Правовая идеология и ее виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая идеология и ее виды.



Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности. Необходимо различать общее научное знание от знания идеологического, в основе которого лежат те или иные предпочитаемые ценности.

Все многообразие правовых идеологий может быть сведено к 3 типам: антропоцентристский (индивидуалистический, главная ценность – права и свободы человека); теоцентрический (главная ценность – бог), кллективистсий (права каких-либо групп,классов).

В антропоцентристском типе правовой идеологии выделяются либеральный и волюнтаристкий виды.

Либеральная правовая идеология: закон как договор между людьми, направленный на защиту личных прав. Эта идеология на Западе переживает свой расцвет с 17 века и в настоящее время является там доминирующей. Ее основная идея – максимальное расширение прав человека. Основополагающая ценность – индивидуальная свобода, понимаемая как свобода от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека.

Волюнтаристский вариант правовой идеологии: право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу. Ницше полагал, что мир представляет собой огромную арену, на которой постоянно идет борьба за власть. Воля к власти предстает в его учении как движущая сила социального развития.

В коллективистской тип правовой идеологии выделяются такие разновидности, как солидаризм, коммунизм, национализм.

Солидаризм основывается на идее социальной солидарности. Солидаризм предполагает и идею синдикализма, то есть профессионально-корпоративного представительства в гос.власти всех слоев и групп населения. Основатель – фр.правовед Дюги. Идеи солидаризма в России развивал Ковалевский.

Коммунизм: право всегда выражает волю экономически господствующего класса и лишь во вторую очередь выполняет общесоциальные функции.

Национализм: идея прав нации. Крайняя форма национализма – расизм. 49. Правовая идеология и её виды. Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности, в основе которых лежат определённые ценностные посылки. Правовая идеология в связи с присущим ей ценностным восприятием действительности не является аподиктическим (непоколебимым в своих основаниях) знанием, отражающем общее в правовой реальности, постигаемое научными методами. Правовая идеология тесно связана с мировоззренческой философией, и в таком виде она представляет собой практическую философию права. Всё многообразие правовых идеологий может быть сведено к нескольким типам, которые определяются приоритетом тех или других ценностей, лежащих в их основе, и представляют собой ту или иную модель социальной коммуникации. Так, идеологии, выводящие право из ценности человека, независимо от того, как конкретно понимается эта ценность, можно отнести к антропоцентристскому (индивидуалистическому) типу правовой идеологии (и правовой коммуникации соответственно). В этом типе выделяют либеральный (основная идея - максимальное расширение прав человека) и волюнтаристский (право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу) виды. Те теории, в которых доминирующей ценностью и источником права признаётся бог, относятся к теоцентрическим правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, наций, общества в целом, то такие взгляды относятся к социоцентристскому (коллективистскому) типу правовой идеологии. В этом типе выделяют такие виды как солидаризм (основано на идее социальной солидарности), коммунизм (признание права относительной и преходящей ценностью, существование которой обусловлено классовой структурой общества), национализм (в противовес правам индивидуума выдвигает идею права нации, которая понимается как единый социальный организм, объединяющий людей по признаку единого языка, единой культуры. Расизм - превосходство расы). Смешанный вариант правовой идеологии можно найти в фашизме.

 

 

Правовой нигилизм.

