Научное знание и типы рациональности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное знание и типы рациональности.



Научное знание и типы рациональности.

Рациональность – относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности.

Классическая научная рациональность: этот период длится с античности до 19 века. Ученый изучает объект как бы противостоящий ему. Мир – это организованная простота. Все в мире понятно разуму. Но 20 век привел к смене научной парадигмы. Парадигма – совокупность некоторых основополагающих принципов науки. Смена парадигмы приводит к смене типа научной рациональности. Возникает неклассическая рациональность.

Неклассическая научная рациональность: возникает во второй половине 20 в. Мир – организованная сложность. Он хоть и сложен, но его можно рассматривать целостно при всем его многообразии.

Учения типов научной рациональности:

*позитивизм- направление философии, объявляющее единственным источником действительного знания конкретные

науки и отрицавшее познавательскую ценность философского исследования. Позитивисты все проверяли опытами.

*неопозитивизм – направление философии, лишающее ее предмета, философия возможна только как деятельность по анализу языка.

*феноменология – основанное Грусселем субъективно-идеалистическое направление. Центральное понятие – интенциональность сознания (его направленность на объект). Основные требования феноменологического метода явл.: воздержание от каких-либо суждений, относящихся к объективной реальности; рассмотрение самого субъекта познания не как реального существа.

*герменевтика – искусство и теория толкования

*неокантианство – направление, возникшее во второй половине 19 в., учение о ценностях.

*экзистенционализм - направление философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения.

*постпозитивизм – Томас Кун (идея научн. революции как рев.смены научной парадигмы)

Карл Поппер (полагал, что любое научное знание эволюционно)

*постстуктурализм – мир это текст. Текст это то что может быть осмысленно. Не в знаковой форме человек мыслить не может.

Существует 2 концепции развития научного знания: интериалистическая (наука развивается поступательно, происходит накопительство знаний) и экстериалистическая

(развитие науки обусловлено не столько приростом знаний сколько развитием культуры).Томас Кун – изменения в культуре подготавливают смену научной парадигмы.

 

 

Предмет науки общей теории права.

ТГП занимает фундаментальное место в системе юр.наук. Это основополагающая юридическая дисциплина. По своим задачам, функциям, предмету и методу имеет общенаучное значение для юриспруденции в целом.

В рамках ТГП выявляется, определяется и разрабатывается вся общенаучная проблематика предмета и метода юриспруденции в целом, ее научной концепции, ее системы и структуры, ее онтологических, гносеологических и аксеологических характеристик, ее места и роли в системе др.наук.

Предмет – это совокупность знаний об объекте данной науки. Объектом явл.само право.

Следовательно предмет – это совокупность знаний о праве. Определенности в ТП нет. Ясности о предмете нет.

Основная задача ТГП – определение и обоснование предмета и метода всей юриспруденции как отдельной самостоятельной науки. В этом и закл. Существо предмета ТГП.

Предмет ТГП составляют: закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва; сущность, типы, формы, структура механизм действия гос-ва и права, правовая система; основные гос.-правовые понятия, общие для всей юр.науки.

Предмет общей ТГП – это общая теория и методология всей юриспруденции как единой, самостоятельной, системно целостной науки. Наука теории государства и права развивается во взаимодействии с другими юр.науками.

Что есть право? Некая независящая от общества объективная реальность или создание самого общества? Является ли оно установлением государства, природным свойством человека, индивидуальным психическим явлением или интерсубъективным актом социального взаимодействия? Где искать право? В какой мере на право можно рассчитывать? Что есть теория правового знания? Какие существуют обоснования ценностной природы права? Вопросы правовой техники, правовой догматики и правовой социологии, вопросы практической философии права и многие другие. Общая теория права как наука призвана ответить на выше поставленные вопросы. Её предметом как раз и является совокупность наиболее общих знаний об исследуемом объекте - праве. Раскрытие сущности (эссенции) права, то есть осмысление, описание и определение его онтологического статуса (того, что есть право в отличии от других феноменов) составляет главную задачу науки общей теории права, а совокупность полученных знаний об этом - её предмет. Предмет науки - совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения.

