Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теологическая теория происхождение государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теологическая теория (Фома Аквинский) основывается на идее божественного создания государства с целью реализации общего блага. Она обосновывает господство духовной власти над светской, церкви - над государством. Каждому человеку предписывается смириться перед волей Бога, который установил государственную власть, подчиниться той власти, которая санкционирована церковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда вытекает утверждение о необходимости сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов. В теологической теории трудно найти элементы, приемлемые для современного светского трактовки происхождения государства, его рациональным зерном можно считать идею об укреплении порядка как общего блага в государстве. Правда, такой порядок, согласно этой теории, создается с помощью божественной силы, что исключает активность человека.
Патриархальная теория (Аристотель, Р. Филмер, Н. К. Михайловского, Н. Н. Покровский). Согласно этой теории государство произошло от патриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья - совокупность семей (поселок) - совокупность селений (государство). Аристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к созданию поселков, их объединения образуют государство. Следовательно, государство предстает как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является «родительской» по характеру. На данный момент эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде роль семьи в становлении государственности, должны учитываться.
Договорная (естественно нравов) теория (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Я. Козельский, Н. Радищев, И. Кант). Данная теория основывается на идее происхождения государства в результате соглашения (договора) как акта разумной воли людей. Объединение людей в единый государственный союз рассматривается как естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы и порядка. В основу теории естественного права положен тезис о том, что государству предшествовало естественное состояние людей. Он представлялся авторам теории неоднозначным. Гоббс считал, что в естественном состоянии происходит «война всех против всех». Руссо, напротив, рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как продукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию. Договорившись о создании государства, люди либо передают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом получить их из его рук (один вариант трактовки происхождения государства), или договариваются о сохранении своих естественных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается обеспечение прав и свобод человека в рамках государства. Понятно, объективные причины возникновения государства нельзя объяснить только договором, их гораздо больше. Вместе договор играет существенную роль в создании ряда государств, практике их государственного строительства. Так, Конституцией США закреплен договор между народами, которые находятся в составе государства, и определены его цели: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействия общему благосостоянию.
Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства как результат войн, насильственного подчинения одними людьми других (у Е. Дюринга - части общества другой частью, у Л. Гумпловича и К. Каутского - одного племени другим). Названные исследователи отбрасывают внутренние социально-экономические причины происхождения государства. Все государственно-правовые институты, существующие в обществе, выводятся ими из голого насилия. Насилие лежит и в основе возникновения частной собственности. Государственная власть, по мнению Л. Гумпловича, возникает из физической силы, с господство племени, которое сначала физически преобладает над другим племенем, а со временем превращается в господство класса. К. Каутский подчеркивал, что только там, где есть насилие, возникает деление на классы. Это деление на классы возникает не вследствие внутреннего процесса, а в результате захвата одной общины другой. В результате возникает одно объединение из двух общин: одна - господствует, другая - притесняется. Лишь теорией насилия нельзя объяснить происхождение государства. Однако ряд идей, составляющих указанную теорию насилия, заслуживают внимания. Исторический опыт свидетельствует, что завоевание одних народов другими было реальным фактом существования государственности на протяжении длительного времени (например, Золотая Орда). Элементы насилия сопровождают создание любого государства (римской, древнегерманской, Киевской Руси). Насилие - борьба между Севером и рабовладельческим Югом - сыграло определенную роль в создании США.
К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами. По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую. Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества. Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство. Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий. Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора. Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.115.125 (0.011 с.) |