Политико-правовые идеи «Слова о законе и благодати» Иллариона 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи «Слова о законе и благодати» Иллариона



Первым русским политико-правовым трактатом стало «Слово о Законе и Благодати», созданное Киевским митрополитом Илларионом в середине XI столетия.

Свои идеи митрополит Киевский изложил в проповеди, которая затем в записи вошла во многие рукописные сборники ХIII – ХVII вв.

Иллариона интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства.

Источником верховной власти митрополит считал Божественную волю. Великого князя он называет «причастником и наследником небесного царства», получившим властные полномочия по наследственной преемственности. Так, Владимир «славен происхождением», а Ярослав «наместник Владимиру». Тот, кто «от славных родится», «от детские младости» приготовляется всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Илларион придает большое значение воспитанию правителя и подготовке его к занятию высшей политической деятельностью.

Власть и государство в понимании Иллариона едины, «как Троица едина в трех лицах», притом «нераздельна и неслиянна». Триединство у Иллариона образуют власть, государство и церковь.

Князь ответствен за управление людьми и страной, которых Бог вверил его попечению («за труд паствы людей его»). Он обязан выполнять свой долг, не поддаваясь соблазнам, всечасно заботясь о своих подданных и обращаясь к ним «богатством добрых дел». Что же касается формы правления, то очевидно прослеживается его приверженность к советному началу в монархической, по своему принципу, организации власти. Илларион просит Бога «умудрить бояр», так как в окружении правителя он хотел бы видеть умных советников.

Для характеристики государственного устройства Илларион применяет формулу «единодержец земли своей», которую следует понимать как представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной великому князю территории.

Одно из центральных мест в «Слове о Законе и Благодати» занимает образ христианского носителя верховной власти. Князь должен быть мужественным, умным («острым умом»), милосердным и законопослушным. Ответственность русских князей за управление государством повышается еще и тем, что великий князь киевский владычествует «не в худе бо и неведомой земле... но в русской, яже ведома и слышима есть всеми четырьмя конци земли».

Особой похвалой отмечена законодательная деятельность Владимира и Ярослава Мудрого и осуществление ими власти в пределах закона («землю свою пасуще правдою»).

Божественный промысел позаботится о мире, а князья должны предотвращать войны («ратные прогони, мир утверди, страны укороти», а некоторым даже и «отгрози»). Понятие «грозы», которое Илларион первым вводит в политическую теорию в качестве характеристики одного из аспектов деятельности, верховной власти, обозначает у него могущество верховной власти, способной «отгрозить» врагам родной земли в целях сохранения мира.

В обязанности князя входит и организация хорошего управления («...бояри умудри, грады разсели... церковь взрасти, достояние свое соблюди»).

При всем многообразии затронутых Илларионом проблем, главная часть трактата посвящена выяснению соотношения права и нравственности, для чего он использует термины: Благодать, Истина, Закон. Правда.

По мысли Иллариона, подзаконное состояние не предоставляет людям свободы в выборе своих действий, так как они принуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, государя, господина. Закон Илларион рассматривал как «предтечу и слугу Истины и Благодати». Эти понятия Илларион связывает с учением Христа. Заповеди Моисея сохраняют человеку жизнь, спасая его земное, бренное существование, а учение Христа спасает душу. Однако, Истина у него не антитеза Закону. Закон – ступень к познанию Истины, в которой воплощена христианская нравственность.

К преимуществам истины Илларион относит причастность к Богу всех людей не фактом рождения, а крещения и благими делами.

Тема праведного суда тоже интересовала Иллариона. Он затронул проблему наказания и «милости виноватому». Принцип Наказания он сформулировал как воздаяние каждому по делам его.

3.2. Проблема ответственности великого князя перед подданными.
Образ правителя христианского типа
(Нестор, Владимир Мономах, Даниил Заточник)

Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли является русская летопись. Дошедший до нас письменный летописный свод, называемый «Повестью временных лет», датируется началом XII в. и связывается с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

По времени «Слово о Законе и Благодати» предваряло «Повесть временных лет», и многие его идейно-политические мотивы получили в ней отражение дальнейшее развитие. Перед Нестором стояли две главные задачи: одна историческая – выяснение происхождения древнерусского государства («откуда есть пошла Русская земля»); другая – политико-правовая – обоснование правомерности занятия великокняжеского стола правящей династией.

Кроме того, Нестор предпринял попытку доказать историческую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также определить роль и значение Руси среди других стран и народов, со многими из которых у русских были общие праславянские корни. Затронул Нестор и обычные для публицистики того времени политико-правовые темы: образ великого князя, форма организации власти, вершение правосудия.

