Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук



Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук

Теория государства и права относится к системе юридических наук, объединенных общим названием - правоведение.
По классификации юридических наук она относится к теоретико-исторических наук совместно с историей государства и права и историей политических и правовых учений (или учений о государстве и праве).
Все общественные науки имеют своим объектом общество.

Философия

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Объектом изучения философии является мир в целом, а результатом исследований — картина мира.

Социология

Социология — наука об обществе в целом, а также о его составляющих: социальных институтах, социальных процессах, социальных группах, отношении личности с обществом. Применительно к государству и праву социология занимается изучением их роли в обществе.

Экономическая теория

Экономическая теория — наука, изучающая производственные отношения, т.е. такие отношения, которые связаны с производством, обменом и потреблением материальных благ, а также с собственностью на них. Применительно к государству и праву экономическая теория изучает влияние государства и права на экономику.

Политология

Политология — наука, изучающая отношения между людьми по поводу государственной власти. Применительно к государству по­ли­тология изучает его место среди других институтов полити­ческой системы общества (политических партий, общественных объединений и др.).

Юр наук.

История правовых и политических учений

История правовых и политических учений — наука, которая изу­чает историю развития учений о государстве и праве. Теория го­су­дарства и права охватывает лишь современные учения о госу­дар­с­т­ве и праве. Таким образом, история правовых и политических учений есть история теории государства и права.

История государства и права

История государства и права — наука, которая изучает воз­ни­к­но­вение и развитие государства и права конкретных обществ по хро­но­логическому принципу. Теория же государства и права изучает го­су­дарство и право в теоретической абстрактной форме, т.е. общие черты государства и права всех обществ.

Отраслевые юридические науки

Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юридическими науками.

Понятие государства.

В специальной литературе разрабатывается немало определений понятия государства, отражают такие его аспекты:
- Государство как организация политической власти;
- Государство как аппарат власти;
- Государство как политическая организация всего общества.
Каждый из указанных аспектов заслуживает внимания. Действительно, понимание государства как организации политической власти подчеркивает, что среди других субъектов политической системы она выделяется особыми качествами, является официальной формой организации власти, причем единоличной организацией политической власти, которая управляет всем обществом. Вместе с тем политическая власть - один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к ней понятие государства.
С внешней стороны государство выступает как механизм осуществления власти и управления обществом, как аппарат власти. Рассмотрение государства через непосредственное воплощение политической власти в аппарате, системе органов - также не раскрывает полностью ее понятия. В случае такого рассмотрения не учитывается деятельность системы органов местного самоуправления и др.
Государство является особой политической реальностью. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести ее под такое родовое понятие, как политическая организация. Если государство до середины XIX в. можно определять как политическую организацию господствующего класса, то поздняя, и особенно современная, государство - это политическая организация всего общества. Государство становится не просто властью, опирающейся на принуждение, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности.
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Вместе любое государство имеет набор таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах ее развития. Такими признаками являются территория, население, власть.
Государство - суверенная политико-территориальная организация общества, обладающий властью, осуществляемой государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов с опиранием, в случае необходимости, на легальный принуждение.

6. Главные признаки государства.
Государство - единственная политическая организация, которая:
1) охватывает все население страны в пространственных пределах. Территория - материальная основа существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь создает пространство, в пределах которого государство простирает свою власть на население, проживающего здесь. Территориальный признак порождает гражданство - юридическая связь лица с данным государством, который выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданин государства приобретает: а) обязанность подчиняться государственно-властным велениям, б) право на покровительство и защиту государства;
2) имеет специальный аппарат управления - система государственных органов, состоящих из особого разряда лиц, профессионалов по управлению;
3) располагает аппарат легального принуждения: вооруженные силы, учреждения и заведения принудительного характера (армия, полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения);
4) в лице компетентных органов выдает общеобязательные юридические нормы, обеспечивает их реализацию, то есть государство организует общественную жизнь на правовых началах, выступая, таким образом, как арбитр, согласовывает индивидуальные, групповые и общественные интересы. Она обеспечивает и защищает права своих граждан, а также других людей, находящихся на ее территории. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать осуществление принятых им решений;
5) имеет единую денежную систему;
6) имеет официальную систему налогообложения и финансового контроля;
7) имеет суверенитет;
8) имеет формальные реквизиты - официальные символы: флаг, герб, гимн.
Следует учесть, что государство может быть светским и теократической. Большинство государств мира - светские, то есть такие, в которых разграничены сферы действия церкви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии (Монголия до 1921 г., современный Ватикан).

