Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие реализации права и ее виды.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В теории права выделяют 3 основных способа реализации норм права: использование своего права, исполнение своей обязанности и соблюдение общего запрета. Помимо них в теории присутствует и 4, специфический способ реализации ПН, который называется правоприменением. 152. Применение права. Право не нуждается в содействии государства для своего нормального функционирования. В большинстве случаев граждане и иные субъекты права самостоятельно и добровольно осуществляют свои права и исполняют обязанности. Но так бывает не всегда. Иногда возникают правовые коллизии. Под правовыми коллизиями следует понимать противоречия, возникающие между отдельными элементами правовой системы, которые нуждаются в устранении для ее нормального функционирования. Можно выделить нормативные и поведенческие коллизии. Нормативные возникают в результате противоречий, имеющих место при интерпретации текстов разных законов, направленных на регулирование одних и тех же общ.отн-й. Поведенческие возникают в рез-те фактической невозможности осуществлять поведенческие акты, выступающие в форме субъективных прав и юридических обязанностей, или ненадлежащее их осуществление. Путей разрешения правовых коллизий достаточно много, но определенного рода поведенческие правовые коллизии могут быть устранены только путем властной, легитимной и коммуникотивно-правовой деятельности гос-ва. Например право на пенсию, но сам гражданин не может себе ее назначить. Правовые коллизии обладают специфическими признаками: 1)законная процедура рассмотрения 2)использование и оценка док-в 3)наличие органа, уполномоченного разрешать коллизии 4)признание обязательной силы решения по спору 5)компенсация ущерба. Применение гос.права можно определить как принудительно-властную деят-ть гос-ва, направленную на разрешение правовых коллизий в соответствии с нормами права. В отличие от других форм реализации права гос.правоприменению присуще сл.признаки: 1)имеет властный и принудительный х-р и осуществляется спец.субъектами – правоприменителями, наделенными в пределах своей компетенции правом принимать обяз.для других субъектов решения; 2)направлена на установление инд.правовых последствий – субъективных прав и обязанностей и их реализацию; 3)осущ.в процессуальной форме; 4)завершается вынесением инд.правового решения (правоприменительного акта).
Стадии правоприменительной деятельности. 1)установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии правоприменитель устанавливает, какие фактические обстоятельства привели к коллизии. Эти обст-ва должны находиться в сфере нормативно правового регулирования, то есть явл.юр.фактами. 2)правовая квалификация. На этой стадии имеет место правовая оценка фактических обстоятельств. Для этого правоприменитель определяет ПН, которая должна регулировать рассматриваемую ситуацию. 3)вынесение решения по разрешению правовой коллизии. На этой стадии правоприменитель соотносит обстоятельства правовой коллизии с их юридической квалификацией и принимает решение устанавливающее, изменяющее, конкретизирующее или отменяющее права и обязанности участников правовой коллизии. Вынесение решения заканчивается принятием индивидуального ПА, который называется правоприменительным актом. 4)контроль за исполнением принятого решения. Он осуществляется как самим органом, принявшим акт, так и иными гос.органами, наделенными соответствующими властными полномочиями. 154. Правоприменительные акты. Это индивидуальный ПА гос-ва, изданный на основании общих ПН и юридических фактов, направленный на разрешение правовой коллизии и императивно определяющий права и обязанности ее участников. Правоприменительные акты состоят из несколько частей: 1)вводная часть – включает наименование акта (приговор, приказ), место и дату принятия, наименование органа; 2)описательная часть – содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой коллизии4 3)мотивировочная часть – включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты; 4)резолютивная часть – содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии. Виды гос.правоприменительных актов: 1.акты органов гос.управления, контрольно-надзорных, судебных органов 2.по способу принятия на коллегиальные и едино начальные 3.по значению в правоприменительном процессе на основные (приговор суда) и на вспомогательные (постановление об избрании меры пресечения обвиняемому) 4.по целям на правоустановительные и правоохранительные.
