Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нпа в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Поиск

Правовая система общества в целом, как и ее элементы не существует вечно и действует в опр.границах, то есть имеет временные, пространственные и субъектные границы. При этом под действием НПА понимается признание за ним с конкретного момента опр.юр.силы. Действие НПА во времени определяется моментом вступления его в юр.силу и моментом прекращения юр.силы НПА.НПА вступают в силу одним из следующих способов: 1)через указание в тексте НПА на календарную дату, с которой он вступает в юр.силу; 2)через указание на иные обстоятельства (с момента подписания, с момента опубликования); 3)по истечении опр.времени после официального опубликования.

Например законы РФ вступают в юр.силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. НПА президента и правительства через 7 дней.

Момент утраты юр.силы определяется волей законодателя и может быть связан с: 1)истечением срока, на который он был принят; 2)наступление срока, с которого акт объявляется отмененным.

Действие НПА в пространстве определяется территорией, на которую распространяется юрисдикция субъекта, издавшего акт. НПА, издаваемые органами центральной власти, действуют на всей тер-ии гос-ва. Под гос.тер-ей понимается тер-ия, которая находится под суверенитетом опр.гос-ва. В состав тер-ее входят: Сухопутная тер-ия включая недра и континентальный шельф, водная тер-ия охватывающая а)внутренние воды, включающие себя морские воды, воды портов, заливов, берега которых принадлежат оному государтву. Если их ширина не превышает 24 морских мили, б)территориальное море, полоса прибрежных морских вод шириной не 12 миль, тери-я посольств, военных кораблей, морских и речных воздушных судов, воздушное пространство над сухопутной и водной тер-ей.

Действие НПА по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт. Все субъекты права, находящиеся на тер-ии гос-ва, подпадают под сферу действия его законодательства.

Из этого правила есть исключения. Речь идет о так называемом принципе экстерритоиальности. Данный принцип является одной из правовых фикций.

Правовая фикция представляет собой искусственные юр.факты, чаще всего создаваемые првопименителями на основе норм закона в интересах разрешения конкретных юр.дел. в соответствии с ним опр.части гос-ва (здания иностранных посольств, консульств) признаются не находящимися на тер-ии гос-ва,где они фактически находятся, а юридически считаются находящимися на тер-ии гос-ва чье посольство.

 

Понятие системы права и правовой системы.

Право представляет собой сложный феномен, состоящий из нескольких элементов, то есть представляет собой систему. Право в отличие от чисто объективных феноменов, например законов природы, не может существовать безсубъектно. Поэтому право предполагает наличие воспринимающих право субъектов, которые одновременно явл. и носителями принадлежащих им прав и обязанностей. Право – это основанное на социально признанных нормах поведение субъектов, реализующих свои права и обязанности. Право как система включает в себя следующие элементы: субъектов, обладающих правами и обязанностями, находящихся в правовых отношениях, и правовые нормы общезначимые и общеобязательные.

От системы права следует отличать такие понятия как правовая система и правовая действительность. Под правовой действительностью понимают не только деятельность самого права, но и явления, связанные с ним. Правовая система представляет собой явления, интеллектуально вычлененное из правовой действительности и включает в себя лишь те правовые феномены, которые непосредственно воздействуют с социальным субъектом (обществом). Правовые системы полностью зависят от социокультурных условий и могут существенно отличаться друг от друга. Например англо-саксонская, мусульманская и романо-германская правовые семьи. 123,124,125. Понятие системы норм права. Нормы права функционируют не сами по себе, а в рамках единой системы, на основе которой осуществляется правовое регулирование поведения участников общественных отношений. Система норм права – это совокупность взаимосвязанных между собой норм. Нормы права объединяются в институты, подотрасли, отрасли норм права. В системе норм также выделяют нормы публичного и частного права.+126,127.Под отраслью права чаще всего понимают совокупность правовых норм, специфическим образом регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Такие нормы текстуально выражаются в крупных законодательных актах (кодексах).

