Виды и элементы денежной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и элементы денежной системы



Виды и элементы денежной системы

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством.Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы. Биметаллические — это денежные системы, при которых государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента (то есть денег) за двумя благородными металлами золотом и серебром. При этом осуществляется свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение. При монометаллизме всеобщим эквивалентом служит один денежный металл (золото или серебро). Одновременно в денежном обращении функционируют другие денежные знаки: банкноты, казначейские билеты, разменная монета. Эти денежные знаки свободно обмениваются на денежный металл (золото или серебро).

Наибольшее распространение в мире получил золотой монометаллизм. Различается три вида золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.При золотомонетном монометаллизме (существовавшем в России до 1914—1918 гг.) цены товаров исчисляются в золоте, во внутреннем обращении страны функционируют полноценные золотые монеты, золото выполняет все функции денег. Производится свободная чеканка золотых монет; все денежные знаки (банкноты, разменные монеты) свободно обмениваются на золото; допускается свободный вывоз и ввоз золота и функционирование свободных рынков золота. После Первой мировой войны вместо золотомонетного монометаллизма были установлены золотослитковый и золотовалютный (золотодевизный) виды монометаллизма. При золотослитковом стандарте обмен банкнот и других денег осуществляется только на слитки весом 12,5 кг; при золотодевизном — обмен банкнот и других денег стал проводиться на валюту девизов стран, где разрешался обмен на золотые слитки. Элементы:

1) Наименование нац. ден. единицы – официально принятое в стране. Как правило, название ден. ед. складывается исторически и сохраняется длительное время. Изменение этого названия бывает связано с политическими событиями либо по соглашению стран.

2) Масштаб цен. Исторически определяется как весовое содержание металла в нац. ден. ед, установленное государством. В настоящее время ден. ед. не имеют золотого содержания. В современной практике масштаб цен определяется как количественное выражение цен товаров и

услуг, выраженных в нац. ден. ед. Обычно он изменяется под влиянием инфляции. Гос-во может административно изменить масштаб цен путем проведения ден. реформы – деноминации (снижение номинала ден. знаков с одновременным снижением цен и доходов в той же пропорции). Как некоторое проявление масштаба цен можно назвать валютный курс.

3) Виды денежных знаков. В большинстве стран к ним относят банкноты и разменные монеты. В России их выпуском занимается ЦБ, и они обязательны к приему во всех платежах и для зачисления на счета банка. Оформлению ден. знаков придается большое значение, т.к. они выступают как элемент пропаганды нац. ценностей. Гос-во уделяет большое внимание защите ден. знаков от подделки. Для этого использ. Разные степени защиты, к-ые разделяются на 2 основных вида:

1. способы защиты общего применения, о которых оповещается всё население страны:

· спец. бумага и водяные знаки;

· особые краски;

· рельефность надписи и изображения;

· защитные нити;

· перфорация и т.д.

2. специальные способы защиты требуют спец. оборудования для распознавания и использ-ся

специалистами, работающими с деньгами.

4 ) Структура ден. массы и ден. знаков в обороте. В наст. вр. Банк России опред. ден. массу по агрегату М2 и выделяет в её составе наличные деньги и безналичные средства. Структура ден. знаков характ-ся соотношением в ден. обороте бумажных купюр и разменных монет, а также их

внутр. составом.

5) Эмиссионная система включ. спец. орган, осуществляющий эмиссию и эмиссионный механизм, к-ый опред. Порядок эмиссии наличных и безналичных денег и их изъятие из оборота. В большинстве стран в т.ч. и в РФ, монопольным правом эмиссии обладает ЦБ. Эмиссия как поступление дополнительных денег в обращение осуществляется ЦБ путём:

· покупки иностр. валюты, золота, драг. Металлов и

камней (формирование золотовалютных резервов);

· предоставление кредитов ком. банкам и

правительству под обеспечение ценными бумагами;

· покупки на рынке гос. ценных бумаг в свой портфель;

· переучета коммерч. векселей в нац. иностр. валюте.

6) Система денежно-кредитного регулирования, вкл. органы, уполномоченные осуществить такое регулирование. В России это ЦБ и правительство. А также инструменты и методы ден.-кредитного регулирования.

