Эволюция функций Российского гос-ва при переходе к социально ориентированной рыночной экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция функций Российского гос-ва при переходе к социально ориентированной рыночной экономике.



В России формиру­ется рыночная экономика, основанная на многообразии форм соб­ственности, свободе предпринимательства. Современное западное общество, по образцу которого предполагается преобразовать наше общество, принято называть постиндустриальным. Его отличительными особенностями являются:

1) баланс интересов различных трупп, слоев, отдельных индивидов;

2) равновесие между частной инициативой и общими закономерностями рыночных отношений;

3) сочетание свободы и справедливости — извечных идеалов человечества;

4) формирование правового гос-ва.

Переходный этап четко обозначился в функционировании российской гос-венности. Это выражается в том, что Российское гос-во начинает постепенно осваивать новую для него роль «слуги общества», а в содержании его функций возрастает удельный вес общесоциальных, общедемократических, гуманистических начал:

1. В переходный период изменяются взаимоотношения гос-ва и института собственности. Гос-венная собственность все больше выступает материальной основой гос-венной власти. Однако гос-венная собственность, будучи в управлении и фактическом обладании гос-венного аппарата, должна использоваться не для нужд этого аппарата, а в первую очередь на социальные цели: для сглаживания негативных последствий вхожде­ния в рыночные отношения, в т. ч. последствий безработицы, резкой противоположности между бедностью и богатством, для оказания помощи гражданам с пониженной трудоспособностью, других социально не защищенных слоев общества, а также для поддержки системы образования, здравоохранения, искусства, разви­тия фундаментальных наук.

2. Закрепляя на конституционном уровне равное правовое поло­жение и одинаковую защиту всех форм собственности, Российское гос-во не рассматривает право частной собственности как абсолютное. Обладание частной собственностью предполагает определенные социальные обязательства перед обществом. Это оз­начает, что частная собственность может ограничиваться, и основанием для такого ограничения служат общественные интересы, общее благо, общественная польза. При этом под общественными интересами понимаются интересы гражданского общества.

Т. е. модифицируется роль гос-ва в установлении правового режима различных форм собственности, в разрешении конфликтов между собственниками, расширяются каналы гос-венного контроля за реализацией полномочий собственника.

3. С учетом специфики российского общества на весь переходный период к рынку сохранится ведущая роль гос-ва. Данная тенденция обусловлена следующими группами обстоятельств:

· только гос-во как официальный представитель общества способно вырабатывать и реализовывать конкретную экономическую политику в масштабе всей страны;

· посредством законодательства гос-во может регулиро­вать отношения собственности, устанавливать правовые основы функционирования рынка;

· гос-во располагает специальным аппаратом охраны и защиты прав и свобод личности;

· аккумулирует через гос-венный бюджет средства обес­печения экономической и иной безопасности общества.

4. Для выполнения указанных задач необходимо сильное гос-во, но одновременно сильным должно быть и общество, чтобы заставить сложный механизм гос-венной власти действо­вать в рамках Конституции и контролировать систему управления.

5. На формирование российской гос-­венности большое влияние оказывает специфика национальных отношений, поскольку Россия — полиэтническое гос-во. Отсюда необходимость постоянного внимания гос-венных структур к национальным проблемам.

Процессы демократизации и обновления в нашей стране спо­собствовали росту национального самосознания всех народов, ее населяющих. Это привело к национальному противостоянию народов в некоторых регионах, к межнациональным конфликтам.

Несколько уровней конфликтной ситуации современной России: первый уровень — отношения между феде­ральным центром и республиками, стремление последних к равноправию не с другими субъектами, а с РФ; вто­рой — движение субъектов, построенных по территориальному признаку, за обладание статусом гос-венных образований (республик); третий — личностно-бытовой, в рамках которого существует конфликт между коренным и некоренным населением; четвертый — проблемы возвращения репрессированных в сталин­ское правление народов на свою историческую родину.

Российские межнациональные отношения — сложная, много­уровневая система разнообразных факторов. Конфликтная ситуа­ция — не единственный показатель неблагополучного развития национальных отношений. Но она свидетельствует о том, что существующие гос-венно-правовые структуры не способны в пол­ной мере разрешить цивилизованными способами создавшееся по­ложение.

6. Фактор этничности, т.е. генетической преемственности населяющих страну народов, своеобразие их образа жизни, языка, на­циональной культуры, исторически сложившейся национальной психологии, в которой отражаются индивидуальные особенности народа. Поскольку этничность выступает постоянным фактором жизни многонационального общества, важно научиться жить в этих условиях и относиться к национальным отношениям как к своеоб­разному объекту управления. Это требует, в свою очередь:

· постоянного учета гос-венной властью изменяющейся обстановки в развитии национальных отношений;

· поиска средств и методов, упреждающих разбалансирование интересов;

· повышенного внимания к национальным потребностям от­дельных народов (возможность пользоваться национальным язы­ком, национальными символами, обычаями, культурой и т. д.);

· выработки объединяющих народы идей и целей, обеспечи­вающих сохранение целостности общества. Общенациональная идея должна привести к общественному согласию, сплотить наро­ды ради достижения общих целей. Общенациональная идея пред­ставляет собой определенный тип человеческой солидарности.

