ТОП 10:

Правовой нигилизм и правовой идеализм: понятия, исторические корни и проблема соотношения.



Правовой нигилизм– это форма правового сознания, которая выражается в отрицательном либо равнодушном отношении к праву.

Причины возникновения правового нигилизма: 1)особенности в историческом развитии государства; 2)самодержавие и деспотичный характер государственной власти; 4)применение репрессивного законодательства; 5)несовершенство законодательства, правовой системы; 6)отсутствие в государстве развитых демократических и правовых традиций; 8)распространение административно–командных методов в экономической и политической жизни общества; 9)переходный период, который вызвал множество трудностей в правовой системе (кризис законности, неотлаженность механизма реализации нормативных актов и т.д.); 10)несовершенство в судебной и правоохранительной деятельности.

Признаки правового нигилизма: 1)широкое распространение и повсеместность; 2)наличие разнообразных форм его проявления; 3)неподконтрольность; 4)усиление иными видами нигилизма (религиозным, нравственным и т.д.); 5)соединение с различными формами протеста; 6)распространение в литературе, кинофильмах, средствах массовой информации (эстетизация).

Формы выражения правового нигилизма: 1)прямое и сознательное нарушение законов и подзаконных актов (преступления и т.д.); 2)массовое неисполнение и нарушение норм права; 3)распространение антиправовой психологии: а)возникновение норм, оправдывающих антиправовое поведение; б)пропаганда жестокости и насилия; 4)«война законов»: а)создание системы правовых актов, являющейся параллельной по отношению к системе законодательства; б)противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов (т.е. административно–территориальных единиц); в)издание государственными органами различных ветвей власти актов, которые являются взаимоисключающими; 5)массовые нарушения прав и свобод человека; 6)низкий авторитет судебных и правоохранительных органов.

Основные направления по борьбе с правовым нигилизмом: 1)укрепление в государстве режима законности; 2)гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 3)обеспечение верховенства основного и иных законов государства; 4)совершенствование правовой системы; 5)обеспечение правового порядка в государстве; 6)повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7)осуществление в государстве правового воспитания.

Правовой идеализм – это форма правосознания, выражающаяся в переоценке возможностей прав и возможностей их осуществления.

Основные формы проявления: 1)нереалистическое отношение к праву; 2)абстрактное, оторванное от жизни восприятие права; 3)неоправданная вера населения в законы, которые смогут быстро изменить их жизнь; 4)восприятие права в буквальном смысле как регулятора общественных отношений; 5)игнорирование существования в реальной действительности иных, кроме права, регуляторов общественных отношений; 6)идеалистическое отношение законодательных органов к праву, которое может выражаться в форме: а)игнорирования реальной действительности при разработке и принятии нормативных актов; б)непродуманности механизма по реализации нормативного акта; в)недостаточного понимания связи, существующей между интересами населения и нормативным актом; г)слепая вера в разрешение актуальных жизненных проблем посредством принятия нормативного акта и т.д.; 7)понимание государственными органами власти и должностными лицами возможностей нормативного акта и пределов правового воздействия, которые не соответствуют реальной обстановки; 8)акцентирование внимания только на формальной стороне права и т.д.

Причины распространения: 1)особенности в историческом развитии государства; 2)историческое могущество государства во всех сферах общественной жизни, а вследствие этого подчинение права государству; 3)недостаточное количество правовых норм, которое продолжалось на протяжении нескольких десятилетий и даже столетий; 4)ориентирование на западные правовые государства, их идеализация, а также заимствование их норм и традиций; 5)наличие неразвитого и искаженного правового сознания; 6)недостаток в развитии политической и правовой культуры; 7)юридическая неграмотность и т.д.

Основные направления по осуществлению борьбы с правовым идеализмом: 1)укрепление в государстве режима законности и правопорядка; 2)гарантирование предоставления населению государства провозглашенных прав и свобод человека и гражданина; 3)повышение качества нормативных актов и их сокращение; 4)учет законодателем при принятии им нормативных актов реальной действительности и близости к жизни населения; 5)создание и развитие механизма по реализации нормативного акта, который будет отвечать требованиям надежности и продуманности; 6)осуществление правового воспитания; 7)приведение и приближение норм права и целой юридической науки к реальности и действительности и т.д.

 

Публичное и частное право.

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц, которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1) институционального (наставнического); 2) пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.145.117.60