Субъективное и объективное право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективное и объективное право.



Право – это соответствующая правилам права система норм, установленная и санкционированная государством или равная мера свободы формально равных субъектов. В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, прецеденты данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависти от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право – это мера юр. возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Значит оно неразрывно связано с юр.обязанностями других лиц. С позиции этатистов на первом месте стоит объектвное право, а с точки зрения юснатурализма – субъективное.+ вопрос 27 33. Право и государство. Довольно сложная проблема соотношения права и государства приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы противоположные теоретические позиции по этой проблеме.

Тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной литературе.

Прагматическая концепция характерна для этатистского правопонимания, предполагает связывание государства с правовыми нормами, но при этом отождествляет право и закон.

Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства.

В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. Государство и право нерасторжимы. Оба они имеют социально-экономическую основу. Вместе с тем они различаются по своей структуре, по способам функционирования. Если механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, то право состоит из норм, объединенных в институты и отрасли. Гос-во входит в политическую систему общества, а право – в нормативную систему.

Самый важный аспект рассматриваемого соотношения – воздействие гос-ва на право и наоборот. Только при активном взаимодействии гос-во и право могут полноценно и эффективно функционировать, прибрести социальную ценность. Государство не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний. Но так или иначе гос-во придает праву важнейшие свойства – формальную определенность и общеобязательность.

За правом всегда стоит приоритет и реальная сила государства. Вместе с тем само гос-во должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с гос-вом должны активно участвовать граждане.

Между государством и правом складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Право придает гос.деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов гос-ва, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой. С помощью права определяется вид и мера гос.принуждения.

 

Право и мораль.

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Взаимосвязь морали и права заключается в следующем: 1) и право и мораль – социальные нормы 2)оба основаны на добре и справедливости 3)и те и другие регулируют отношения между людьми.4) и мораль и право – это мера свободы.

  мораль право
1)по происхождению Вместе с обществом Вместе с государством
2)по форме выражения В общественном сознании В специальных нормативных актах, имеющих письменную форму
3)по сфере действия Универсальны – могут регулировать практически все общ.отн-я. Наиболее важные, требующие защиты
4)по методу обеспечения Мерами общ.воздействия Мерами гос.воздействия
5)критерий оценки Регулируют с позиции добра и зла С точки зрения законн или нет, правомерно или нет

Характер обязывания у морали – внутреннее самообязывание, а у права – право требовать исполнения.Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общ.отношений. Их требования во многом совпадают: что осуждает и поощряет право то осуждает и поощряет как правило и мораль. 34. Право и Мораль. Мораль - форма общественного сознания, которая отражает социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. Общее: 1) Принадлежат к социальным нормам и имеют общее свойство нормативности. 2) являются основными регуляторами поведения. 3) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого. 4) Базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе. 5) Выступают мерой свободы индивида, определяют её границы. Различия: 1) Мораль формируется ранее права, она появляется вместе с обществом. 2) В пределах одного общества одна правовая система, мораль же разнородна - могут действовать несколько моральных систем. 3) Формирование морали происходит спонтанно в недрах общественного сознания, право формируется в общественных отношениях, законах и т.д. 4) Право по сравнению с моралью имеет четкую форму обьективирования, закреплённые вовне. 5) Предметы регулирования норм прав и норм морали не совпадают. 6) У моральной системы нет той логической стройности, которая присуща правовой. 7) Право и мораль различаются по средствам и методам реализации своих норм.

 

 

Право и справедливость.

