Теоретические занятия (лекции) – 2 часа.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические занятия (лекции) – 2 часа.



Лекция 3. Тип – проблемная лекция, лекция беседа, лекция-дискуссия

Структура (план)

1. Теория общественного договора: сравнительный анализ
(Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо)

2. Политико-правовые учения Ш. Монтескье, Ч. Беккариа

3. И.Кант, Ф. Гегель о государстве и праве

4. Политико-правовые учения в России Нового времени

Конспект лекции

1.1. Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)

Томас Гоббс родился в семье сельского священника. В 1608 г. окончил Оксфордский университет, был домашним учителем в знатных семьях. С 1640 по 1651 гг. (период революционных бурь) жил в Париже, преподавал математику и философию наследнику английского престола будущему Карлу II. Кромвель (лорд-протектор) благосклонно отнесся к мыслителю и предложил ему пост статс-секретаря. После реставрации монархии Стюартов Томас Гоббс подвергся травле со стороны роялистов за свои антитеологические позиции и связь с лидерами республики (несмотря на коррективы «Левиафана» с учетом новой политической конъюнктуры).

Основные работы: «О гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).

Т. Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Он отделил политическую науку от теологии и подчеркнул ее практическую, созидательную направленность. Он считал, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению насилия и войн, благоденствию всех людей. Он мечтал о таком идеальном варианте, когда практическую политику будут осуществлять на основе науки. Выводы политической науки должны быть такими же достоверными, как и математическая теория. Это будет способствовать обеспечению мира и процветанию человечества. Эти методологические положения Гоббса создали фундамент политической науки Нового времени.

Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти.

Т. Гоббс исходит из того, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Подобное равенство людей означает, что у них равные возможности вредить друг другу. Естественные страсти (прежде всего властолюбие) влекут людей к соперничеству, недоверию, жажде славы и, как следствие, к зависти, ненависти, вражде и мести. То есть к «войне всех против всех». Таково естественное состояние человеческого рода.

Каждый в естественном состоянии имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и естественная свобода.

«Естественное право... есть свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что является наиболее подходящим для этого средством». Под свободой понимается отсутствие внешних препятствий делать то, что человек желает.

Однако разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его естественное право должно быть ограничено под углом зрения совместной мирной жизни людей. Поэтому естественное право нельзя смешивать с естественным законом.

Естественный закон – это найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни.

Исходный закон гласит: «Должно искать мира и следовать ему». Все другие законы указывают путь к достижению и обеспечению мира. Определяющее значение имеют законы: эквивалента, справедливости, равенства в отношениях между людьми.

Закон эквивалента означает взаимный отказ каждого человека от безусловной естественной свободы и предполагает взаимное признание прав и свобод.

Закон справедливости требует, чтобы люди выполняли заключенные ими соглашения, так как без выполнения договоров невозможны распределительные отношения и отношения собственности, составляющее ядро справедливости.

Начала взаимности в получении прав предполагает равенство людей как субъектов права. Привилегии противоречат принципам гражданского общества и естественным законам.

Остальные естественные законы требуют соблюдения правил благодарности, признательности, скромности, милосердия, прощения и т.д.

Естественные законы неизменны и вечны. Наличие одних естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Чтобы заставить людей выполнять соглашения, нужна государственная власть.

Государство возникает на основе договора. Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо.

Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном. Он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Так образуется «политическое тело», творение человеческих рук, созданное по образу и подобно самих людей, своего рода «искусственный человек». Но, в отличие от индивида, государство предстает как всемогущий искусственный субъект – «великий Левиафан», соединяющий силы всего множества составляющих его людей в одно целое.

Здоровое государство обеспечивает право человека на жизнь, мир, безопасность и справедливость, то есть устраняет «войну всех против всех». Поэтому верховная власть, независимо от ее форм, должна быть «так обширна, как только это можно себе представить».

Права суверена: установление законов; наказание нарушителей законов; объявление войны и заключение мира; отправление правосудия; учреждение системы органов; запрещение вредных учений, ведущих к нарушению мира и т.д.

Обязанности суверена: «Обязанности суверена (будь то монарх или собрание) определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа, к чему он обязывается естественным законом и за что он отвечает перед богом, творцом этого закона, и ни перед кем другим».