Наука и идеология.

Под идеологией следует понимать в первую очередь, нечто, отличное от достоверного, очевидного и беспристрастного (аксиологически нейтрального) всеобщего знания. Ведь аксиомы, лежащие в основе такой эпистемологии и представляют собой ценности (слово "аксиома" - греческое, однокоренное со словом "аксиология" и означает в переводе - признанное, справедливое, достойное, т.е. ценное). В этом смысле идеология есть аксиоматическое знание. Идеология представляет собой разновидность ценностного знания, т.е. знания, основанного на ценностных предпочтениях. Право является ценностным явлением, но оно не сводится только к нему (его значимость в рамках социума является эмпирической и соответственно верифицируемым фактом). Если право по своей природе всегда имеет ценностный аспект, то теоретическое обоснование права не может быть построено на предпочтении какой либо конкретной ценности, так как это означало бы не создание какой-либо научной теории, а формулирование определённой правовой идеологии. Идеология проявляет себя прежде всего как форма социально-группового, коллективного самосознания, одной из функций которого является создание внутригрупповой идентичности, противопоставляемой субъективности других лиц.

Специфика правового знания.

Научное знание является необходимой ступенью к философско-правовому пониманию. Поэтому специфика правового знания как раз и состоит в том, что в силу своей социальной природы оно комплементарно (взаимодополнительно) правовому пониманию и в конечном итоге является знанием коммуникативным. Но научная коммуникация должна вырастать из жизни. Флоренский был недалек от истины, когда утверждал, что наука - зачастую дело кружка, сословия, касты, мнением которых она и определяется, и в этом схемостроительстве из себя, не ведая нищеты духовной, наука может быть враждебна жизни. Такое объяснение и решение двух разных задач (теоретической и практической) в единой философии права позволит говорить о последней как о науке, изучающей правовую гносеологию, правовую онтологию и правовую теоретическую аксиологию (теоретическая философия права), и как о практической философии права. В таком контексте философия права должна восполнить ограниченные возможности науки права. В конечном счете философия права призвана выражать тот идеал правовой коммуникации, который может служить наилучшим основанием для коммуникации "экзистенциональной". Это с самого начала проявляется уже в том, что вся философия принуждает к общению, выражает себя хотела бы быть услышанной, что её сущность есть сама сообщаемость, а эта последняя неотторжима от бытия истинного. Лишь в коммуникации достигается цель философии, когда находит окончательное обоснование смысл всех целей: постижение бытия, раскрытие любви, осуществление спокойствия.

 

 

Правовой этатизм.

Относится к классическому типу правопонимания. Название происходит от фр.слова etat= государство. По своей сути является идейной противоположностью юснатурализма. Возникает как результат секуляризации (утраты религиозного значения) правовой культуры, когда государство стало пониматься как человеческое дело. Согласно данному подходу, право всегда является созданием государства. Право в этом случае понимается как совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством в форме закона. Основными признаками права признаются формальная определенность и защищенность публичной властью государства. Иными словами право – это внешний нормативный порядок, поддерживаемый при помощи физического принуждения со стороны государства. Плюсы правового этатизма: констатация того что право должно иметь способ своей защиты; хорошо разработана система источников права. Минус – право сводится к государственно-организованному явлению.

Идеи, характерные для этого направления, высказывались уже некоторыми древнегреческими софистами. Свое философское обоснование этатизм получил в учении позитивизма. Философский позитивизм возник в 30-х годах 19 века, его основатель – французский мыслитель О.Конт. Конт полагал, что человеческий разум не способен проникать в сущность вещей, поэтому наука должна заниматься лишь их описанием.

Одним из представителей этатизма в России является Шершеневич. Считал единственным источником права государство, а право – произведение государства. Утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер.

Юснатурализм.

Один из древнейших типов правопонимания. Явл. Противоположностью правового этатизма. Естественное право трактовалось как постоянное и неизменное и подобно совершенным законам природы такое же совершенное и разумное. В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность, воплощение справедливости, добра, нравственности и гуманизма.