7. Сущность государства.
Чтобы раскрыть понятие государства, необходимо проникнуть в ее сущности.
Сущность государства - это внутреннее содержание ее деятельности, который выражает единство общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое государство, вместе с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни одно общество. Это - средства транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие.
Два аспекта сущности государства определились с момента ее возникновения:
• классовый аспект - защита интересов экономически господствующего класса, осуществление организованного принуждения;
• общесоциальных аспект - защита интересов всего общества, обеспечения общественного блага, поддержание порядка, выполнение других общесоциальных дел. Общесоциальных аспект сущности государства особенно ярко проявляется в ее сопоставлении с гражданским обществом.
Соотношение узкоклассовых (групповых) интересов господствующей верхушки (элиты) и интересов всего общества в разных исторических времен не одинаково. Как правило, усиление одного из них приводит к ослаблению другой. К середине XIX в. в большинстве стран преимущество было на стороне организованного принуждения, защиты интересов экономически господствующего класса. Постепенно в ряде цивилизованных государств Запада в связи с развитием гражданского общества все большее значение приобретают общесоциальных аспект государственной деятельности, задача обеспечения общественного блага. В наши дни этот аспект играет существенную роль в неокапиталистической и неосоциалистичних государствах, в том числе в Украине.
Преимущество общесоциального аспекта сущности государства состоялась благодаря снижению доли его классового содержания как определенного результата развития гражданского общества, утверждение прав и свобод личности. В современных цивилизованных государствах не стало четко выраженных классов, социальные противоречия потеряли антагонистический характер, вырос общий уровень жизни населения.
Содержание деятельности государства приобрел новые качества:
- Государство стало на путь преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а посредством достижения общественного компромисса, толерантности, создание условий для развития гражданского общества;
- Государство в своей деятельности широко использует такие общедемократические идеи и институты, как разделение властей, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и др.;
- Государство применяет средства защиты человека труда, социальной защищенности всех граждан;
- На международной арене государство проводит политику, которая требует взаимных уступок, компромиссов, договоренностей с другими государствами.
Такое государство в современных западных теориях трактуется как надклассовая, представляющий интересы всех слоев общества. Она называется социальным правовым государством, государством социальной демократии. Сущность и этого государства не лишена классового аспекта, однако он не настолько выражен, как в эксплуататорских государствах - рабовладельческих, феодальных, буржуазных.
Более того, в современных государствах (вследствие потери антагонистического характера классовых противоречий) эти аспекты отнюдь не обязательно противоположны друг другу. Социальное правовое государство предполагает наличие гражданского общества, где гражданин - субъект права - это бесплатная, автономной лицом (см. главу «Социальная правовое государство»).