В основу классификации форм государства Т. Гоббсом положен критерий количества властвующих. Формы государства: демократия, аристократия, монархия. Неправильных форм правления нет, так как государство устанавливается в интересах мира и безопасности всех граждан. Смешанная форма правления – наихудшая, так как ведет к разложению государства и к превращению его в состояние чистой анархии.

Наилучшей формой государства является монархия. Ее преимущества: монарху не нужны «известные сроки» и «заранее установленные места» для проявления власти; требуется меньше дополнительных средств для наделения родственников, детей, льстецов и любимцев; реже происходит выдвижение непригодных людей; невиновным гражданам в меньшей степени угрожает наказание, чем при государстве народа; в монархии нет политических партий, наличие которых в иных формах правления ведет к революции; издаваемые законы более устойчивы; свобода граждан при владычестве монарха не меньше, чем при владычестве народа. Главное преимущество монархии – в ее способности удерживать в узде страсти людей.

Государственная власть должна быть неделимой, суверенной, неподсудной, неподконтрольной. Она стоит выше всех законов, так как все они установлены ею.

Монархия полнее других выражает идею абсолютной власти. Она более пригодна для осуществления целей, во имя которых создано государство: водворение мира, обеспечение безопасности народа.

Государства могут возникать не только через добровольное согласие индивидов образовать единое лицо (представляемое одним человеком либо собранием людей) и подчиниться ему в надежде на то, что оно сумеет защитить их против всех. Иной путь – приобретение верховной власти силой. Государства, возникшие в результате добровольного соглашения, называются политическими государствами. Государства, возникающие с помощью физической силы, называются основанными на приобретении.

Функции государства: полицейско-охранительная; «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»; силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы; заниматься воспитательно-просветительской деятельностью (внушение подданным мысли о безграничности власти суверена); гарантировать своим подданным свободу в той мере в какой она не отчуждена договором.

Среди неотчужденных (естественных) прав человека Гоббс называет право сопротивления тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет положить на него оковы или заключить в тюрьму. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон природы – закон самосохранения. Если суверен преступает этот закон, народу открывается право на восстание. Остальные свободы подданных «проистекают из умолчаний закона»: подданный имеет право делать все то, что не запрещено гражданским законом.

«Гражданским законом являются для каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, с тем, чтобы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, то есть между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилами», – пишет Т. Гоббс. Цель гражданских законов состоит в том, чтобы «ограничить свободу отдельных людей».

Законодателем во всех государствах является лишь суверен. Суверен – это «одно лицо или собрание», не подчиненное гражданским законам.

Только с установлением государства естественные (моральные) законы становятся гражданскими законами, так как верховная власть обязывает людей повиноваться им, следовательно, по Т. Гоббсу, «естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем».

Виды гражданских законов: распределительные, уголовные.

Распределительные законы предназначены всем подданным. Они определяют их права, указывая пути приобретения и сохранения собственности, порядок исков и т.д. Уголовные законы предназначены должностным лицам. Они определяют наказания за нарушение законов.

Кроме того, Т. Гоббс различает законы: основные и не основные.

Основные законы – это законы, обязывающие подданных поддерживать власть суверена, без которой государство погибнет. Это законы о прерогативах верховной власти: право войны и мира, отправление правосудия, назначение должностных лиц и вообще право суверена делать все, что сочтет необходимым в интересах государства.

К неосновным относятся законы, упразднение которых не влечет за собой распад государства. Это законы о тяжбах между подданными.

Божественные законы Т. Гоббс признает лишь в той мере, в какой они не противоречат естественным законам.

Внешнеполитическую арену Гоббс рассматривал как стихию эгоистических суверенов, находящихся в состоянии «войны всех против всех». В этой сфере естественные законы не действуют.

Учение Т. Гоббса противоречиво. Оно было отражением реальных противоречий между свободой и властью, личностью и государством, правом и законом и т. д.

