Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 3(ТГП В системе общественных и юр. наук)

Поиск

Билет 1(Предмет Тгп.)

Предметом науки является то, что данная наука изучает. Что наука теоретически осваивает в определенном объекте.

 

· социально-правовая и государственно-правовая действительность

· общие и специфические закономерности их возникновения и развития

· познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие значение для всех юридических и государствоведческих дисциплин.

 

Характерные черты предмета ТГП

1)общие специфические закономерности; 2) основные коренные вопросы; 3) общая теория; 4) единство науки.

 

Теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета.

Предмет изучения ТГП составляет не просто государство и право, а общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений, их сущность и назначение.

ТГП формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучения не всех, а специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Кроме того, предмет ТГП включает разнообразные вопросы, характеризующие государство и право с т.з. их формы, функций, механизмов проявления, а также основные понятия, общие для отдельных групп или всех юридических наук.

Т.о., предмет ТГП составляют:

1) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Предмет ТГП историчен, он изменяется и развивается с течением времени.

Проф. Венгеров предлагает относить к предмету ТГП не только закономерное, но и случайное.

Государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой.

Билет 2(система тгп)

По предмету и системе понятий в теории государства и права различают теорию государства и теорию права. Точнее, теория государства есть система двух теорий: теории государства и теории права.

Понятие фиксирует общие существенные признаки предметов и явлений.

В систему понятий теории государства входят следующие понятия: государство, тип государства, функции государства, государственный аппарат, форма государства и др.

В систему понятий права входят следующие понятия: право, тип права, источники (формы) права, система права, правоотношение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая ответственность, правовая культура, правовая семья, и др.

Теория государства – вопросы, касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

Теория права – вопросы, затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: В зависимости от метода и объекта изучения

 

Билет 3(ТГП В системе общественных и юр. наук)

В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические. Все перечисленные науки взаимодействуют, гуманитарные (к которым относится ТГП) - не исключение, это взаимодействие способствует прогрессу.

ТГП можно назвать общественной наукой. Теснее всего она связана со следующими общественными науками:

- философия (разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека; определяет сущность, природу, назначение и место ТГП в системе социальных явлений; ТГП использует такие философские категории как сущность, форма, содержание, система, структура и т.д.);

- социология (рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право);

- политология (ТГП изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений, ТГП нуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных политических институтов. Политология заимствует у ТГП сведения о механизме и функциях государства);

- экономика (ТГП определяет пределы зависимости государства права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества)

- психология и этика - изучают механизм регулирования поведения личности. Для ТГП важны факты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих и реализующих правовые нормы;

- герменевтика (изучение юридических текстов).

Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер.

По отношению к другим юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая, исходная (от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом), фундаментальная (раскрывает глубинные связи и отношения), методологическая (разрабатывает идеи и концепции, методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; раскрывает взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека).

Отраслевые юридические науки исследуют конкретные юридические учреждения и предписания, а также соответствующую юридическую практику. Это основной по объему блок юридических наук и учебных дисциплин. Предметом данных наук являются отдельные аспекты государственно-правовой действительности, а ТГП изучает государственно-правовую действительность в целом. Отраслевые науки дают ТГП фактический материал, в отраслевых науках понятия теории государства и права приобретают конкретное содержание.

Исторические юридические науки рассматривают процесс развития государственно-правовых учреждений (история государства и права) или учений о государстве и праве (история политических и правовых учений).

Результат исследований истории государства и права - выявление ряда событий и фактов, причин и их анализ. ТГП же устанавливает закономерности их возникновения, функционирования и развития. Исторический материал даёт богатый материал для ТГП, а в свою очередь ТГП, помогает устранять пробелы в истории

Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психология) используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.

 

Билет 4(Функции ТГП)

1. Гносеологическая (изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития).

2. Онтологическая (определяет понятия государства и права, причины их возникновения, состояние в наст-м и судьбу в будущем).

3. Эвристическая (открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений).

4. Методологическая (разработка в рамках ТГП приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции).

5. Идеологическая (ТГП вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действ-го законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т.д.).

6. Воспитательная (повышение правовой культуры; вооружение государственных органов, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни).

7. Практически-организаторская (рекомендации по улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства).

8. Прогностическая (предсказательная) (на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы).