Начиная с античности естественное право уподоблялось разумным законам природы, которым подчиняется все живое: и люди, и животные. В средние века естественное право получило теологическое (божественное) обоснование. Его трактовали как волю Бога, которая находит отражение в священном писании. Еще позднее в 17-18 веках естественное право связали с правами и свободами человека. В новейшее время значительное распространение получила точка зрения согласно которой естественное право представляет собой некий правовой идеал, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву.

Несмотря на свое многообразие концепции юснатурализма имеют сходство в следующих моментах: 1.естественное право как безусловная ценность противопоставляется позтивному праву; 2.естественное право понимается как существующее независимо от государства и общества; 3.естественное право даровано человеку.Недостатки юснатурализма: невозможность различия права и нравственности; естественное право скорее всего нравственный идеал.Достоинство – в рамках этого подхода была выявлена ценностная составляющая права.

Юснатурализм.

Один из древнейших вариантов правопонимания. Возникает в рамках парадигмы классической научной рациональности. Естесственное право трактовалось как постоянное и неизменное и, подобно совершенным законам природы, такое же совершенное и разумное. В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нравственности и гуманизма. Возникновение естесственно-правовой идеологии обусловлено социокультурными условиями бытия аграрного общества. Начиная с античности естесственное право уподоблялось разумным законам природы, которым подчиняется все живое. В средние века естесственное право получило теологическое (божественное) обоснование. Его трактовали как волю бога, которая находит отражение в человеческом разуме и в священном писании. Еще позднее, в ХVII - XVIII веках, ест. право связывали с правами и свободами человека, которые непосредственно вытекали из его природы. Несмотря на свое многообразие, концепции юснатурализма имеют сходство в следующих моментах: 1) ест. право как безусловная ценность, как хорошее, настоящее, правильное право противопоставляется несовершенному, плохому, неправильному позитивному праву. 2) ест. право понимается как существующее независимо от государства, общества и сознания человека. 3) Как явление идеальное и абсолютное, ест. право постоянно и неизменно, не подвержено порче в рамках любого социального хронотопа.

Социологический подход.

Социологический подход возникает во 2 половине 19 века. Для этого подхода характерно стремление понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Право с позиций такого подхода возникает непосредственно в обществе, через отдельные правовые отношения постепенно складываясь в нормы обычаев и традиций. Правовые отношения предшествуют правовой норме. Право – это то что реально существует в жизни, а не то что записано в книгах. Такое книжное право вполне может быть мертвым, т.е. не оказывать никакого воздействия на общественные отношения. Представители соц.школы права в России явл. Коркунов, Муромцев, Ковалевский.

Коркунов: профессор юридического факультета императорского Санкт-Петрбургского университета. Основываясь на учение немецкого правоведа Иеринга он полагал, что содержанием общественной жизни явл. столкновение столкновение различных интересов в политической, юридической, экономической и других областях. Для возможности сосуществования различных интересов они должны быть разграничены. Отсюда по Коркунову вытекает необходимость права как средства для разграничения интересов и обеспечения социального порядка. Именно в разграничении интересов он видел основную задачу права. Право определяет границы осуществления интересов, устанавливает опр.права и обязанности субъектов правоотношений. Коркунов выступал против отождествления права и закона, указывая на то что закон является лишь частной формой права.

Ковалевский: профессор гос.права Московского университета. Изучал вопросы общественной жизни, связанные с происхождением социальных институтов: семьи, собственности, государства, права, нравственности, религии. Рассматривал право как продукт исторического развития общества.

Муромцев: профессор юр.факультета Московского университета. Утверждал необходимость исследовать право во взаимодействии с другими социальными явлениями. Оно должно изучаться как одно из выражений всей социальной жизни общества. Таким образом Муромцев одним из первых сформулировал тезис о взаимосвязи права и общества. Право – порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) способом. Муромцев подчеркивал что правом следует называть только такие юридические нормы, которые применяются в жизни. Это и есть действующее право.

Структура права.

