Политические и правовые учения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые учения



В Древней Греции

Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселений.

Переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества – родовой знатью и обнищавшими общинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами. В таких условиях повсеместно в древнегреческих полисах развертывается ожесточенная борьба за власть, которая находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм правления – аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных, «лучших»), олигархии (власти богатых и имущих) или демократии (власти народа, т. е. всех взрослых свободных уроженцев данного полиса).

Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических и правовых учениях Древней Греции.

Платон

(427 – 347 гг. до н. э.)

Платон является одним из величайших мыслителей не только античной, но и всей истории философии, политических и правовых учений. Он происходил из очень знатного афинского рода. После казни Сократа Платон вместе с другими его учениками покинул Афины. Он много путешествовал: был в Египте, Южной Италии, Сицилии. В 387 г. до н. э. Платон приобрел рощу в зеленом пригороде Афин, носившем имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которая просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г.) Умер Платон – в 80 лет, погребен на территории Академии.

Анализ проблем государства, права и политики занимает ведущее место во всей философии Платона. Его крупнейшие произведения: «Государство», «Критий», «Политик», «Законы».

Определяюшую роль в философии Платона играет его учение об идеях. Смысл этого учения состоит в том, что «истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи». Реальный мир – это искаженная копия и слабая тень мира идей. Идея выступает в качестве морали и образца организации мира человеческих отношений. Истинное познание – это познание бытия, т. е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» – философам. Толпа, по Платону, не может быть философом. В соответствии с этими взглядами Платон изображает идеальное государство и справедливые законы как реализацию идей в земной общественно-политической и правовой жизни – в полисе.

Проект идеального государства Платон освещает в работе «Государство». Он исходит из тесной взаимосвязи космоса, государства и индивида. В душе человека есть три начала – разумное, яростное, вожделеющее. Каждому из этих трех начал соответствуют в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, которым соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Смысл справедливости состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Для обеспечения справедливости в государстве нужно достигнуть иерархического соподчинения различных начал (в человеке и полисе) во имя и в интересах целого. Способности рассуждать (т.е. философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу. Оба этих начала управляют началом вожделеющим.

Надлежащее воспитание имеет целью поддержание и воспроизведение иерархии сословий. Платон отвергает старые мифы и предлагает в целях воспитания новые. Так, согласно Платону, все люди рождены матерью – землей и, следовательно, должны заботиться о стране, в которой живут, защищать ее, а к другим гражданам относиться как к братьям. Бог при рождении примешал к тем, кто способен править – золота, и потому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, в земледельцев и разных ремесленников – железа и меди.

Цель данного мифа – обосновать послушание, единомыслие и братство граждан и одновременно их неравенство в структуре идеального государства. Причем, Платон предостерегает, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.

Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. «Прежде всего, – подчеркивает Платон, – никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются они сообща. Им запрещается прикасаться к золоту или серебру.

Женщины и мужчины в «Государстве» Платона имеют равные права и возможности. Место женщины в структуре общественной жизни определяют ее способности.

В качестве закона для стражей Платон предписывает: «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец». Сохранению и воспитанию подлежат лишь дети, родившиеся от лучших родителей. Их отрывают от родителей и относят в общие ясли к кормилицам. Воспитание детей первых двух сословий возлагается на государство. Таким путем Платон стремится превратить всех в членов единой правящей семьи, где все родственники.

Регламентации жизни третьего сословия Платон не касается, оставляя решение этого вопроса за властями идеального государства. Члены третьего сословия – свободные граждане. В идеальном государстве отсутствуют рабы. Отсутствие рабов связано с принципиальным отрицанием частной собственности для членов первых двух сословий и возложением всего производительного труда на людей третьего сословия.

Целью государства является благо целого, всех сословий.

Платон восхваляет умеренность и средний достаток, и критикует крайности богатства и бедности, особенно опасные для третьего сословия. Разбогатевшие теряют интерес к дальнейшему совершенствованию в своем ремесле, а бедные не могут приобрести даже необходимых средств для своей деятельности. Богатство ведет к роскоши, лени и опасным для традиционных ценностей новшествам, а бедность – к низости и злодеяниям.

Главное социально-экономическое отличие идеального государства от всех других государств Платон видит в том, что каждое обычное государство «представляет собой множество государств... В них заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств...». Предлагаемые Платоном меры по обеспечению счастья государственного целого снимают проблему этого раскола и ликвидируют источник внутренних войн.

Идеальное государство строится, по Платону, на началах законности, а не усмотрения правителей. Правители же могут уточнять действующие законы и вводить необходимые новые законы в границах идеального проекта.

Идеальное государство, по Платону, это правление лучших и благородных. Такое государственное устройство будет, согласно Платону, либо царской властью (если среди правителей выделится кто-нибудь один), либо аристократией (в случае нескольких правителей). Такая трактовка обусловлена тем, что понятия человека царственного и человека аристократического для Платона тождественны.