8 Инфляция: понятие, виды и методы нейтрализации.

Инфляция – это переполнение денежного обращения бумажными знаками и их обесценение. Т.е. превышение кол-ва денежных знаков над находящимися в обращении

товарами. Инфляция – процесс, кот охватывает всю экономику, все цены на товары и услуги; рост цен, который снижает покупательную способность национальной валюты,

т.е обесценивает деньги. И. выражается в увеличении кол-ва денег, необходимых для обслуживания движения товаров и услуг, И. – снижение покупательной способности

национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Уравнение Фишера, MV=PQ, определяет взаимосвязь инфляции от количества денег и уровня цен. Падение покупательной способности денег, кот происходит пропорционально росту кол-ва денег в обращении. В настоящее время большинство экономистов не разделяют эту точку зрения, трактуют инфляцию как многофакторный процесс, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты.

Виды инфляции:

1) по степени охвата территории: локальная (в отдельно взятой стране) и мировая.

2) По темпу нарастания: нормальная рост цен 3 – 3,5 %в год, умеренная (ползучая) до 10% в год, галопирующая от 20 до 200% в год, и гиперинфляция.

По темпу нарастания:

· Гиперинфляция (100% и выше);

· Галопирующая (50-100%);

· Ползучая (10-50%);

· Умеренная (до 10%)

3) По соотношению роста цен по отдельным товарным группам: сбалансированная и несбалансированная.

4) По ожидаемости: ожидаемая, неожиданная.

5) По факторам: инфляция издержек, инфляция спроса, инфляция роста з/п; инфляция прибыли, инфляция налогов.

6) По происхождению: внутренняя и импортируемая.

Регулирование инфляции проводится по 3 основным

направлениям:

1) осуществляется комплекс мер для оживления экономики, регулирования деловой активности, сглаживания циклических колебаний (антициклическая).

2) Совокупность мер, направленных на сдерживание инфляции (антиинфляционная политика)

3) Валютная политика. Антициклическая политика направлена либо на стимулирование экономического роста, либо на сдерживание его.

Методы регулирования:

1) кредитное стимулирование (изменение учетной ставки, изменение %ставки по долгосрочным кредитам, изменение нормы обязательных резервов, покупка ценных

бумаг на открытом рынке),

2) денежное стимулирование (расширение банкнотной и чековой эмиссии, ослабление ограничений на рост денежной массы).

Деньги, функции денег, современные формы денег.

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. С помощью денег выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.[1] Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене.

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

Основные функции денег

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

§ Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег).. Денежная единица является эталоном для товаров.

§ Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность).

§ Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

§ Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

§ Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Прочие функции денег

Также иногда выделяют такие функции денег:

§ Средство формирования сокровищ. Сокровища отличаются от накоплений тем, что накопления являются формой аккумуляции средств для конкретной цели; при достижении необходимого размера или в нужное время они тратятся. Сокровища делают без конкретной цели. Основная причина их образования — невозможность (либо нежелание) эффективного использования всего объёма наличных денег. Сокровища начинают тратить, когда потребность экономики в денежной массе увеличится. В современных условиях символических денег роль сокровищ в регулировании денежной массы незначительна.

§ Функция мировых денег. Проявляется во взаимоотношениях между экономическими субъектами: государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странахВ наши дни эту роль обычно выполняют некоторые национальные валюты — доллар США, фунт стерлингов, евро и иена, хотя экономические субъекты могут использовать в международных сделках иные валюты.. Евро является примером объединения валютных систем ряда стран, которое позволило решить проблему межгосударственных платежей между этими странами путём перехода на единую валюту.

Виды эмиссии денег

Эмиссия – это выпуск дополнительных ден.знаков и явл. частью понятия “выпуск денег в обращение”. Осуществляется в строго централизованном порядке общий размер эмиссии опред. ЦБ в соответствии с законом о ЦБ РФ. Эмиссия наличных денег – это такой выпуск их в обращение, который приводит к увеличению массы наличных денег, находящихся в обращении.