Право имеет свою собственную структуру, в которой выражается его сущностный смысл.

1) Правомочие

Оно всегда субъективно, так как не существует без субъекта. Оно всегда притязательно, так как существует и другой субъект. Следовательно для права необходимо наличие двух субъектов, обладающих правами и обязанностями. Правомочие – это наличие возможности действовать оправданно и определенным образом. Итак для существования права необходимо два или более субъектов, на которых были бы направлены субъективные права и обязанности. Субъективное право – возможность действовать оправданно тем или иным образом, поддерживаемое обязанностью других субъектов.

Правовая обязанность – мер должного поведения лица, направленная на удовлетворение интересов управомоченного субъекта.

Субъективное право: право на собственное действие или бездействие; право требовать от обязанной стороны совершения активных действий в интересах управомоченного; право требовать защиты нарушенного права.

Правовая обязанность: пассивная обязанность; обязанность активная; обязанность юридической ответственности.

2)Общезначимые нормы. - нормы, прошедшие социальную легитимацию.

Право имеет ценностное содержание, то есть человек никогда не относится безразлично. Субъект совершает акт эмоционального и интеллектуального осмысления нормы. Правомочие будет социально оправданно, если оно основано на социально-признанных нормах.

 

 

Виды права.

Право не исчерпывается государственно-организационной формой своего бытия (закона). Право не следует ни противопоставлять закону, ни отождествлять с ним. Это разные уровни правовой реальности. Право существует, используя государственный закон как один из возможных текстуальных источников. Понимание права как разнородного явления характерно для современной и, в частности, для социологической юриспруденции, признающей факт правового плюрализма. Концепция исходит из того, что в одно и то же время, на одном и том же социальном пространстве могут сосуществовать несколько правовых систем. Социальное право пронизывает все общество и охватывает самые разнообразные отношения. В отличие от права государственного, легитимация которого, как правило, связано с официальным опубликованием правовых текстов, легитимация права социального требует более длительных и в определенном смысле процедур. Социальное право как и государственное, может быть централизованным и децентрализованным. Социальное право может иметь различные внешние знаковые формы (текстуальные источники права), например форму мифа, обычая, договор, доктрины, священного писания и др. Централизованное социальное право существует до государственных и современных потестарных обществах (отношения, регулируемые правовыми обычаями, табу). Такое право поддерживается и защищается публичной властью общества. Децентрализованное социальное право существует в различных социальных структурах и, соответственно, поддерживается и защищается этими структурами. В отличие от централизованного социального права, не имеет всеохватывающего значения и не распространяется на всех членов социума. Может иметь как признаки права публичного (адм. И уголовные наказания, распространяющиеся на членов данной соц.структуры), так и права частного (кровная месть в потестарном обществе). В соответствии со степенью распространенности, систематизированности, формализованности и процессуальной обеспеченности в децентрализованном социальном праве можно выделить индивидуальное, семейное и корпоративное право.

Индивидуальное право присуще любому обществу, поскольку в любом обществе существует индивиды, обладающие свободой, а нормы государственного права не могут охватывать все случаи, требующие правового регулирования. Субъектами такого права являются отдельные индивидуумы, выполняющие в правовых отношениях социально-обезличенную функцию, в том смысле, что они не представляют какую-либо социальную структуру, а действуя от собственного лица, создавая в пределах предоставленной им возможности право для себя.

В таком естественном социальном образовании как семья возникает семейное право.

Корпоративное право возникает в самых разнообразных человеческих сообществах, создаваемым по интересам, и направлено на осуществление функций и целей этих сообществ. В отличиеот публичного социального права, оно не имеет общего значения, и его правила индивидуальны для каждой корпорации. Такое право действует в вузе во взаимоотношениях между студентами и преподавателями.

Особо следует выделить такие разновидности социального права, которые функционируют как в централизованных, так и в децентрализованных формах. К ним можно отнести спортивное и игорное право.