Естественно-правовая теория

Естественно Правовая Теория - происхождения государства и права, или теория естественного права, - одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин, усматривающая главный источник правовых норм в самой природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя (как считают представители позитивизма юридического); поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в некоторых случаях даже противоречить друг другу. Варианты теории естественного права в разные периоды истории и у разных мыслителей приобретали неодинаковое содержание и идеологическую направленность. Отдельные положения естественно-правовой теории развивались еще в V- IV вв. до н.э. философами Древней Греции. Характерными для этого периода развития государственно-правовой мысли в Древней Греции были споры относительно того. коренится ли право как таковое, безотносительно к его видам и характеру, в самой природе вещей, "в вечном, неименном порядке мироздания", или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как "человеческое установление", возникшее в неопределенном отрезке времени. Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется "правом, или правдой", составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Против подобного рода учений и взглядов софистов решительно выступали величайшие мыслители античности, греческие философы Сократ, Платон и Аристотель. Общая позиция, которая разделялась и отстаивалась ими, заключалась в том. что не все законы и не все права являются "искусственным изобретением людей". Наряду с письменными законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписаные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этихзаконов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и "во всем строе мироздания".Подобные взгляды особенно четко прослеживались в учении Аристотеля. Все право он делил на две основные части: естественное и условное (волеуста-новленное) право. "Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается". Место и роль естественного права в общей системе права древнегреческими мыслителями определялись неодинаково. Одни авторы рассматривали его как неотъемлемую, причем равнозначную, составную часть всего права. Другие - как основу положительного права или как стоящее над ним и вступающее в силу лишь по временам, когда не действует установленное людьми положительное право. У древнеримских юристов и философов под именем естественного права выступали то законы в научном смысле, то ядро положительного права, неизменно встречающееся в праве каждого народа. То, наконец, естественное право противопоставлялось общепризнанному положительному праву, например в вопросе о рабстве, которое, согласно воззрениям ряда римских авторов, противоречило природе, хотя и закреплялось всюду законами. Значительную эволюцию Е.-п.т. претерпела в средние века. Сохраняя в основе своей прежние постулаты, среди которых на первом плане стояли вечность и неизменность природы человека, естественное право в то же время (особенно это проявилось в XIV-XVI вв.) в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. Среди средневековых схоластов не было сомнения в божественном происхождении естественного права. Бесспорным для них было и то, что естественное право признавалось действующим, обязательным и стоящим выше всякого другого, положительного и обычного права. Сомнения и споры возникали лишь по поводу того, как соотносится естественное право с божественным, сливается ли оно с ним или только сопоставляется. Наиболее плодотворным периодом в развитии естественного права и его теории, временем их расцвета в научной юридической и философской литературе считаются XVII-XVIII вв. В этот период идеи естественного права активно использовались, развивались и поддерживались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии - это Г. Граций и Спиноза, в Англии - Т.Гоббс и Дж. Локк, во Франции - Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, в России - Александр Радищев и др. Благодаря их усилиям сложилась школа естественного права, оказавшая огромное влияние на процесс дальнейшего развития как национального (в рамках отдельных стран), так и международного права. Естественное право в этот период расам открывается как некий образец, которому должно следовать и которым должно заменить существующее, во всех отношениях несовершенное право. Оно представлялось в виде кодекса правил, образующих некий политический и юридический идеал, который может быть выведен априори из требований разума. Причем заранее устанавливалось, что все то, что хотя бы в малейшей степени не согласуется с этим кодексом, должно быть как противное разуму изменено или упразднено. При такой постановке вопроса обнаруживалась революционная (в социально-политическом и юридическом аспектах) направленность теории естественного права. В частности, как отмечали исследователи, учение о естественном праве послужило оправданием и лозунгом французской революции, восставшей против королевского строя, во имя "прирожденных прав человека". Идеи божественного происхождения государства и права, а также их отдельных институтов, таких, например, 'как власть монарха, опровергались. В начале XIX в. в развитии естественного права наступили кризисные явления, которые были обусловлены комплексом причин как внутреннего порядка, заложенных в самой Е.-п.т., так и внешнего. Е.-п.т. столкнулась в Германии с новым течением мысли в лице исторической школы права; в оппозицию к естественному праву в Англии стала утилитарная школа И. Бентама, положившая в свою основу не природу человека и общества, а пользу, выгоду как критерии нравственности и движущую силу всех поступков человека. Тесная связь школы естественного права с революционными тенденциями XVIII в. вызвала неприязнь к ней и гонения со стороны самых различных реакционных сил. Однако самый сильный удар идее естественного права, по мнению исследователей, был нанесен научным духом XIX в., его исторической, социальной и эволюционной точкой зрения. С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени Е.-п.т. переживает новый период в своем развитии - так называемый период возрожденного естественного права. Его отличительная особенность проявляется прежде всего в том, что оно не признает вечного, неизменного для всех времен и народов права. Оно исходит из того, что в мире существует естественное право только с исторически меняющимся содержанием. Среди других отличительных особенностей возрожденного естественного права - множественность направлений его развития и формирующих его частных теорий. Это прежде всего неотомистские, экзистенциалистские, феноменологические и другие доктрины. Общим для них является то, что они возникают и развиваются в рамках естественного права и имеют под собой одинаковую основу - объективный и субъективный идеализм. Естественное право выводится ими из: а) божественного порядка бытия (религиозные учения - неотомизм, неопротестанизм и др.); б) самореализации объективного разума и объективной идеи права (неогегельянство); в) априорных правовых субстанций и ценностей (феноменологическая концепция); г) "природы вещей" как идеальной мыслимой формы, трактуемой с позиций методологического дуализма должного и сущего (неокантианство);д) существования человека (экзистенциализм); е) "процесса исторического правопонимания", "живого исторического языка" (герменевтика) и др. Следует заметить, что эти направления и подходы нередко переплетаются между собой и дополняют друг друга. В современных условиях развития Е.-п.т. ее политический и идеологический аспекты значительно усилились, приобрели большую значимость по сравнению с прежними этапами. С помощью различных положений Е.-п.т. в 30-40-е гг. XX в. в некоторых странах (Германия, Италия, Португалия и др.) сначала оправдывались, а затем, после победы над фашизмом, повсеместно осуждались фашизм и тоталитаризм.