Правовой порядок есть социально признанный порядок, т.е. такой порядок, который основывается на социально-признанных нормах. В силу этого любой порядок является и порядком справедливым. Справедливость является одним из модусов должного. Соответствие должному и есть справедливость. Не должное справедливым быть не может. Правовой порядок, как порядок, основанный на социально признанных нормах должного поведения, есть в силу этого порядок справедливый. При этом следует отличать справедливость права как единого развивающегося организма и справедливость каких-либо правовых актов (источников норм права), например, законов. Право есть выражение должного и как таковое не может быть несправедливым, если сами критерии справедливости черпать из одноимённой социокультурной системы (самоидентификацией которой право и является). В противном случае оно не было бы правом т.е. выражением должного (справедливого). Даже если права и обязанности возникают, и акт объективно является правовым, он может в определённых случаях рассматриваться как несправедливый. 36. Право и свобода. Правовой порядок ценен не сам по себе, а как условие возможности координированных правовых действий субъектов права и как результат таких действий. Независимо от содержания таких действий сама свобода их совершения в рамках права, т.е. возможность самостоятельно выбирать тот или иной вариант внешнего социального поведения и тем самым определять поведение других, проявляя свою власть, самостоятельность и самодеятельность, является правовой ценностью. Свободу невозможно искать ни в чем другом кроме субъекта, который имеет волю. Право в этом ценностном контексте можно предварительно определить как упорядоченную свободу. Правовая свобода есть аксиологическая ипостась субъективного права и в этом своём качестве имеет свою ярко выраженную коммуникативную направленность. 38. Право и равенство. Эйдетически равенство в праве может иметь значение только как формальное равенство. Субъекты равны постольку, поскольку они есть участники определённого правопорядка, субъекты одних и тех же правовых коммуникаций, носители взаимных прав и обязанностей. Формальное равенство имеет место там, где одни и те же субъекты в равной мере подпадают под действие одних и тех же правовых норм. Но в этом своём значении формальное равенство может выступать лишь как эйдетическая ценность, поскольку является априорным, логическим условием действия права. В данном смысле равенство присутствует в любой правовой системе, даже в такой, которая основана на соц. неравенстве и нер-ве прав. Оно есть везде где есть правовые нормы. Иное значение идея правового равенства получает в случае её идеологической интерпретации как необходимости наделения всех людей равными правами и обязанностями. Такое требование основывается на ценностном мировоззрении, в соответствии с которой все люди равны между собой и равноценны. 40. Виды правовых ценностей. Правовые ценности, ценности самого права следует отличать от ценностей в праве, то есть от тех ценностей, которые достигаются при помощи права. По своему эйдетическому, сущностному смыслу правовыми ценностями могут быть только положительные ценности. При этом следует различать правовые ценности эйдетические и социокультурные. Эйдетические правовые ценности – это ценности самого права, неразрывно с ним связанные и вытекающие из него. В социальной жизни права они всегда получают конкретную социокультурную интерпретацию и не только интеллектуальное, но и эмоциональное значение, соответствующее специфическим условиям жизненного мира конкретного общества. Виды эйдетических ценностей: *свобода (право предоставляет субъектам возможность действовать опр.образом, всегда есть выбор варианта поведения); *равенство (выражается в том, что право всегда обращается с одинаковым правилом к одинаковым субъектам, не сосредотачиваясь на их индивидуальных особенностях); *справедливость (порядок отношений, установленный как результат признания правовых норм, не противоречащий нормам, сложившимся в обществе); *порядок (право устанавливает правило поведения, следовательно субъект должен соотносить свое поведение с этими правилами); *мораль (представляет собой систему принципов интимного отношения человека к миру, свое основание она находит в совести человека). Социокультурные правовые ценности – те ценности, содержание которых отражает особенности социокультурного развития конкретного общества.

Право и закон.

Проблема соотношения права и закона явл. одной из наиболее дискуссионных в современной российской теории права. Различные варианты ее решения зависят от принадлежности ученого к той или другой научной школе. Этатистская правовая традиция предлагает лишь формальное разграничение права и закона. Закон в данном случае рассматривается как одна из форм права. Сторонники естественного права пытаются найти сущностные отличия права от закона. Право не сводимо к закону, так как оно порождается не государством, а природой в широком смысле слова и выражает естественные закономерности бытия. Сторонники этого правопонимания полагают, что законодатель не создает право, а лишьпридает официальнуюформу тому праву, которое изначально существует в природе. Фиксация в законе такого права придает самому закону правовой характер, возникает правовой закон.

В либеральной естественно-правовой традиции правовой закон связывается с закреплением и защитой индивидуальных прав и свобод, в которых выражается естественное состояние человека.

Изложенная выше трактовка вызывает ряд замечаний с позиций коммуникативной теории права:

1)право не может сводиться к установлениям государства, но оно не есть также природное явление, существующее независимо от общества.

2)любые ценности в праве являются ценностями историческими, обусловленными социокультурным развитием конкретного общества.

3) из принципа относительной справедливости следует, что отнесение закона к справедливому или нет в зависимости от его содержания зависит от субъекта оценки.

 

 

Понятие правосознания.

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которого люди осознают окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

ПС представляет собой совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. ПС – одобрительная или отрицательная реакция людей на принятые законы, проекты нпа и т.д.

Особенность ПС как специфической формы общ.сознания выражается в следующем: 1) в правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества, Оно охватывает процесс сознания правовых норм, реализацию их требований в общ.жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через ПС, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.; 2) особенность правосознания выражается также и в способе отражения явлений общ.жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством социальных юридических понятий, категорий. К их числу относятся такие понятия как правомерность, правоотношение, законность.Теория правосознания явл. одним из основных разделов общей теории права. Право не существует вне человеческого сознания.

