Объект и предмет политической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет политической науки.



Объект и предмет политической науки.

Объект исследования – область изучаемых явлений. Предмет исследования – особая содержательная черта, тот или иной аспект соответствующего типа явления. Так политика, представляя собой определенную область соответствующих явлений, вместе с тем обладает способностью “проникновения” в иные сферы общественной жизни, то в содержание политики как объекта политической науки наряду с устойчивыми явлениями (формирующимися вокруг процессов распределения власти, управления гос-вом, отношений гос-ва и гражданского общ-ва и т.д.) всегда включаются и те явления, которые лишь эпизодически принимают политическое значение. Вот почему в качестве ее предмета могут рассматриваться как разнообразные внутренние грани (отношения, механизмы, компоненты и т.п.) политики, так и ее внешние связи с другими сферами общества и мира. (см. систему политических наук).

Политика – форма поведения человека.

1) Обыденное сознание (на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов; разновидность не логического, а интуитивно-образного мышления, где преобладают чувства и эмоции) – главное адаптироваться

2) Технологическое сознание – конкретный субъект должен решить конкретную задачу

(ex.:проголосовать).

3) Научно - теоретическое сознание (рационально-критическое осмысление политической

действительности и создание целостной картины политики): должно выявить смысловые взаимосвязи как внутри политики, так и с др. явлениями, объяснить, предвидеть развитие этих явлений, используется понятийно – категориальная система.

Проблема предмета политической науки -Традиционный подход: предметом политологии являются тенденции и закономерности (объективные, постоянно воспроизводящиеся формы взаимодействия политики с другими областями жизни, типы человеческого поведения в этой области жизни, способы организации гос-ва и т.д.) развития политической реальности, ее отдельные институты, проблемы, факты, формы явлений. Найденные наукой закономерности дают возможность получить истинное знание и сформировать строгую систему универсальной политической науки. Но! Политические явления в принципе не могут быть подвержены однозначному толкованию и оценке. То, что один теоретик рассматривает как “прогресс”, для другого оказывается “регрессом”. В силу этого невозможно объяснить все конечные факторы, которые определяют повторяемость человеческих действий, лежащих в основе закономерностей. Конечно, на практике сформировались отдельные локальные зависимости, демонстрирующие, к примеру, наиболее оптимальные пути развития партий или организации избирательных компаний, достижения успеха на переговорах или в разрешении конфликтов и т.д. но эти “правила оптимальной деятельности” складываются в ограниченных сегментах политического пространства, причем тогда и постольку, когда и поскольку там удается обеспечить рациональное поведение и взаимодействие граждан.

 

2. теоретическая и прикладная политическая наука .

Науки: 1. идеографические – изучают отдельные явления (математика – “чистая” наука) 2. номотетические - изучают классы явлений и пытаются выявить закономерности (политология – на основе эмпирического опыта)

Политические модели могут не отражать реальность (ex.:законы коммунистической формации).

Верификация – процедура соотношения теоретических положений и практических данных.

Конвенциальность – согласие ученых использовать понятия в конкретном их значении и смысле.

Политика – область распределения через гос-во ресурсов. Политика даёт деньги, власть.

Что объединяет обыденное, технологическое и научно – теоретическое сознание?

Фундаментальный характер; Нормативный хар-р - в отношениях политики всегда заложена некот. устойчивая модель, фиксирующая принципы и др. фундаментальные отношения человека внутри политики. (ex: обыденное сознание: хорошо или плохо, н/т: столкновение людей.); Оценочный хар-р (в структуре полит. сознания всегда содержится ценностный компонент)

Особенности научно-теоретического сознания:

Открытая система знаний, кот. постоянно обновляется на базе тех или иных концепций, критики их основания; многоуровневая форма знаний - теории среднего уровня (отраслевые) – применимы к определённым полит. объектам - прикладная полит. наука

Св-во прориферации (возможность неоднократного и неоднозначного теоретич. толкования

одних и тех же полит. явлений).В зависимости от ситуации, времени, места одна и та же формулировка может как быть истинной так и не быть.

Функции политической науки.