 

Билет 5(Методы тгп)

I. Философские.

а) диалектико-материалистический (право существует как социальное явление)

б) идеалистический (существование государства и права связывается с объективным или субъективным разумом)

в) прагматизм (понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех)

г) интуитивизм (анализ целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения)

д) аксиологический (анализ государства и права как специфических ценностей)

II. Общенаучные.

а) логический (анализ (процесс разложения целого на части для выявления структуры исследуемого объекта), синтез (воссоединение целого из частей), индукция (получение общего знания на основе частного), дедукция (получение частного знания на основе общего);

б) исторический (изучение явлений с учетом специфических исторических условий и особенностей);

в) системный (исследование государственно-правовых явлений как взаимосвязанных систем);

г) функциональный (изучение государственно-правовых явлений как действующих феноменов);

д) герменевтический (вложение в исследуемые понятия содержания автора).

III. Частнонаучные (специальные).

а) специально-неюридические:

- статистический (анализ количественных показателей, отражающих состояния и динамику явления);

- метод структурного анализа (анализ государственно-правовых объектов как сложных противоречивых систем);

- общие социальные методы (учет всех социальных факторов, всесторонняя оценка действительности для поиска оптимальных вариантов правовых решений);

- кибернетический (использование понятий и технических средств кибернетики (управление, обратная связь) для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации);

- моделирования - изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на
их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

- социально-правового эксперимента- создание в экспериментальном порядке
государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях.

б) специально-юридические

- формально-логический (позволяет найти несоответствие правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия НПА между собой);

- сравнительный (ср-е правовых систем и их элементов);

- исторический (способ познания закономерностей становления и развития государства и права).

 

Билет 7

 

Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения.

 

Одним из основных постулатов возникновения государства и права в современной науке является тезис о развитии производства, переход от присваивающей экономики к производящей.

 

Прежде всего следует отметить появление ранних земледельческих общин в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.

 

Со временем усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп. В то же время становление товарного производства вело к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства. Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными общинами, а также внутри самих родовых групп.

 

В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, но и особый, более высокий статус. Лидер в изменившихся условиях получал все более увеличивающиеся имущественные и иные привилегии. Глава рода кроме традиционных функций, таких как организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями и т.п., приобрел новую и важнейшую функцию - функцию перераспределения прибавочного продукта, производимого усилиями всего рода.

 

Наряду с изменениями структуры внутри рода происходят изменения и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию надобщинных структур. Одной из таких структур стало племя, которое имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. Таким образом, был исключен инцест (кровосмешение), что способствовало генетическому развитию человека. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем постепенно в его ведение перешли все общественные вопросы и самое главное - функции управления прибавочным продуктом.

 

Важным этапом в предыстории государства и права наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являющихся по своему типу предгосударственными.

 

Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими видами общественного разделения труда еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью - это управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий явилось одной из последних ступеней в создании структуры государства (ПОЯВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ). Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка, не желая расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность постепенно приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть.

 

Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны. Точнее, не сами они, а вооруженные силы, которые непосредственно подчинялись управленческой верхушке. В отличие от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе.

 

 

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право". Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

 

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

 

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.

 

В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего - гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право).

 

Основные этапы возникновения ГиП:

В настоящее время наиболее распространенные отечественные периодизации истории государства и права исходят из формационных критериев. Они включают в себя три основных этапа: государство и право Древнего времени, Средневековья и Нового

времени.

Важно! Посмотрите основные характеристики данных типов!

 

Билет 10

Билет 11

Понятие государства.

1. самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее; сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель).

2. Государство – союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой (Цицерон).

3. общество людей, которое само распоряжается и управляет собой (И. Кант).

4. общая воля, является выражением преобладающей силы (Локк).

5. отношение воль множества людей, союзное единство оседлых людей, обладающее первичной государственной властью; корпорация населяющего определенную территорию народа (Еллинек).

6. юридическая персонификация, юридическое воплощение нации (Эсмен).

7. результат естественной дифференциации в обществе между властвующими и подвластными, т.е. те люди, которые располагают властью благодаря тому, что сильнее других (Дюги).

8. естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать правопорядок (Гумплович).

9. соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. (Шершеневич).

10. общественный союз, представляющий собою самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми (Коркунов).

11. юридический институт, который выступает как фактор интеграции общества в единое целое (Кокошкин).

12. подавление одного класса другим и выражение воли правящего класса. (Ленин и Маркс).

13. организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (Матузов, Малько).

14. политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.

15. исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом (проф. Гойман-Червонюк).

Признаки государства:

Государство есть совокупность правил, которые реализуются принудительно.
Государство – относительно централизованный правопорядок:

1) правопорядок как целое, охватывающее определенную территорию;

2) публичное право (регулирование деятельности государственного аппарата)


Кельзен выделял три момента осуществление правопорядка:

· Территория – «естественное условие». Это пространство, на котором осуществляется государственная власть.
Что показывает:

a) Территориальную организацию населения;

b) Власть над лицами, не являющимися гражданами, но находящимися на его территории.

