Функции государства и их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государства и их классификация.



Перед любым государством встает круг задач, для решения которых она направляет свои материальные ресурсы, идеологические и политические усилия. Из всей совокупности этих задач можно выделить такие, которые выражают сущность государства. Эти основные направления деятельности государства называются ее функциями.
Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества, во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства в конкретных исторических условиях, в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства и качественного осуществления государственного управления.
Функции государства - это взятые в комплексе главные направления ее внутренней и внешней деятельности, выражают и конкретизируют классовую и общечеловеческую сущность и назначение государства в обществе, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ей формах и присущими ей методами.
Главные задачи и цели государства в той или иной стадии развития обусловливаются экономическими, политическими и социальными условиями в обществе. Осуществление функций государства имеет постоянный, систематический характер и происходит в течение всего времени существования условий, которые способствовали появлению тех или иных функций.
Всестороннее познание государства предполагает изучение того, как этот социальный институт действует, изменяется, развивается, как реализует свое социальное назначение. Государство только тогда функционирует продуктивно, когда ее функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.
Функции государства в отношении общества - это основные направления ее деятельности, нацеленные на решение общих дел общества. Необходимость их решения ставит перед государством определенные задачи. Объяснить функции государства - значит объяснить задачи, стоящие перед ней, и способы их осуществления. Следует иметь в виду, что и внутренние, и внешние функции осуществляются относительно общества, в котором существует государство.
Все это помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.
Функция государства не любое, а именно основной, главное направление ее деятельности.
- В функциях предметно выражается ее классовая и общечеловеческая сущность, ее социальное назначение. Функции государства как выражение его социального назначения показывают, в чем находит свое обнаружение влияние государства на общество, его регулирующая роль.
- Выполняя свои функции, государство тем самым решает задачи, стоящие перед ней.
- Функции государства конкретизируют цели государственного управления. Выполняя свои функции, государство решает задачи по управлению обществом.
- Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
- Функции государства имеют объективный, конкретно-исторический характер.
Изучение функций государства невозможно без правильной, научно обоснованной классификации. В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям: времени действия, объектом, принципом разделения властей, степени значимости, происхождению, сферой политической направленности.
1. По времени действия их разделяют на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением.
2. Классификация объектов характерная. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура, экология и др.), на которую направлен государственное влияние. Объекты и служат критерием разграничения функций государства, их разделения на экономические, политические, культурные, идеологические и т.д.
3. Некоторые ученые в число критериев относят также принцип разделения властей и классифицируют функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции разделяют на законодательные, исполнительные и судебные. Однако эта классификация не является общепринятым, ее противники утверждают, что этим самым функции государства отождествляются с функциями его отдельных органов - законодательных, исполнительных и судебных.
4. Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные (дополнительные). Конечно, такое разделение весьма условно. Каждая функция государства является объективно необходимой. Однако на разных этапах развития государства возможно выделение приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.
Основные функции - это общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и целей, стоящих перед ней в определенный исторический период. Основные функции государства содержат множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние как структурные составляющие основных функций представляют собой направление деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни.
5. По причинам (источникам) возникновения функции государства можно разделить на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и т.д.).
Классовые функции - это те направления деятельности государства, наиболее полно отражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, господствующие в этом обществе, захватывают и осуществляют государственную власть.
Общесоциальные функции реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующей элиты, и подчиненных классов и социальных групп (например, строительство дорог, ирригационных систем, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и др.).
6. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на внутренние, определяющие деятельность государства внутри страны, ее роль в жизни этого общества, и внешние - деятельность за ее пределами, раскрывает роль государства в отношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика во многом зависит от внутренних условий существования этого государства.
В теории государства разделение функций на внутренние и внешние является наиболее распространен. Внутренние функции, нацеленные на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на общество, а внешние - на установление и поддержание отношений с другими государствами. Однако сейчас разделение функций государства на внутренние и внешние теряет некоторой степени свое значение, поскольку многие внутренних функций приобретает внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.
Наблюдается выделение глобальных функций государства, характеризующих ее деятельность в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологии, в области защиты прав человека и других современных глобальных сферах деятельности, касающихся всей цивилизации. Но все равно значение внутренних функций государства нельзя ни в коем случае преуменьшать.
Внутренние функции государства. Среди внутренних функций можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны и защиты прав и свобод граждан.
Конституция, признав человека, его права и свободы высшей социальной ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина как функция государства. Тем самым охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод составляют содержание деятельности всех органов государственной власти.
Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо все они охраняют и защищают свой экономический фундамент. В демократическом обществе действует принцип равного правовой защиты всех форм собственности.
Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок.
Вторая половина XX века характеризуется тем, что в развитых странах мира к основным функциям государства социальной направленности вошла экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Образовались государственный сектор экономики, государственная собственность, государственное управление предприятиями и организациями, на ней базируются. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики.
С экономической тесно связана социальная функция государства. Главное ее назначение - устранять возможную социальную напряженность в обществе, выравнивать резкие диспропорции в социальном положении людей, развивать здравоохранение, образование, культуру. Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства - обеспечить всем достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.
Эта функция следует из ст. 1 Конституции Украины, которая определяет наше государство как социальное. Содержание этой функции многозначен: в государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.
Социальная функция государства направлена на преодоление бедности, неравенства и рост безработицы, на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными слоями населения.
В последнее время много передовых государств мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, происходящих на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ значительно возросли. Поэтому государство берет на себя стимулирование технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы в области фундаментальных теоретических исследований.
Функция развития культуры, науки и образования сложилась вместо ранее осуществляемой культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием советской государственной идеологии. В отличие от прежней, функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституцией идеологического плюрализма, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться как общеобязательная. Конституция гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического творчества, охране интеллектуальной собственности.
Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов, объективно обусловленная развитием научно-технической революции и ее порой негативных последствий для человека. В этих условиях проблема экологии вышла на первый план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном международном масштабе.
Внешние функции государства обеспечивают осуществление ее внешней политики, отражающие основные направления ее деятельности на внешнеполитической арене, направленные на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.
Среди внешних функций, как правило, выделяют следующие: оборона страны, захват чужих территорий, дипломатическая, взаимопомощи. Однако с точки зрения современного понимания права агрессивную внешнюю политику, ведение агрессивных войн, империалистическую деятельность нельзя считать функциями государства. Это деятельность, противоречащая международному праву, то есть противоправное.
В последнее время изменилась не только наша страна, но и весь мир. Отошла в прошлое глобальная конфронтация. Соответственно существенные изменения претерпели внешние функции нашего государства: стала первостепенной функция поддержания мира и международной безопасности, активизировались межгосударственные экономические отношения, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.
Наше государство осуществляет следующие основные внешние функции: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.
Функция обороны страны предусматривает военной безопасности, формирования и функционирования вооруженных сил, применение которых способно противостоять агрессии других государств, посягательству на государственный суверенитет.
Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения, укрепление ООН.
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем выделилась в основную функцию. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов нашего государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества, интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Украина вступила в основные международные экономические организации, заключила ряд договоров о партнерстве и сотрудничестве. Внедрение в мировую экономику привело к реформированию внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесно взаимодействует с мировым; устранена монополия государства во внешнеэкономических связях.