Так же, как и Илларион, автор «Повести» привержен советному началу в организации верховной власти. Князь всегда решал все вопросы не единолично, а созывал дружину на совет и совещался с ней, был верен слову, не нарушал клятвы, соблюдал законы и обычаи. Владимир традиционно прославлен за крещение Руси, причем факту крещения предпослан рассказ о том, как разумно, осмотрительно и дальновидно Владимир выбирал религию для своего народа и как много благ получил от этого русский народ, ибо он был осенен Благодатью и познал Истину, содержащуюся в заповедях Иисуса Христа. За эти действия Нестор назвал Владимира «новым Константином великого Рима».

Однако главной темой в труде Нестора вот уже несколько веков считается его версия происхождения государства, которую он объединяет с установлением великокняжеского династического начала. Речь у Нестора идет о заключении особого рода неписаного договора (так называемого акта призвания), объединившего все местные племена под властью приглашенных трех братьев норманнов – Рюрика, Синеуса и Трувора. Такое объяснение разрешало сразу несколько важных политико-правовых проблем. Оно утверждало законность происхождения власти (не насилием, не обманом, не захватом, а добровольным призванием) и проводило идею братства князей, восходящих к единому династическому началу, что должно было исключить возможность междоусобиц.

Примечательно, что летописец в качестве положительного фактора отмечает именно мирную политику славян. Даже варяг Игорь, правда, уже значительно ославянившийся, начал княжить в Киеве, «мир имея ко всем странам». Нестор дает обобщенное осуждение всякого правителя или его приближенных, которые стремятся в своей политике не к миру, а к войне: «зол совет тех, кто толкает на кровопролитие». Нестор даже возлагал на свою страну (правящих князей) ответственность за судьбы пленных русских и считал необходимым их выкупать и содействовать их возвращению на родину.

Призыв к объединению в интересах сохранения целостности всей русской земли доводится до читателя посредством передачи обстановки княжеских съездов, на которых пламенно звучат речи о сохранении целостности и единства русской земли как самой главной заботе в деятельности великого князя киевского.

В целом «Повесть временных лет» отличается широким политическим кругозором ее автора, глубоким пониманием им государственных интересов страны и стремлением к утверждению законных форм установления и осуществления великокняжеской власти.

Свою политическую программу Владимира Мономах (1053 – 1125) изложил в сочинениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и др., где осуждаются княжеские раздоры и обосновывается легитимность совместного владения и охраны земли Русской на началах удельщины с правом старшинства великого князя, договорных отношений, скрепленных крестоцелованием. Часть княжеского наставления посвящена способам совершенствования в мужском деле» – войнах и охоте, в искусстве княжеского владычества (правления), в частности, в исполнении многих своих забот – забот в роли отца семейства, а также воина, не боящегося смерти в бою, судьи, который судит лично и «по правде», в особенности защищая «убогих» – смердов, вдовиц, сирот.

Образ правителя он описал весьма поэтично. Так, он советует будущим великим князьям всегда иметь чистое тело, кроткой душу, сохранять верность в словах и делах, всегда иметь добрые помыслы, творить неустанно добрые дела, никого не ненавидеть и никому никогда не мстить. Владимир Мономах советует князьям не надеяться на воздаяния на небесах, а помнить о том, что Бог судит на земле.

Смертную казнь как вид наказания он не приемлет, исходя из нравственных постулатов христианства. Призыв «не мстить» распространяется у него не только на наказательную политику, но и на межкняжеские отношения. Задача правителя – поиск путей достижения мира.

Мономах озабочен обеспечением и укреплением единодержавного правления, выработкой правил осуществления этой власти как верховной и на уровне вассальных князей и княжеских слуг.

«Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.) – письменное послание-рассуждение, где он обращается к переяславскому князю Ярославу с предложением своих услуг в качестве советника. Некоторые из своих советов он оформляет в виде размышлений о княжеской власти, общим ее призвании и возможном употреблении.

Князь должен управлять мощно и справедливо, иметь при себе «думцев» мудрых, но не лукавых и опираться в своей деятельности на их совет. При этом советников надо подбирать умеючи. Они должны быть умны, мудры и не допускать беззакония, поступать по правде, т.е. по закону. Не обязательно брать старых и опытных, ибо дело не в опыте, а в уме. И полки воинов сильны умом своих 'полководцев. Полки могут быть храбрыми до безумия, но не храбростью, а умом достигаются надежные победы. Власть князя может быть и принудительной, и репрессивной к «беззаконным». Эта власть именуется «царскою грозою». Грозная власть пресекает беззаконие и восстанавливает справедливость. Идеальный князь тот, кто заботится о подданных. «Земля плод дает обилия, древеса, овощ; а ты нам княже богатство и славу». Здесь осуждается боярское самоуправство; которое беззаконно и несправедливо и порождает неурядицу, произвол и ослабленность перед внешней угрозой.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.009 с.)