 

· Население. Применительно к государству, население – это субъектный состав, на который распространяется государственная власть. Сюда относятся и иностранцы, и граждане, и лица без гражданства. Население выступает и как объект, на который направлена гос. власть, так и как субъект. Как субъект, население осуществляет свою власть не как целое, а лишь посредством представителей большинства.

 

· Власть. Здесь большое значение играет суверенитет, как внешний(независимость во внешних отношениях), так и внутренний(верховенство внутри собственной территории)

 

Периоды развития понятия суверенитета:

a) XVI в. Суверенитет короля. Власть верховна перед церковью, аристократией, империей. (Жан Боден)

b) XVIII в. Национальный суверенитет. Суверенитет принадлежит нации и воля ее реализуется через представителей. (Э.Ж.Сийес - не уверена в правильности написания фамилии)

c)XVIII Народный суверенитет. (Ж.-Ж. Руссо)

 

Из данных признаков в правовых формах осуществляется население и власть

.

К территории можно также отнести: государственные границы.
К населению: язык, гражданство, народный суверенитет
К власти: суверенитет (свойство власти), государственный аппарат(институциональная форма организации деятельности властвующих).

 

Остальные признаки государства как:

· Финансово-налоговая система

· Международное признание (относится к XX в.)

· Общеобязательный характер актов государства. (Морозова Л.А.)

· Символы, атрибуты, памятные даты. (Марченко)

 

Их принято считать факультативными.

 

 

Билет 12

 

Сущность государства.

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Определить сущность государства, значит, установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Существует 2 основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Классовый.

Сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Государство рассматривалось как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Вместе с тем марксистская теория (по крайней мере, теоретически) признавала, что государство помимо классовых осуществляет и общесоциальные функции, присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов (оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др.). Однако социалистическое государство трактовалось как «орудие выражения интересов большинства населения».

2. Общесоциальный.

Классовой концепции государства противостоит множество других, возникших в разные периоды истории и рассматривающих государство как организацию для выполнения общих дел (концепции мыслителей древности Платона, Демокрита, Цицерона, современные теории плюралистической демократии, государства всеобщего благоденствия, социального и правового государства и т.д.). Сущность государства видится в его назначении служить обществу, способности объединять все общество, разрешать противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства.

 

Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие союзы и организации. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства.

Билет 14-15

Билет №14

Внешние функции


1) Внешнеполитическая

2) Оборона и внешняя безопасность

3) Охрана государственной границы

4) Сотрудничество в сфере экологии

5) Научно-техническое сотрудничество Культурное сотрудничество Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

6) Экономическое сотрудничество

 

Внутренние функции

1) Экономическая

2) Социальная

3) Финансового контроля

4) Правоохранительная

5) Экологическая

6) Политическая

7) Культурная

 


Внешние функции – это основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами. Можно выделить две основные внешние функции государства: военную и сотрудничество с другими государствами.

В содержание военной функции может входить ведение захватнических воин, оборона страны, охрана государственных границ.

Функция сотрудничества с другими государствами см выше.

 

Внутренние функции – это направления деятельности гос-ва помогающие решать задачи внутреннего развития общества..

Экономическая функция – осуществление гос-вом управленческого воздействия на экономическую сферу жизни общества.

Социальная функция – деятельность гос-ва по оказанию различных социальных услуг всем членам общества, а также забота о повышении благосостояния малообеспеченных слоев населения, оказания им материальной и иной помощи.

Финансовая – осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства (входит в нее).

Правоохранительная – это направление деятельности государства по борьбе с правонарушениями в целях создания наиболее благоприятных условий для эффективной реализации прав граждан, их объединений, органов государства.

Экологическая – это направление деятельности гос-ва по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Политическая – деятельность по поддержанию политического господства правящих, так и деятельность по формированию и организации работы всех гос. органов.

Культурная – направления гос. деятельности по духовному, интеллектуальному развитию общества

Билет 16

 

Внутренние функции государства.

Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях[1]. Таким образом, функции государства – это главные направления деятельности государства. Ф.г. – это основные направления его деятельности по решению стоящих задач.

В юридической теории существуют множество оснований (критериев) классификации функций государства. Выделяют, например, такие критерии, как сферы общественной жизни (политические, экономические, социальные, духовные, экономические), по способу осуществления функций – регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и охранительные – установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения. Классификация функций государства по сферам их политической направленности – внутренние и внешние.

