сконцентрирован духовный опыт соответствующих эпох развития юридической и политико-правовой мысли.

Это не значит, что история политических и правовых учений сводится исключительно к индивидуальным усилиям выдающихся личностей. Тот или иной мыслитель должен быть представлен в рамках и контексте соответствующего направления политико-правовой мысли. Использование в истории политических и правовых учений обобщенных характеристик тех или иных школ, направлений, доктрин, концепций углубляет понимание и расширяет кругозор курсантов, позволяет избежать повторений в изложении курса. Например, обобщив основные черты буржуазной теории разделения властей ХУП-ХУШ вв., мы можем у последующих ее сторонников отличать лишь специфические особенности данной концепции. Поэтому при изложении курса имеет место сочетание “портретного” метода изложения с историко-типологическим подходом. Удельный вес каждого из подходов варьируется в зависимости от темы.

Учитывая изложенные выше акценты, в учебную программу по курсу “История политических и правовых учений” включены одиннадцать тем: “Предмет и метод истории политических и правовых учений”, “Политические и правовые учения Древнего мира (Древний Восток, Древняя Греция и Рим)”, “Политические и правовые учения в Западной Европе в период возникновения и развития феодализма (У-ХУ1 вв.)”, “Политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма и образования Русского централизованного государства (1Х - нач. ХУП вв.)”, “Политические и правовые учения в Западной Европе в период разложения феодализма и буржуазных революций (ХУП – ХУШ вв.)”, “Политические и правовые учения в России во второй половине ХУП – ХУШ вв.” “Политически и правовые учения в странах Европы в конце ХУШ - Х1Х вв.”, “Политически и правовые учения в России первой половины Х1Х в.”, “Возникновение и развитие марксистского учения”, “Политические и правовые учения в России во второй половине Х1Х - первой половине ХХ веков”, “Основные направления современной политической и правовой мысли”.

В основе принятой в данном курсе периодизации истории политических и правовых учений лежит формационный подход. Процесс познания относителен, следовательно, любая периодизация условна. Забывая этот принцип, мы часто попадаем в плен собственных построений.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.007 с.)