Гос-во и политическая система общ-ва. Место в ней негосударственных властных структур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гос-во и политическая система общ-ва. Место в ней негосударственных властных структур.



ПСО – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом.

Государство – центральный элемент политической системы (политическая система общества появляется только вместе с государством). Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе:

· универсальность государственной власти (государство – организация, объединяющая все общество в целом);

· обладает монополией на государственное принуждение;

· создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования;

· обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет;

· обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти;

Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Центральное место государства в ПСО обусловлено свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено это системы. Эти свойства состоят в том, что государство:

ü Объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории;

ü Выражает общие интересы общества, является его официальным представителем;

ü Определяет основные направления развития и функционирования общества;

ü Вправе принимать властные решения, обязательные для всех, кто находится на его территории;

ü Обладает государственным суверенитетом, то есть верховенством и независимостью от какой-либо иной власти;

ü Распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

Таким образом, государство является единственно полновластной организацией на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения, они не обладают государственным суверенитетом их решения касаются только членов объединения.

ПСО – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом.

Эта роль весьма значительна. В тех государствах, где существует многопартийность, как правило, утверждается режим демократии. В ФЗ от 11 июля 2001 года «О политических партиях» политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ (статья 3).

Политическая партия (от лат. pars, partis – часть) – наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы.

Главные цели политической партии:

· Формирование общественного мнения;

· Осуществление полит. образования и воспитания граждан;

· Выражение мнения по вопросам общест. жизни и доведении его до широкой общественности и органов гос. власти;

· Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Важнейшие признаки политической партии:

· Политическая, общественная (негосударственная) организация, имеющая свою программу и устав;

· Участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

· Стремление овладеть гос. властью, то есть стать правящей;

· Связь с избирательной системой;

· Отражение определенной идеологии;

· Представление интересов опред. слоев и групп населения;

Функции политической партии:

· обеспечение связи между обществом и государством;

· стимулирование активного участия граждан в политической жизни;

· оказание влияния на формирование государственной политики;

· способствование развитию политической культуры и политического сознания;

Сущность политической партии зависит от (социального состава; лидера; чьи интересы представляет; основных направлений программы действия).

Формы участия политических партий в ПСО:

ü выдвижение кандидатов в органы государственной власти;

ü наличие программы;

ü агитация и иные формы политической деятельности.

Классификация партий:

· по идейным основаниям деятельности:

· доктринальные – нацелены на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (религиозные, идеологические);

· прагматические – защита интересов определенного социального слоя, группы;

· харизматические – объединение вокруг лидера;

· с точки зрения организационной структуры:

· парламентские – структуру формируют региональные отделения в различных регионах;

· лейбористские – сформированы на основе профсоюзов;

· авангардные – построены на принципах территориально-производственного объединения;

· с точки зрения отношения к правящему режиму: правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные, лидеры, аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в составе коалиций;

· в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства: кадровые, массовые, строго централизованные;

· по социально-классовому содержанию и идеологической направленности: коммунистические, социал-демократические, буржуазно-реформистские, консервативные;

· в зависимости от ориентации на идеологию: левые, центристские, правые либерального толка, правые националистического толка.

Партийная система – совокупность политических партий, действующих в пределах страны и политической системы (однопартийная, беспартийная, квазимногопартийная с одной доминирующей партией, двухпартийная, упорядоченная и беспорядочная многопартийная).

Если гос-во стремится к сотрудничеству с общест­венными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, такое гос-во следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и ре­ально обеспечивает важнейшее право человека — право на объеди­нение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения об­щих целей.

Конституция РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональ­ные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30).

Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) создавать на добровольной основе общественные объединения;

2) вступать в существующие объединения;

3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;

Отношения гос-ва и общественных объединений носят двусторонний характер: гос-во определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т. д., а общественные объединения участвуют в определении политики гос-ва, в различных поли­тических кампаниях, в контроле за деятельностью гос-вен­ных органов.

Три главных направления сотрудничества гос-ва и общественных объединений:

1. информирование гос-вом общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в т. ч. о принимаемых гос-венными органами решениях;

2. совместная деятельность гос-ва и общественных объеди­нений в решении социально значимых проблем (кампания, охрана окружающей среды, охрана обществен­ного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.);

3. законотворчество и правотворчество: через депутатов и партий­ные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др.

Гос-во контролирует:

1) законность деятельности общественных объединений, в т. ч. путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.

Признаки общественного объединения:

а) добровольность создания, формирования или вступления в уже существующее объедине­ние;

б) самоуправление собственными делами, т.е. гос-во не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нару­шает законодательство;

в) некоммерческий характер деятельности, т.е. общественное формирование не должно ставить целью извлече­ние прибыли из своей деятельности;

г) инициатива граждан в соз­дании общественного объединения; только граждане или негос-венные юридические лица могут создавать общественные объединения, но не гос-венные органы;

д) основа объедине­ния — общность целей и интересов.

Обще­ственные объединения могут как регистрироваться, так и не реги­стрироваться в органах юстиции. Незарегистрированное общест­венное объединение не приобретает прав юридического лица и не вправе участвовать в избирательных кампаниях.

В РФ шесть видов общественных объединений:

· общественная организация;

· общественное движение;

· общественный фонд;

· общественное учреждение;

· орган общественной самодеятельности;

· политическая партия.

Только общественные организации и поли­тические партии основаны на членстве, остальные объединения со­стоят из участников, не имеющих членства.

Государство не может вмешиваться в дея­тельность общественных объединений, если они не нарушают зако­нов. Государство:

· обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений;

· оказывает им поддерж­ку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно полезных про­грамм по заявкам общественных объединений;

· может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на вы­полнение гос-венных заказов и др.

Деятельность общественного объединения может быть прекра­щена в случаях: самороспуска и по решению суда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.016 с.)