Ориентируясь на ситуацию гражданской войны, он видел в диктатуре (Кромвеля) единственное средство преодолеть хаос анархии. Гоббс был уверен, что мощь Левиафана обуздает вырвавшиеся из-под контроля темные инстинкты людей и расчистит дорогу естественным законам разума. Во имя этого он гипертрофировал начало власти в ущерб свободе.

Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли своего и более поздних периодов.

 

1.2. Джон Локк (1632 – 1704)

Деятельность Д. Локка проходила в эпоху английской буржуазной революции ХVII в. Он был преподавателем Оксфордского университета. Затем – домашним врачом лидера вигской оппозиции графа Шефтсбери. Вскоре он становится его секретарем и советником и получает возможность близкого ознакомления с государственным механизмом страны. Умеренные антиабсолютистские взгляды графа оказали влияние на Д. Локка. Усиление политической реакции в стране вынудило Д. Локка в 1683 г. уехать в Голландию. Здесь он сблизился с эмигрантской оппозицией и установил контакт с Вильгельмом Оранским. В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. После того как он согласился установить конституционную монархию, Д. Локк возвратился в Англию.

В предисловии к своим «Двум трактатам о государственном правлении» (1690) он писал, что цель его сочинения – «утвердить трон великого восстановителя английской свободы короля Вильгельма, обосновать его права, покоящиеся на соглашении с народом».

В своем политико-правом учении Д. Локк исходит из концепций естественного права и договорного происхождения государства.

В естественном состоянии господствует закон природы. «Естественное состояние» людей – это состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право признаются взаимными. Закон природы «требует мира и безопасности для всего человечества».

Человек, в соответствии с требованиями разума, преследуя свои интересы, и отстаивая свое – свою жизнь, свободу и собственность, – стремится не навредить другому.

Таким образом, поведение человека определяется: естественными склонностями и желаниями; моральными побуждениями, естественными законами.

Используя идею естественного закона, Д. Локк впервые в истории английской мысли дал широкое теоретическое обоснование естественным правам личности: cвободе совести, личной свободе и равенству людей, праву частной собственности. Природа разума такова, что его нельзя принудить к вере во что-либо с помощью внешней силы. Выбор исповедания должен зависеть исключительно от свободного индивидуального решения. Концепция свободы совести предполагает обязательную принадлежность к какой-либо религии. Атеистам было отказано в терпимости. Всякое право и всякая власть человека над человеком являются взаимными, никто не имеет больше другого. Равенство прав порождает равную для всех обязанность соблюдать их.

Большое внимание уделяет Локк теоретическому обоснованию права частной собственности. Он исходит из положения о первоначальной общности земли и ее плодов. Право частной собственности – производное от природы человека, и не требует согласия людей, имеющих общее право на предметы природы. Труд создает разницу между общим и частным. Так как труд является «несомненной собственностью трудящихся», то предметы природы, к которым приложен труд, становятся частной собственностью того, кто его затратил. Таким образом, Локком была разработана трудовая теория собственности.

В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди, по Д. Локку, соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества, которая заключается в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и собственность.

Средства, призванные содействовать осуществлению данной цели: разделение властей; законность; оптимальная для нации форма правления; право народа на восстание и т. д.

Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую, необходимо разделение властей. Д. Локк различает власть законодательную, исполнительную и федеративную (союзную).

Законодательная власть (парламент) обладает правом создавать законы. Она предписывает правила поведения и санкции для нарушителей этих правил. Исполнительная власть (монарх, кабинет министров) создается для исполнения и надзора за исполнением законов. Федеративная власть (монарх, кабинет министров) направлена на обеспечение безопасности и интересов государства во внешних сношениях. Она ведает вопросами войны и мира, коалициями и союзами и имеет другие дела с иностранными лицами и государствами. Законодательная власть является верховной, а остальные власти подчинены ей.

Нормальная «структура правления», по Д. Локку, – это комплекс официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти взгляды легли в основу складывающейся в ХVII в. доктрины буржуазного конституционализма.

В целом, в концепции Д. Локка речь идет: о договорном происхождении государства; о договорно обусловленном характере его сущности и деятельности; о договорной форме установления гражданства применительно к каждому отдельному человеку. Такая концепция договорных отношений предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон.