С декабря 1990 г. ЦБ не имеет права по закону о ЦБ осуществлять бюджетную эмиссию. Денежная эмиссия, ее виды: 1. Бюджетная эмиссия (на покрытие бюджетного дефицита) деньги оседают в сфере обращения, переполняют каналы ден. обращения, не возвращаются к эмитенту. Деньги не имеют обеспечения либо имеют пониженное обеспечение. Деньги обесцениваются. 2. Кредитная эмиссия (кредитование Н/Х) деньги не оседают в каналах денежного обращения, не переполняют каналы ден. обращения, возвращаются в банк в процессе погашения кредита. Деньги имеют товарное и золотое обеспечение, не обесцениваются.

Денежную эмиссию обуславливают следующие факторы [34, с. 72]:

1) возрастание и расширение товарной массы; рост производства, вызванный увеличением числа субъектов рыночной сферы и др., вызывающие рост товарного предложения;

2) рост цен, не связанный с изменением свойств и (или) качества товаров и услуг;

3) снижение скорости обращения денег.

Эти и другие факторы формируют условия, при которых денежная эмиссия становится неоднородной и, соответственно, различают различные ее формы:

· организованная или неорганизованная, т. е. стихийная;

· банкротная;

· регулирующая.

Цель эмиссии безналичных денег – удовлетворить дополнительные потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки делают это путем предоставления кредита. Но банки предоставляют кре­дит в пределах имеющихся у них ресурсов, а в хозяйствах может возникать и дополнительная потребность в оборотных средствах. В связи с ростом цен или ростом производства возникает, кроме того, дополнительная по­требность населения и хозяйств в деньгах. Поэтому существует механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту возникающую потребность.

Денежная реформа 1897

Денежная реформа 1897 (денежная реформа Витте) — денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или свободный обмен рубля на золото (золотой стандарт рубля). Реформа также означала девальвацию рубля по курсу «двух третей», которая прошла без ожидавшихся некоторыми потрясений.

Подготовка реформы началась в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов С. Ю. Витте в феврале 1895 представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции.

Законом от 8 мая 1895 было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету.

К 1897 Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1095 млн руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн руб.).

29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращён; все 629 миллионов золотых рублей исчезли из обращения.

Формула Фишера

§ — денежная масса;

§ — скорость оборота денег;

§ — цена товаров;

§ — количество товаров.

§ Кол-во денег необходимы для выполнения ими своих ф-ий, устанавливается экономическим законом открытым К. Марксом.

§ Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь пряма), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

§ Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоиомтсь товаров и услуг, а также цены.

§ С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.

§ Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций – средства обращения и средства платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму:

§

§ Где КД – количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа

§ СЦ – сумма цен реализуемых товаров и услуг

§ К – сумма проданных товаров и услуг в кредит, срок платежа которых еще не наступил

§ П – сумма платежей по долговым обязательствам

§ ВП – сумма взаимно погашающихся платежей

§ О – среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения

§ При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товаров и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойивое денежное обращение.

§ При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнялось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможно обесценение.

§ Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оцениваь количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и платежа, но и меры стоимости.

§

§

§

§

§ 6.Денежная реформа 1922-1924 г.г.

Экономические предпосылки денежной реформы были следующими:

§ восстановление промышленности и транспорта;

§ расширение товарного предложения;

§ перевод предприятий на коммерческий расчет в результате реализации принципов новой экономической политики;

§ отмена государственного снабжения для предприятий, производящих предметы потребления;

§ разрешение частной торговли;

§ активный торговый баланс;

§ накопление золотого запаса и резервов иностранной валюты;

§ развитие сети кредитных учреждений;

§ восстановление системы налогообложения, что обеспечило рост и регулярность поступления доходов в бюджет, сокращение бюджетного дефицита;

§ создание рынка государственного долга посредством размещения натуральных и денежных займов.

Мероприятия подготовки к денежной реформе предусматривали проведение двух деноминаций — в ноябре 1921 г. и в декабре 1922 г., которые позволили сократить обращавшуюся номинальную бумажную денежную массу. В целях предотвращения новых витков инфляции было принято решение об использовании условных твердых измерителей цен на товары и услуги, одним из которых стан золотой рубль — товаропроизводителям было вменено в обязанность исчислять платежи в довоенных золотых рублях с последующим переводом их в советские денежные знаки по курсу в соответствии со сложившимися котировками.