Функционирование и развитие поли­тической науки в общественной жиз­ни сочетается с выполнением ею целого ряда определенных функций, связанных не только с позна­нием политики, но и с реальной практической деятельностью в сфе­ре публичной власти.

дескриптивная функция, пред­полагающая необходимость всестороннего и полного описания внут­ренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков. Осуществление данной функции неразрывно связано с изменением и обогащением способов и приемов познания, требова­ния к которым определяются состоянием объекта, потребностями общества в получении достоверных знаний о политических измене­ниях, наличием профессиональных исполнителей и некоторых дру­гих условий.

Оценочная - предпо­лагает вынесение суждений о политических объектах (и их свой­ствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта. Иначе говоря, политичес­кие явления подвергаются со стороны ученых обязательной ценнос­тной оценке, являющейся непременной составляющей научного ана­лиза. И это не «пристрастность», а особенность процедуры познания, проявляющаяся в виде приписывания событиям тех или иных субъек­тивных значений, которое и превращает событие в политический факт.

сравнительная - предполагает обязательное сопоставление различных политичес­ких явлений (систем власти, режимов правления, типов политичес­кой культуры и т.п.), прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д.

преобразовательная функция политической на­уки. Она вызвана потребностью общества в формировании таких зна­ний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в сфере власти, смогут снизить издержки государственного управле­ния, способствовать достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д.

прогностическая функция политической науки. Она выражает потребность в разработке вероятностного знания, пред­восхищающего возможные последствия предпринимаемых действий и пытающегося гипотетически определить изменения, сопутствую­щие достижению целей. Благодаря реализации данной функции по­литического знания формируется некий первичный облик политики будущего, способный скорректировать актуальные действия сил, бо­рющихся за власть.

● Функция социализации направлена на формирование политичес­кого сознания у людей, включающихся в сферу властных отношений. Сопровождая жизнедеятельность индивидов, чью жизнь в той или иной мере затрагивают политические процессы, наука способствует рационализации их политических представлений, повышению уров­ня их компетентности при выполнении различных ролей в сфере вла­сти, уточнению собственных возможностей при использовании по­литической власти для защиты своих интересов.

Давая логический перечень основных функций политической на­уки, мы не касаемся вопроса о реальном весе каждой из них в конк­ретном государстве и обществе. Скажем, в советские времена сто­ронники марксизма, исповедующие кредо основателя этого научно­го направления (а К. Маркс полагал, что задача ученых состоит не в объяснении, а изменении мира), рассматривали в качестве ведущей преобразовательную функцию. В то же время многие консервативно мыслящие ученые, напротив, негативно относятся к преобразовательным свойствам научного знания, отдавая предпочтение его опи­сательным функциям.

Значе­ние и роль тех или иных функций могут меняться в зависимости от конкретных политических условий, уровня развития научных зна­ний, чуткости правящей элиты к рекомендациям ученых, приорите­тов ведущей группы политических исследователей и ряда других фак­торов.

 

Свойства политики

Политика обладает онтологическими, морфологическими и процессуальными свойствами.

1) онтологические раскрывают сущностные черты политической активности:

a) свойство конкурентности – политическое взаимодействие является результатом столкновения различных групповых интересов и сопутствующих им норм, правил, ценностей и традиций. В ряде случаев методы политического урегулирования могут быть направлены не на примирение, а на разжигание конфликтов.

b)Асимметричность политики – невозможность постоянного поддержания баланса сил, подвижность отношений за политическую власть. Политика формируется и осуществляет свои функции преимущественно в рациональной форме. Представляет собой крайне венчурный (рисковый) вид соц. деятельности.

c) Свойство инклюзивности (проникновения) – наряду с признанием проблем, требующих постоянного участия гос-ва в регулировании соц. процессов (обеспечение безопасности общ-ва, поддерживание международных связей и т.д.), у политики в каждый данный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле власти или выключаются из него. Поэтому политика в принципе способна изменять свой объем, ее границы зависят от исторического контекста и умения гос-ва увидеть те групповые конфликты, которые требуют его немедленного вмешательства. Данное свойство политики превращает искусство руководителей государства в главный источник формирования политического про­странства. От характера осознания политически значимых интересов непосредственно зависит объем объектов государственно-властного регулирования, а следовательно, и объем политической сферы. Если несколько перефразировать М. Вебера, то можно сказать, что каче­ство явления, позволяющее считать его «политическим», «обуслов­лено направленностью интереса», которую придает государство «тому или иному событию в каждом отдельном случае».* В придании событиям политического значения заложена принци­пиальная возможность произвола субъекта в оценке характера груп­повых интересов и конфликтов. По мнению Р. Даля, политика пред­ставляет собой обширное поле для ошибок, преувеличения одних интересов и преуменьшения других, для принятия одних решений и непринятия других.