Что касается вопроса о формах правления, то он не отдавал особого предпочтения ни одной из возможных. Он отрицал абсолютистско-монархическое устройство власти. Абсолютная власть хуже естественного состояния.

Государственная власть, по Д. Локку, исходит от народа. Народ может установить ту или иную форму правления. Но в любом случае государство должно управляться по воле большинства. Согласившись вместе с другими составить единый политический организм, каждый человек берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным. Принцип правления большинства требовал соответствующей организации государственной власти. Законодательная власть должна быть отдана в руки коллективного органа – парламента. Парламент должен формироваться по принципу народного представительства. Таким образом, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Они должны соответствовать велениям естественного закона (закона природы). Соответствие гражданского закона – закону природному выступает в качестве критерия верности и справедливости устанавливаемого в государстве закона. Так как закон выражает «волю общества» он обязателен для всех, в том числе и для всех государственных властей.

Политико-правовая теория Д. Локка сыграла значительную роль в последующей истории политико-правовой мысли. Особенно в плане формирования и развития буржуазного либерализма и индивидуализма. Заметное влияние взгляды Локка оказали на воззрение ведущих французских просветителей (Монтескье, Вольтера, Руссо) и деятелей американской революции (V111 в. Джефферсона, Мэдисона, Франклина и др.).

 

1.3. Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.)

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 г. в Женеве (столице Швейцарии и центре кальвинистского протестантизма) в семье состоятельного часовщика. После беспокойно протекшей юности он переехал в Париж, где работал: учителем, секретарем вельможи, переписчиком нот. Занятия перепиской нот сопровождались опытами музыкального сочинения. В середине ХV111 в. Дидро начал издание «Энциклопедии» и привлек Руссо, который написал серию статей по вопросам истории и теории музыки и статью «О политической экономии». В 1749 г. академия в Дижоне объявила конкурс на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». Руссо представил трактат и был отличен премией. Опубликование трактата поставило Руссо в центр внимания, он сразу стал знаменит. Мировую славу ему принесли три сочинения: роман «Юлия, или Новая Элоиза», трактат «Эмиль, или о воспитании», и «Общественный договор» (1762 г.). Со стороны клерикалов начались полицейские преследования. Спасаясь от ареста, Руссо бежит на родину, в Швейцарию. Власти не захотели терпеть его присутствия, в связи с чем, Руссо переезжает в Невшатель, находящийся под властью прусского короля. Но и здесь, несмотря на покровительство Фридриха II, преследования продолжаются: настроенная против Руссо толпа забрасывает камнями окна его дома. Руссо принимает предложение английского философа Д. Юма и переезжает в Англию. Здесь ему было оказано искреннее гостеприимство. Однако философ в течение многих лет уже страдал тяжелой формой подозрительности, перешедшей в манию преследования: ему всюду мерещились козни и заговоры. Руссо тайно бежит под чужим именем во Францию, где скитается по всей стране. Маркиз Жирарден пригласил его в имение Эрменонвиль, где Руссо внезапно умер 2 июля 1778 г.

Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций принципа народного суверенитета.

Человек, по Руссо, в «естественном состоянии» не был ни зол, ни добр; не имел ни пороков, ни доблестей. Разум, развившийся по выходе из «естественного состояния», рождает самолюбие, мышление укрепляет его, философия окончательно и совершенно изолирует человека. Случайности, которые, согласно теории Руссо, сыграли для человечества противоречивую роль: они одновременно способствовали и совершенствованию человеческого разума, и вырождению человечества: возникновение земельной собственности, перевороты в технике, изобретения орудий труда. Чем больше просвещается человеческий ум, тем больше развивается промышленность. С того времени, как человек стал нуждаться в помощи другого, и когда люди заметили, что одному выгодно иметь запас пищи, достаточный для двух, «равенство исчезло, возникла собственность», – пишет Руссо. Величайший переворот – это изобретение обработки металлов и развитие земледелия. За первыми попытками обработки земель неизбежно последовал их раздел. Таким образом, общество – стало ареной ожесточенной борьбы.