Существуют различные взгляды на соотношение права и правосознания. Так психологическое направление рассматривает право как часть правосознания, другие исследователи трактуют правосознание как составную часть права (Левшиц), третьи полагают, что право и правосознание явл. самостоятельными феноменами, но взаимодействующими между собой в рамках единой правовой системы (Алексеев). С позиций коммуникативного подхода правосознание выступает скорее в качестве правовой субстанции, опосредующей как правовые тексты, так и правовое поведение, так и реализацию прав и обязанностей. 43. Понятие правосознания. Правосознание есть особая разновидность, особая форма социального сознания. С позиций традиционных для советской России философии (диалектико-материалистической) под сознанием как таковым понимают человеческую способность идеального воспроизведения действительности в чувственных и мыслительных образах. В таком случае сознание представляет собой субъективный образ объективного мира, который получается путем отображения объективной действительности в виде представлений, мыслей, переживаний, созерцания, идей и других духовных феноменов, из которых состоит содержание сознания. Теория отражения основывается на противопоставлении субъекта и объекта познания, а само познание понимается как копирование объекта (более или менее совпадающее с оригиналом, но никогда - в полной мере). В феноменологии сознание всегда понимается как сознание чего-то. В этом смысле субъект и объект являются коррелятами. Соответственно выделяются два взаимодополняющих аспекта сознания: процесс сознавания (cogito) и то, что сознается (cogitatum). Сознание понимается как коррелят всякого бытия, сущностные свойства которого никогда не могут быть схвачены фактологическим или натуралистическим анализом психологии или социологии, которые овеществляют его. Но каким бы образом ни трактовать сознание, в нем всегда наряду с когнитивным можно выделить и ценностный аспект, в котором проявляется избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом сознания ценности - философские, религиозные, политические, нравственные и другие, в том числе и правовые - и аспект практический (праксиологический, коммуникативно-волевой). Поэтому под правосознанием можно понимать непосредственное и опосредованное восприятие правовой действительности в чувственных и мыслительных образах, имеющих коммуникативно-волевую направленность. Совокупность наиболее характерных типичных ментальных образов (текстов) правовой действительности образует систему общественного правосознания или систему правосознания общества. 4

4. Право и правосознание. Право не существует вне человеческого сознания, право становится правом лишь преломляясь сквозь сознание социального субъекта. Поэтому наши представления о человеческом сознании и о его соотношении с правом предстают как важнейшее, определяющее специфику правопонимания. Так психологическое направление в теории права рассматривает последнее как часть правосознания (Петражицкий, Сорокин, Райснер); другие исследователи трактуют правосознание как составную часть права (Лившиц); третьи полагают, что право и правосознание являются самостоятельными феноменами, но взаимодействующими между собой в рамках единой правовой системы (Алексеев, Матузов). Эти вопросы приобретают особое значение в рамках неклассической и постнеклассической науки. С позиции коммуникативной теории права правосознание выступает скорее в качестве правовой субстанции, опосредывающей как правовые тексты, так и правовое поведение и правовую актуальность - реализацию прав и обязанностей. Человеческое сознание всегда опосредует правовую реальность. 45. Структура правосознания. Существует два уровня правосознания. К первому уровню относятся теоретическая онтология, правовая идеология, правовая политика. Ко второму – практическая онтология, правовая психологи, правовая установка.+ следующие билеты.

Правовая политика – совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Политика может быть реформистской, консервативной, революционной. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ей определяется.

Правовая установка – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой ситуации, а также сформировавшееся представление о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. 48. Субъекты правосознания и его виды. Субъектами правосознания могут выступать как отдельные индивиды, так и различные социальные группы вплоть до социума в целом. В соответствии с этим различают следующие виды правосознания: индивидуальное, правовое и общественное.

Индивидуальное правосознание характеризует правосознание каждой отдельной личности. Групповое правосознание представляет собой представления, оценки и установки тех или иных социальных групп, слоев, классов общества. Общественное правосознание характеризует правосознание общества в целом и именно в нем живет право.