Игра занимает необычайно важное место в жизни любого общества и проникает практически все сферы его жизнедеятельности. Но игра неразрывно связана как со спортом так и с правом. Спортивное право объединяет игроков и болельщиков и имеет более открытый и универсальный характер, чем просто корпоративное право. Спортивное право в своих наиболее организованных формах (профессиональное спортивное право) оказывается тесно переплетенными с гос.правом. Но и в своей собственной области оно перенимает многие институты гос.права. Так, в спортивном праве сильно развита система санкций и мер защиты, которые носят карательный и правовосстановительный характер.

Самостоятельной разновидностью корпоративного права является игорное право. Большинство карточных и иных азартных игр связано со строгой системой правил.

Особую разновидность корпоративного права, позволяющую ввиду универсализма выделить в особый подвид, представляет собой право каноническое. Церковное право разнообразно как по своим источникам, так и по характеру действия. Специфика канонического права проявляется в используемых методам правового регулирования, среди них выделяются акривия и икономия. Акривия представляет собой способ решения вопросов с позиции строгой справедливости, не терпящей отступления от основных начал христианского учения. Икономия – снисхождение к человеческим немощам и слабостям.

 

 

Право и мораль.

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Взаимосвязь морали и права заключается в следующем: 1) и право и мораль – социальные нормы 2)оба основаны на добре и справедливости 3)и те и другие регулируют отношения между людьми.4) и мораль и право – это мера свободы.

  мораль право
1)по происхождению Вместе с обществом Вместе с государством
2)по форме выражения В общественном сознании В специальных нормативных актах, имеющих письменную форму
3)по сфере действия Универсальны – могут регулировать практически все общ.отн-я. Наиболее важные, требующие защиты
4)по методу обеспечения Мерами общ.воздействия Мерами гос.воздействия
5)критерий оценки Регулируют с позиции добра и зла С точки зрения законн или нет, правомерно или нет

Характер обязывания у морали – внутреннее самообязывание, а у права – право требовать исполнения.Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общ.отношений. Их требования во многом совпадают: что осуждает и поощряет право то осуждает и поощряет как правило и мораль. 34. Право и Мораль. Мораль - форма общественного сознания, которая отражает социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. Общее: 1) Принадлежат к социальным нормам и имеют общее свойство нормативности. 2) являются основными регуляторами поведения. 3) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого. 4) Базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе. 5) Выступают мерой свободы индивида, определяют её границы. Различия: 1) Мораль формируется ранее права, она появляется вместе с обществом. 2) В пределах одного общества одна правовая система, мораль же разнородна - могут действовать несколько моральных систем. 3) Формирование морали происходит спонтанно в недрах общественного сознания, право формируется в общественных отношениях, законах и т.д. 4) Право по сравнению с моралью имеет четкую форму обьективирования, закреплённые вовне. 5) Предметы регулирования норм прав и норм морали не совпадают. 6) У моральной системы нет той логической стройности, которая присуща правовой. 7) Право и мораль различаются по средствам и методам реализации своих норм.

 

 

Право и справедливость.