7. Большое внимание уделяется гос-венно-конфессиональным отношениям, через них раскры­вается состояние современной российской гос-венности. Общество воспринимает религию, различ­ные конфессиональные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного возрожде­ния общества. И хотя в Конституции РФ закреп­лен режим светского гос-ва, фактической изоляции гос-ва от конфессий не произошло, напротив, они сотрудничают во многих сферах жизни.

Оно происходит в следующих формах:

а) в решении социальных вопросов (миссия милосердия);

б) в разрешении вооруженных конфликтов (миротворческая миссия);

в) в объединении общества для решения духовно-нравственных проблем;

г) в формировании определенного мировосприятия, включая от­ношение к гос-венной власти, политике, мировым событиям;

д) в укреплении связей с единоверцами и последователями ве­роучения за рубежом.

Сотрудничество гос-ва и религиозных объединений по своему характеру и сущности носит черты партнерства особого ро­да, т.е. они выступают равноправными партнерами в отношениях, затрагивающих интересы всего общества.

Основополагающим принципом правового положения конфес­сий в является равенство всех конфессий меж­ду собой и с гос-вом.

8. В настоящее время усиливается гос-венный контроль за организацией и функционированием различных рели­гиозных объединений. Он направлен на пресечение появления на территорий России ложных религиозных групп, тотальных сект, посягающих на здоровье, психику и жизнь людей.

Законодательством установлены следующие формы контроля гос-ва в отношении конфессиональных объединений:

· предварительный контроль регистрирующих органов за дек­ларируемыми целями и направлениями деятельности религиозных организаций, в т. ч. проведение религиоведческой экспертизы конкретного вероучения;

· последующий контроль за соответствием законодательству, уставным целям и задачам деятельности религиозных организаций;

· специализированный финансовый контроль за работой пред­приятий и организаций, создаваемых конфессиональными сообще­ствами, в частности за уплатой налогов, если такие предприятия и организации приносят прибыль;

· контроль за реализацией права собственности на культовое имущество в соответствии с его назначением;

· лицензирование деятельности учебных заведений религиоз­ного образования.

9. Пересмотром позиций во взаимоотношениях личности и гос-ва. Происходит отказ от приоритета инте­ресов гос-ва и внедряется принцип неотчуждаемости естествен­ных прав человека, их уважения, правовой защищенности личности от произвола гос-венных органов и должностных лиц.

Однако можно наблюдать и другую крайность, когда провозглашается ничем не ограниченный приоритет интересов личности по сравнению с интересами общества. Это снижает значение обя­занностей отдельного человека перед другими людьми и обществом в целом. Поэтому существуют пределы реализации прав и свобод личности, они определяются общими ориентирами, конституцион­ным и иным законодательством, прямыми запретами конкретных действий и поступков, системой обязанностей, а также ценностями, принятыми в обществе. Отсюда главными условиями ограничения прав и свобод человека являются:

1) установление ограничений только законом и только для со­блюдения и уважения прав и свобод других лиц, а также общест­венных интересов и требований морали;

2) соразмерность ограничений сущностному содержанию прав и свобод человека, т.е. ограничения не должны изменять содержание этих прав и свобод;

3) правовые ограничения на основании серьезных причин. При этом для самой гос-венной власти должен быть предусмотрен контроль, с тем чтобы она не могла злоупотреблять правоограничивающими средствами.

Политика Российского гос-ва в области прав человека должна опираться на четкие принципы и ориентиры, к числу кото­рых относятся:

а) свобода выбора образа жизни;

б) сочетание автономии личности и самоуправленческих кол­лективистских начал во взаимоотношениях с обществом и гос-вом;

в) социальная справедливость;

г) социальная ответственность;

д) отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям;

е) отказ от насилия при урегулировании социальных кон­фликтов.

Анализ современной российской гос-венности по­зволяет отметить, что ее развитие идет в общем русле закономерностей, присущих мировому сообществу и мировой цивилизации. Вместе с тем это развитие происходит по своим, присущим только России особенным законам. Это объясняется исторической, нацио­нальной, духовно-культурной самобытностью и геополити­ческим положением страны.

Таким образом, тенденции в развитии функций:

1) расширение функций гос-в, сферы охвата гос-­венным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригос-венную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической гос-венности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистическо­го начала в функционировании гос-ва;

4) возрастание национальной и социальной ценности гос-ва, определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в т. ч. национальных, конфликтах; обладает уникальными средст­вами управления; формирует правовой климат в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.019 с.)