155. Пробелы в законодательстве. В процессе государственного правоприменения могут возникнуть такие ситуации, когда правовую коллизию нельзя разрешить из-за отсутствия правовых текстов, подходящих для данного случая. Такая ситуация свидетельствует о пробеле в законодательстве, то есть об отсутствии конкретной нормы, необходимой для урегулирования коллизионного случая. При обнаружении пробела правоприменитель должен решить вопрос о его восполнении для разрешения конкретной правовой коллизии. Для восполнения пробелов в законодательстве используют специальные приемы: аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона – это применение к неурегулированному конкретной нормой коллизионному отношению текстуальной нормы закона, регулирующие сходные отношения. Аналогия права – это применение к неурегулированному конкретной нормой коллизионному отношению нормы первичных правовых текстов, выражающих общие начала и смысл законодательства, а также аналогичных норм всех иных правовых текстов. Применение аналогии для восполнения пробелов в законодательстве обусловливается рядом правил: 1)аналогия не может применяться к тем отношениям, на урегулирование которых путем аналогии существует запрет (в уголовном праве) 2)отношения, к которым применяется норма аналогии, должны быть схожи с уже урегулированными этой нормой отношениями в существенных признаках 3)необходимо использовать ближайшую аналогия, то есть норму нужно искать в такой же отрасли права. 156 смотри 155. Аналогия права Аналогия закона Для восполнения пробелов в законодательстве используют специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.Аналогия закона – это применение к неурегулированному конкретной нормой коллизионному отношению текстуальной нормы закона, регулирующие сходные отношения.Аналогия права – это применение к неурегулированному конкретной нормой коллизионному отношению нормы первичных правовых текстов, выражающих общие начала и смысл законодательства, а также аналогичных норм всех иных правовых текстов.Применение аналогии для восполнения пробелов в законодательстве обусловливается рядом правил: 1)аналогия не может применяться к тем отношениям, на урегулирование которых путем аналогии существует запрет (в уголовном праве) 2)отношения, к которым применяется норма аналогии, должны быть схожи с уже урегулированными этой нормой отношениями в существенных признаках 3)необходимо использовать ближайшую аналогия, то есть норму нужно искать в такой же отрасли права.
Понятие толкования права. Понятие толкования права. Толкование права представляет собой сложный интеллектуальный процесс, направленный, во-первых, на установление смысла права (уяснение права), а, во-вторых, на разъяснение этого смысла другим участникам правовых отношений (разъяснение права). Толкование права (юридическая интерпретация), как уяснение его смысла, является необходимым элементом любой правореализационной деятельности. Второй же его этап – разъяснение права – выступает на первый план при возникновении различных правовых коллизий и, особенно, в процессе правоприменения. 158. Субъекты и объекты толкования Объектом толкования выступают различные явления правовой действительности – право в целом и отдельные правовые нормы и правовые отношения (юридическая практика); нормативно-правовые и правоприменительные акты; отдельные статьи этих актов. Объектами толкования могут быть договоры. Субъекты толкования. Нормы права могут толковать любые субъекты, но результаты такого толкования будут неодинаковы. По этому основанию выделяют такие виды толкования как официальное и неофициальное толкование. 159. Виды толкования права Субъекты толкования. Нормы права могут толковать любые субъекты, но результаты такого толкования будут неодинаковы. По этому основанию выделяют такие виды толкования как официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование дается органами, уполномоченными на это государством, и оно является обязательным для других субъектов. Официальное толкование предполагает не только уяснение смысла той или иной правовой нормы, но и разъяснение этого смысла другим субъектам. Официальное толкование подразделяется на аутентическое (авторское) и легальное. Аутентическое толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт. Из правомочия издавать нормативные акты вытекает и полномочие толковать их. Легальное (делегированное) толкование основывается на специальном полномочии толкования нормативных актов, которым закон наделяет тот или иной орган, сам эти акты не принимавший. Так, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Только Конституционный Суд наделяется правом толковать нормативные акты с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Как аутентическое, так и легальное толкование могут быть казуальным или нормативным. Казуальное толкование дается в отношении отдельного казуса (случая). Такое толкование обязательно только для конкретного дела (например, решение суда по иску гражданина). Нормативное толкование формально обязательно для рассмотрения всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Нормативное толкование дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ. Неофициальное толкование может осуществляться разными лицами, и его результаты не являются ни для кого обязательными. Выделяют следующие виды неофициального толкования: обыденное, профессиональное и доктринальное (научное). Обыденное толкование дается в быту и основывается на обыденном уровне правосознания. Профессиональное толкование осуществляется специалистами в области юриспруденции: юрисконсультами, адвокатами, нотариусами и т.д. Наибольшую значимость среди видов неофициального толкования имеет доктринальное толкование. Субъектами такого толкования являются высококлассные специалисты в определенных отраслях права. Результаты их толкования выражаются, например, в виде комментариев к законам, в научно-практических статьях, монографиях и т.д.
