Отличия от международного публичного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия от международного публичного права



1. Содержание регулируемых отношений.

МПБ МЧП
1.Политические взаимоотношения государств - обеспечение мира и международной безопасности, проблемы разоружения, суверенитета государств. Имущественные и неимущественные отношения

 

2. Субъект отношений.

МПБ МЧП
Основной субъект - государство Основным является не государство, хотя оно и может быть субъектом. Основными являются отдельные юридические(гос. организации, частные фирмы, предприятия) и физические лица(граждане).

 

3. Источники регулирования.

В МПБ основным источником регулирования является международный договор. В МЧП они также имеют большое значение, но их правила в одних государствах входят в состав правовой системы самой страны, они должны применяться непосредственно, хотя и не растворяются в этой системе, а лишь занимают особое положение, а в других государствах они могут применяться лишь после того, как это будет в определенной форме санкционировано государством.

Источники международного права

Делятся на:

1. Основные

2. Вспомогательные

1.Основные источники

А) Международный договор - письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения.

Международные договоры или правообразующие международные договоры создают общие нормы для будущего поведения сторон выраженные в форме правовых положений и обязательств, одинаковых для обеих сторон. Парижская Декларация 1856г. (о нейтралитете в морской войне), Гаагские Конвенции 1899 и 1907 (о праве войны и нейтралитета), Женевский протокол 1925 (о запрещении использования химического и бактериологического оружия), Конвенция о геноциде 1948 служат примерами такого договора.

Общие международные конвенции - договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства, и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего международного сообщества, то есть нормы общего международного права. Специальные - договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Б) Международный обычай - правила поведения субъектов международного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.

Представляет собой длительно повторяемое в аналогичных условиях правило поведения, которое молчаливо соблюдается и признается субъектами международного права.

2. Вспомогательные источники международного права

1) Решение международных судебных органов(решение международного суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболовстве 1951 года.)

2) доктрина международного права()

3) Резолюции - рекомендации международных организаций(резолюции генеральной ассамблеи ООН - всеобщая декларация прав человека 10.12.1948)

4) национальное законодательство и национальная судебная практика, которые должны приниматься во внимание при характеристике международно-правовой позиции государства.

Принципы международного права

1) невмешательство

2) нерушимость границ

3) неприменение силы

4) суверенное равенство

5) мирное разрешение споров

6) территориальная целостность государства

Система международного права

Международное право имеет сложную систему, что обу­словлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и от­раслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институ­тов — с другой.

К первой категории относятся:

а) основные принципы международного права, составляю­щие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования;

б) общие для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функцио­нального назначения, — комплекс норм о международной правосубъектности, комплекс норм о международном правотворчестве, комплекс норм о международном правоприменении (реа­лизации правовых предписаний), комплекс норм о междуна­родно-правовой ответственности. Такое разграничение доста­точно условно и проявляется преимущественно в теоретиче­ских конструкциях.

Ко второй категории относятся отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм. Они классифициру­ются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосу­дарственном праве (с некоторыми коррективами), так и по при­знакам, присущим именно международно-правовому регулиро­ванию. Перечень отраслей не во всем базируется на объектив­ных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затраги­вая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: право меж­дународных договоров, право внешних сношений (дипломати­ческое и консульское право), право международных организа­ций, право международной безопасности, международное эко­логическое право (право окружающей среды), международное гуманитарное право ("право прав человека"), международное морское право, международное космическое право и другие.

В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые институты как нормативные мини-комплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в праве внешних сношений (ди­пломатическом и консульском праве) сложились в виде подотраслей дипломатическое право, консульское право, право постоянных представительств при международных организаци­ях, право специальных миссий, а в их составе — институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий; в международном морском праве — группы норм, регламентирующих режимы территориального моря, континен­тального шельфа, исключительной экономической зоны, откры­того моря, района морского дна за пределами национальной юрисдикции.

В числе проблем систематизации международного права можно назвать проблему определения отраслевой "прописки" нескольких групп норм, регламентирующих режим определен­ных территорий (пространств). Например, вопросы правового статуса государственной территории, включая участки с осо­бым режимом, правового статуса Антарктики "выпали" из от­раслевой классификации.