d) Пространственность (топологичность) – Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в оп­ределенных точках, местах, участках территории. Причем в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для политического участия и волеизъявления населения, а следователь­но, складываются свои практики, конкретные политические инсти­туты и структуры, способы их функционирования и другие парамет­ры организации политической жизни. Реальное взаимодействие этих территориально разделенных очагов политической жизни и состав­ляет политическую сферу. Политика представляет со­бой разновидность физического пространства, в одних частях кото­рого складываются, предположим, интенсивные политические от­ношения, а в других конкуренция за власть существенно ослаблена. То есть политика будет представлять собой совокупность конкретных местосвершений, формирующихся там и тогда, где и когда люди и их объединения предпринимают действия, направленные на захват и использование государственной власти. В силу этого политика обладает такими характеристиками, как глубина, ширина и длина, которые фиксируют географические пре­делы и параметры политического пространства, предоставляющего людям возможность бороться за власть. В рамках такой географически протяженной территории и возникают реальные конкурентные про­цессы, центры влияния и оппонирования. Таким образом, точки реального политического напряжения могут не совпадать с официаль­ными центрами власти, могут находиться по отношению к ним на разном удалении, обладать тем или иным влиянием на государствен­ные решения. В том случае, если точки политической активности будут сильно разнесены с официальными центрами государственной власти и при этом не будут иметь достаточной информационной связи, то поли­тическое пространство такой страны может стать «рыхлым», подвер­женным воздействию других государств и центров политического вли­яния. Пространственная характеристика политики показывает и то, что люди, находясь в отдалении или вблизи от центра власти, как прави­ло, формируют и вполне определенный угол зрения на власть.

e) Свойство темпоральности – Особый тип про­тяженности существования ее институтов, взаимоотношений правя­щей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций. С одной стороны, политическое время качественно отличается от физического, астрономического времени. Ведь люди существуют в по­литике не только в более жестком, регламентированном режиме жиз­недеятельности. Помимо своей функциональной «жесткости» политическое время обладает способностью внезапно за­канчиваться, «умирать моментальной смертью». (крах правящего ре­жима, внезапная отставка министра, политическое убийство лиде­ра). С другой стороны, время в политике поистине многолико. Реаль­ные политические процессы осуществляются сразу в нескольких вре­менных диапазонах:

Ø в рамках реального времени (в них политические события вос­принимаются непосредственно с точки зрения их актуальной завер­шенности);

Ø в рамках исторического времени (предполагающего более ук­рупненную оценку происходящего в его взаимосвязи с прошлыми событиями, т.е. требующего обобщения фактов, определенной логи­ки истолкования эволюции группы политических фактов);

Ø в рамках эпохального времени (оперирующего значительно бо­лее масштабными критериями оценки событий, приспособленными для оценки больших этапов политической истории не только отдель­ных государств, но и континентов).

Таким образом, одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты, если его измеряют то мгновения­ми, то состояниями целых политических систем, эволюционирующих в истории человечества. Каждый временной диапазон имеет свои точки отсчета, обладает своими возможностями «сжатия» и «переноса» событий. Так, в кри­зисных процессах, в истории тех или иных государств (организаций) можно выделять различные этапы их формирования и развития. «Судь­боносные» события в масштабе повседневности, будучи помещены в иное измерение, меняют свое значение. Самый эффективный прием рациональной трактовки временных противоречий – укрупнение масштабов видения, которое дает воз­можность точнее оценить значение и смысл перемен. Максимально обобщенное видение дает возможность теоретического конструиро­вания политических изменений, выявления целостной планетарной логики, позволяющей точнее оценивать мелкомасштабные явления.

2) Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики.

a) Наличие элитарных и неэлитарных кругов. Функции элиты: представление интересов населения и осуществление управления гос-вом и общ-вом. Функции неэлитарных групп: влияние на отбор элит, контроль за их деятельностью, воздействие на коррекцию проводимого гос-вом курса. В силу этого политика формируется как результат взаимодействия властвующих и подвластных.

b) Система представительства соц. интересов – реализация групповых интересов специализированными ассоциациями (партии, группы давления и пр.). Реальносложившиеся технологические приемы и способы представления групповых интересов нередко влияют на степень их реализации больше, чем сами конкретные требования людей.

3) процессуальные свойства показывают характер изменения свойств для политического объекта. Политика представляет собой наиболее интенсивно меняю­щуюся, внутренне подвижную область общественной жизни, где по­стоянно сталкиваются энтузиазм и апатия, подъем и упадок, воз­буждение и депрессия. Подобные переломы создают возможность исключительно быстрого, а то и внезапного крушения статусов субъек­тов, изменения норм и правил политической игры, сужения или расширения объемов политических явлений.

Характер изменения политики определяется идейно-ориентированными действиями ее субъектов (столкновение целей и программ правящих и оппозиционных партий, курс властей, не поддерживаемый населением, противоположность поляризованных политических культур и т.д.) с процессуальной точки зрения полити­ка представляет собой совокупность идейно ориентированных действий разнообразных субъектов. Наиболее отчетливо это свойство проявля­ется в столкновениях целей и программ правящих и оппозиционных партий; курса властей, не пользующегося поддержкой населения, и народных ожиданий; противоположности поляризованных политичес­ких культур и идеологий и т.д

 

Политика и мораль

Несколько подходов: отрицание возможности влияния морали на политику (Н. Макиавелли); этические оценки – ведущие ориентиры в политической деятельности (Платон, Аристотель, Э. Фромм); необходимость облагораживания политики моралью (А. Швейцер, М. Ганди, А. Эпштейн).

На практике в осознании политической реальности всегда присутствуют нравственные ориентиры, поэтому в мотивации поведения человека в сфере гос. власти как правило переплетаются две системы оценок и ориентаций – нравственная и политическая. Политическое сознание – логико-рациональный и целенаправленный характер; неразрывно связано с оценкой конкретной проблемы (выгодно – убыточно), а также той ситуации, которая способствует ее достижению. Моральное сознание основано на принципах веры, оно дихотомично (рассматривает все соц. явления сквозь призму двоичных взаимоисключающих оценок: добро – зло), что делает групповое и индивидуальное поведение безотносительным к ситуации. Взаимодействие морального и политического сознания приобретает в политике неоднозначное выражение. Не во всех процессах использования гос. власти в равной степени проявляется конфликт политики и морали: при рутинных действиях, связанных с осуществлением повседневных гражданских обязанностей, нравственные критерии не являются серьезным оппонентом политическим стандартам, но когда люди принимают принципиальные решения, данные противоречия обостряются. + В отдельные периоды жизни (длительные политические кризисы) люди могут утрачивать способность к нравственной рефлексии, становясь безразличными к различению добра и зла. В то же время в политики создаются условия для формирования “этики ответственности” – к хорошим целям сомнительными средствами. Проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающи­ми неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций.)

 

Политическая власть.

Власть – категория сугубо социальная; соц. регулятор, который обладает устойчивым статусом массового поведения. Потребность во власти является вторичной.

Современные теоретические трактовки власти:

Атрибутивно-реляционистский подход источник власти в человеке и его свойствах. a) Теория сопротивления рассматривает главный источник власти как свойство одного из индивидов. Власть рождается в процессе преодоления сопротивления.б) Концепция обмена ресурсов Питера Блау рассматривает власть, как результат обмена дефицитных ресурсов, имеющихся у одного субъекта, на требуемое поведение другого субъекта. в) Концепция раздела зон влияния считает, что власть возникает в точке контакта зон, находящихся под контролем различных субъектов.г)Телеологические идеи трактуют власть как любую целенаправленную деятельность, исходящую от любого субъекта по любому поводу. Любая социальная деятельность человека носит властный характер.

