Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный дефицит и источники его покрытия.

Поиск

Бюджетный дефицит - это фин. явление, при котором.наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходнойчастью.Качество самого дефицита может быть различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных гос. вложений в развитие экономики. Тогда он отражает не кризисное течение общ.процессов, а гос. регулирование эк-ой конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивныесдвиги в структуре общ. Пр-ва.

б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупныхстихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервовстановится недостаточно и приходитсяприбегать кисточникам особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в эк-ке, ее развал, не эффективность финансово - кредитных связей, неспособность правит-тва держать под контролем фин. ситуацию в стране. Явление,требующее принятия не только срочных и действенных эк-их мер (по стабилизации экономики, финансовомуоздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих полит.решений.

Хронический дефицит — долгосрочная несбалансированность бюджета — является следствием разрыва между бюджетными расходами и доходами напротяжении ряда лет. Несбалансированность имееткраткосрочный характер, если несоответствие расходов и

доходов ограничивается рамками одного года.Величина дефицита определяется при утверждениибюджета. В России в соответствии с Бюджетным кодексомпри принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о бюджете,не может превышать суммарный объем бюджетныхинвестиций и расходов на обслуживание государственногодолга РФ в соответствующем финансовом году.Различают следующие виды финансирования бюджетногодефицита - денежное и д олговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредитыцентрального банка или напрямую продает ему свои

Долговые обязательства. Этот метод имеет существенныенедостатки, поэтому законодательство многих странна вкладывает жесткие ограничения на его использование. Вряде стран кредитование правительства центральнымбанком запрещено. Нодаже если прямого запрета нет,денежное финансирование дефицита используется лишь вкрайних случаях. Дело в том, что при таком подходецентральный банк увеличивает денежную массу навеличину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование

дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются нанем, а по истечении определенного срока погашаютсягосударством. Средства, полученные от размещениязаймов, идут на покрытие бюджетного дефицита.Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, ана рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако,перераспределение денежной массы имеет и негативныепоследствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как

достаточно надежное вложение средств. Приобретаягосударственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный секторэкономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективахэкономического роста в будущем.Помимо государственных займов, источникамифинансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков икомпаний, правительств других стран, а такжемеждународных финансовых организаций -Международного валютного фонда (МВФ),Международного банка реконструкции и развития (МБРР)и др.

Структура источников финансирования дефицитабюджетов различных уровней в России определяетсяБюджетным кодексом (ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники:o кредиты, полученные от кредитных организаций врублях;

o государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

o бюджетные ссуды, полученные от других уровнейбюджетной системы;

2) внешние источники:

o государственные займы, осуществляемые виностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имениРФ;

o кредиты в иностранной валюте, полученные отправительств иностранных государств, банков, фирм,международных финансовых организаций.Источники финансирования дефицита бюджетовсубъектов РФ также подразделяются на внутренние ивнешние. К внутренним источникам относятсягосударственные займы путем выпуска ценных бумаг отимени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровнейбюджетной системы и кредиты, полученные от кредитныхорганизаций;Дефицит местных бюджетов может финансироватьсятолько за счет внутренних источников: муниципальныхзаймов и кредитов, полученных от кредитных организаций.По российскому законодательству, бюджетный дефицитможет финансироваться только на долговой основе.Кредиты Центрального банка, а также приобретение имгосударственных или муниципальных долговыхобязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. В экономической теории различают несколько

концептуальных подходов к проблеме бюджетногодефицита и бюджетной политики.

Первая концепция основывается на том, что бюджетежегодно должен бытьсбалансирован. Немного ранее этосчиталось целью финансовой политики. Но при более

Глубоком изучении данной проблемы стало очевидно,что такое состояние бюджета исключает или значительно уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей анти циклическую, стабилизирующую направленность. Кпримеру, допустим, что наступил длительный период безработицы. Доходы населения падают; налоговые

поступления автоматически сокращаются. Стремясь во что бы то ни стало сбалансировать бюджет,правительство должно: или увеличить налоги, илисократить государственные расходы, или сочетать одно сдругим. Но следствием этих мероприятий будет ещебольшее сокращение совокупного спроса. Другой примерпоказывает, как стремление сбалансировать бюджетможет увеличить инфляцию. В условиях инфляции, приповышении денежных доходов, автоматическиувеличиваютсяналоговые поступления. Для того, чтобы предотвратить превышения доходов над расходами, правительство

должно: или снизить ставки налогов, или увеличитьправительственные расходы, или сочетать одно с другим.Но следствием этих мер будет усиление инфляции.Вторая концепция основывается на том, что бюджетдолжен быть сбалансирован в ходе экономического цикла,а не ежегодного. Такая концепция предполагает, что правительство осуществляет анти циклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.Логическое обоснование этой концепции очень просто:для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательновызывает дефицит бюджета. В период инфляционногоподъема правительство повышает налоги и снижаетправительственные расходы. Увеличивается доходная часть бюджета, которая ダидет на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную анти циклическую политику и одновременно балансируетбюджет.Основная проблема, возникающая в этой концепции – этото, что спады и подъемы в экономическом цикле могутбыть не одинаковы поглубине и продолжительности. Ив таком случае появление большого дефицита в период

длительного и глубокого спада не покроется небольшимположительным сальдо бюджета короткого периодаподъема, следовательно, будет иметь местоциклический дефицит бюджета.Третья концепция - это концепция функциональныхфинансов, т.е. целью государственных финансов являетсяобеспечение сбалансированности экономики, а не

бюджета, при этом достижение макроэкономическойстабильности можетсопровождаться как устойчивымположительным сальдо, так и устойчивым дефицитом.

Что же касается Российской бюджетной политики, тохотя она и обосновывалась на первой концепции,однако дефицит бюджета постоянно растет.

Методы снижения бюджетного дефицита:

1. расходы =const, доходы растут;

2. доходы = const, расходы падают;

3.доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.195 (0.006 с.)