Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Марксистские политико-правовые учения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Основные положения Марксизма. Программа Марксизма. Диалектический материализм. Марксистская философия истории. Экономическая теория Маркса. Марксистская социология. К. Маркс (1818 - 1883 гг.) Ф. Энгельс (1820 -1895 гг.) «Капитал», «Манифест коммунистической партии» и т. д. Специфика марксистской историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе. Объясняя развитие всякой общественной формации исключительно производственными отношениями, Маркс и Энгельс постоянно прослеживали соответствующие этим производственным отношениям надстройки. Это соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы признаков, композиции, ритмов движения, присущих базису и «транслируемых» им «наверх». Однако выявленный параллелизм не стирает специфики каждого из этих явлений. Марксизм утверждает, что базис первичен, и это — закон. Однако даже в границах одной общественно-экономической формации воздействие производственных отношений на государственный строй осуществляется на ее начальных этапах иначе, чем тогда, когда она клонится к закату. Один и тот же экономический базис в ходе исторического развития обнаруживает в своем проявлении бесконечные вариации и градации. Общество разделено на классы, отличающиеся друг от друга социальными, имущественными, правовыми признаками. Каждый из классов непременно стремиться поставить у власти требуемое ему правительство. Тот класс, который доминирует в хозяйственной жизни страны, должен быть гегемоном также в государстве, поскольку интересы собственности – важнейшие и преобладают над всеми остальными потребностями. Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Государство и право надстройка они опираются на «реальный базис» и в своем бытие зависят от него. Реальный базис (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это – всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются. Классовая общественно-экономическая формация, согласно марксизму, непременно передает политической и юридической надстройке качество классовости, в котором заключено два ряда свойств: Абстрактные, общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право (обусловленность факта существования политической и юридической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства и права процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства, способов реализации права от соотношения классовых сил и т. д.). Свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации (тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей, принципы построения, комплектования и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества, средства обеспечения соблюдения официальных предписаний и т. п.). В исторической эпохе, которая откроет акт ниспровержения классового господства буржуазии, Маркс выделяет три периода: 1. Переход от капитализма к первой ступени коммунистического общества – социализму. 2. Первую (низшую) фазу коммунистического общества. 3. Высшую фазу коммунизма. В политическом плане переход от капитализма к социализму специфичен тем, что государство данного периода должно быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обуславливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, строительством социалистического общества. 2. Радикальное и реформистское направление. В начале XX в. марксизм разделился на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Реформистская стратегия рассматривала социализм как процесс комплексного преобразования экономических и общественных структур в соответствии с социалистическими требованиями. Бернштейн полагал, что обнищание пролетариата временно и устранимо с развитием капитализма. Он высоко ценил роль демократии в современном обществе и считал, что капитализм может постепенно обрести социалистическую окраску. Поэтому он считал разрушение капитализма не нужным. Радикальное крыло, возглавляемое В. И. Лениным, в качестве главного постулата своей идеологии приняло идею «диктатуры пролетариата». По Ленину, задача пролетарской революции отрицательная и заключается в насильственном уничтожении буржуазного государства и буржуазного общества. В теории большевизма государство понималось как особая организация силы, организация насилия для подавления одного класса другим. После пролетарской революции объектом подавления должна стать буржуазия. История показывает, что государство как особый аппарат принуждения возникает тогда, когда общество распадается на классы, когда один класс начинает присваивать себе результаты труда других классов. Наличие государства исключает наличие свободы. Ленин утверждал: буржуазия, называя свое государство свободным, лжет. До тех пор пока есть частная собственность, буржуазное государство, будь оно демократической республикой или монархией, всегда является машиной для подавления рабочих. Конечной целью большевики ставили уничтожение государства как организованного насилия над людьми. По мере перерастания социализма в коммунизм будет исчезать надобность в насилии вообще, в подчинении одних людей другими. Люди привыкнут к соблюдению элементарных правил поведения без применения насилия и подчинения. Коммунизм сделает государство ненужным. 