Системный подход – власть – форма анонимного, безличного контроля над тем или иным субъектом; передается институтами (правила, законы, традиции и т.д.), которые заставляют человека менять свое поведение. Обе модели отмечают конструкцию власти и подчинения реально присутствующие в общ-ве.

Универсальные свойства власти: изменять поведение подвластного, способность не допускать определенного поведения подвластного, свойство тотальности. Условия власти:общение людей в условиях жесткой функциональной зависимости (невозможность достижения цели одного из субъектов без участия другого); конфликтная форма взаимодействия; наличие преимущества при преодолении сопротивления.

Политическая власть – это система институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

Из чего можно сделать вывод, что раз без активности человека позиции доминирования не возникает, то источником власти является человек. Системный подход в качестве сущности власти рассматривает технологию осуществления власти групповыми объектами, потому что система институализации и контроля создает видимость того, что нет источников доминирования.

Типы власти: официальная (связана с реализацией центром власти формальных полномочий); референтная: a) власть авторитета б) власть убеждений.

ПВ существует на 3-х основных уровнях: a) Публичного взаимодействия гос-ва и общ-ва б) Полутеневой власти – распределение полномочий внутри гос. Структур (олигархические объединения) в) Теневой власти (система криптоправления) – возможность использования прерогатив гос. власти различными референтными группировками.

 

Политическое участие.

Политическое участие – действия посредством которых рядовые участники любой политической системы влияют или пытаются влиять на результате ее деятельности. ПУ – одно из средств достижения своих собственных, индивидуально осознанных целей.

Условия ПУ:

конкретные формы практических действий человека.

Целенаправленные поступки

Масштабность и интенсивность

Варианты участия в политике (теория):

1. всегда и все (Аристотель, Руссо, марксисты)

2. индивиды никогда (элитистские теории), т.к. основные функции по принятию решений, формированию гос. политики могут выполняться только на профессиональной основе.

3. иногда (Шумпетер) – элита обязана обладать должной компетенцией для профессиональной организации управления гос-вом, граждане – довольствоваться символическим участием (голосование).

Источники политического участия:

1. внешние (давление гос-ва, СМИ и т.д.)

2. внутренние (групповой интерес)

механизмы политического участия:

1. внутренние (ум, деловые качества)

2. внешние (зависят от типов отношений человека и гос-ва: Ч>Г; Ч=Г; Ч<Г)

формы и типы политического участия:

1. мобилизованное (втягиваются гос-вом)

2. автономное

3. политический протест. Формы протеста:

конвенциональная (разрешенные гос-вом митинги, пикеты и т.д)

неконвенциональные (деятельность подпольных политических партий, запрещенные шествия и пр.). политический терроризм.

С. Верб, Л. Пай:

1. пассивные

2. участие людей только в выборах или только в решении местных проблем

3. активные участники предвыборных кампаний

4. деятельность политических активистов, распространяющаяся на все сферу политики

5. профессиональные действия политиков

Милберт:

1. активное (руководство гос. и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в депутаты, организация предвыборных кампаний и т.д.)

2. промежуточное (участие в политических собраниях, поддержка партий деньгами, контакты с офмциальными лицами и политическими лидерами)

3. наблюдательное

4. апатичное

 

Политические элиты.

Самостоятельные элитистские концепции возникли в науке в конце 19 века в борьбе с условно называемыми антиэлитистскими представлениями. Их выражал, например. Ж.Ж. Руссо, считавший передачу гражданами хотя бы части своих прав представителям разрушительной для народовластия. Он отрицал целесообразность разделения функция управляющих и управляемых. Оппонентами элитистов были и мыслители, отказывавшие правящим слоям в моральном оправдании их деятельности (например, толстовство). Элементы антиэлитизма прослеживают и позднее, например, у Ортеги-и-Гассета в «Восстании масс», где он выдвинул идею о том, что в формирующемся массовом обществе широкие слои населения начинают перехватывать управленческие функции правящих кругов. Серьезным оппонентом были и марксисты, утверждавшие, что при переходе к коммунизму само существование правящих кругов будет невозможно, потому что большинство общества возьмет функции социальной власти и управления в свои руки, а государство постепенно отомрет.