Историческая школа права

Наибольшее развитие получила в конце XVIII-начале XIX вв. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта и др.). Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа». Поэтому немецкая историческая школа придерживалась консервативных взглядов и идейно была направлена против универсализма римского права, выражала стремление отстоять самобытность национальных форм и содержания права. Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа». Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории». Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает, прежде всего, внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания. В данной теории справедливо подчеркивалась естественность развития права, зависимость законодателя от убеждений нации и от традиционных нормативно-правовых установок. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала. В тоже время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. Право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения. Немецкая историческая школа права заметно повлияла на развитие русского позитивизма и государственнического подхода (Кавелин, Чичерин, Сергеевич).

Марксистская теория права

Марксистская теория права - это направление правопонимания, основанной на материалистической философии и рассматривает классовое по существу право как часть надстройки над экономическим базисом общества. Эта теория приобрел завешенную форму в XIX-XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство, трактуются как надстроечные образования по отношения к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которой не только его формирует, но и Поддерживает в процессе реализации. В содержательно аспекте происходит четкое разделение правомерно и неправомерно. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческих началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в правое, прежде всего, классовая воля получает государственно-нормативной выражение. Формальные аспекты права (правомерное, Неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. Содержание права носит узкоклассовый характер.

Формы (источники) права

В праве категорией формы охватываются два значения: а) правовая форма; б) форма самого права.

Правовая форма — вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосрсдующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.

Форма права — это форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права — это его структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной отечественной юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными авторами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права — это юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это — сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма это не форма права, а самое право.

Раскрытие внешней формы права предполагает выяснение способов, которыми данная экономически и политически властвующая группа «возводит в закон» свою волю и соответственно — форму выражения правовых норм. Право всегда воплощается в определенные формы, является формализованным. Но не следует смешивать внешнюю форму права и внешнюю форму законодательства. Теория права оперирует также понятием «источник права», посредством которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обусловливают правовые нормы.

Источники права — обстоятельства, питающие появление и действие права. Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось — в «идеологическом смысле»); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

Иными словами, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

Источники права в «юридическом смысле» рассматриваются как результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы.

Надо, однако, отметить, что некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права.

С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права. Полагаю, что вряд ли есть резон отрывать процесс правообразования от его результата.