 

Билет 47

 

47. Взаимодействие международного права и национальной правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.

 

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными ор­ганизациями путем соглашений и представляющих собой само­стоятельную правовую систему, предметом регулирования ко­торой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные от­ношения; его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов").

Современное международное право активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений. Верно то, что внутригосударственное право и право международное - две различные системы права, действующие в своих соответствующих областях, и что между ними нет юридического со­подчинения. Вместе с тем материальное единство мира, в конечном счете, делает необходимым взаимодействие этих двух правовых систем.

В вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы:
1. Дуализм - МП и внутреннее право два различных правопорядка, но международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву (Трипель, Цорн, Анцилотти).
2. Монизм - международное и национальное право части единой правовой системы но:
а) Внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмидг)
б) Примат международного права над национальным (Г.Кельсен).
Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются:
- внутригосударственные (государственное право)
- межгосударственные (международное публичное право)
- международные отношения частного характера (международное частное право)

Регулирование сопровождается взаимодействием МП и национального права исходя из категории регулируемых отношений:
1. Государство как участник международных отношений следует нормам МП, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом.
2. Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами МП, а процесс выработал этих воль определятся с помощью национального права.
3. МП налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства.
4. Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера.

5. Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры и национальные правовые нормы).

 

В настоящее время практически все специалисты признают воздействие внутригосударственного и международного права друг на друга:
1. Внутреннее право воздействует на МП. Первичность здесь связана с тем, что создавая нормы МП государства руководствуются своим национальным правом и не берут на себя обязательств, противоречащих основам политического или социального строя, закрепленных, как правило, в конституционных нормах или же требующих значительной модификации национального законодательства.
Национальное право двояко влияет на МП:
1) через содержание норм внутригосударственного права на содержание международно-правовых норм.
2) Посредствам воздействия норм внутреннего права на сам порядок создания норм МП, их действенность.
В первом случае речь идет о материальном влиянии. Нормы внутригосударственного права влияющие на содержание норм МП:
- принципы ВП государства, закрепленные в основных законах (Конституциях)
- конкретные нормы национального права, регулирующие различные аспекты осуществления ВП функций государства (порядок заключения международных договоров, привилегии и иммунитеты, иммунитет государства и его собственности).
- прогрессивное законодательство в области прав человека.
- ряд общих принципов права первоначально появился во внутреннем праве.
2. Международное право оказывает влияние на национальное право государства:
Необходимость национально- правовой имплементации (фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты) норм международного права служит основной причиной воздействия МП на национальное право.
В реализации нормы международного права когда требуются действия субъектов внутреннего права:
1) Государство может включить в свое право норму отсылающую к международного права и санкционирующую применение правил международного договора или обычая к отношениям, сторонами которых являются Ф и ЮЛ. Этот способ принято называть отсылкой.
Отсылка к МП может быть различной по форме:
- МП - это часть права страны(РФ, США, Испания)
- МП может применятся в сфере действия государственного суверенитета только после санкционирования национальным правом (Франция)
В данном случае речь идет об общей или генеральной отсылке.
2) Принятие государством норм внутреннего права, способствующих исполнению предписаний МП. Они могут текстуально повторять некоторые правила международного договора(рецепция), конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства.
Нередко государства перед тем, как стать участником договора вносят в свое право соответствующие изменения и дополнения.

 

В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах:
1. В форме издания внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы.
Это осуществляется путем:
а) Определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора.
б) Издание во исполнении принятого международного договора нормативных актов.
в) Включение в действующее законодательство отсылок к международному договору.
2. Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применяться вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права.
Нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства и изымают отдельные отношения из сферы применения отечественного права.
РФ разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно говорить об общем и специальном санкционировании.
В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч.4 ст. 15 Конституции РФ.
Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или “привязок” к договорам и т.д.

 

 


[1] Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – (в теории государства и права) – направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

[2] Гос. орган – лицо или организованная группа лиц, специально предназначенная для реализации гос. власти в предусмотренных законом случаях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.017 с.)