Главными разработчиками теории элит были В. Парето и Г. Моска. Парето считается основоположником так называемого аристократического направления в элитологии. По сути он агрегировал существовавшие ранее меритократические представления об элитах (они присутствуют в идеях Платона, Ницше, Карлейля и указывают на наличие определенных качеств, вызывающих неравенство людей и выделяющих отдельных индивидов). Качественно иной подход предлагал Моска. И на основе его концепции сформировалось функциональное направление.

Парето сформулировал, что равнове­сие и динамика любой социальной системы детерминируются правящим меньшинством – элитой, проходящей определенные циклы своего развития. Элиты – это то лучшее, что создается в недрах общества; они возникают из его низших слоев, в ходе борьбы поднимаются в высшие круги, расцветают там, а впоследствии вырождаются и исчезают. Им на смену приходят так называемые контрэлиты, которые проходят те же фазы развития и упадка, а затем тоже сменяются новыми элитарными образованиями. При этом смена элит, как правило, знаменует собой чередование у власти разных типов элит, в частности, «лис» (изворотливых, хитрых и беспринципных) и «львов» (обладающих чувством преданности государству, консервативно на­строенных и не боящихся применять силу), использующих различ­ные методы управления и властвования.

В целом элиты имеют тенденцию к упадку, а приходящие им на смену контрэлиты – к производству потенциально элитарных элементов. Этот кругооборот, циркуляцию элит Парето назвал «универсальным законом истории», который позволяет обществу накапливать и использовать все лучшее, что развилось в нем, ради соб­ственного благополучия. Прекращение циркуляции неизбежно ведет к полному вырождению правящей элиты.

По логике Парето, нет разницы между управленцами и той частью населения, которая обладает качествами, необходимыми для продвижения наверх. Его концепция не объясняет, например, такой момент: люди, обладающие нужными качествами и попавшие «наверх» вовсе не обязательно будут отражать интересы общества и заботится о его благе. То есть качества не гарантируют эффективное управление.

Моска больше оперировал категорией «правящий класс», которая демонстрировала, что наряду со свойствами, отличавшими его представителей от остальных, в частности, богатством, военной доблестью, происхождением или владением искусством управления, главной причиной его властного могущества являлась высокая степень внутренней организованности и сплоченности данной группы. Именно это свойство и позволяет элите концентрировать в своих руках руководство обществом и государством, объединяя население в процессе перехода от одной исторической эпохи к другой.

Главная задача элиты как особого политического класса состоит прежде всего в укреплении своего господства. Организованность правящего меньшинства непосредственно отражает так называемая «политическая формула», означающая совокупность юридических и моральных средств и методов укрепления им своей власти и положения. В то же время основной функцией государства, воплощающего эту формулу, является поддержание баланса как в отношениях управляющих и управляемых, так и внутри правящего класса. Отсутствие такого баланса Моска считал причиной формирования режимов, узурпирующих престиж легитимной власти.

Согласно представлениям итальянского политолога, в силу своей организованности политический класс по сути дела монополизирует власть, контролируя все действия большинства, в том числе избирательные кампании, которые при таких условиях не в состоянии навязать волю населения правящим группам. Вместе с тем ради сохранения искомого политического баланса высшие слои общества вынуждены оправдывать свое господство в глазах общественного мнения с помощью абстрактных и рационально не доказуемых политических образов «народа-суверена», доминирующей общей «воли народа» и т.д. элита находится под контролем общества, но не хочет ему этого позволять, поэтому между ними наблюдается некоторый двусторонний процесс противостояния.

Пристальное внимание Моска уделил и процессам изменения со­става и преемственности в развитии правящего класса. В частности, выделив демократическую и аристократическую тенденции в его раз­витии, он подчеркнул, что преобладание последней, выражающей стремление группы управляющих так или иначе стать наследствен­ной и несменяемой, ведет к «закрытию и кристаллизации», а за­тем – к вырождению элиты.