 

24. Формы и методы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ей формах, применять в своей деятельности различные методы. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимают, во-первых, специфические виды государственной деятельности, во-вторых, однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются ее функции.
Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.
Правовые формы осуществления функций государства - это однородная по своим внешним признакам, характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов (нормативных и индивидуальных). В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.
Выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.
Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем подготовки и издания нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства практически невозможна.
Правоисполнительная деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. Она представляет собой связанную с повседневным решением вопросов управления делами общества властную, исполнительно-распорядительную работу государственных органов.
Правоохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите прав и свобод, обеспечения выполнения юридических обязанностей, по привлечению лиц, совершивших правонарушения, к юридической ответственности, охране правопорядка, предупреждение правонарушений.
Неправовые (организационные) формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства.
Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущих за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучение различной информации при решении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.
Выделяют следующие неправовые (организационные) формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: 1) организационно-регламентирующую, 2) организационно-хозяйственную, 3) организационно-идеологическую.
Организационно-регламентирующая деятельность представляет собой текущую организационную работу по решению повседневных задач, технико-организационного обеспечения функционирования различных звеньев государственного механизма.
Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерия, статистика, организация снабжения, сбыта и т.д.).
Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа (разъяснение законов и других нормативных актов, формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.п.).
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование и т.д.

25. Форма государства: понятие, составные элементы

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.

Теория государства выделяет несколько видов территориального устройства государства. В частности, по форме государственного устройства государство может быть: а) унитарным, б) федеративным, в) конфедерацией, г) содружеством.