Правовой порядок есть социально признанный порядок, т.е. такой порядок, который основывается на социально-признанных нормах. В силу этого любой порядок является и порядком справедливым. Справедливость является одним из модусов должного. Соответствие должному и есть справедливость. Не должное справедливым быть не может. Правовой порядок, как порядок, основанный на социально признанных нормах должного поведения, есть в силу этого порядок справедливый. При этом следует отличать справедливость права как единого развивающегося организма и справедливость каких-либо правовых актов (источников норм права), например, законов. Право есть выражение должного и как таковое не может быть несправедливым, если сами критерии справедливости черпать из одноимённой социокультурной системы (самоидентификацией которой право и является). В противном случае оно не было бы правом т.е. выражением должного (справедливого). Даже если права и обязанности возникают, и акт объективно является правовым, он может в определённых случаях рассматриваться как несправедливый. 36. Право и свобода. Правовой порядок ценен не сам по себе, а как условие возможности координированных правовых действий субъектов права и как результат таких действий. Независимо от содержания таких действий сама свобода их совершения в рамках права, т.е. возможность самостоятельно выбирать тот или иной вариант внешнего социального поведения и тем самым определять поведение других, проявляя свою власть, самостоятельность и самодеятельность, является правовой ценностью. Свободу невозможно искать ни в чем другом кроме субъекта, который имеет волю. Право в этом ценностном контексте можно предварительно определить как упорядоченную свободу. Правовая свобода есть аксиологическая ипостась субъективного права и в этом своём качестве имеет свою ярко выраженную коммуникативную направленность. 38. Право и равенство. Эйдетически равенство в праве может иметь значение только как формальное равенство. Субъекты равны постольку, поскольку они есть участники определённого правопорядка, субъекты одних и тех же правовых коммуникаций, носители взаимных прав и обязанностей. Формальное равенство имеет место там, где одни и те же субъекты в равной мере подпадают под действие одних и тех же правовых норм. Но в этом своём значении формальное равенство может выступать лишь как эйдетическая ценность, поскольку является априорным, логическим условием действия права. В данном смысле равенство присутствует в любой правовой системе, даже в такой, которая основана на соц. неравенстве и нер-ве прав. Оно есть везде где есть правовые нормы. Иное значение идея правового равенства получает в случае её идеологической интерпретации как необходимости наделения всех людей равными правами и обязанностями. Такое требование основывается на ценностном мировоззрении, в соответствии с которой все люди равны между собой и равноценны. 40. Виды правовых ценностей. Правовые ценности, ценности самого права следует отличать от ценностей в праве, то есть от тех ценностей, которые достигаются при помощи права. По своему эйдетическому, сущностному смыслу правовыми ценностями могут быть только положительные ценности. При этом следует различать правовые ценности эйдетические и социокультурные. Эйдетические правовые ценности – это ценности самого права, неразрывно с ним связанные и вытекающие из него. В социальной жизни права они всегда получают конкретную социокультурную интерпретацию и не только интеллектуальное, но и эмоциональное значение, соответствующее специфическим условиям жизненного мира конкретного общества. Виды эйдетических ценностей: *свобода (право предоставляет субъектам возможность действовать опр.образом, всегда есть выбор варианта поведения); *равенство (выражается в том, что право всегда обращается с одинаковым правилом к одинаковым субъектам, не сосредотачиваясь на их индивидуальных особенностях); *справедливость (порядок отношений, установленный как результат признания правовых норм, не противоречащий нормам, сложившимся в обществе); *порядок (право устанавливает правило поведения, следовательно субъект должен соотносить свое поведение с этими правилами); *мораль (представляет собой систему принципов интимного отношения человека к миру, свое основание она находит в совести человека). Социокультурные правовые ценности – те ценности, содержание которых отражает особенности социокультурного развития конкретного общества.

Право и закон.

Проблема соотношения права и закона явл. одной из наиболее дискуссионных в современной российской теории права. Различные варианты ее решения зависят от принадлежности ученого к той или другой научной школе. Этатистская правовая традиция предлагает лишь формальное разграничение права и закона. Закон в данном случае рассматривается как одна из форм права. Сторонники естественного права пытаются найти сущностные отличия права от закона. Право не сводимо к закону, так как оно порождается не государством, а природой в широком смысле слова и выражает естественные закономерности бытия. Сторонники этого правопонимания полагают, что законодатель не создает право, а лишьпридает официальнуюформу тому праву, которое изначально существует в природе. Фиксация в законе такого права придает самому закону правовой характер, возникает правовой закон.

В либеральной естественно-правовой традиции правовой закон связывается с закреплением и защитой индивидуальных прав и свобод, в которых выражается естественное состояние человека.

Изложенная выше трактовка вызывает ряд замечаний с позиций коммуникативной теории права:

1)право не может сводиться к установлениям государства, но оно не есть также природное явление, существующее независимо от общества.

2)любые ценности в праве являются ценностями историческими, обусловленными социокультурным развитием конкретного общества.

3) из принципа относительной справедливости следует, что отнесение закона к справедливому или нет в зависимости от его содержания зависит от субъекта оценки.

 

 

Понятие правосознания.

