ТОП 10:

Особенности РФ как формы территориального гос устройства.



РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Смешанная республика (полупрезидентская) – сильная представительная власть; наличие парламента; наличие правительства; возможность отставки правительства парламентом; возможность роспуска Президентом ГД; Президент избирается всенародным голосованием; Президент действует независимо от правительства и парламента.

Государственную власть осуществляют: Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ, суды РФ (принцип разделения властей).

Смешанная республика обусловлена тоталитарными привычками, отсутствием демократических традиций, а также слабо развитой партийной системой.

Территориальная организация государственной власти – одна из острейших проблем государственного строительства – нахождение и поддержа­ние оптимального соотношения между деятельностью феде­ральной власти по обеспечению территориальной целостно­сти, единства государства и стремлением регионов к боль­шей самостоятельности.

Фе­дерация смешанного типа, построенная на договорно-конституционном пра­вовом фундаменте. Механизм регулирования федеративных отношений – двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъекта­ми Федерации о раз­граничении предметов ведения и полномочий.

Децентрализация и растущая самостоятель­ность регионов уравновешиваются заложенными в Консти­туции принципами, гарантирующими: незыб­лемость территориальной целостности государства; равно­правие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регио­ном таких основополагающих принципов, как народовлас­тие, разделение властей, многопартийность, равные изби­рательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и де­нег по всей территории государства; верховенство федераль­ного законодательства; недопустимость действий, направ­ленных на одностороннее изменение статусов членов Феде­рации.

Конституция разграничила предметы ведения и полно­мочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъек­тов на три группы: предметы ведения РФ; предметы совмест­ного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ.

Форма государственного устройства – способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей – это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы:

1.как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;

2.на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Федеративное государство (федерация)– многосоставное государство, части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Федерация – это союз ряда государственных образований. Признаки:

1. территория состоит из территорий ее субъектов;

2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

3. две системы законодательства – общегосударственная и субъектов;

4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии – выхода из состава федерации;

6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;

7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);

8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

10. двухканальная система сбора налогов:

11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;

12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.

В зависимости от правовых оснований образования:

ü Договорные федерации – образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;

ü Конституционные федерации – основанием образования является факт закрепления в Конституции.

По способу образования субъектов федерации различают:

ü Территориальные федерации – субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;

ü Национальные федерации – субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее – СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.

ü Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов – РФ.

В зависимости от правового положения субъектов:

ü Симметричные федерации – состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее – Чехословакия).

ü Асимметричные федерации – фактическое или юридическое неравенство субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии.

 

2. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни

Правосознаниеотношение к праву – совокупность идей, взглядов, чувств, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание – одна из форм общественного сознания, подчиняющаяся тем же закономерностям, но есть и особенности правосознания:

· в нем отражаются только государственно-правовые явления;

· способ отражения государственно-правовой действительности посредством юридических понятий, категорий, правовых принципов, правовых обычаев;

Структура правосознания:

Правовая психология – отношение к праву на эмоциональном уровне – в виде настроений, чувств, переживаний. Чем выше уровень правовых знаний, тем адекватнее чувства по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

Правовая идеология – система идей, взглядов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и ее оценку. Определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность.

Функции правосознания:

· познавательная (информационная) – направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе сведений о действующем законодательстве, практике его реализации;

· оценочная – оценка юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей о них. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности (ее предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации). Правовая установка определяет правовую ориентацию личности (внутренняя программа действий в юридически значимой ситуации);

· регулятивная – выработка определенного механизма регулирования поведения или действий с учетом правовой установки и правовой ориентации. Результат проявления регулятивной функции – поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.

Виды правосознания по субъектам-носителям:

· индивидуальное – складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей;

· групповое (коллективное) – отражает специфику той или иной социальной группы – можно говорить о правосознании судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.;

· общественное – связано с характером отношения к праву в обществе; непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносятся как единичное, особенное и общее.

Виды правосознания по уровням:

Уровни правосознания отражают глубину познания и отражения правовой действительности.

· обыденное правосознание (доминирует правовая психология) – определяется правовым опытом лица, в частности его информированностью о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Складывается стихийно; эмоциональное восприятие превалирует над рациональным. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, не способно проникнуть в сущность права;

· научное правосознание (доминирует правовая идеология) – формируется на основе юридической науки; выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает достаточно высокий уровень государственно-правовой действительности;

· профессиональное правосознание – им обладают юристы, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие знаниями в области права и практики его применения, понимающие ценность правопорядка и законности в обществе.

Правовая культура – качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Характеристики правовой культуры:

· включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества – характеризует правовые ценности общества;

· является высшей формой осознания правовой жизни страны;

· составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;

· зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

· служит предпосылкой формирования правового государства.

Элементы правовой культуры:

ü уровень развития правосознания населения;

ü развитие правовой деятельности;

ü степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.

Уровни правовой культуры:

· обыденный – ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;

· профессиональный – свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне – присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата.

· теоретический – включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры:

· правовая культура личности – единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

· правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

· правовая культура общества – охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства.

Функции правовой культуры:

· познавательно-преобразовательная – направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства;

· праворегулятивная – обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы;

· прогностическая – предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы.

Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

 

 


Билет 18.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.107.209 (0.007 с.)