Бедствиями масс воспользовались богатые. Они предложили людям составить союз, признать над собой верховную власть, которая должна была бы якобы оказывать защиту всем членам общества. Эта уловка богатых имела успех: «все устремились на встречу своим цепям, думая упрочить свою свободу». Так возникло, по Руссо, современное ему общество.

Таким образом, исходя из теории Руссо, развитие общества представляет собой ряд переворотов:

1. возникновение законов и права собственности. Эта эпоха узаконила различие между богатыми и бедными.

2. установление «магистратуры», то есть власти. Эта эпоха узаконила различие между сильными и слабыми.

3. изменение правомерной власти на власть, основанную на произволе. Эта эпоха узаконила различие между господином и рабом.

Таким образом, противоречия ведут к возникновению абсолютной монархической власти и к ее вырождению в деспотизм.

Итак, развитие человечества, по Руссо, протекает в 3-х фазисах: естественное равенство; господство неравенства; водворение равенства. Это последний предел неравенства. Здесь все люди снова становятся равными, так как все они ничего собой не представляют.

В противовес этому порочному направлению развития общества Руссо развивает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями». Эта концепция развита в работе «Общественный договор». В его основе лежит мысль, что насилие не может быть источником права.

Государственная власть может быть основана только на общественном договоре, отвечающем воле народа. Сущность общественного договора – в том, что каждое отдельное лицо отказывается от всех своих прав и передает их в пользу целого общества. При этом, однако, оно остается неотъемлемым членом всего общества. Таким образом, достигаются две основные цели общественного союза: задачи самого общежития, сохраняется свобода каждого отдельного лица: подчиняясь общей воле, в которой каждый сам участвует, он в последнем счете подчиняется только самому себе.

Каждое отдельное лицо имеет неотчуждаемое право – участвовать во всех общих решениях. Таким образом, личное право превращается в право политическое.

Гражданское общество, возникшее на основе общественного договора – высшая ступень в сравнении с обществом естественным. Общественный договор «защищает моральным и законным равенством все то физическое неравенство, которое природа могла внести между людьми».

Чтобы оценить значение перехода «естественного состояния» в гражданское, необходимо строго отличать свободу естественную от гражданской. Пределом естественной свободы являются только силы индивида, пределом гражданской – общая воля. Выдающиеся приобретения гражданского состояния – моральная свобода. Только она одна делает человека господином под самим собой.

Верховная власть в государстве, по Руссо, может состоять только в соединенной воле всех. Общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения). Эта власть, есть суверенитет. Суверенитет един – это суверенитет народа.

Признаки суверенитета:

 

1) неотчуждаемость. Подлинный закон есть только объявление всеобщей воли, следовательно, в отношении законодательной власти народ не может иметь представителя. Все законы, относящиеся к функции верховной власти, должны применяться на основе плебисцита.

2) неделимость. Руссо отвергает деление власти на законодательную и исполнительную. Например, ни акт объявления войны, ни акт заключения мира не есть закон, а лишь применение закона.

Так как общая воля – это выражение общих интересов и всегда стремится к общему благу, то она всегда права. Однако, опыт показывает, что народ может быть обманут: ему могут быть навязаны или внушены ошибочные суждения. Тогда может показаться, будто народ хочет не того, чего ему следовало бы хотеть. Возможность ошибки народа, по-видимому, противоречит утверждению о всегда правой общей воле. Но, по Руссо, противоречие здесь только кажущееся. Чтобы снять противоречие, следует различать: – «общую волю» и «волю всех». «Общая воля» – это то, в чем совпадают все индивидуальные (или частные) воли. «Воля всех» – это совокупность частных воль, каждая из которых в отдельности преследует свой особый интерес. Если из «воли всех» откинуть все имеющиеся разногласия, то останется некоторое среднее мнение. Оно-то и будет «общей волей». Только об этом среднем мнении можно сказать, что оно «общая воля» и что оно всегда право.

Это учение исключает допущение партий. Всякий акт суверенитета – это соглашение целого с каждым своим гражданином. Опора на общественный договор делает эти акты законными и справедливыми. Верховная власть может издавать только такие законы, действие которых простирается одинаково на всех. Закон, по Руссо, – есть формулировка «общей воли» относительно общего предмета.