Виды: Правовой обычай — это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено. Правовой прецедент. Прецедентом является такое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для последующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент — это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Различают судебный и административный прецедент. Юридическая наука (правовая доктрина) на определенных этапах развития __ права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судо

Виды правовых норм

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт). Существуют и другие классификации правовых норм: по социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения), по степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные, по источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др., по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права. Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

61. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (англ. legal system) - в широком смысле правовая организация общества, совокупность согласованных и взаимосвязанных юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых гос-ная власть оказывает руководящее, организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения, поведение людей. Методами такого воздействия могут быть закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение, принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция и др. В этом значении П.с. можно рассматривать как совокупность 3-х элементов: норм права, правовых принципов и институтов (нормативный элемент); правовых учреждений (организационный элемент); правовых идей, взглядов, традиций правовой культуры (идеологический элемент). При этомсистема права выступает в качестве одного из слагаемых П.с. Понятие П.с. в этом значении логически шире понятия права в объективном смысле, они соотносятся как целое и часть.

В связи с этим получил обоснование и более четкий подход к понятию П.с: его следует отграничить от элементов, охватываемых понятиями «государство» и «политическая система» (органы, учреждения, структуры). В этом случае понятие П.с. включает 4 группы элементов: а) правопонимание (правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории, концепции, правовой нигилизм); б) правотворчество (как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов); в) правовой массив (структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов); г) правоприменение (способы реализации правовых актов и обеспечения законности). Эти элементы взаимосвязаны между собой. Выпадение или ослабление одного из них ведет к нарушениям внутрисистемных связей и снижению престижа и эффективности всей П.с. В таком понимании П.с. может рассматриваться как механизм формирования и выражения правовой идеологии, создания и обеспечения действия права (см. подр.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999).

В более узком смысле П.с. рассматривается как целостное единство правовых актов и норм национального права, разделенных на основевнутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права. В контексте ст. 15 Конституции РФ* понятие «П.с.» допустимо толковать именно таким образом. П.с. включает правовые акты федеральных органов гос-ной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного праватоже являются частью П.с. нашего государства. В рамках единой П.с. эти акты взаимосвязаны и находятся в определенном иерархическом соотношении друг с другом.

Термином «П.с.» иногда обозначают также структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов. Принято различать следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи,группы правовых систем

62ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ - одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Термин "П.с." используется наряду с термином "правовая система", имеющим двоякий смысл ("национальная" и "мировая"). Классификация П.с. - предмет длительных споров между учеными-компаративистами. Наиболее авторитетным является выделение следующих П.с.: общего права (англо-американская правовая система), континентальной (романо-германская правовая система), традиционной (дальневосточной), обычного права (тропическая Африка, Океания), мусульманской (мусульманское право), индусской (индусское право) П.с. Небольшие П.с. составляют также скандинавское и римско-голландское право. До начала 1990-х гг. было принято выделять социалистическое право, однако после падения коммунистических режимов в большинстве таких стран и проведения радикальных рыночных реформ в ряде оставшихся (КНР, Вьетнам) существование этой системы оказалось под вопросом. Некоторые страны или районы в силу особенностей исторического развития не могут быть отнесены ни к одной из П.с. Так, право Шотландии представляет собой своеобразную смесь общего и романо-германского права. Большинство отечественных правоведов относят современную Россию к романо-германской (континентальной) П.с.

63Романо-германская семья, ведущая свое происхождение от римского права, объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества. Она сформировалась на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье в настоящее время относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств.

Отличительная черта названной правовой семьи — ее формирование на основе римского права. В ходе исторического развития первоначальное различие между так называемыми латинскими системами и германскими стерлось вследствие рецепции римского права в Европе. В 12—13 веках сложилось на базе кодификации императора Юстиниана и существовало до конца 18-го века некое общее европейское право, которое и предопределило единство в рамках данной семьи. Кодификация, осуществленная в европейских странах в 19-м веке, привела к нарушению такого единства, однако некоторые принципиальные общие черты национальных правовых систем сохранились. Это касается, в частности, воспроизведения основ римского права, использования при систематизации правовых норм сходной юридической техники, общих юридических категорий и терминов и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.034 с.)