Монопольное право выпуска червонцев было предоставлено Государственному банку СССР. Важный элемент механизма проведения реформы — параллельное обращение старых и новых денег, поскольку государство продолжало использовать бюджетную денежную эмиссию совзнаков.

Экономические результаты реформы — это динамичный экономический рост внутри страны, развитие внешнеэкономических связей, сбалансированное и устойчивое состояние финансов и денежного обращения. Денежная реформа повысила роль денег в развитии экономики, восстановлении товарных отношений. В результате внедрения в обращение червонца и государственных казначейских билетов улучшилось финансовое положение предприятий, которые перестали нести потери от обесценения денег.


 

Денежная реформа 1947 г

По окончании войны перед государством встала задача изъятия из обращения излишних денег как обязательного условия отмены введенной во время войны карточной системы снабжения и перехода к торговле по единым государственным ценам. Успешное проведение реформы требовало накопления в руках государства достаточных товарных запасов для расширения товарного предложения, адекватного совокупной обращающейся денежной массе. Были также предприняты меры по ликвидации диспаритета цен на товары, распределяемые через систему пайков и коммерческой торговли.

14 декабря 1947 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные денежные знаки и переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберегательных кассах. Условия реформы:

§ в обращение выпущены новые денежные знаки — казначейские билеты по 1, 3 и 5 руб., билеты Госбанка СССР достоинством 10, 25, 50 и 100 руб.;

§ наличные деньги старого образца обменивались на новые денежные знаки в соотношении 10:1, что позволило сократить обращающуюся наличную денежную массу. Заработную плату рабочим и служащим выдавали непосредственно новыми деньгами;

§ льготная переоценка вкладов в сберегательных кассах, способствовавшая притоку средств граждан: вклады в сберегательных кассах до 3 тыс. руб. не переоценивались, вклады от 3 до 10 тыс. руб. переоценивались в соотношении 3: 2, вклады свыше 10 тыс. руб. переоценивались в соотношении 2:1;

§ денежные средства государственных предприятий и организаций, находившиеся на счетах в банках, сохранялись без изменения, а средства кооперативных организаций и колхозов переоценивались в соотношении 5: 4;

§ проведена конверсия государственных займов. Все ранее выпущенные займы (за исключением Второго государственного займа восстановления и развития народного хозяйства) обменивались на один новый заем в соотношении 3: 1, а свободно обращавшийся заем 1938 г. — в соотношении 5:1. Необходимость такой переоценки обусловлена тем, что основная сумма вкладов и взносов по подписке на займы поступала в годы, когда покупательная способность рубля значительно понизилась;

§ денежная реформа сопровождалась переходом к единым государственным ценам, отменой карточек, развитием государственной и кооперативной торгоапи, повышением роли денег в экономике.

Реформа полностью сохранила структуру денежной системы СССР и механизм эмиссионного регулирования. Отличие состояло в том, что банковские билеты стали выпускать в рублях, а не в червонцах. Реформа была проведена в рамках жесткого централизованного планирования и представляла собой деноминацию наличных денег и крупных вкладов. При проведении этой денежной реформы не требовалось коренной перестройки денежной системы, характер выпуска денег и их обращения не изменился. Вместе с тем в результате переоценки денег население неизбежно понесло известные потери.

Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

 

Основными субъектами взаимоотношений в сфере финансов могут являться государство, предприятия, домохозяйства и рынок, соответствующие субъекты финансов осуществляют формирование, распределение и перераспределение ВВП и Национального богатства страны.

 

Государство как субъект финансовых взаимоотношений исполняет роль по созданию нормативно-правой базы финансовых отношений, а так же государственные предприятия, учреждения и организации осуществляет функции финансов наравне с другими участниками финансовой системы страны. Государство создает условия для формирования финансовых отношений со всеми субъектами финансовой системы страны (з/п государственных служащих, налоговые поступления, государственные заказы предприятиям и т.п.). Субъекты финансов страны, в частности государство создают условия для оптимизации финансовой системы под текущие тенденции на финансовых рынках (валютном рынке, Фондовом рынке, рынке ЦБ и т.д.).

