Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Национальное и международное право.
Материальное право – совокупность правовых норм, обеспечивающих регулятивные и охранительные нормы права: уголовно-правовые, гражданско-правовые и административно-правовые. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основание и пределы ответственности за правонарушения. Объект материального права – имущественные, трудовые, семейные и иные отношения Процессуальное право – совокупность правовых норм, определяющих процедуры, процессы применения материального права. Это нормы, которые регламентируют порядок рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Недостаточно иметь в системе права норму материального права, необходимо иметь соответствующие взаимосвязанные с ними нормы, определяющие порядок и процедуры их применения. Взаимосвязь материальных и процессуальных начал обеспечивает системность права (важнейшее его свойство). Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права. Публичное право – область государственных дел, т.е. сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, его институтов, регулирование организации и функционирования аппарата государства, государственной службы, построенная на началах власти и подчинения. Частное право – область частных дел, т.е. статус свободной личности, положение о частной собственности, свободных договорных отношениях, наследовании. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство государства в которые является ограниченным. Индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий. Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, и наоборот. Границы между частным и публичным правом подвижны и изменчивы (две тенденции: внутриотраслевая консолидация и дифференциация).
Группировка отраслей права в две категории — отрасли публичного и частного права восходит к эпохе Древнего Рима. Римский юрист Ульпиан (II —III вв.) считал, что публичное правоохраняет общие интересы государства, а частное — интересы отдельных лиц. Каждое из этих подразделений системы права объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства — конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права, а частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений, — гражданское, семейное, международное частное право. Они сформировались как относительно самостоятельные сферы регулирования и отражают особенности предмета и метода регулирования. В настоящее время для членения права на частное и публичное используется критерий, разработанный еще Ульпианом, и одновременно указывается, что для публичного права характерны следующие черты: § императивность норм; § ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов; § иерархические отношения субъектов публичных отношений; § одностороннее волеизъявление субъектов; § широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц; § санкции преимущественно штрафного (карательного) характера; § большая степень централизованного урегулирования. Частному праву присущи следующие особенности: · равенство субъектов правоотношений; · диспозитивное содержание правового регулирования; · свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; · ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов; · самоответственность по своим обязательствам и действиям; · правовосстановительные санкции; · децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве, условия авторского договора и т.д.).
Надо отметить, что не все национальные системы права знают деление права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, право справедливости и статутное право. В качестве критерия разграничения частного и публичного права признается различие методов правового регулирования. Для публичного права характерен метод централизации (власти-подчинения), для частного права- деценрализации. Нормы публичного права, как правило императивны, их содержание не может быть изменено по воле участников отношений. Основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. Международное право регулирует отношения между народами, государствами, учитывает действие национальных систем права в конкретной сфере. Основной принцип международного права – согласие между сторонами на действие конкретных правовых норм (основной источник – договор). Международное право перестает быть внешним, специальным по отношению к национальным системам права, общепризнанные принципы и нормы международного права включаются в национальные системы права. Международное право становится формой воздействия, влияния групп государств на отдельные страны, нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного права (средства обеспечения воздействия – коллективные санкции экономического, военного свойства). Международное право представляет собой комплекс юридических норм, которые создаются государствами совместно для регламентации их взаимных отношений, и формирует самостоятельную правовую систему. Предметом регулирования международного права являются как межгосударственные, так и иные международные отношения; вместе с тем нормы международного права участвуют в регулировании определенных внутригосударственных отношений. Субъекты международного права в контексте общей теории права- это не только государства и межгосударственные организации, но и иные участники отношений, наделенные правами и обязанностями в соответствии с международно-правовыми нормами. Международное право и внутригосударственное право взаимодействуют в двух формах: во-первых, международное право оказывает влияние на создание и содержание нормативных актов государства; во-вторых, признанные государством международные договоры и нормы обладают способностью прямого действия, могут непосредственно применяться в соответствующих внутригосударственных отношениях. В этом смысл формулы Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы» Национальное право регулирует общественные отношения в пределах отдельно взятого государства. Билет 12. Тоталитарное гос-во. Тоталитарный режим – господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия, ограничение политических свобод, запрещение полит партий и легализация деят-ти партии власти, жесткая централизация гос управления, подавление эконом свободы, частных интересов.
Термин «тоталитаризм» был введен в оборот идеологом итальянского фашизма Джентиле в начале ХХ в. Также этот термин использовал лидер итальянского фашизма Муссолини. В каждой из стран, в кот возникал и развивался полит тоталитарный режим, он имел свою специфику. Однако есть общие черты, кот присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, • наличием одной офиц идеологии, кот формируется и задается общественно-политическим движением, полит партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем парода» • допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. • конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. • правящая партия захватывает всё гос управление: происходит сращивание партийного и гос. аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и гос. должности, а там, где этого не происходит, гос. должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. • монополия гос-ва на информацию • упразднение местного самоуправления • центром тоталитарной системы явл-ся вождь. • усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение кот согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. • широко и постоянно применят террор по отношению к населению. • устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В полит. жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника. • Милитаризация. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря.
Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, кот хар-ся: нац идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью. Целью: охрана национ. общности, решение геополит., соц. задач, защита чистоты расы. Странами, где впервые возникли фашистские орг-ции были Италия и Германия. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Целью фашизма в Германии было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные, в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский режим – человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги и, геополитические интересы и т.п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. Переход к демократическому режиму появляется зачастую тогда, когда социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении гос. власти.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.142.9 (0.019 с.) |