Нигилизм в переводе с латинского означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права. Правовой нигилизм опирается на определенное правопонимание, при котором право ассоциируется с насилием, с гос.принуждением, с произволом власти. Право в этом случае представляется отрицательной ценностью. Особый интерес представляет проблема правового нигилизма применительно к российской правовой культуре. ДУГИ, БЕРДЯЕВ. 50. Правовой нигилизм. Представляет собой крайность иного рода. Нигилизм в переводе с латинского языка означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права как позитивно-ценностного явления. В своем политическом дискурсе правовой нигилизм опирается на определённое правопонимание при котором право ассоциируется с насилием, с государственным принуждением, с произволом власти. Право в этом случае предстает отрицательной ценностью, и поэтому его неприятие объявляется естественным и нравственно необходимым. То, что реальное, исторически действующее право может давать поводы к такого рода выводам, достаточно очевидно. Но также достаточно очевидно, что экстраполировать (распространять) на этом основании сделанные выводы о конкретно-исторических формах права как о сплошном зле на все право в целом - совершенно неверно. Лучшее лекарство от такого теоритизированного нигилизма, - отбросив в сторону идеологическое "пенсне", постараться взглянуть на право непредвзято и убедиться в том, что право таково, каким его видит общество и каким оно его создает. 51. Юридическое мировоззрение. Представляет собой особое правовоззрение, а именно такое представление о праве, когда оно понимается и переживается как высшая ценность, подчиняющая себе все другие ценности. Право при этом воспринимается как фетиш, как некое чудодейственное средство, способное изменить мир, сделать общество и гос-во совершенными, а людей счастливыми. Юридическое мировоззрение является оборотной стороной правового рационализма и классического типа научной рациональности. Основы подобного мифологического мировоззрения были заложены в 16 - 17 веках и связаны в первую очередь с юснатурализмом. Успехи естественных наук создавали иллюзию что не только мир природы, но и мир социальный можно рационально познать и рационально же обустроить. Достаточно написать разумные законы, чтобы устранить все общественные противоречия и создать совершенный политический строй. 52. Правовая психология. Правовая психология – несистематизированное восприятие правовой действительности в виде правовых эмоций, чувств. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Она тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно целое. Бессознательное воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия, поступки, причины которых не осознаются. В психологии выделяют несколько классов проявления бессознательного, имеющих непосредственное отношение к правосознанию: 1)архетипы коллективного бессознательного - поведение членов опр.соц.группы 2)мотивы и смысловые установки..В теории психоанализа важное значение имеет понятие сублимации 52. Юридическая (правовая) психология. Несистематизированное и нерационализированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. Именно на иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Модификацией правового чувства является правовая совесть (интуитивное понимание, стремление к справедливому жизненному, нравственному праву). Правовая психология тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое. В отличии от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживанием субъекта. Оно воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия и поступки, причины которых не осознаются. Таким образом, бессознательное, имея латентную коммуникативную направленность, воздействует на правовое сознание и определённым образом его формирует. В теории психоанализа важное значение также имеет понятие сублимации, она представляет собой психический процесс преобразования и переключения энергии аффектных влечений (либидо) на цели социальной деятельности и культурного творчества.

 

Правовая праксиология.

Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика – совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Политика может быть реформистской, консервативной, революционной. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ей определяется.

Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка как состояние готовности к действию в определенной ситуации была открыта немецким психологом Ланге. Философское понятие установки играет важную роль в феноменологии Грусселя, Правовая установка – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой ситуации, а также сформировавшееся представление о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка может быть не только индивидуальной, но и групповой и этнической. Групповая правовая установка может быть как социализированной (правовая установка судейского корпуса), так и несоцаолизированной (правовая установка преступного сообщества). Этническая правовая установка отражает специфику правового менталитета конкретного этноса. 54. Правовая праксиология. Тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Существует неразрывная связь между человеческим сознанием, познанием и деятельностью (практикой), уходящей своими корнями вглубь биологической природы человека. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики (совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной, либеральной, авторитарной, творческой и т.д.) и правовой установки (под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определённой правовой активности в определённой правовой ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведеньческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру).

 

Правовая культура.

Слово культура происходит от латинского культура, что в переводе означает возделывание, воспитание. В современной культурологии под культурой чаще всего понимают все то, что создано человеком. Особенности культуры: господство над природой, культура требует равновесия духовных и материальных ценностей.

Понятие правовая культура характеризует уровень развития права в обществе. Правовая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, характеризующих правовую действительность. Правовая культура есть правовая среда обитания людей. Это – совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию и хранению.

Сорокин разделил правовую культуру на идеациональную, чувственную и идеалистическую.

57. Особенности правовой культуры в России. Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное противоречивое явление, интерпретация которого – серьезная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Востока и Запада. Поэтому русский народ и его культура не чисто европейская и не чисто азиатская. Чаще всего для обозначения этого феномена используют термин евразийская культура. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества. 57. Особенности правовой культуры в России. Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное и противоречивое явление, интерпретация которого - серьёзная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связаны с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой культуры - восток и запад. Поэтому культура русского народа не чисто европейская, но и не чисто азиатская. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности является этикоцентризм - идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества, начиная с 10 века в связи с принятием христианства православного обряда. Западноевропейский индивидуалистический идеал правового гос-ва никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С ним связывались представления о "царстве правды", а не царстве права. Соборный, надиндивидуальный характер этой "правды" также является отличительной чертой правосознания российского общества. Это во многом объясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, как и связанного с ним культового отношения к славе и богатству. Определяющей в общенациональном коммуникативном пространстве являлась идеология консервативно-патриархальная, укоренённая в традициях православной культуры. Кризис нашего общества - кризис нашей культуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.014 с.)