К унитарным государствам относятся те, которые представляют собой единое целостное государственное образование, части которого не обладают признаками государственного суверенитета. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

 

26. Форма правления
Форма правления - порядок образования и организации высших органов власти в государстве

Монархия - форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица - монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им)

На протяжении истории возникали разные виды монархий:
1) восточная деспотия, основанная на азиатском средстве производства;
2) античная (рабовладельческая;
3) феодальная:
а) раннефеодальное - характеризуется большой степенью децентрализации,
б) становая-представительная - власть монарха сочетается с наличием сословно-представительного органа (Испания - кортесы, Франция - генеральные штаты, Англия - парламент);
в) абсолютная,
4) конституционная.
Рассмотрим абсолютное и конституционное монархии, так как остальные практически не существуют.
Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической. Последняя форма практически отживает.
В парламентской монархии власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности символическая. Монарх лишь подписывает законодательные акты, принятые парламентом, и формально сохраняет статус главы государства - исключительно с представительскими полномочиями. Фактическим главой государства (премьер-министром) становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте. Правительство формируется парламентом и только ему подотчетен.
Современные монархии основном являются парламентскими (Япония, Испания, Швеция, Дания и др.).
В дуалистической монархии юридическое и фактически власть разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом. Монарх уже не имеет законодательной власти, она перешла к парламенту, но он еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Монарх своими указами регулирует многие сферы общественных отношений. Он имеет право отлагательного вето относительно законов, издаваемых парламентом, и право роспуска парламента.
Дуалистическая монархия характерна для переходного периода от феодализма к капитализму. Она является своеобразной попыткой примирить интересы феодалов (их преимущественно выражает монарх) и интересы буржуазии (их представляет парламент). Например, дуалистическая монархия была в кайзеровской Германии в 1871-1918 pp. Она существовала также в Тунисе, Таиланде, Ливии, Эфиопии и других странах. В некоторых современных странах (султанат Бруней, королевство Тонга) сохранились отдельные черты дуалистической монархии.
Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительским общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением на определенный срок.
Рассмотрим современные виды республик.
Парламентская республика
Глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, избираемого населением страны.
Президент избирается парламентом или более широкой коллегией при участии парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия)
Президентская республика
Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Президент избирается непарламентским путем - прямыми или косвенными выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак).
Смешанная республика
Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, который возглавляет правительство. Президент вправо председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция)

27. Форма государственного устройства
Унитарное государство - простая единственное государство, частями которой являются административно-территориальные единицы, не имеющие суверенных прав
Федерация - составная союзное государство, частями которой являются государственными образованиями, имеющие суверенные права
Основные признаки унитарного государства (Болгария, Польша, Франция, Великобритания, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония, Китай и др.):
1) единая конституция (конституции приняты в большинстве стран мира);
2) единая система высших органов государственной власти - глава государства, правительство, парламент, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны;
3) единое гражданство и единая государственная символика;
4) единая система законодательства и единая судебная система;
5) административно-территориальные единицы не могут иметь любую политическую самостоятельность;
6) в международных отношениях выступает единолично. Части унитарного государства имеют разные названия: в Украину - области, в Польше - воеводства, в Англии - графства, в Италии - провинции.

Некоторые унитарные государства (Великобритания, Грузия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Португалия, Украина, Финляндия, Шри-Ланка) включают автономные образования (административные автономии). В Украине - это Автономная Республика Крым. Такие государства называют децентрализованными унитарными государствами или унитарными государствами с элементами федерализма. Они отличаются от централизованных унитарных государств, в которых во главе местных органов власти находятся назначенные из центра должностные лица, которые подчиняют себе местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и имеют право самостоятельно решать большинство вопросов местной жизни. У них автономии имеют внутреннее самоуправление, как правило, в сфере административной деятельности. Они могут пользоваться определенной самостоятельностью и в сфере законодательства. В таком случае законы принимаются парламентом автономии в пределах своей компетенции (главным образом в порядке делегирования ему законодательных полномочий центральным законодательным органом в случаях, предусмотренных конституцией).
Относительно Верховной Рады Автономной Республики Крым, то ее участие в сфере законодательной деятельности ограничена подготовкой и принятием Конституции (вступила в силу 12 января 1999 г.).