 

Предприятия как один из субъектов финансов создает большую часть ВВП страны и Национального богатства, повышает уровень занятости населения (з/п домохозяйствам). Предприятия различных форм собственности и отраслей народного хозяйства формируют промышленный и финансовый «костяк» всей финансовой системы страны и одного из составных элементов финансовой системы мира, так как множество предприятий осуществляют ВЭД. Для эффективной работы предприятия, управленческому составу данного объекта бизнеса необходимо иметь финансовые отношения с множеством субъектов финансового рынка страны. К примеру, предприятия должно иметь банковский расчетный счет, осуществлять отчисления в Пенсионный фонд, другие социальные фонды, выплачивать налоговые отчисления в местные бюджеты и государственный бюджет, при различных условиях контракта заключать договоры страхования и т.п.

 

Домашние хозяйства является главным поставщиком рабочей силы на все объекты бизнеса и в государственные предприятия, организации, учреждения. Данные субъекты могут создавать кредитные, валютные и другие финансовые отношения с субъектами бизнеса и государства. За осуществления трудовой деятельности данные субъекты получают заработную плату и с выходом из трудоспособного возраста – пенсию. Кроме этого домашние хозяйства создают условия для модернизации существующих элементов в структуре финансов страны и финансовых отношений (развития общества, выборы, референдумы и т.п.).

 

Субъекты финансов осуществляют свою деятельность непосредственно на финансовых рынках: валютном рынке, рынке ЦБ, Фондовом рынке, рынке драгоценных металлов и т.п. Рынок является площадкой для формирования всех взаимосвязей в экономике страны.

 

13 Финансовая система и её структура.

Финансовая система общества – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Каждое звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, регламентируемых законодательством.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система общества может быть организована государством по одному из трех типов:

1. банковский тип, при котором главную роль процесса перераспределения финансовых ресурсов играют коммерческие банки и другие кредитные организации;

2. рыночный тип, где аналогичную роль в распределении играют предприятия, которые через эмиссию и размещение ценных бумаг привлекают временно свободные финансовые ресурсы (США, Канада, Великобритания);

3. бюджетный тип, при котором наибольшая часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется государством (Россия до 1991 г., Швеция), при этом у налогоплательщиков не остается достаточно финансовых ресурсов для значимых вложений.

В России с переходом к рынку происходит переход бюджетного типа к банковскому типу.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений и сформированные на их основе фонды: 1. бюджетная система РФ; 2. внебюджетные специальные государственные фонды; 3. государственный и муниципальный кредит; 4. фонды страхования; 5. финансы предприятий; 6. финансы домохозяйств.

Бюджетная система РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом включает:

а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

б) бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

в) местные бюджеты.

Внебюджетные фонды в настоящее время на государственном уровне представлены тремя социальными фондами: 1) Пенсионный фонд РФ; 2) Фонд социального страхования РФ; 3) Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Государственный и муниципальный кредит – это такие кредитные отношения между государством или местными органами власти и юр. или физ. лицами, при которых государственные или местные органы власти выступают в роли заемщиков, кредиторов и гарантов (чаще заемщиков). При этом возникает государственный или муниципальный долг. Политику в отношении государственного долга определяет Федеральное собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на очередной год.

Фонды страхования аккумулируются в основном в страховых компаниях и могут играть не только роль страхования от рисков, но и участвовать в инвестиционных процессах в стране.

Финансы предприятий – это основное звено финансовой системы с точки зрения формирования финансовых ресурсов для всей финансовой системы. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее состояние других звеньев финансовой системы.

Финансы домохозяйств- это денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и использования денежных доходов семейного бюджета.

Доходная часть семейного бюджета формируется за счёт заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, и т.д.

Расходы семейного бюджета – это налоги, платежи, потребительские расходы, сбережения и накопления.

