Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура НПА и способы изложения норм права.↑ Стр 1 из 24Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет 1. Понятие и признаки гос-ва. Государство – это особая полит. организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом. Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Основные признаки государства: 1. наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. 2. территориальная организация населения 3. государственный суверенитет. Верховенство. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем. Независимость. 4. общеобязательный и всеобъемлющий характер актов 5. наличие государственной казны, 6. Правотворчество – издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права; 7. Наличие правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.); 8. Наличие вооружённых сил и органов безопасности (аппарат принуждения); 9. Тесная органическая связь государства с правом; Государство – это особая территориальная организации полит. власти, располагающая спец. аппаратом управления и принуждения, взимающая налоги и другие денежные сборы, устанавливающие общеобязательные для всех правила поведения (нормы прав) и наделенное суверенитетом. Государство – это организация политической власти всего общества и регулирующая как узко массовые, так и общесоциальные интересы. Основная задача - управление. Аристотель считал (384-322 до н.э.), что государство - «самодавлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и не от кого другого не зависящее». Николо Макиавелли (1469-1527) определил государство, как общественное благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Крупный французский мыслитель 16 столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство, как «как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Известный английский философ 16 века Томас Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютиской власти гос-ва - гаранта мира и реализации естественного права, определял гос-во как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты. Английский философ-материалист Джон Локк (1632-1704) представлял гос-во как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, входящих в гос-во. Он рассматривал гос-во в виде совокупности людей, соединяющих в единое целое ими уже установленного общего закона. И. Кант воспринимал гос-во как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». Л. Дюги, «гос-во обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом — политическая власть». Л. Гумплович определял гос-во как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. В.И. Ленин: «Гос-во есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Из всего выше изложенного было верным дать следующее определение (с Марксистским уклоном): «гос-во- организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Лазарев: Гос-во — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение. Гос-во руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется гос-венный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата гос-во использует налоги, собираемые с населения. Гос-во — не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе. Есть политические партии, есть профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д. Признаки: · Гос-во — единственная организация власти в масштабе всей страны.. · Гос-во обладает суверенитетом как внешним, т.е. независимостью, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти. · Наличие специального аппарата принуждения. специальные силовые структуры, кот. обеспечивают реализацию гос.решений · Только гос-во имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановления и т.п. Марченко: Признаки: · Наличие выделенного из общества нередко стоящего над ним аппарата власти и управления, состоящего из особого слоя людей основным занятием которых является- выполнение властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных ни духовных благ, а лишь управляют. свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования, замещения. основными составными частями аппарата гос-венной власти являются органы законодательной, исполнительной, суда прокуратуры. · Наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей (армия, полиция, разведка) и всякого рода принудительных учреждений 9тюрьмы, лагеря). · Выступление гос-ва в качестве официального представителя своего общества; теснейшая связь гос-ва с правом (санкционирование актов, содержащих нормы права) · Обладание суверенитетом · Наличие налогов и займов, гос-венная казна · Наличие у каждого гос-ва своих символов, памятных дат, различных атрибутов (гимн, флаг) Морозов: В современной отечественной юридической литературе понятие гос-ва определяется через перечисление его признаков: 1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; Для этого аппарата характерны следующие черты: а) специально создается для управления обществом; б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; в) право принятия общеобязательных для исполнения актов; г) наличие особого слоя людей, для которых работа в гос-венном аппарате служит профессией. Итак, гос-во — это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. Политическая публичная власть первична. 2) территориальную организацию населения; Отличается от территории, на которой проживала первобытная община тем, что появляются гос-венные границы: означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение без согласия на то гос-венных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Территориальные связи первобытной общины в условиях гос-венно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку. 3) Гос-венный суверенитет означает верховенство гос-венной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории, и независимость во взаимоотношениях с другими гос-вами. В юридической литературе принято выделять два главных свойства суверенитета: верховенство и независимость. Верховенство предполагает полноту власти гос-ва на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции гос-венной власти, т.е. гос-во: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию гос-венных органов и полномочия должностных лиц и т. д. Верховенство не означает неограниченности гос-венной власти: в демократическом обществе ограничена правом и основана на праве. Независимость гос-венной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими гос-вами, в т. ч. с международными организациями. Эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое гос-во испытывает воздействие норм и принципов международного права. Суверенитет современных гос-в самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, взаимными обязательствами гос-в по международным договорам. 4) Всеобъемлющий общеобязательный характер актов гос-ва 5) Гос-венная казна Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику гос-ва. Иногда еще указывают: - единый язык общения, - наличие армии, - единой системы обороны и внешней политики и др. Данные признаки нельзя отнести к важнейшим, они вспомогательные, дополнительные. Государство – властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории. проф. В.М. Корельский: гос-во — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос-венного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. проф. М.И. Байтин: Гос-во — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Билет 2. Билет 3. Билет 4. Билет 5. Билет 6. Билет 7. Билет 8. Глобализация и унификация Глобализация представляет собой процесс, который в значительной мере определяет историческое развитие в новом веке. Объективная закономерность, и воспрепятствовать её развитию не способны никакие силы. Развивается процесс сотр-ва между гос-вами => неизбежно сближение правовых систем для взаимовыгодного сотр-ва. Напр, в атомной сф, экологич.