Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, особенности, виды

Поиск

Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Виды правотворческой деятельности (с учетом субъектного состава органов):

правотворчество государственных органов (общефедеральных и республиканских) (разветвленная деятельность органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах));

санкционированное правотворчество (разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию);

народное правотворчество (референдум) (проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению).

Проф.Морозова: Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

· монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязатель­ных правил поведения;

· созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с позна­нием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выяв­лением потребности в правовом урегулировании общественных отно­шений, формулированием правил поведения, определением механиз­ма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

· процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса пра­вотворчества может привести к признанию принятого акта недейст­вительным.

Правотворческая деятельность основана на определенных прин­ципах: законность, демо­кратизм, научность, профессионализм, гласность, системность.

1) Принцип законности предполагает:

· принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

· оформление определенной процедурой;

· выбор формы акта должен соответствовать содержанию принима­емого акта;

· новый акт не должен противоречить конституции, законам, об­щепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

2) Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме ре­ферендума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, об­суждаются в средствах массовой информации, научной обществен­ностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечания­ми, пожеланиями.

3) Принцип научности включает в себя:

· разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;

· планирование приоритетности принимаемых актов;

· прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

· учет достижений юридической науки как отечественной, так и ми­ровой;

· учет научных рекомендаций.

4) Принцип профессионализма относится к любой государственной де­ятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует спе­циальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта.

5) Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворчес­кими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. до­ведению до сведения населения. Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, по­скольку предполагает участие общественности в подготовке и обсуж­дении проектов основополагающих актов.

6) Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробе­лов, дублирования и при этом должны использовать средства регули­рования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

Правотворчество следует отличать от правообразования. Послед­нее — более широкое понятие, чем правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение. Процесс правообра­зования завершается выработкой и принятием конкретного НПА. Следовательно, правотворчество есть завер­шающий этап процесса правообразования, результат правообразова­ния и его конечный результат.

Виды правотворчества

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять сле­дующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное пра­вотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), делегиро­ванное правотворчество, локальное правотворчество. Некоторые уче­ные (Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых) выделяют договорное правотвор­чество, а также чрезвычайное.

1) Законотворчество — один из распространенных видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, пред­ставительные законодательные органы гос-ва, избираемые насе­лением и обладающие правом принимать от имени народа акты выс­шей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполне­ние законов.

2) Подзаконное правотворчество реализуется чаше всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реа­гирования.

3) Непосредственное правотворчество (референдум) принято отно­сить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку рефе­рендум является высшей формой прямого (непосредственного) вы­ражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности:

· решения референдума обладают высшей юридической силой;

· эти решения не нуждаются в к-л утверждении и м.б. отменены только другим референдумом;

· референдум основывается на принципах свободы и доброволь­ности участия, отсутствии к-л контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

· организация и проведение референдума осуществляются гос-вом. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реали­зацию права граждан на участие в референдуме.

4) Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в РФ не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество ор­ганов местного самоуправления, так как эти органы не входят в госу­дарственную систему, но вправе принимать нормативные акты по во­просам местного значения. Это право делегировано им государством.

В советское время видом делегированного правотворчества была передача правотворческих полномочий государства общественным объединениям, например профсоюзам. Но чаще они принимали пра­вовые акты совместно с государственными органами.

За рубежом распространена практика передачи парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов, на конкретный срок и под контролем парламента. При этом не допуска­ется субделегация, т.е. передача правительством делегированных ему законодательных полномочий другим органам.

5) Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие зако­нов и других нормативных правовых актов для регулирования обще­ственных отношений, связанных с экстремальными, кризисными си­туациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения. В РФ действует широкий круг актов чрезвы­чайного правотворчества, например ФЗ от 26 фев­раля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации»; от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спа­сателей»; от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

6) Собственное правотворчество органов местного самоуправления, как уже указывалось, можно отнести к делегированному правотворче­ству. Государство своим законодательством наделило представитель­ные органы местного самоуправления и должностных лиц муници­пальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.

7) Договорное правотворчество образуют договоры нормативного со­держания, например конституционные, внутрифедеральные, управ­ленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия дру­гих правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества со­ставляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для регулирования социально-трудо­вых отношений. Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.

Локальное правотворчество есть реализация правомочий на изда­ние нормативных правовых актов отдельными учреждениями, орга­низациями коммерческого или иного характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.223 (0.011 с.)