В дальнейшем разработка элитистских концепция была продолжена. Последователи В. Парето - П. Блау, Ж. Сорель, Э. Фромм, А. Адлер, Р. Стогдилл и другие ученые составили описания конкретных свойств политических лидеров и элит, раскрыв и уточнив на этой основе связь между индивидуальными свойствами управляющего класса и основаниями господствующего политическо­го порядка. В русле данного направления более четкие очертания обрели ценностные концепции. Так, американский ученый Г. Лассуэлл выдвинул идею, согласно которой к элите могут быть отнесены только те, кто обладает особыми способностями к производству и распространению определенных политических ценностей (например, обеспечения индивидуальной безопасности человека или его обществен­ного уважения, роста доходов и т.д.), к мобилизации активности населения и формированию определенного политического порядка.

В рамках ценностных теорий получила развитие и плюралистическая интерпретация элит, согласно которой во власти действуют несколько элитарных группировок, и каждая из них обладает собствен­ными механизмами и зоной властного влияния, выражает специфические интересы различных групп населения и обладает только ей присущим авторитетом.

Своеобразное теоретическое развитие получили и взгляды Моски. Так, французский исследователь Г. Дорсо обратился к учению о «политическом классе» и предложил рассматривать его как «технический инструмент» «господствующего класса», распадающийся в политическом процессе на «управляющий» и «оппозиционный» сегменты. В силу этого, как считает французский ученый, смена у власти пра­вящего и оппозиционного слоев совершенно не сказывается на ин­тересах и статусе правящего класса.

Оригинальную концепцию предложил Р. Миллс, исследовавший на примере американского общества политическую элиту как совокупность представителей важнейших «институциализированных иерархий», т.е. высших должностных лиц в составе глав корпораций, поли­тических администраторов и военного руководства. При этом, по мнению Миллса, наибольшим влиянием в данном треугольнике власти обладают лица (включая и часть неизбираемой, бюрократической элиты), находящиеся в неформальных отношениях друг с другом и оказывающие основное влияние на весь процесс принятия решений.

Весьма оригинально рассматривал функциональные основания политических элит и Дж. Гэлбрейт, предположивший, что важнейшее влияние на принятие политических решений оказывает так называемая техноструктура, т.е. та анонимная группа лиц, которая контролирует процесс обращения служебной информации и тем самым реально предопределяет характер принимаемых наверху решений. В этом смысле публичные политики только озвучивают решения, подготовленные их экспертами, аналитиками и прочими помощниками.

Существенное развитие заложенные Моской идеи получили и в трудах представителей структурно-функционального направления (Д. Бернхэм, С. Келлер), акцентирующих внимание на анализе институциональных и ролевых особенностей правящих кругов. Свой вклад в развитие этого направления внесли и так называемые неоэлитаристы (X. Зиглер), делающие акцент на политических механизмах, позволяющих элитарным слоям осуществлять свою фактическую власть независимо от результатов волеизъявления общества на выборах, плебисцитах и референдумах.

Сущность ПЭ.

ПЭ – группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.она концентрирует высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя пути его развития. ПЭ принимают политические решения и обладают способностью к распространению соответствующих идей и ценностей.

ПЭ – это часть элитарных слоев общества в целом.

ПЭ – нетипичный социальный слой, и его представители не являются типичными, они формируются преимущественно из высших социально-экономических слоев.

ПЭ – саморегулирующаяся общность, которая допускает в свои круги представителей масс очень избирательно.

Для ПЭ существует угроза идеологического раскола и формирования внутри них отдельных конкурирующих друг с другом элитарных корпораций.

Учитывая сказанное, политическую элиту можно определить как группу лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования определенных политических ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений. В этом смысле политическая элита представляет собой результат институциализации политического влияния различных социальных групп, структурирующей всю политическую жизнь об­щества по вертикали.

Функции ПЭ.

В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций.

Прежде всего к ее социальным задачам относятся

принятие и контроль за реализацией решений

формирование и представление (презентация) груп­повых интересов различных слоев населения.

продуцирование политических ценностей, способных превращать население в активных участников перераспределительных процессов в сфере власти. Формируя различ­ные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач. Как свидетельствует опыт, без активного обновления элитами этих средств своего духовного гос­подства руководящие идеи обращаются в догмы, а политическая власть начинает испытывать стагнацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.65.189 (0.084 с.)