сф. В романно-герм все большую роль игр. прецедент, в системе общего права- зак-во (Великобр. входит в Совет Европы - должна применять его акты). Есть свои + и -. Развитые страны выкачивают ресурсы из слаборазвитых, ТНК, и они же формируют право, выгодное для них и не выгодное для беднейших стран. Для России негатив - утрата экономической самостоятельности и гибели отдельных отраслей промышленности из-за их неконкурентоспособности в случае вступлении её в ВТО. Положит. аспект глоб-ции - формирование наднац. межд. права, а так же межд. организаций. Глоб. оказывает большое влияние на развитие внутринац. права государств. Формируя свою правовую систему, государства заимствуют опыт друг друга. В интернационализации права большую роль играет межд. право, так как оно служит основным инструментом гармонизации и унификации права государств. Универсализирована такая важнейшая часть конституц. права, как права и свободы человека. Получила развитие такая категория, как общие принципы и нормы права, присущие и межд. и внутр. праву государств. Центральное положение среди них занимают нормы о правах человека. Это направление привело к гуманизации права государств. Россия воспринимает и включает в свою правовую систему межд. стандарты в первую очередь в области прав человека. Конст- «В Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Тем самым признается, что основным источником прав и свобод человека стало межд. право. Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экон., соц. и культурных правах и Пакт о гр. и политич. правах (СССР ратифицировал пакты в 1966 г., вступили они в силу в 1976 г. после ратификации 35 государствами.) Ратификация Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. На территории России признана юрисдикция Европейского Суда по правам человека. При вступлении в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе по реформированию законод. базы, приведению её в соответствие с нормами и стандартами Совета Европы. В последние годы некоторые мусульманские страны встали на путь политического реформирования. Во многих мус. странах были созданы такие отрасли, как конституц. право, адм. право, гражд. и торговое право, угол. и трудовое право. Влияние процессов глобализации проявляется в нарастании тенденций унификации и гармонизации, в интенсивном развитии интеграционных процессов в правовом регулировании отношений. Интернационализация права означает сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния. Интер-ция права проявляется в двух взаимосвязанных процессах — У. и гармонизации права. В частности этот процесс активно прох. в МЧП. Униф. права — это создание одинаковых, единообразных норм во внутреннем праве разных гос-в. Единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество гос-в, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга гос-в. Процесс трудоемкий и часто длительный, поиски компромиссных решений с целью согласования позиций разных гос-в, иногда десятилетия. Принятие межд. дог. завершает первую стадию У. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. 2 этап- Восприятие межд-правовых норм нац. правом гос-в. В РФ правовая основа предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции:«...Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». -общая или генеральная трансформационная норма, согласно которой нормам межд. договоров, в которых участвует Россия или в которых она будет участвовать, придается национально-правовая сила. Первая стадия У. преимущественно осуществляется в рамках межд. организаций - тенденция роста роли межд. организаций. Существуют международные организации, специализирующиеся на У. права в МЧП: Гаагская конференция по международному частному праву, Римский институт по У. частного права (УНИДРУА), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Гармонизация права — процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Гарм. и униф. — взаимосвязанные процессы. Главное отличие гарм. права от униф. — отсутствие в этом процессе межд.-правовых обяз-в государств, закрепленных межд. договором. Одним из способов гарм. права является рецепция - одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права. - крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами, => к формированию единой системы (школы) континент. права. При этом ставится цель гарм. своего права с правом других государств, так как серьезные расхождения в праве препятствуют успешному взаимодействию между странами. Виды гарм.: односторонняя или взаимная. При односторонней гарм. право одного гос-ва адаптируется к праву другого государства. При взаимной гарм.участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права, это относительно новый способ, получивший большое распространение к концу ХХ в., и осуществляется преимущественно с помощью межд. механизмов, включая межправит. организаций. - создание модельных или типовых законов. Любая — полная или частичная унификация будет проводиться тем успешнее, чем теснее она будет связана с классификацией прав. систем. Классиф-ция, объединяя правовые системы между собой по цивилизационному (системы, находящиеся на одном уровне развития), географическому (системы, существующие на одном континенте), региональному (системы. функционирующие в одном регионе) и иным общим внешним и внутренним признакам, создает для процесса унификации права благоприятные предпосылки, делает данный процесс более динамичным и целенаправленным. Классиф - объединенные между собой на основе общих признаков и черт правовые системы, избавляет законодателей и исследователей, занимающихся проблемами унификации, от необходимости предварительного анализа и выявления правовых систем, более или менее «склонных» к взаимному сближению друг с другом, к глубокой унификации или лишь к внешней гармонизации своих отдельных сторон или аспектов. Процесс сближения системы общего права с системой континентального права обусловливается и стимулируется также тем, что между странами, в пределах которых возникали и развивались данные правовые семьи, устанавливались разносторонние связи, приведшие, в частности, к созданию в Западной Европе Европейского сообщества и к значительной унификации расположенных на ее территории национальных правовых систем. Что же касается так называемой рецепции американского права в Западной Европе - речь в данном случае идет, по свидетельству западноевропейских авторов, об элементарной американизации некоторых отраслей и институтов европейского права, о методологическом переносе элементов американского права как одной из важнейших составных частей общего права на почву романо-германского, континентального права.