Персональные финансы

Персональные финансы - это форма принятия первоначальных финансовых решений индивидуально или членами семьи. Пути, которыми каждый индивидуально или члены семьи получают, экономят, хранят или тратят денежные ресурсы с течением времени, принимая на свои счета различные финансовые риски и сохраняя ресурсы для будущих приобретений. Различные компоненты финансового планирования могут включать в себя проверку чеков, сберегательные счета, кредитные карты и покупательские кредиты, инвестиции в ценные бумаги, пенсионные фонды, социальное обслуживание, страховые полисы и управление подоходным налогом. Планирование персональных финансов Ключевым моментом персональных финансов является финансовое планирование.

Финансовое планирование это динамичный процесс, который требует постоянного мониторинга и переоценки. Выделяют пять этапов планирования:
1. Оценка: персональные финансовые ситуации могут быть оценены посредством сравнения похожих балансов и доходов. Индивидуальный баланс оценивает собственные активы, такие как: автомобиль, дом, одежда, счета и др., а также личные обязательства: долг по кредитной карте,кредит в банке, закладная и др. Необходимо вести запись доходов и расходов.
2. Определить цели: два примера, выход на пенсию в 65 с доходом 30000 руб/месяц и покупка квартиры за 10 лет по кредиту с обслуживанием долга (отчислениями) не более чем 50% чистого дохода. Не редко мы имеем разные цели, иногда долгосрочные иногда краткосрочные. Определение финансовых целей, поможет направить финансовое планирование на достижение этих целей. 3. Создание плана: необходимо детально показать, как вы планируете достичь поставленной вами цели. Это может включать, например, сокращение не необходимых расходов, увеличение зарплаты или инвестирование в активы.
4. Достижение поставленной цели: достижение поставленной цели нередко требует дисциплины и упорства. Некоторые люди пользуются услугами профессионалов, каких как бухгалтера, специалисты по финансовому планированию, консультанты по инвестициям и адвокаты.
5. Мониторинг и переоценка: с течением времени, персональный финансовый план необходимо пересматривать с целью согласования или возможной переоценки. Типичной целью большинства людей может быть оплата по кредиту, пенсионные накопления, плата за обучение, лечение или приобретение недвижимости.

Финансовые ресурсы компании

Бюджетная система

Общее толкование бюджета характеризует его как роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок. Однако бюджеты

предприятия и частных лиц имеют индивидуализированный характер, разрабатываются и используются в независимости друг от друга и не формируют определенную систему в отличие от бюджетов органов власти. По экономической сущности бюджет – это денежные отношения между органами власти с одной стороны и другими эк. субъектами с другой стороны, связанные с перераспределением нац. дохода с целью реализации

экономических, социальных и политических целей, интересов общества в целом и его отдельных граждан. По материально-вещественной форме: это централизованный фонд денежных средств, образуемый для финансового обеспечения деятельности органов власти, связанный с выполнением их функций и задач. По внешнему виду: это финансовый документ, составленный в виде баланса доходов и расходов или фин.план.

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА:

1. распределительная ф-я: проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням гос и территор власти и

управл. (2 стадии: образование доходов и расходовбюджета)

2. Госрегулиров и стимул экономики: в ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи гос регулиров.

Доходы бюджета – эконом отношения между гос-м и хоз.суб. и гражданими. Расходы бюджета – это экономические отношения между гос-м и организ., учреждениями и гражданами в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

3. Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики гос-в;

4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств: эта ф-ябюджета действует одновременно с распорядительной ипредполагает возможность и обязанность гос. контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ:

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и гос. устройстве совокупность бюджетов различных территориальных и государственных образований, связанных с общностью правовой базы. Структура бюджетной системы может различаться в зависимости от административного устройства.

1. В унитарных государствах, где отдельные административно-территориальные образования не обладают самостоятельностью, бюджетная система включает 2 звена:

- центральный бюджет;

- местный бюджет.

2. В федеративных государствах, где отдельные территории обладают самостоятельностью, в структуре бюджет системы выделяют 3 уровня:

- федеральный бюджет (общий);

- бюджеты крупных территориальных

образований;

- местные бюджеты.

3. В конфедеративных гос-вах, представляющих собой союз суверенных государств, созданных для достижения политических, экономических и военных целей, формируется единый над государтсвенный бюджет за счет взносов стран, являющихся участниками.

20 Федеральный бюджет как элемент бюджетной системы, его структура.

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трёх уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты. [1, ст. 10]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.106 с.)