Основные признаки федерации (США, Россия, Австрия, Швейцария, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Индия, Малайзия, Австралия и др. - всего в мире существует 24 федеративной ни государства... На пути к федерации, осуществляемой с 1988 г. в три этапа, находится Бельгия):

1) наличие единой территории, в политико-административном отношении не есть одно целое, а состоит из территорий - субъектов федерации, имеющих собственный административно-территориальное деление;

2) наличие общей конституции федерации и конституций "и субъектов, т.е. наделение субъектов федерации учредительной властью;

3) наличие системы законодательства всей федерации и системы законодательства ее субъектов, т.е. наделение субъектов федерации в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов, которые действуют на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству;

4) наличие федерального двухпалатного парламента и парламентов субъектов федерации, федерального правительства и самостоятельных органов управления субъектов федерации;

5) наличие гражданства как всей федерации, так и ее субъектов; в ряде федераций допускается двойное гражданство (ФРГ, Австрия);
6) возможность субъектов федерации иметь собственную правовую и судебную системы (США);
7) наличие общефедеральной налоговой и денежной системы;
8) субъекты федерации не имеют суверенитета и не являются субъектами международного права, однако в договорных международных отношениях может выступать как федерация в целом, так и каждый из ее субъектов.
В типовой федерации оборонная и внешняя политика принадлежит федеральному правительству, образование - регионам, а право налогообложения разделено между обоими. Поэтому и федерация, и ее субъекты могут иметь право издавать законы по аналогичным вопросам.
Федерации многообразны. Классифицировать их можно по разным признакам:

• По способу создания:

договорные (возникают на основе соглашения, договора, учредительного договора - создаются, как правило, «снизу»);

конституционные (учреждаются путем принятия конституции - создаются главным образом «сверху», пример - Индия);

договорно-конституционные (их большинство - США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация и др.).

• По способу взаимоотношений федерации и субъектов:

на основе союза (США, Танзания, ОАЭ, СССР - в прошлом);

на основе автономии (Бельгия, Австрия, Индия, Венесуэла, Пакистан).

28. Форма государственного режима.
Среди государственных режимов выделяют демократический и антидемократический.
Демократический - порядок (состояние) государственного (политического) жизни общества. при котором соблюдается демократическая конституция, реализуется принцип «разделения властей». Государственная власть осуществляется на основе свободного и равного участия граждан и их объединений в управлении государством. Допускается легальная деятельность различных партий. Гарантируется осуществление прав и свобод граждан и меньшинств в соответствии с международными стандартами прав человека
Антидемократический - порядок (состояние) государственного (политического) жизни общества, при котором не реализуется (чаще юридическое не закреплен) принцип «разделения властей». Сужается или прекращается влияние граждан и их объединений на управление государством. Отсутствует или превращается в формальную выборность. Запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций. Применяются политические репрессии. Сужаются или нарушаются политические права граждан и меньшинств. Реальная власть сосредоточивается в руках группы лиц или одного человека, неконтролируемых народом
Демократический режим характерен для правового государства. Его способы и методы осуществления государственной власти реально обеспечивают свободное развитие человека; участие в осуществлении государственной власти; свободу в экономической деятельности; защищенность прав и законных интересов; учета интересов большинства и меньшинства (меньшинств); легальная действие оппозиционных партий, формирование правительства теми партиями, победили на соответствующих выборах; доминирование убеждения, согласования, компромисса; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти и т.д.
При антидемократическому режиме происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается отмена представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть, и т.д.
Тоталитарный режим - крайняя форма антидемократического режима. Характеризуется полным господством государства над человеком и обществом; огосударствлением всех легальных общественных организаций; не ограниченными законом и законом не подвластными полномочиями властей; запретом демократических организаций; фактической ликвидацией формально провозглашенных конституционных прав и свобод; всепроникающим контролем за деятельностью граждан и общественных организаций; политической цензурой; отсутствием гласности; воинственной тотальной нетерпимостью ко всем, кто мыслит иначе, чем диктуют правящая партия и ее идеология; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих; милитаризацией общественной жизни; стремлением к внешней экспансии.
Идеология тоталитарных режимов всегда является революционной (или псевдореволюционной).
Авторитарный режим не является столь резким в крайних, реакционных проявлениях, как тоталитарный режим. Он сочетает в себе черты тоталитарного и демократического режимов. Как и демократический режим, он сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; не пытается радикально перестроить общество на идеологических началах; допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; не стремится ввести плановое управление экономикой и установить общий контроль за населением, ограничивается жестким политическим контролем; может основываться на праве, моральных принципах.

В отличие от демократического режима, при котором источником власти является народ, авторитарный режим характеризуется:

(1) неограниченной властью одного лица или группы лиц, неподконтрольной народу, которая формируется главным образом не путем конкурентной выборной борьбы, а посредством навязывания чем-либо воли сверху;

(2) наличием центра, имеющий властные полномочия управления и действует по своему усмотрению, в том числе и с нарушением норм закона;

(3) осуществлением управления, как правило, централизованно; концентрацией власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов, решения которых должны выполняться беспрекословно;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.11.123 (0.038 с.)