Способы (приемы) толкования Для того, чтобы уяснить смысл закона, прибегают к специальным приемам, способам толкования. В общей теории права выделяют следующие основные способы толкования: филологический, систематический, логический, исторический, функциональный. Филологический способ толкования иногда называют грамматическим, языковым, словесным. Предпочтительность его наименования «филологическим» определяется значением этого слова. Под филологией понимают совокупность гуманитарных дисциплин, выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Объектом филологического толкования являются тексты различных правовых актов и, в первую очередь, актов содержащих нормы права (нормативно-правовых актов). Филологический способ толкования включает в себя лексическое и грамматическое толкование. Лексическое толкование заключается в уяснении словарных значений отдельных слов, содержащихся в правовых актах, и их терминологического смысла. Юридической наукой выработан ряд правил лексического толкования: Словам и выражениям следует придавать то значение, которое они имеют в соответствующем языке, если нет оснований для иной их интерпретации. Придание словам значения, отличного от общеупотребительного, должно быть обосновано. Если законодатель сам определил значение термина, то именно в этом смысле и следует его употреблять. Значение термина, установленное законодателем для конкретной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие. Если законодатель не определил значение термина, то следует ему придавать тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике. Идентичным формулировкам одного и того же закона нельзя придавать разное значение, если это не следует из самого закона. Нельзя придавать без достаточных оснований разным терминам одно значение. Недопустимо такое толкование, при котором отдельные слова закона трактовались бы как лишние. Грамматическое толкование особое внимание уделяет употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать» зависит его смысл. Систематический способ толкования основан на системности самих правовых норм. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержаться, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются. Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции сложилось правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 Семейного Кодекса РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Ст. 120 того же Кодекса делает из этой статьи изъятие, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия), такая обязанность с родителей снимается. Логический способ толкования – использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др. Исторический способ толкования – помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий их возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызвавших принятие толкуемого акта для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных актов, объяснительные записки к ним, обсуждение их в законодательных органах и в печати. Функциональный способ толкования – основывается на знании условий, в которых функционирует (действует, применяется) толкуемая норма права. При функциональном толковании используются оценки и аргументы, относящиеся к сфере политики, правосознания, морали. Прежде всего, это относится к толкованию оценочных терминов, таких как, например, «уважительные причины», «добросовестные действия», «существенный вред», «корыстные мотивы», «благоустроенное жилое помещение», «разумность», «справедливость» и т.д.
162. Понятие и основные принципы законности Законность – это выраженная в точном и неуклонном исполнении и соблюдении законов всеми субъектами права их общая воля. Понятие законности приобретает исходное значение в государстве, где признается верховенство закона. Коренной переворот в общественных отношениях в Российской Федерации выдвинул вопрос о понятии законности на передний план. И если раньше, в период тоталитарного режима ей уделялось лишь теоретическое внимание, то в нынешних условиях она обрела огромное практическое значение. И это понятно, ибо правовое государство неразрывно связано с законностью, которая основывается на законах. Когда мы говорим о точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права, то прежде всего сталкиваемся с равенством граждан перед законом. Ибо каждый из них призван делать то, что и другой: неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства. Это равенство представляет собой равенство их прав и обязанностей по отношению к действующим законам. В свою очередь оно выступает как количественное отношение, ибо каждый имеет такой же объем прав и обязанностей, что и другой. Ну а поскольку всякое количество есть количество какого-то качества, то в рассматриваемом равенстве скрывается внутреннее качество. Таким качеством является воля субъектов права. Иначе говоря, каждый из них посредством общего волевого акта признает друг в друге равного себе. Эта общая воля и образует сущность законности. На поверхности же явлений она выражается в точном соблюдении и исполнении законов всеми лицами. Требованиями законности являются: 1. верховенство закона в отношении других нормативно-правовых актов; 2. издание нормативно-правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции; 3. своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества; 4. обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами; 5. контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов; 6. пресечение всех и всяких проявлений беззакония и произвола. К принципам законности относятся: 1. единство законности в масштабах всего государства. Этот принцип означает борьбу с местничеством и волокитой, единообразное понимание и исполнение законов государства, недопустимость посягательства на общие интересы путем абсолютизации особенных и т. д.; 2. обязательность законности для всех, без какого бы то ни было исключения – перед законом все должны быть равны; 3. неразрывная связь законности с общей культурой населения: чем выше его культурный уровень, тем прочнее законность и незыблемость законов. Особое значение приобретает правовая культура общества – без правовых знаний не могут соблюдаться и исполняться законы. Сами же законы должны быть доведены до сведения всех граждан, именно поэтому в Конституции РФ было записано, что «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются»; 4. связь законности и целесообразности, что означает: законы государства должны быть оптимальными, т. е. не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать потребностям общественного развития. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона, и на основе законов; 5. контроль со стороны общества за законностью осуществляется в разнообразных формах и призван обеспечить незыблемость законов, охрану прав и законных интересов граждан.
