Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции в развитии системы законодательства

Поиск

1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр работающего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новейших законов, улучшение законодательной техники и законодательного процесса.

2. Формирование новейших комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве компаний, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое действие дозволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы (рост межотраслевого законодательства, сфер комплексного правового регулирования).

3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Возникают новейшие виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и другие нормативные акты).

4. Интернационализация: правовое заимствование и международно-правовая унификация (связана с влиянием международного права на национально-правовые системы).

5. Формализация права: усиление внимания к процедурным, процессуальным аспектам правового регулирования и правореализации. Эта тенденция сближает российское право с системами англо-саксонского правового типа.

6. Повышение роли и значения частного права: смена приоритетов от публичного права к частному.

7. Децентрализация нормативного материала: повышение статуса правовых подинститутов, подотраслей и выделение их в самостоятельные отрасли законодательства через кодификацию.

 

Некоторые моменты немного подробнее из Нерсесянца:

 

Система законодательства России традиционно строилась на принципах и формах упорядочения нормативных правовых актов, издаваемых законодательными и высшими исполнительными органами власти государства. Эта традиция свойственна всем основным государствам континентальной Европы. Под законодательством подразумеваются прежде всего сами законы, начиная с Конституции РФ, а также указы Президента и постановления Правительства нормативного характера. Именно эти виды актов имеют общегосударственное значение и юридическую силу на всей территории России. На уровне субъектов, в республиках и регионах законодательство составляют соответственно конституции, законы, указы глав республики, а также уставы, законы и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов, губернаторов регионов. Иные нормативные правовые акты органов субъектов Федерации принимаются в соответствии с федеральным и областным законодательством и не входят в состав регионального законодательства.

При формировании новой системы законодательства используется опыт современных развитых стран и международного сообщества, о чём говорит закрепление в КРФ общечеловеческих принципов и идеалов современного демократического общества и государства, провозглашённых Всеобщей декларацией и иными международными хартиями, пактами и конвенциями о правах человека.

Также следует признать необходимость использования опыта дореволюционной России, а также СССР и РСФСР в деле кодификации и систематизации законодательства в той мере, в какой структурная дифференциация права и советского законодательства соответствует и способствует становлению нового строя и интересам граждан современной России.

Сейчас у ряда ученых и политиков вызывает немало разочарования ориентация развития российского права на "западные идеалы", приводящая подчас к механическому заимствованию иностранного опыта, не имеющего твердой почвы в нашей российской действительности. Призывают ориентироваться на свое, российское наследие. В этом есть доля истины, но не вся истина. Механический перенос, например, опыта США и даже Великобритании или Франции, Германии в современную Россию вряд ли возможен и желателен. Ошибки подобного рода мы уже ощущали на примерах допущения свободного развития финансовых компаний без должного контроля и их реальной ответственности за свою деятельность или фактического бездействия института банкротства. В публичном праве это бездействие институтов контроля за легальностью доходов государственных служащих, против коррупции и т. д.; чрезмерное расширение круга избирательных объединений и усложнение избирательных процедур пропорциональной системы выборов, никогда ранее не применявшейся в России, и т. п. Однако другая сторона истины состоит в том, что наша страна, идущая по пути перехода к безусловному уважению и соблюдению прав человека, к рынку и демократии, не может игнорировать передовой опыт современных правовых институтов зарубежных государств. Кстати, опыт мирового сообщества после второй мировой войны вырабатывался отнюдь не без участия СССР и России. При этом свой, российский опыт советского периода и опыт дореволюционной России было бы неверно отбрасывать как ненужный или целиком "отсталый". Необходимо сочетать и то и другое.

Структура законодательства России:

1. Моноотраслевое законодательство (совокупность обособленных отраслей права, выражают процесс дифференциации правового регулирования);

2. Комплексные отрасли законодательства, включающие в своё содержание нормы различных отраслей права (совокупность комплексных правовых массивов, отражают процессы интеграции разнообразных социальных институтов). Нормы правового регулирования комплексных институтов и отраслей законодательства не должны противоречить нормам отраслевого законодательства, но им должно быть присуще право применения в соответствующей сфере.

Закономерности и тенденции становления и развития системы законодательства находят своё выражение в современных условиях активного становления системы российского права и законодательства. КРФ в числе предметов ведения Федерации и её совместного ведения с субъектами Федерации (ст. 71, 72) прямо называет основные отрасли Российского законодательства. На этой основе складывается моноотраслевая структура российского законодательства.

Среди отраслей законодательства, названных в Конституции РФ, новыми являются положения, закрепляющие отрасли арбитражного, арбитражно-процессуального, уголовно-исполнительного, административно-процессуального и в значительной мере жилищного законодательства.

В развитии отдельных отраслей российского законодательства возникают некоторые проблемы. А именно:

Во-первых, выделение базовых, однородных по присущему им предмету и методу регулирования отраслей законодательства.

Во-вторых, не подлежит сомнению сохранение и упрочение в законодательстве России основных ("вечных") отраслей законодательства. В области публичного права к ним относятся конституционное, административное, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, законодательство о судебной системе и гражданском и уголовном судопроизводстве, о прокуратуре.

Из сферы классического гражданского права выделились отрасли Семейного и Трудового права.

Отрасли земельного, лесного, водного и иного природоресурсового права и законодательства сохраняют своё значение и сейчас, хотя и в иных условиях.

Выделение законодательства о социальном обеспечении из состава трудового законодательства в самостоятельную отрасль права. Об этом свидетельствует обособление пенсионного законодательства, а также развивающаяся система компенсаций и льгот, предоставляемых нуждающимся группам населения.

Что касается комплексных массивов законодательства, то в их числе сохраняются традиционные для развитых стран транспортное, аграрное, промышленное, торговое, банковское законодательство, законодательство в области связи, а также формирующиеся сейчас новые комплексные отрасли космического, информационного законодательства. Получат новый импульс развития и такие специальные правовые институты, как управление федеральной собственностью, законодательство в области энергетики, особенно ядерной и расщепляющихся материалов, значение регулирования которых в современных условиях возрастает прежде всего с точки зрения обеспечения национальной безопасности.

 

Билет 48

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.009 с.)