Признавая трудности осуществления проекта идеального государства, Платон, тем не менее, уверен в возможности его реализации. Однако и идеальное государство не может быть вечным. В связи с чем, Платон излагает концепцию закономерной смены различных государственных форм. В основе этой концепции лежит идея соответствия между пятью видами государственного устройства и пятью видами душевного склада людей.

Кругооборот внутри цикла из пяти государственных форм обусловлен порчей человеческой натуры. Идеальному государству соответствует аристократическая форма правления. Ей на смену идет четыре ошибочных и порочных вида: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

В результате порчи идеального строя возникает частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Устанавливается господство яростного духа. Это тимократия. Критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Из-за войн и раздоров тимократическое государство постепенно (в результате скопления богатства у частных лиц) трансформируется в олигархию. Этот строй основан на имущественном цензе: у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. Олигархия держится на запугивании и применении вооруженной силы. Ненависть неимущих против богачей приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. Демократия, по Платону, – «строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления». В демократии Платон выделяет два вида равенства: «геометрическое» и «арифметическое». «Геометрическое равенство» – это равенство по достоинствам, когда каждому разумно воздается надлежащее. «Арифметическое равенство» – это полное уравнение всех во всем. Оно неправильно. Господство присущих толпе ложных мнений при демократии приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке ценностей: наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Демократия опьяняется свободой и из нее вырастает ее противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение выдающихся людей – потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях, постоянное инспирирование нужды в предводителе, многочисленные казни. Тирания – это, по Платону, господство наихудшего, окруженного толпой негодяев.

Таким образом, каждая форма государства, согласно Платону, гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений им. Выход из порочных состояний общества Платон связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.

Дальнейшее развитие политической философии Платона отражены в более поздних диалогах «Критий» и «Политик».

Единственно правильным государством в «Политике» признается то, во главе которого стоит истинно знающий правитель. Существо знания – в понимании сути подражания божественным образцам правления. Там, где установлено идеальное правление, не нужны слишком детальные законоположения. Во всех других формах государства необходимо руководствоваться писаными законами и отечественными обычаями.

В «Политике» Платон выделяет семь форм правления:

Ø истинное правление;

Ø законная монархия – это царская власть;

Ø противозаконная монархия – тирания;

Ø законная власть немногих – аристократия;

Ø незаконная власть немногих – олигархия;

Ø демократия с законами;

Ø демократия без законов.

Таким образом, принципу законности Платоном придается формообразующее значение.

Платон высоко ценит политическое знание и политическое искусство. Именно владение политическим искусством отличает истинного правителя от всех остальных обладателей власти. Существо политического искусства – в умении разумно организовать и вести общегосударственную жизнь – плести политическую ткань.

Эволюция политико-правовых взглядов позднего Платина отражена в «Законах» – последнем крупном произведении. Здесь Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй.

Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. 5040 граждан по жребию получают земельный участок и дом, которым пользуются на правах владения. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей.

Деление граждан по сословиям заменяется градацией по имущественному цензу. Все граждане в зависимости от величины имущества делятся на четыре класса. Разбогатев или обеднев, они переходят в соответствующий класс. Роскошь пресечена. Предусмотрен закон о пределах бедности и богатства. Частным лицам запрещено владеть золотом или серебром. Ростовщичество преследуется.

Только граждане обладают политическими правами. Их основное дело – поддержание и соблюдение общегосударственного устройства. Граждане равноправны.

Земледелием, ремеслом и торговлей занимаются рабы и иностранцы. Они не являются гражданами.

Индивидуальная семья признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. А именно – демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).

Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов (по 90 человек от каждого из 4-х классов). К выборам правителей допускаются только граждане, которые носят оружие или уже принимали участие в войне. Возраст правителей от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они, прежде всего, «стражи законов».

Замыкает иерархию государственных органов Тайное «ночное собрание». Оно состоит из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Им принадлежит верховная власть в государстве.

Основой политического правления и государственной жизни, согласно Платону, является принцип законности. Он различает два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители; другой, где и правителям предписаны законы. «Я вижу, – пишет Платон, – близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Второе по совершенству государство относится к тем, где и правителям предписаны законы.

Задача законодателя состоит в познании «естественных» и, следовательно, разумных, справедливых и правовых начал, выражающих божественный разум, и их воплощение в полисных законах, которые именно поэтому и характеризуются как «определения разума».

Платоновское законодательство чрезвычайно детализировано и сурово. Чтобы преодолеть возможное сопротивление населения вводимым законам, Платон предлагает провести предварительное «очищение государства» от неугодных лиц и оставить лишь «хороших людей». Эти чистки предусматривают смерть или изгнание.

Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом. Заметная роль в платоновском учении о законах отводится принципу подражания. Этот принцип подразумевает марионеточный, не самостоятельный характер человеческих существ по сравнению с богами. Это положение Платон обосновывает с помощью мифа о людях как куклах и игрушках богов. Внутренние состояния людей, точно нити тянут и влекут их в разные стороны. Люди должны, оказывая сопротивление всем остальным влечениям, следовать лишь одному – требованиям закона.

Этот миф должен был, по замыслу Платона, укрепить людей в мысли о божественном происхождении и безусловном авторитете полиса.

Платон – первый из мыслителей четко формулирует политико-правовой принцип, согласно которому при реализации закона необходимо сочетать убеждение и принуждение. Он также обосновывает необходимость преамбулы к закону.

Платон – безудержный регламентатор. Он рисует картину полной связанности людей законами. Он выступает против всякого рода новшеств, которые, по его мысли, идут от поэтов, произвольных изменений в детских играх, сношений с другими государствами и т. д.

Прочность проектируемого строя и реализацию законов Платон тесно связывал с надлежащей организацией правосудия. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К деятельности по отправлению правосудия должны быть причастны и все граждане государства. Суд должен быть активным. Предусматривалась защита по делам.

Существенное значение Платон придавал идеологической обработке населения проектируемого государства путем внушения ему представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загробных арах за их нарушение и т.д. Комплекс философско-мифологических воззрений, которые должны быть внушены населению, предстает, по существу, в виде общеобязательной государственной религии, нацеленной на достижение единомыслия граждан и упрочение социально-политического строя и законопорядка проектируемого государства.

Политико-правовые взгляды Платона оказали очень значительное воздействие на историю мировой мысли.

Аристотель

(384 – 322 гг. до н. э.)

Аристотель является зачинателем политической науки как отдельной самостоятельной дисциплины.

Его отец – Никомах был придворным врачем македонского царя Аминты III. После смерти отца Аристотель (в 17лет) прибыл в Афины, где учился, а затем преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти Платона.

В 342 – 340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II он занимается воспитанием его сына Александра. Затем, в 335 г. возвращается в Афины, где основывает свою философскую школу – Ликей и руководит ею почти до конца жизни. После смерти Александра в 323 г. над Аристотелем из-за его промакедонских симпатий нависает угроза обвинения в безбожии. Он спешно уезжает из Афин и через несколько месяцев умирает на родине своей матери, в Халкисе на острове Эвбее.

Политико-правовая тематика освещена Аристотелем в работах: «Политика», «Афинская полития», «Этика» и «Риторика».

Философские воззрения мыслителя сложились в ходе его полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон заблуждается, допуская существование особого мира идей. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Аристотель предложил более утонченную идеалистическую концепцию. Согласно его взглядам, каждая вещь состоит из материи и формы. Форма – это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности. Таким образом, изучение природных закономерностей подменяется у Аристотеля телеологией – учением о целесообразном строении мира.

Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Поэтому, государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как явления естественные, существующие от природы.

Государство, согласно Аристотелю, – продукт естественного развития. Оно образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения является семья; из нескольких семей возникает селение. Государство – это высшая форма общения, включающая в себя все остальные общения. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни.

Человек по природе своей – существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

Государство состоит, по Аристотелю, из множества элементов, которым в рамках единства присуще специфическое различие. Чрезмерное стремление к единству приводит к уничтожению государства. Поэтому он выступает защитником прав индивида, и в, первую очередь, индивидуального права частной собственности, обосновывает необходимость индивидуальной семьи.

Частная собственность коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. Но Аристотель также и против корыстолюбия, чрезмерного обогащения. Его позиция состоит в том, что собственность должна быть частною, а эксплуатация ее общею.

Государство, по Аристотелю, понятие сложное. По своей форме оно представляет известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. Определение государства как формы зависит от того, кого считать гражданином. Гражданин – это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Государство же есть достаточная для самодавлеющего существования совокупность граждан. В число граждан не входили варвары и рабы.

В обоснование рабства Аристотель приводит следующие доводы:

1) естественные (природные) различия между людьми. Рабство установлено природой: варвары обладают могучим телом и слабым умом и способны только к физическому труду;

2) рабство вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности.

Классификацию форм государства Аристотель производит по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по осуществляемой в государстве цели: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу; при неправильных – только свое личное благо. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития. К неправильным: тирания, олигархия, демократия.

Полития – лучшая форма государства. Она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Это труднодостижимая форма государственного строя, т. к. в большинстве случаев средний элемент в государстве занимает незначительное место. Доминируют, как правило, либо крупные собственники, либо простой народ. Поэтому государственный строй устанавливается в интересах лишь победившей стороны – олигархии или демократии.

