Субъекты валютных правоотношений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты валютных правоотношений



1) резиденты:

§ а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

§ б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

§ в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

§ д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

§ е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

2) нерезиденты:

§ а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

§ б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

§ в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

§ г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

§ д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

§ е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

§ ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.

Виды валютных операций.

Валютные операции — это особый вид финансовых операций, состоящих в купле-продаже и других сделках с валютными ценностями, валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, осуществляемых по поручению резидентов и нерезидентов либо по инициативе самого банка. Валютные операции призваны способствовать движению ссудного капитала и обслуживать мировую торговлю.

К основным видам валютных операций относятся:

1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты оссийской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

4) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

5) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

6) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций:

1) связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

2) между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе

исключительных прав на них;

3) по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федераии, а также по договорам страхования указанных грузов;

4) с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при словии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, соданных в соответствии с законодательством Российской Феде­

рации;

5) юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;

6) связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации, и некоторых других операций, установленных законодательством.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Между резидентами и уполномоченными банками без ограничений осуществляются валютные операции, связанные:

1) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

2) внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);

3) банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

4) приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным аконом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;

5) куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

6) уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

7) иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами Российской Феде­рации или в уполномоченных банках.

 

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные опе­рации с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством.

- Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на территории Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

- Резидентам предоставлено право открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

- Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации.

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулирова­нии и валютном контроле» на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами.

Физическим лицам — резидентам разрешено без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), от­

крытые в банках за пределами территории Российской Федерации.

- Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

- Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту Российской Федерации со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезидентам также предоставляется право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Валютные операции, связанные с ввозом в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме, осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а так­же внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства

Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) единовременно могут вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит екларированию таможенному органу. Вывозимая единовременно

сумма, превышающая в эквиваленте 3000 долларов США, подлежит декларированию. Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, исключение составляют лишь случаи, когда данная сумма была ранее ввезена на территорию Российской Федерации и декларирована. Также подлежит декларированию вывоз из Российской Федерации резидентами и нерезидентами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме.

Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать требование о предварительной регистрации.

Предварительная регистрация — это обязательное условие, установленное уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля, в целях осуществления контроля вывоза и пересылки из России (ввоза и пересылки в

Россию) валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, а также в отношении счета (вклада), открытого в банке за пределами Российской Федерации.

Предварительная регистрация вывоза, пересылки из России (ввоза и пересылки в Россию) валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг осуществляется органом валютного кон­троля, а счета (вклады), открываемые в банке за пределами Российской Федерации, — налоговыми органами по месту учета резидента. При этом предварительная регистрация должна быть проведена до открытия счета (вклада) и до вывоза, пересылки (ввоза и пересылки) валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг путем подачи заявления в соответствующий орган.

Рассмотрение заявления о предварительной регистрации должно быть произведено в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Орган, осуществляющий предварительную регистрацию, не вправе принять решение об отказе по мотивам отсутствия эко­номической целесообразности открытия счета (вклада) в банке

за пределами территории Российской Федерации и совершения валютных операций. В то же время законодательством установлены случаи, когда может быть вынесен отказ в предварительной

регистрации (п. 7 ст. 18 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Валютный контроль.

Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля является ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

· приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

· исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

· единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

· единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

· обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Органами валютного контроля в России являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Правительство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, являясь органом валютного контроля, выполняет функции, связанные осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством.

Проанализировав законодательство можно сделать вывод, что полномочия органов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

· проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

· проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

· запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Существует и исключительная компетенция органов и агентов валютного контроля.

Органы валютного контроля.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
К органам валютного контроля относятся:
Центральный банк РФ;
федеральные органы исполнительной власти в пределах компе­тенции, установленной федеральными законами;
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Основным органом валютного регулирования являетсяЦен­тральныйбанкРФ,уполномоченный:
определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной ва­люты и ценных бумаг в иностранной валюте;
издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на тер­ритории России резидентами и нерезидентами;
проводить все виды валютных операций;
устанавливать правила проведения резидентами и нерезиден­тами операций с иностранной валютой и валютой РФ, ценны­ми бумагами в иностранной валюте и в валюте РФ;
устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пере­сылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и цен­ных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, ачтакже случаи и условия открытия резидентами счетов в ино­странной валюте в банках за пределами РФ;
устанавливать общие правила выдачи лицензий банками иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии, а также выполнять иные функции.

МинфинРоссии осуществляет права и функции упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному кон­тролю по организации и проведению валютного контроля и ве­дению единой информационной системы валютного контроля.
Минфин России осуществляет следующие функции:
контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законо­дательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирую­щих осуществление валютных операций, и выполнение резиден­тами обязательств перед государством в иностранной валюте;
осуществляет контроль за полнотой поступления в установ­ленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэко­номическим операциям;
участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квоти­рования и лицензирования экспорта товаров и услуг и пра­вильности использования полученных квот и лицензий;
осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важ­ных сырьевых товаров предприятиям и организациям;
организует с участием других органов, и агентов валютного и экс­портного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте РФ;
контролирует эффективность использования кредитов в ино­странной валюте, предоставляемых РФ на основе международ­ных договоров и соглашений;
проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортно­го контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совер­шенствованию законодательства РФ в этой области;
обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экс­портного контроля иностранных государств;
• осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспорт­ным контролем, предусмотренные законодательством РФ. Для осуществления перечисленных функций Минфин России имеет право:
получать от органов и агентов валютного и экспортного кон­троля необходимую информацию и документы;
проводить проверки финансовых и иных документов, связан­ных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешне­экономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в ино­странной валюте;
ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономиче­ских операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности; вносить в установленном порядке предложения по исключе­нию хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров страте­гически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы со­ответствующих документов, связанных с проведением указан­ных операций;
иные права, предусмотренные законодательством.
МинистерствоэкономическогоразвитияиторговлиРФосущест­вляет контроль за валютными условиями и за внешнеторговыми ценами по контрактам, заключаемым в счет государственных внешних заимствований РФ, в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и (или) им­порт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения.
Таможенныйкомитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса РФ осуществляет ва­лютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с пе­ремещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.013 с.)