Билет 9. Билет 10. Билет 10. Правовое воздействие. «Воздействие» шире, чем «регулирование». «Регулирование»– это частный случай, в системе воздействия; это форма управляющего воздействия. Предмет правового регулирования уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно распространяет влияние). Правовое воздействие – это процесс влияния права на общественные отношения, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.). Правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, производимое всеми доступными средствами.Правовое воздействие, с учетом особенностей права как формы общественного сознания, имеет такое же влияние на общественную жизнь, как и иные средства и формы влияния – духовные, идеологические. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Есть мнение, что правовое воздействие закрепляет статику в праве, так как в данном случае нет прямого опосредования поведения их участников. Правовое регулирование – это динамика в праве, так как право активно вмешивается в жизнь людей, регулируя их поведение (спорно). Правовое воздействие динамичнее, более гибкое. В процессе правового воздействия правовая норма может отсутствовать, она может существовать в своем прообразе - правовой идее, которая может и не трансформироваться в правовую норму. Билет 11. Билет 12. Тоталитарное гос-во. Тоталитарный режим – господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия, ограничение политических свобод, запрещение полит партий и легализация деят-ти партии власти, жесткая централизация гос управления, подавление эконом свободы, частных интересов. Термин «тоталитаризм» был введен в оборот идеологом итальянского фашизма Джентиле в начале ХХ в. Также этот термин использовал лидер итальянского фашизма Муссолини. В каждой из стран, в кот возникал и развивался полит тоталитарный режим, он имел свою специфику. Однако есть общие черты, кот присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, • наличием одной офиц идеологии, кот формируется и задается общественно-политическим движением, полит партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем парода» • допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. • конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. • правящая партия захватывает всё гос управление: происходит сращивание партийного и гос. аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и гос. должности, а там, где этого не происходит, гос. должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. • монополия гос-ва на информацию • упразднение местного самоуправления • центром тоталитарной системы явл-ся вождь. • усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение кот согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. • широко и постоянно применят террор по отношению к населению. • устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В полит. жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника. • Милитаризация. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, кот хар-ся: нац идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью. Целью: охрана национ. общности, решение геополит., соц. задач, защита чистоты расы. Странами, где впервые возникли фашистские орг-ции были Италия и Германия. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Целью фашизма в Германии было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные, в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский режим – человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги и, геополитические интересы и т.п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. Переход к демократическому режиму появляется зачастую тогда, когда социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении гос. власти. Билет 13. Билет 14. Функции соц. государства: · поддержка соц. независимых слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); · охрана труда и здоровья; · поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; · сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, спец. соц. программ, средств гос. бюджета и др.; · поощрение благотворит. деятельности (льготы); · фин. и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ; · борьба с безработицей; · участие в реализации межгос. экон, культ., образ., соц. программ; · матер. обеспечение соц. уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожиточ минимума. Применение права. Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Применение права – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение права имеет следующие признаки: · осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения); · имеет индивидуальный характер; · направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответственности); · реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; · завершается вынесением индивидуального юридического решения; · его основания регулируются законодательством. Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения: · совершение правонарушения; · обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация); · регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности); · возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению. Стадия установления фактической основы дела – стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон. Фактические обстоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям: · относимости (имеют отношение к делу); · допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами); · полноты (наличие всех доказательств). Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации. Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта: · Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати. Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако, последняя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности. Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение. Билет 15. Акты применения права. Правоприменение – специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Применение права – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение права имеет следующие признаки: · осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения); · имеет индивидуальный характер; · направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответственности); · реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; · завершается вынесением индивидуального юридического решения; · его основания регулируются законодательством. Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения: · совершение правонарушения; · обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация); · регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности); · возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению. Стадия установления фактической основы дела – стадия установления истины – исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления – лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон. Фактические обстоятельства относятся к прошлому, подтверждаютсядоказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям: · относимости (имеют отношение к делу); · допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами); · полноты (наличие всех доказательств). Стадия юридической квалификации – юридическая оценка фактических обстоятельств – какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации. Стадия вынесения решения по делу – оформление юридического документа – обязательные реквизиты правоприменительного акта: · Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати. Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако, последняя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности. Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение. Акты правоприменения (АП) – итог выражения правоприменительной деятельности, закрепление решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают: · Исполнительные – констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением; · Правоохранительные – издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов). По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства, Правительственные акты, Акты юрисдикционных органов, Органов госуд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.016 с.) |