Внутренние функции государства представляют его деятельность внутри страны и определяют его роль в жизни данного общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. В связи с этим выделяют следующие функции государства:

Экономическая функция государства. Она выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая политика государства имеет различную направленность в зависимости от уровня развития экономики, от этапа развития того или иного государства, от конкретно-исторических условий, от господствующих идеологических установок, научных доктрин. Экономическая функция зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулируется экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием, определении стратегии экономического развития общества, обеспечении равных условий существования различных форм собственности, выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства и т.д.

2) непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики ( на государственных предприятиях и учреждениях.)Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг.

Функция финансового контроля. Эта функция выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются государственные финансы, рынок ценных бумаг, валютные ценности и т.д.Финансовый контроль имеет своими задачами проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Высший финансовый контроль за доходами и расходами является прерогативой парламента. На местах эту функцию выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.

Специфические функции финансового контроля осуществляет государственная таможня, которая контролирует проводимость материальных ценностей через границу и взимает пошлины.

Функция налогообложения. Содержание данной функции составляет деятельность по сбору денежных средств(через налоги или др.финансовые сборы, пошлины, платежи) и распределению денежных средств(составление бюджета, кредиты) (Ст. 57, 75 Конституци РФ)

Социальная функция государства. Данная функция призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. (Здравоохранение, строительство жилья, защита материнства/детства) (ст.7 Конституции РФ)

Духовная функция государства. Поддержка развития культуры, науки и образования. В содержание данной функции входят государственная поддержка развития науки, ее интеграции в рыночные условия, финансирование фундаментальных исследований. Государство также осуществляет функции поддержки культуры – литературы, искусства, музыки, финансирует сохранение историко-культурных памятников.

Экологическая функция государства – это направление деятельности государства по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Экологическая функция у государств появляется в XX в. Содержание экологической политики государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятия с точки зрения их экологической безопасности. (ст. 42 Конституции РФ)

Функция охраны правопорядка – это направление деятельности государства по борьбе с правонарушениями в целях создания наиболее благоприятных условий для эффективной реализации прав граждан, их объединений, органов государства. Правоохранительная деятельность, т.е. деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию правонарушений, наказанию и воспитанию правонарушителей, свойственна каждому государству. Основное в данной характеристике – возможность государственного принуждения.

Обеспечение общественной безопасности. В содержание входят мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений, представляющих угрозу человеку и обществу.

Политическая функция включает в себя:

1) реализация волеизъявления народа в форме законодательства(правотворчества)

2)обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими

3) официальное представительство общества, т.е. государство представляет собой субъект права. Вместе с тем осуществление функции народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом

4) защита конституционного строя, которая реализуется и специальными органами (конституционным судом РФ), и народом непосредственно.

Билет 17

 

Билет 18

Билет 19

 

Res-вещь/дело

Publica- общество

Билет 22

В российской теор. гос-ва и права нет единого мнения относительно соотношения терминов «механизм гос-ва» и «аппарат гос-ва»

I. Согласно первой точке зрения, «механизм гос-ва» и «аппарат гос-ва» отождествляются (Хропанюк В.Н.)

II. Согласно второй точке зрения, «механинизм гос-ва» есть более широкое понятие, чем «аппарат гос-ва» (Марченко М.Н.) В учебнике Лазарева и Липеня также этот подход:

Государственный аппаратсис-ма органов государства [2], с помощью которых осуществляется гос. власть, выполняются основные функции гос-ва, достигаются стоящие на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат любого гос-ва – это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная сис-ма. (из учебника Марченко)

Гос. аппарат – гос-во в узком смысле

По мере развития гос-ва гос. аппарат развивается и совершенствуется, усложняется. Появляется все больше специальных органов. (тенденция к специализации, которая присуща любой сис-ме)

Механизм гос-ва – определенная, функционирующая на основе единых принципов сис-ма всех носителей властных государственных полномочий и обеспечивающих реализацию этих полномочий учреждений и структур, созданных для реш-я стоящих перед гос-м управленческих задач и осуществления его функций. (Лазарев. Липень)

если написать проще, то:

Механизм гос-ва – система гос. органов, призванных осуществлять функции и задачи гос-ва и та реальная организационная и материальная сила с пом. которой гос-во проводит определенную политику

Схематично:

СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОС-ВА:

Ø гос. аппарат (совокупность гос. органов)

Ø гос. учреждения и организации (школы, больницы, библиотеки и пр.)

Ø гос. служащие

Ø организационные, финансовые и иные средства

Билет 23

Понятие и определение права

Право:

· совокупность общеобязательных норм

· субъективное право

· наука, изучающая правовые нормы

Позитивное(объективное право) – сис-ма общеобязательных формально определенных норм, применяемых или санкционированных гос-м и обеспеченных силой гос. принуждения.

Субъективное право – юр. возможность совершать определенные действия; мера возможного поведения субъ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.016 с.)