Общая харатеристика Маастрихтского договора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая харатеристика Маастрихтского договора.



В 80-е годы и в начале 90-х годов в Европе происходили большие перемены, которые изменили международную обстановку (разрушение социализма, ликвидация СЭВ, распад СССР, воссоединение Германии и др.). Это требовало объединения сил сообществ для того, чтобы они могли выступать самостоятельным объединением на международной арене.

В начале 1990 г. лидеры Германии и Франции - Коль и Миттеран - выступили с идеей найти новые пути активизации деятельности сообществ, причем не только в сфере экономики, но и во внешней политике, в области безопасности Европы.

Вслед за франко-германской инициативой были выдвинуты предложения о созыве двух межправительственных конференций. Обе начали работать одновременно с декабря 1990 г.: одна из них рассматривала вопрос о политическом союзе, а другая - об экономическом и валютном союзе. В подготовительной работе принимали участие министры и эксперты.

Разработка по данным направлениям встретила много осложнений, например, что касалось объема совместной внешней политики, разграничения компетенции в сфере обороны и безопасности, введения единой валюты и др.

Суть Маастрихтского договора сводилась к достижению пяти основных целей:

1) от построенного, в основном, единого рынка идти дальше, к экономическому и валютному союзу;

2) придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики;

3) преобразовать Европейское экономическое сообщество в Европейское сообщество, расширив круг его компетенции за счет новых сфер деятельности;

4) дополнить наднациональное интеграционное строительство в рамках институтов Сообщества («первая опора») постоянным сотрудничеством в области внешней политики и безопасности («вторая опора») и в области юстиции и внутренних дел («третья опора»);

5) объединить все три опоры в рамках единой системы Европейского Союза.

Маастрихтский договор ̶ продукт компромисса различных интересов и взглядов на интеграционный процесс и перспективы его дальнейшего развития. В свете этого неудивительно, что он представляет собой сложнейшую юридическую конструкцию, которая подверглась справедливой критике как нечто непостижимое для рядового гражданина.

Ключевым разделом Маастрихтского договора являются положения о создании экономического и валютного союза. Конкретно, договор:

1) заложил прочную правовую основу экономического и валютного союза и единой валюты;

2) определил институциональную структуру экономического и валютного союза;

3) установил точный график перехода к экономическому и валютному союзу;

4) утвердил четыре критерия конвергенции макроэкономических показателей, которые являются обязательными условиями вступления стран-членов ЕС в экономический и валютный союз;

5) определил приоритеты единой кредитно-денежной политики в рамках экономического и валютного союза;

6) предусмотрел систему временных исключений для тех стран, которые присоединятся к зоне единой валюты позднее.

Значение этих положений можно в должной мере оценить лишь в свете неоднозначного опыта валютной интеграции и провалившейся попытки создания экономического и валютного союза.

 

 

Реформирование Европейского Союза на основе положений Амстердамского и Ниццского договоров

В 1995 г. происходит четвертое расширение Европейского союза в результате вступления в него Австрии, Финляндии и Швеции. Планируется прием новых членов (страны Восточной Европы). В связи с этим возникает необходимость реформирования основных органов Союза В марте 1996 г. в Турине открывается межправительственная конференция, в которой приняли участие главы государств и правительств 11ятнадцатм европейских стран. Итогом этой конференции, стало подписание 16-17 нюня 1997 г. Амстердамского договора.

Этот договор, заложивший новый камень в европейское строительство, признан, тем не менее, неудачным, поскольку в нем так и не удалось сформулировать назревшие изменения, в особенности в части положений о системе европейской коллективной безопасности.

Основные положения Амстердамского договора:

1) определение «свободного, безопасного юридического пространства» (третья составляющая Маастрихтского договора); интеграция Шенгенских соглашений;

2) принятие принципа продвинутого сотрудничества, согласно которому государства могут развивать двусторонние отношения, не привлекая остальные пятнадцать стран;

3) повышение роли Европейского парламента, призванное ликвидировать отмечаемый всеми дефицит демократии институтов Европейского союза.

Амстердамский договор включил и некоторый «социальный заказ», приняв статью о рабочих местах. Амстердамский договор вступил в действие 1 мая 1999 г. Поскольку его результаты не удовлетворили большинство экспертов, новая межправительственная конференция была назначена на февраль 2000 г. На ней были обсуждены основные положения Ниццкого договора (подписан в декабре 2000 г., вступил в силу с 26 февраля 2001 г.). Ниццкий договор углубил и изменил ряд положений первых двух документов, предусмотрев ответственность при голосовании в Совете министров, дальнейшее расширений функции Европейского парламента, и добавил еще несколько пунктов к перечню решении, которые можно принимать квалифицированным большинством голосов, в 2007-2009 гг. — Словения. Кипр, Мальта и Словакия

Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством,ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между«старыми» членами ЕС;

– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001.

Компетенция ЕС и основные направления деятельности. Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая,сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая,экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития,окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического,финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.

 

 

Три «опоры» Европейского Союза

Три опоры ЕС (иначе – «столпы») были созданы согласно Маастрихтскому договору, вступившему в силу 1 ноября 1993 года. Договором были внесены дополнения и изменения в учредительные документы об ЕОУС, ЕЭС и Евратоме, а также создана новая структура под названием Европейский Союз.

В Маастрихтском договоре, кроме пунктов об экономическом сотрудничестве, появились и разделы, касающиеся правосудия и внешнеполитической деятельности. Так были сформированы три опоры Евросоюза, а также установлен срок их создания – 1 января 1999 года.

1 опора. Европейские экономические сообщества – ЕЭС;

2 опора. Общая внешняя политика и политика безопасности – ОВПБ, ЕПБО;

3 опора. Общая политика в области внутренних дел и правосудия.

 

Заключение и процесс ратификации Лиссабонского договора

Лиссабонский договор, известный также, как Договор о реформе (официальное название – «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества», Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) – международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года.

Лиссабонский договор призван заменить проект европейской Конституции, от которой руководители стран ЕС решили отказаться после выраженного ей недоверия на национальных референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году.

Целью Лиссабонского договора является повышение эффективности Евросоюза, укрепление его демократической легитимности и унификация деятельности ЕС.

Лиссабонский договор вступит в силу после того, как его ратифицируют все 27 стран – членов Евросоюза.

Страны ЕС, в которых завершен процесс ратифицикации Лиссабонского договора:

Венгрия – 18 декабря 2007 года; Словения – 29 января 2008 года; Мальта – 29 января 2008 года; Румыния – 6 февраля 2008 года; Франция – 7 февраля 2008 года; Болгария – 21 марта 2008 года; Словакия – 10 апреля 2008 года; Дания – 24 апреля 2008 года; Австрия – 28 апреля 2008 года; Латвия – 8 мая 2008 года; Литва – 8 мая 2008 года; Португалия – 9 мая 2008 года; Люксембург – 29 мая 2008 года; Финляндия – 11 июня 2008 года; Эстония – 11 июня 2008 года; Греция – 12 июня 2008 года, Испания – 26 июня 2008 года, Кипр – 3 июля 2008 года, Нидерланды – 8 июля 2008 года, Бельгия – 11 июля 2008 года, Великобритания – 17 июля 2008 года, Италия – 23 июля 2008 года, Швеция – 21 ноября 2008 года, Германия – 25 сентября 2009 года.

Процесс ратификации Лиссабонского договора не завершен только в трех европейских странах – Ирландии, Чехии и Польше.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.011 с.)