Условия, соблюдение которых необходимо для успешного исполнения и соблюдения законов: необходимо выбрать подходящее для каждого народа строго определенное и ограниченное время, важно, чтобы государство по своей территории не было ни слишком обширным, ни слишком ничтожным.

Суверен, согласно Руссо, не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе такой закон, от которого он не мог бы себя освободить, это противоречило бы самой природе политического организма.

Государство имеет право на жизнь и смерть подданных. «Итак, – пишет он, – гражданину уже не приходится судить об опасности, которой Закону угодно его подвергнуть, и когда государь говорит ему: «Государству необходимо, чтобы ты умер», – то он должен умереть, потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от государства». Такой этатистской формулировки нет даже у Гоббса.

При народовластии возможна только одна форма правления – республика. Форма организации правительства может быть различной (в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении): монархией, аристократией или демократией. Для контроля за деятельностью исполнительной власти периодически должны созываться народные собрания. На собраниях следует ставить на голосование в отдельности два вопроса: «Первое: угодно ли суверену сохранить настоящую форму Правления. Второе: угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено».

Народ имеет право изменить форму правления, расторгнуть само общественное соглашение и возвратить себе естественную свободу.

Руссо различает равенство: юридическое, фактическое. Юридическое равенство он признает во всем объеме: на основе общественного договора все граждане равноправны. Фактическое равенство недостижимо в абсолютном смысле. Оно должно быть установлено в относительных границах – в зависимости от того, что необходимо для сохранения свободы.

Законы, по Руссо, должны видоизменяться в каждой стране в зависимости от отношений, порождаемых характером местности и характером ее обитателей.

Виды законов:

1) политические. Предусматривают отношение суверена к государству.

2) гражданские. Регулируют отношения граждан между собой или с государством.

3) уголовные. Регулируют «отношения между человеком и Законом».

4) «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». «Эти законы, по Руссо, запечатлены, в сердцах граждан; они-то и составляют подлинную сущность Государства; они изо дня в день придают новые силы; когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти». Это наиболее важный вид законов.

Основные идеи трактата «Общественный договор» смягчаются рядом оговорок и разъяснений. Тем не менее, в его идеях видели призыв к восстанию против абсолютизма. Книга Руссо была осуждена в Париже. Женевский совет постановил сжечь «Общественный договор», а его автора арестовать, если он ступит на территорию республики. Но когда во Франции раздалась революция, якобинцы нашли в «Общественном договоре» настоящий кодекс революционного действия.

2.1. Ш. Л. Монтескье (1689 – 1755 гг.)

Шарль-Луи Секонда барон де Ла-Бред родился 18 января 1689 г. в знатной аристократической семье. Фамилию Монтескье он принял в 1716 г. от своего бездетного дяди, который завещал ему все свое состояние: обширные земли, дома и должность президента Бордоского парламента. Его отец был младшим братом в семье, поэтому, не наследовал родовых земель, но выгодно женился, получив с приданым жены замок Ла-Бред. Это был просвещенный человек, независимый в своих взглядах и мнениях. Мать происходила из английского рода Пенель. Это была умная, но очень религиозная и склонная к мистицизму женщина.

В 10 лет Шарль был определен в колледж при монастыре в Жюльи (его мать умерла, когда ему было семь лет), где главное внимание уделялось изучению литературы. После колледжа Монтескье вернулся в замок отца и начал самостоятельно изучать юриспруденцию.

В 1716 г. после смерти дяди Монтескье занял видное положение президента парламента. Эта работа послужила источником теоретических обобщений. Затем он был избран членом Бордоской академии, где занимался по очереди почти всеми естественными науками.

Первое крупное произведение Монтескье – «Персидские письма» появилось в 1721 г. анонимно. Книга произвела всеобщую сенсацию и, несмотря на запрещение, расходилась в огромном количестве. В первый год – восемь изданий. Успех книги объясняется изображением правдивой социально-политической картины жизни Франции начала ХVIII в. (осмеиваются монахи, министры, король, само общество).

В 1725 г. Монтескье переселяется в Париж. Он стал членом Парижской академии (где царили скука и серость). Поэтому вскоре Монтескье отправился путешествовать, чтобы увидеть политико-правовые установления других стран. За три года он побывал в Англии, Австрии, Венгрии, Италии, Голландии, ряде немецких княжеств.