Регулируемые общ.отн-я называются предметом правового регулирования. Каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования гражданского права явл.имущественные и связанные с ними неимущ.отн-я. Помимо предмета правового регулирования к основным критериям деления норм на отрасли относят также метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования понимают способ правового воздействия со стороны гос-ва на поведение участников общ.отн-ий. Существуют 2 метода правового регулирования – императивный и диспозитивный. К основным отраслям сисиемы норм права относятся гражданское, уголовное, административное, конституционное, уп, гп,ап право. Также есть трудовое, финансовое, налоговое и тд.

В рамках крупных правовых отраслей выделяют подотрасли, сосоящие из ряда правовых институтов, имеющих опр.родовую обособленность. Подотрасль авторское право, наследственное право.

Институт права – это устойчивая группа ПН, регулирующая в рамках отрасли опр. разновидность общ.отн-ий. В трудовом праве имеются такие институты как институт заключения трудового договора, институт расторжения тр.договора.

 

 

Частное и публичное право.

Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке давно. Оно было известно уже римским юристам. Формальное основание для деления права на частное и публичное составляет деление отношений на отн-я между юридически равными субъектами и на отн-я между самой социальной системой и ее элементами. Уже известный римский юрист Ульпиан определил публичное право как то, которое относится к положению Римского гос-ва, тогда как частное право относится к пользе отдельных лиц.

Нормы публичного права обеспечивают общезначимые интересы, то есть интересы общества и гос-ва в целом. Нормы частного права направлены на удовлетворение интересов отдельных субъектов. Развитие частного права в современных гос-х тесно связано с укреплением частной собственности и рыночных отн-ий, основанных на экономической свободе, конкуренции и равноправии их участников. Частное право тесно связано с правом публичным, так как оно решает задачу его охраны и защиты.

Для норм публичного права хар-н императивный метод правового регулирования. Он основывается на формулировании властных правовых предписаний, которые непосредственно устанавливают порядок возникновения прав и обязанностей участников общественных отн-ий. Нарушение установленных правовых обязанностей вызывает наступление негативных последствий (санкций) независимо от желания сторон.

Для норм частного права хар-н диспозитивный метод правового регулирования, который предоставляет самим участникам регулируемых отн-й определять свои права и обязанности в границах, установленных НП. При этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно принимают на себя обязанности по отн-ю друг к другу. Нарушение установленных правовых обязанностей влечет наступление санкций не из самого факта нарушения, а лишь по требованию заинтересованной стороны.

Типичными отраслями норм публичного права явл.конст, уг, адм, финансовое, природоохранительное, все процессуальные отрасли права. Нормы частного права в таких отраслях как гражданское, семейное, трудовое, коммерческое право.

 

Система законодательства.

Понятие законодательства используется в российской теории права в нескольких значениях. Во-первых, под законодательством понимают все общие текстуальные источники права, установленные или признаваемые государством. Во-вторых, под законодательством понимают все общие НПА гос-ва. В-третьих, под законодательством понимают только акты высших органов гос-й власти. 129. Систематизация законодательства и ее виды. Поскольку система законодательства представляет собой огромный массив правовых актов, существует практическая потребность упорядочить весь этот материал. Систематизация законодательства и заключается в упорядочивании действующих НПА. Технические приемы, которые при этом применяются, называются способами систематизации. В правовой теории обычно выделяют следующие способы систематизации законодательства:

1)Организация и учет – простейший способ систематизации, без которого не обойтись. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным.

2)Инкорпорация – такой способ систематизации, при котором зак.акты объединяются по опр. основанию без изменения содержания соответствующих актов. Различают инкорпорацию официальную (предполагает учреждение сборников органами, издавшими их) и неофициальную.

3)Консолидация – способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. При этом все прежние акты утрачивают юридическую силу.

4)Кодификация – способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Своды законов, кодексы.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодификационных актов по основным отраслям законодательства. Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли (ГКРФ, УКРФ). Специальная кодификация объединяет нормы опр.правового института, либо несколько правовых институтов (Лесной кодекс).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.008 с.)