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которого люди осознают окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

ПС представляет собой совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. ПС – одобрительная или отрицательная реакция людей на принятые законы, проекты нпа и т.д.

Особенность ПС как специфической формы общ.сознания выражается в следующем: 1) в правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества, Оно охватывает процесс сознания правовых норм, реализацию их требований в общ.жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через ПС, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.; 2) особенность правосознания выражается также и в способе отражения явлений общ.жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством социальных юридических понятий, категорий. К их числу относятся такие понятия как правомерность, правоотношение, законность.Теория правосознания явл. одним из основных разделов общей теории права. Право не существует вне человеческого сознания.

Существуют различные взгляды на соотношение права и правосознания. Так психологическое направление рассматривает право как часть правосознания, другие исследователи трактуют правосознание как составную часть права (Левшиц), третьи полагают, что право и правосознание явл. самостоятельными феноменами, но взаимодействующими между собой в рамках единой правовой системы (Алексеев). С позиций коммуникативного подхода правосознание выступает скорее в качестве правовой субстанции, опосредующей как правовые тексты, так и правовое поведение, так и реализацию прав и обязанностей. 43. Понятие правосознания. Правосознание есть особая разновидность, особая форма социального сознания. С позиций традиционных для советской России философии (диалектико-материалистической) под сознанием как таковым понимают человеческую способность идеального воспроизведения действительности в чувственных и мыслительных образах. В таком случае сознание представляет собой субъективный образ объективного мира, который получается путем отображения объективной действительности в виде представлений, мыслей, переживаний, созерцания, идей и других духовных феноменов, из которых состоит содержание сознания. Теория отражения основывается на противопоставлении субъекта и объекта познания, а само познание понимается как копирование объекта (более или менее совпадающее с оригиналом, но никогда - в полной мере). В феноменологии сознание всегда понимается как сознание чего-то. В этом смысле субъект и объект являются коррелятами. Соответственно выделяются два взаимодополняющих аспекта сознания: процесс сознавания (cogito) и то, что сознается (cogitatum). Сознание понимается как коррелят всякого бытия, сущностные свойства которого никогда не могут быть схвачены фактологическим или натуралистическим анализом психологии или социологии, которые овеществляют его. Но каким бы образом ни трактовать сознание, в нем всегда наряду с когнитивным можно выделить и ценностный аспект, в котором проявляется избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом сознания ценности - философские, религиозные, политические, нравственные и другие, в том числе и правовые - и аспект практический (праксиологический, коммуникативно-волевой). Поэтому под правосознанием можно понимать непосредственное и опосредованное восприятие правовой действительности в чувственных и мыслительных образах, имеющих коммуникативно-волевую направленность. Совокупность наиболее характерных типичных ментальных образов (текстов) правовой действительности образует систему общественного правосознания или систему правосознания общества. 4

4. Право и правосознание. Право не существует вне человеческого сознания, право становится правом лишь преломляясь сквозь сознание социального субъекта. Поэтому наши представления о человеческом сознании и о его соотношении с правом предстают как важнейшее, определяющее специфику правопонимания. Так психологическое направление в теории права рассматривает последнее как часть правосознания (Петражицкий, Сорокин, Райснер); другие исследователи трактуют правосознание как составную часть права (Лившиц); третьи полагают, что право и правосознание являются самостоятельными феноменами, но взаимодействующими между собой в рамках единой правовой системы (Алексеев, Матузов). Эти вопросы приобретают особое значение в рамках неклассической и постнеклассической науки. С позиции коммуникативной теории права правосознание выступает скорее в качестве правовой субстанции, опосредывающей как правовые тексты, так и правовое поведение и правовую актуальность - реализацию прав и обязанностей. Человеческое сознание всегда опосредует правовую реальность. 45. Структура правосознания. Существует два уровня правосознания. К первому уровню относятся теоретическая онтология, правовая идеология, правовая политика. Ко второму – практическая онтология, правовая психологи, правовая установка.+ следующие билеты.

Правовая политика – совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздейство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.205.109 (0.061 с.)