Среди видов правосознания можно выделить обыденное, профессиональное и научное правосознание. 48. Субъекты и виды правосознания. Субъектами правосознания могут выступать как отдельные индивиды, так и различные социальные группы вплоть до социума в целом. В соответствии с этим различают следующие виды правосознания: индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное правосознание характеризует правосознание каждой отдельной личности. Чаще всего, оно несет в себе родовые черты общественного правосознания, но может и существенным образом отличаться от него (правосознание Сократа и правосознание афинского общества). Проблема формирования нормального здорового правосознания личности является насущной необходимостью прежде всего для нашего общества. Групповое правосознание представляет собой представления, оценки и установки тех или иных социальных групп, слоев, классов общества. Такое правосознание наряду с элементами общественного правосознания включает в себя и специфические элементы, определяемые особенностями социального статуса соответствующей общественной группы. Например, правосознание юристов (как правило) существенно отличается от правосознания криминальных сообществ. Общественное правосознание характеризует правосознание общества в целом. Оно отличается стабильностью, формируется в течении длительного времени и имеет сложную структуру (правовая идеология и психология). Среди видов правосознания дополнительно можно выделить обыденное, профессиональное и научное.

 

 

Структура правосознания.

Основными видами отношений сознания к миру являются познание, ценностные отношения и практика. Соответственно и в правовом сознании можно выделить познавательные, ценностные и коммуникативно-волевые элементы, из которых и складывается как индивидуальное, так и общественное правосознание. Совокупность этих элементов в их взаимосвязи образуют структуру правосознания. Эти элементы в ракурсе правосознания можно определить как правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию. Следует отметить, что правовая реальность чаще всего отражается в правосознании субъекта в нерасчленённом виде, как правовой жизненный мир, мир правовой повседневности, который периодически взрывается правовыми конфликтами. Поэтому на практике элементы структуры правосознания как бы сращены, и их содержание в чистом виде доступно только через феноменологическую редукцию. 46. Правовая онтология. Является элементом структуры правосознания. Правовая онтология представляет собой сознание, то есть познание и знание того, что есть право вообще, каковы его признаки, каково его место в правовой системе и что есть право в конкретном обществе. Наиболее общие знания о праве как таковом называются теоретической правовой онтологией. А сознание того, что предписывается субъектам данного общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо себя вести в той или иной правовой ситуации, называется практической правовой онтологией. Это часть правосознания, которая представляет собой результат нормативной социальной интерпретации различных правовых текстов, облеченных в форме законов, подзаконных актов, обычаев, договоров и одновременно индивидуальная сфера правосознания, субъекты которой сознают себя носителями определенных прав и обязанностей, определяющих их отношение к другим субъектам. 46. Правовая онтология. Правовая онтология представляет собой сознание (т.е. познание и знание) того, что есть право вообще каковы его всеобщие признаки и свойства, какого его место в правовой системе) и что есть право в конкретном обществе (какие возможности оно предоставляет субъектам и что оно от них требует). Наиболее общие знания о праве как таковом (о праве в его эйдосе) называется теоретической правовой онтологией (теоретико-рациональный уровень правосознания). А сознание того, что предписывается субъектам данного общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо себя вести в той или иной правовой ситуации, называется практической правовой онтологией (эмпирико-рациональный уровень правосознания). Это наиболее институционализированная часть правосознания, которая представляет собой результат нормативной социальной интерпретации различных правовых текстов, облеченных в формы законов, подзаконных актов, обычаев, договоров и т.д. (результат правовой объективации социальной жизни общества) и, одновременно, индивидуальная сфера правосознания, субъекты которой сознают себя носителями определенных прав и обязанностей, определяющих их поведение по отношению к другим субъектам.

47. Правовая аксиология. Правовая аксиология – это ценностное отношение к праву. Она подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология – вопрос 49. Правовая психология – несистематизированное восприятие правовой действительности в виде правовых эмоций, чувств. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Она тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно целое. Бессознательное воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия, поступки, причины которых не осознаются. В психологии выделяют несколько классов проявления бессознательного, имеющих непосредственное отношение к правосознанию: 1)архетипы коллективного бессознательного - поведение членов опр.соц.группы 2)мотивы и смысловые установки..

В теории психоанализа важное значение имеет понятие сублимации. 47. Правовая аксиология. Правосознание включает не только рациональное знание о правовой действительности (о праве и правовой системе), но и иррациональное (эмоциональное) ценностное отношение к праву, складывающееся в том или ином обществе, и которое лишь частично тематизируется и рационализируется сознанием индивида. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие права и составляет содержание правовой аксиологии (рациональное знание о правовых ценностях относится к теоретической правовой онтологии, так как знать, что такое правовые ценности и переживать нечто как правовую ценность - далеко не одно и тоже). Правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию. В своей активной составляющей (правовая идеология) она выполняет функцию средства, при помощи которого осуществляется легитимация (делегитимация) правовых текстов, придающая им нормативный правовой смысл и значение. Такая легитимация осуществляется на уровне правовой психологии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.023 с.)