3.Легальный марксизм. Возник в 90-х гг. 19 в. к этому времени Ленин, Плеханов и др. марксисты показали теоретическую несостоятельность идеологии народничества, а марксизм сложился в ведущее направление русской мысли. Эти авторы печатались в легальных, т. е. разрешенных правительством, газетах и журналах - «Новое слово», «Начало» и др. (поэтому «легальные марксисты»), использовали положения марксизма для критики народников. Для «легальных марксистов», разрыв с народничеством означал переход от крестьянского социализма к буржуазному либерализму. Видными представителями «Легальный марксизм» были Струве, М. Туган-Барановский, Бердяев и др. Они пытались приспособить рабочее движение к интересам буржуазии, восхваляли буржуазный строй и призывали пойти на выучку к капитализму. Главное в марксизме (учение о классовой борьбе и пролетарской революции, о диктатуре пролетариата) «Легальный марксизм» отрицал. В философии «легальные марксисты», как правило, стояли на неокантианских позиция» (Веховство). 4. Марксизм-ленинизм. Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму, включая революционное свержение капитализма, о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества. Диктатура пролетариата - форма политической власти, выражающей интересы рабочего класса. Согласно марксистской теории, во время превращения капиталистического государства в бесклассовое коммунистическое общество должен пройти транзитный период, когда государство ещё будет существовать, но власть в этом государстве будет принадлежать пролетариату, а формой власти будет диктатура. В этот переходный период неограниченная власть, пользующаяся поддержкой большинства (пролетариата), будет употреблена на то, чтобы заменить капиталистическую экономическую систему и подавить общественные группы, поддерживающие эту систему (т. е. «диктатуру буржуазии»), для построения бесклассового коммунистического общества в перспективе. Иные формы перехода от капитализма к коммунизму, согласно марксизму, невозможны. Данная форма власти была применена на практике революционными рабочими во время Парижской коммуны и большевиками в первоначальный период существования Советской России и СССР, где она реализовалась в виде власти коммунистической партии, осуществлявшей диктатуру от имени пролетариата, хотя пролетариат от власти фактически был отстранён. 5. Западный марксизм. Течение, которое, с одной стороны, противостоит сталинской (советской) интерпретации марксизма, критически отзываясь и о «реальном социализме» в СССР 30-80 гг., а с другой — претендует на творческое развитие и распространение марксизма в условиях современной им капиталистической системы. Основоположниками принято считать Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши. 6. Маоизм. Т ечение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г. Отличительные черты: «Партизанская война» как главная революционная практика в «отсталых» странах. «Новая демократия» как путь к социализму минуя капитализм, путем «коалиции классов», которые борются с господствующим старым строем. Мировая революция как одна из главных целей. Популизм. В "классическом" маоизме (времен Мао Цзэдуна) также совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом. Критика партийной бюрократии («огонь по штабам») и ставка на самоорганизованные группы революционной молодёжи (хунвейбины и цзаофани). Акцент на идее культурной революции против новой буржуазии, возникающей внутри самой правящей коммунистической партии. Теория трех миров, по которой революция возникает, в первую очередь, в странах третьего мира, т.к. в странах первого (США и СССР) и второго миров (прочие империалистические страны) рабочие куплены империализмом. Чучхе - северокорейская идеология, провозглашённая в 1955 году Ким Ир Сеном. Чучхе — это классический дальневосточный философский термин, употребляющийся в значении «вещь с точки зрения субъекта» и использовавшийся корейскими средневековыми мыслителями. Понятия «чучхе» или даже «идеи чучхе» встречаются и в политической жизни Южной Кореи. В КНДР чучхе как официальная идеология считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли. Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе», произнесенной 28 декабря 1955 года. В 1980-е годы Ким Ир Сен выпустил ряд статей об идеях чучхе, окончательно сформировавших её как философскую систему. Однако основополагающего текста, который излагал бы суть учения чучхе, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием «Об идеях чучхе» был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд. 7. Неомарксизм. Возник в результате теоретической разработки ряда проблем, на которые не мог дать ответы традиционный марксизм. Это привело к серьёзным теоретическим поискам в рамках марксизма и возникновению неомарксизма. Не существует формальных неомарксистских организаций, не существует чётких рамок неомарксизма. Считается, что большинство направлений неомарксизма отказываются от идеи вооружённых революций в пользу более мирного развития событий - отойти от идеи насилия при сохранении идеи революции как таковой. Неомарксисты также стремятся создать новые экономические модели, трансформируя основные понятия классовой борьбы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.009 с.) |