В апреле 1731 г. он вернулся во Францию: жил то в Париже, то в замке, разрабатывая свое политико-правовое учение.

Главный трактат Монтескье – «О духе законов» (1748 г.). Над ним автор работал двадцать лет. Сразу же после публикации он попал в «Индекс запрещенных книг».

Последние годы жизни Монтескье провел в своем замке, продолжал литературные занятия.

В 1754 г. он выехал в Париж. Причина – арест профессора Ла-Бомеля – защитника книги «О духе законов». Он был арестован в Пруссии, выдан Франции и заключен в Бастилию за политическую неблагонадежность. Монтескье добился освобождения профессора. Но простудился и заболел воспалением легких. 10 февраля 1755г. он умер. Его похороны были скромны. Могила была затеряна.

Государство, по Монтескье, – это создание сознательной деятельности людей. Оно возникло исторически, на определенной ступени развития человеческого общества.

Первая стадия развития человеческого общества – это естественное состояние. Люди чувствуют лишь свою слабость, они робкие, боятся друг друга. Страх заставлял людей не нападать (по Гоббсу), а бежать друг от друга.

Ш.Л. Монтескье выделяет в своей концепции следующие естественные законы людей: мир; стремление добывать себе пищу; просьба, обращенная одним человеком к другому; желание жить в обществе.

Естественные законы первобытных людей сблизили их и привели к образованию семей. На этом этапе развития люди стали разумными существами. Они могут не только чувствовать, но и отвлеченно мыслить. Отношения между людьми регулировались нормами, вытекающими из естественной власти отца под сыновьями.

Семьи увеличивались и превратились в общество героических времен. Регулирование поведения членов общества основано на справедливости. В героические времена среди людей сохранялось единство их воль. Они чувствовали себя единой семьей, были равны и свободны, жили в достатке, не было больших имущественных различий.

Это общество героических времен, по Монтескье, на определенном этапе развития изменилось. В нем появились большие имущественные различия людей, раздоры, война всех со всеми. Таким образом, образовалось общество вражды людей друг с другом, то есть гражданское общество.

Одна из основных причин появления агрессии – корыстные цели. Всеобщая война людей друг с другом поставила общество перед дилеммой: или погибнуть в противоречиях; или стать государственно-организованным обществом.

Таким образом, государство, по Монтескье, появляется тогда, когда возникшее в обществе состояние войны не может быть прекращено без насилия.

Хотя государство вытекает из состояния вражды, его наличие предполагает согласие всех людей стать гражданами государства. В концепции Монтескье общественный договор представляет собой вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть. Он вправе без согласия правителей изменить форму правления, если те злоупотребляют полученной властью.

Согласие между народом и государем представляет собой акт принятия основных законов государства. Идея правления законов, а не людей, была положена в основу соглашения народа с правителями. Нарушение законов дает право народу на восстание. Суверен должен подчиняться не только естественным законом, но и позитивным законам своей страны.

Главные задачи государства – силой заставить отдельных членов общества выполнять законы, выражающие общее благо, примирить социальные противоречия, состояние войны людей друг с другом и направить борьбу между людьми в законное русло.

Основным руководящим принципом деятельности государства является благо народа, которое «есть верховный закон».

Государство как институт справедливо по природе. Произвол, который существует в истории, присущ не государству, а его должностным лицам и правительствам. Поэтому, Монтескье различал государство: как союз граждан и государство как совокупность должностных лиц.

Для классификации форм правления Монтескье использовал два понятия: природа правления и принцип правления.

Природа правления выражает суть отношений между правителями и управляемыми. По природе правления государства делятся на: республики, монархии, деспотии. Республики и монархии – это умеренные формы правления.

Природа умеренных форм правления представляет собой политические отношения между правителями и управляемыми, регулируемые положительными законами государств. В этих государствах установлены свобода и равенство граждан, обеспечены их безопасность, защита собственности. По своей природе умеренные государства – являются конституционными.

В деспотических государствах управляет один человек на основании своей воли <



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.016 с.)