Понятие правонарушения. Правонарушение – неправомерное, общественно вредное виновное деяние деликтоспособного лица, за которое в действующем праве предусмотрена юридическая ответственность. Признаки праврнарушения. 1)все правонарушения представляют собой деяния людей. Это означает, что противоправное поведение выражается во внешних поступках людей, которое представляет собой действие или бездействие. Внутренние акты человеческого сознания не могут образовывать состав правонарушения. 2)деяние только тогда получат значение правонарушения, когда оно вызывает негативную ответную реакцию со стороны общества или государства. Это общественно опасное деяние. 3)именно общественно опасные деяния запрещаются ПН, которые возлагают на каждого правовую обязанность не совершать того, что причиняет вред обществу. Поэтому субъект, нарушивший норму, совершает противоправное деяние. 4)это деяние свободный волевой акт. Лицо осознавало, что его деяние противоправно и повлечет за собой санкции, и тем не менее, его совершило. То есть необходимо, чтобы деяние было виновным. Одной из обязанностей правонарушителя явл.обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, которые определены санкцией правовой нормы. Такая способность нести правовую ответственность за совершенные деяния называется деликтоспособностью. Деликтоспособность определяется на основе норм законов и других зак.актах. В гр.и уг.праве полная деликтоспособность наступает с 18 лет. За наиболее опасные преступления – с 14, за адм – с 16. Деликтоспособность явл.предпосылкой возникновения вины, так как недееспособный человек не может быть и виновным. Вину можно определить как психическое отношение лица к содеянному в форме умысла или неосторожности. Умысел бывает прямым (выражается в сознании правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, в предвидении возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий и желания их наступления) и косвенным (заключается в осознании правонарушителем опасного характера своего деяния, когда он предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает последствия либо относится к ним безразлично). Неосторожность имеет две разновидности легкомыслие и небрежность. Легкомыслие состоит в том, что правонарушитель предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. Небрежность выражается в непредвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был их предвидеть. 5)правонарушение предполагает ответную реакцию гос-ва.
Состав правонарушения. Под составом правонарушения понимают систему наиболее общих и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Без наличия таких признаков невозможно само привлечение какого-либо лица к правовой ответственности. В состав правонарушения входят следующие элементы: субъект, объект, субъективная и объективная сторона. Субъектом правонарушения может быть только дееспособное физическое лицо. Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины, а также мотивом и целью правонарушения. Объект правонарушения – это объект преступного посягательства. Объективная сторона правонарушения – это внешние признаки правонарушения место, время. 166. Виды правонарушений. В зависимости от степени социальной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступлениями признаются наиболее опасные с точки зрения общества правонарушения. В РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УКРФ под угрозой наказания. В зависимости от характера и степени общественной опасности, законодатель выделяет преступления небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 2 лет лишения свободы), средней тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы), тяжкие преступления (умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свбоды) и особо тяжкие преступления (умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание). Среди поступков выделяют гражданские, административные и дисциплинарные проступки. Гражданско-правовой поступок представляет собой правонарушение, совершенное в сфере гражданского оборота. Санкцией явл.неустойка (штраф), то есть опр.законом денежная сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Адм.проступок представляет собой предусмотренное посягательство на порядок гос.управления, собственность, права и свободы граждан, за которое предусмотрена адм.ответственность. Административные санкции могут выражаться в вынесении предупреждения, наложении штрафа, лишения прав, конфискации. Дисциплинарный проступок представляет собой деяние, нарушающее внутренний распорядок предприятий, организаций, учреждений, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание в виде выговора, увольнения, замечания, строгого выговора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.013 с.) |