Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности РФ как формы территориального гос устройства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Смешанная республика (полупрезидентская) – сильная представительная власть; наличие парламента; наличие правительства; возможность отставки правительства парламентом; возможность роспуска Президентом ГД; Президент избирается всенародным голосованием; Президент действует независимо от правительства и парламента. Государственную власть осуществляют: Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ, суды РФ (принцип разделения властей). Смешанная республика обусловлена тоталитарными привычками, отсутствием демократических традиций, а также слабо развитой партийной системой. Территориальная организация государственной власти – одна из острейших проблем государственного строительства – нахождение и поддержание оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Федерация смешанного типа, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизм регулирования федеративных отношений – двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции принципами, гарантирующими: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации. Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов на три группы: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ. Форма государственного устройства – способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей – это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы: 1.как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение; 2.на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест. Федеративное государство (федерация) – многосоставное государство, части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Федерация – это союз ряда государственных образований. Признаки: 1. территория состоит из территорий ее субъектов; 2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации); 3. две системы законодательства – общегосударственная и субъектов; 4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной; 5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии – выхода из состава федерации; 6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов; 7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков); 8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях); 9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; 10. двухканальная система сбора налогов: 11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов; 12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право. В зависимости от правовых оснований образования: ü Договорные федерации – образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза; ü Конституционные федерации – основанием образования является факт закрепления в Конституции. По способу образования субъектов федерации различают: ü Территориальные федерации – субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее; ü Национальные федерации – субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее – СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность. ü Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов – РФ. В зависимости от правового положения субъектов: ü Симметричные федерации – состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее – Чехословакия). ü Асимметричные федерации – фактическое или юридическое неравенство субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии.
2. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни Правосознание – отношение к праву – совокупность идей, взглядов, чувств, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание – одна из форм общественного сознания, подчиняющаяся тем же закономерностям, но есть и особенности правосознания: · в нем отражаются только государственно-правовые явления; · способ отражения государственно-правовой действительности посредством юридических понятий, категорий, правовых принципов, правовых обычаев; Структура правосознания: Правовая психология – отношение к праву на эмоциональном уровне – в виде настроений, чувств, переживаний. Чем выше уровень правовых знаний, тем адекватнее чувства по поводу тех или иных государственно-правовых явлений. Правовая идеология – система идей, взглядов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и ее оценку. Определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность. Функции правосознания: · познавательная (информационная) – направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе сведений о действующем законодательстве, практике его реализации; · оценочная – оценка юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей о них. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности (ее предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации). Правовая установка определяет правовую ориентацию личности (внутренняя программа действий в юридически значимой ситуации); · регулятивная – выработка определенного механизма регулирования поведения или действий с учетом правовой установки и правовой ориентации. Результат проявления регулятивной функции – поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения. Виды правосознания по субъектам-носителям: · индивидуальное – складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей; · групповое (коллективное) – отражает специфику той или иной социальной группы – можно говорить о правосознании судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.; · общественное – связано с характером отношения к праву в обществе; непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносятся как единичное, особенное и общее. Виды правосознания по уровням: Уровни правосознания отражают глубину познания и отражения правовой действительности. · обыденное правосознание (доминирует правовая психология) – определяется правовым опытом лица, в частности его информированностью о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Складывается стихийно; эмоциональное восприятие превалирует над рациональным. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, не способно проникнуть в сущность права; · научное правосознание (доминирует правовая идеология) – формируется на основе юридической науки; выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает достаточно высокий уровень государственно-правовой действительности; · профессиональное правосознание – им обладают юристы, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие знаниями в области права и практики его применения, понимающие ценность правопорядка и законности в обществе. Правовая культура – к ачественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества. Характеристики правовой культуры: · включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества – характеризует правовые ценности общества; · является высшей формой осознания правовой жизни страны; · составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве; · зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность; · служит предпосылкой формирования правового государства. Элементы правовой культуры: ü уровень развития правосознания населения; ü развитие правовой деятельности; ü степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества. Уровни правовой культуры: · обыденный – ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений; · профессиональный – свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне – присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата. · теоретический – включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д. Формы правовой культуры: · правовая культура личности – единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. · правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества); · правовая культура общества – охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства. Функции правовой культуры: · познавательно-преобразовательная – направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства; · праворегулятивная – обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы; · прогностическая – предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы. Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.
Билет 18.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.012 с.) |