Полития – это «средняя» форма государства. Во всем доминирует «средний» элемент: в нравах – умеренность; в имуществе – средний достаток; во властвовании – средний класс. «Государство, состоящее из «средних» людей будет иметь наилучший государственный строй», – пишет Аристотель. Средний элемент нейтрализует опасность раскола населения на борющиеся партии и ослабляет раздоры. Число сторонников данного строя должно превышать число его противников в общей массе свободного населения.

Не только в политии, но и в олигархии, и в демократии законодатель должен ориентироваться на «средний» элемент данной формы государственного строя.

Лучшая организация государственного строя зависит от правильной комбинации трех основных элементов – законосовещательного органа, магистратур и суда.

В целом Аристотель выступает за такое равновесие законосовещательных органов и магистратур, где магистратуры по многим основным вопросам (в том числе в сфере законодательства), получают решающий голос, а народное собрание – лишь совещательный.

Аристотель подробно исследует разрушительные элементы, присущие каждой форме государства и средства их нейтрализации. Он развивает учение о государственных переворотах. Основная причина возмущения и переворотов – в отсутствии равенства. Для достижения равенства и поднимаются восстания. Перевороты сопровождаются сменой принципов государственных форм.

Аристотель различает справедливые и несправедливые восстания. Восстание справедливо, если его поднимают лица, пользующиеся местными правами, с целью уравняться в правах с другими. Восстание несправедливо, если поднимается теми, кто пользуется равными правами с остальными, но стремится добиться больших прав. Кроме того, различаются насильственные и ненасильственные государственные перевороты.

Аристотель предлагает ряд мероприятий по обеспечению устойчивости данного строя. И олигархия, и демократия, по Аристотелю, могут иметь сносную организацию, если преодолеют свои крайние тенденции. Важную роль для укрепления строя играет воспитание в духе соответствующей политической формы. Воспитание граждан – это общегосударственная забота.

Аристотель выдвигает проект идеального государства.

Население государства должно быть достаточным и легко обозримым: граждане непременно должны знать друг друга. Территория государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Она должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Наилучшие условия для совершенного государства создает климат Эллады.

Граждане лучшего государства занимаются лишь делами военными, законосовещательными и судебными. Поочередное участие граждан в этих делах должно быть сообразовано с их возрастом и умением. Они представляют собой «зажиточный класс». Торговцы, ремесленники и матросы свободны, но не имеют гражданских прав. Граждане пользуются трудом ремесленников и рабов.

Земля делится на две части: одна часть – в общем пользовании всего государства; другая – в частном владении граждан. Соответственно двум видам собственности на землю назначаются государственные и частновладельческие рабы. Всем рабам в виде награды за их труд гарантируется в будущем свобода.

Аристотель высоко оценивал благо мира. «Целью войны является мир», – говорил он. Очень прогрессивна мысль Аристотеля о том, что «самый принцип войны можно считать противным идее права».

В своих работах Аристотель поднимает проблему справедливости. Он различает два вида справедливости:

1) распределяющую – деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу того или иного члена;

2) уравнивающую – критерий – арифметическое равенство.

Справедливость, по Аристотелю, возможна лишь между свободными и равными людьми, и имеет целью их самоудовлетворенность.

Право, по Аристотелю, представляет собой норму политического общения свободных людей. Жить в государстве как политической организации означает жить в законе. Он олицетворяет собой политическую справедливость.

Политическое право делится на естественное и условное.

Естественным правом Аристотель называет то, что везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его в законодательстве того или иного государства. Предписания естественного права он нигде не перечисляет, но, по смыслу его концепции, к таковым относятся все общественные явления, существующие «от природы» (семья, частная собственность и т. д.).

Под условным правом Аристотель понимает законы, установленные в государстве, а именно: писаные законы, неписаное обычное право.

Естественное право стоит выше закона.

Закон олицетворяет верховную власть в государстве. Закон свободен от человеческих аффектов и представляет собой «уравновешенный разум». Законодательство – это часть политики.

Искусство законодателя состоит в том, чтобы издавать законы, соответствующие данному государственному строю, а не подгонять государственный строй к законам. Правление законов, а не людей означает стабильность существующей формы государства и ее политического порядка, «ибо порядок и есть своего рода закон».

Законы, соответствующие правильным формам государственного строя, будут основаны на справедливости. Законы, соответствующие неправильным формам государства, будут, по Аристотелю, несправедливы.

Аристотель выступает за законодательную регламентацию всех основных аспектов общественной, политической и частной жизни людей. И в этом смысле он является «законником». Он придерживается того взгляда, что «то, чего закон не приказывает, то он запрещает». Назначение законодательства – содействовать реализации высшей цели государства, которая состоит в счастливой жизни граждан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.11 (0.047 с.)