Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности полит.психологии

Поиск

Полит. психология - это подвижный и динамичный элемент полит.сознания, который организует и определяет субъективные образы лидеров, государства, власти, складывающиеся у человека (зная законы формирования психологических образов, можно определять их структуру и направленность).

Если политическая идеология носит систематический характер, то политическая психология – стихийный. Идеологию формирует интеллектуальная элита, политическая психология же формируется практическим образом, характеризуя те ощущения и воззрения людей, которыми они пользуются в повседневной жизни.

Политическая психология – внутренне противоречивое явление, которое свидетельствует об одновременном сосуществовании в сознании человека прямо противоположных побуждений.

Структура политической психологии состоит из нескольких уровней: психофизический (наследственность и темперамент, демографические и половозрастные черты), индивидуально-психический (личностно-персональные психики – воля, память, характер), функционально-физиологический (элементы сознания, характеризующие врожденные черты и задатки), социально-психологический (чувства, характеризующие специфику отображения человеком своих интересов и формирования мотивов подлит.деятельности). Каждый из этих уровней по-своему отображает политическую реальность и формирует собственные её эмоциональные оценки.

Полит.психология с познавательной точки зрения является ограниченной формой мышления, которая не в состоянии отразить скрытые от непосредственного наблюдения черты полит.явлений. Полит.психология демонстрирует специфические способы интерпретации понятий. Она приписывает непосредственно воспринимаемым ею явлениям разнообразные причины, устраняя таким образом имеющийся у нее дефицит информации.

Полит. психология может создавать определенный тип акторов, т.е. тех акторов, для которых эмоциональный фактор является системообразующим.

Роль полит.психологии в полит.процессе

Роль и характер влияния полит.психологии на полит.поведение раскрывают способы устойчивого преобладания эмоциональных представлений в мотивации человеческого поведения. Показательным фактов влияния психологических факторов служат многочисленные формы и механизмы искажения восприятия действительности человеком в результате снижения рациональности самооценки, проявляемой нетерпимости к противоречиям, склонности к проектирования фанатических идей и т.д.

А. Мертон считал, что доминирование эмоциональных установок над всеми иными соображениями может выразиться в следующем:

- в стремлении человека придавать своим ролевым и функционально безличным связям в политике сугубо персональный характер;

в отождествлении человеком совей личности с партией или профессией;

- в проявлении чрезмерной солидарности с полит.ассоциациями;

- в повышенном эмоциональном отношении к авторитету лидера, а также в ряде других случаев.

Показателем влияния полит.психологии на полит.процессы служит и формирование в сфере власти особых психологических укладов: экстраверт (общительный и энергичный человек, чьи чувства устремлены к внешнему миру), интроверт (замкнутый на себя человек), сенсорик (рационально мыслящая личность, знающая, чего она хочет, и стремящаяся к порядку), перфекционист (критически мыслящий и рационально действующий человек), романтик (творческая личность, склонная к меланхолии), интуит (ориентирующийся на спонтанные чувства).

Классическим примеров внутреннего соответствия психологических и властных структур в жестких режимах правления стала характеристика Адорно личности «авторитарного» типа.

Есть и другие классификации. Многочисленные современные исследования показывают зависимость полит.процессов от характера деятельности лидеров, заданного их психологическим типажом. Лидера компульсивного типа устремлены к идеалам и, пытаясь сделать все наилучшим образом, не могут гибко подходить к использования внештатных ситуаций. «Актеры» видят смысл своей полит. деятельности в том. Чтобы привлечь к себе внимание. Политики депрессивного типа ориентируются на защищенность своего статуса и присоединение к более сильному в политике лицу.

 

Психологическое состояние людей влияет на из полит.функции. У людей есть ауторогенные стереотипы (устойчивые формы оценки других полит.позиций, людей, наций) и гетерогенные стереотипы (устойчивые представления о себе).

Дж. Озизд??? выявил параметры, на которые человек обращает внимание при оценке лидера:

1. талантливость, культурность/невежественность

2. слабость/сила

3. бесхитростная порядочность/изворотливое коварство

4. сдержанность/экстремизм

5. личное обаяние/отталкивающая внешность

Шестопалова выделяет 3 таких компонента:

1. привлекательность

2. сила

3. активность.

Устойчивые психотипы лидеров в политике:

1. Параноидальный тип – постоянная подозрительность, недоверие к другим, чувство заговора;

2. Демонстративный тип – на людях пытается вести себя активно, старается запомниться, показушник;

3. Компульсивный тип – перфекционист, хочет делать все на высшем уровне, т.е. не умеет принимать удар;

4. Депрессивный тип – ведомый, ищет более сильного партнера;

5. Шизоид – тяга к самоустранению, уходит от конфликтов.

Иная типология:

1. Перфекционистский тип – очень ответственный и самокритичный;

2. «Дающий» - экзальтированный, настырный, навязывающий себя другим;

3. «Романтик» - очень творческая личность, предлагающая очень креативные проекты, но при это подвержен меланхолии;

4. «Наблюдатель» - эмоционально замкнут, интроверт;

5. «Вопрошающий» - постоянно снедаем сомнениями, постоянно ожидает беды, немогущий работать в условиях рисков;

6. «Эпикуреец» - чувственный, веселый, может из полит.менеджмента делать игру;

7. «Босс» - начальник, берущий на себя ответственность, работающий на решение задач и в условиях риска;

8. «Посредник» - терпеливый, вырабатывающий компромиссные решения, но серьезно и с самомнением относящийся к своей роли.

Но все это неустойчивые стереотипы. Политические настроения – эмоционально-оценочный показатель отношения людей к реальным политикам и господствующим ценностям. Цикл формирования общественного настроения: Зарождение (смутное недовольство) – поворот (выкристаллизовываются образы) – фаза подъёма (подъём чувств, требующий немедленного разрешения) – фаза отлива (эмоциональный спад из-за разрешения противоречий).

Структура полит.психологии

Полит. психология обладает разнообразной и разветвленной структурой.

Один структурный срез полит.психологии составляют индивидуальные и групповые формы сознания. К индивидуальным психологическим образованиям относятся: персональный опыт, специфич. эмоциональные реакции на внешние вызовы среды, определенная способность к самоанализу, особенности индивидуальной воли и памяти.

В рамках групповой психологии обычно выделяют психический склад определенней группы (здравый смысл и групповое мышление, смелость, решительность, цельность), привычные для большинства психические реакции на полит.явления (устойчивые нравы, привычки, вкусы, настроения), а также внутригрупповые явления (служи, страхи, паника). Принято учитывать специфику больших групп, к которым можно отнести классы, слои, территориальные образования, нации, а также малых групп, типа микросоциальных объединений людей, неформальных образований и проч.

Функции политической психологии:

1). Гносиологическая (связана с эмоционально-чувственным отображением интересов общества).

2). Функция адаптации населения (самая главная).

3). Функция мотивации (важен тип ориентации).

Типы ориентации:- кооперативный (заинтересованность субъекта в интересах своего партнёра) - индивидуалистическая конкуренция (только о себе) - конкурентная ориентация (весь политический контекст рассматривается с точки зрения выигрыша или проигрыша).

 

 

Массовые настроения

Полит. психология – это совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о полит. явлениях, складывающихся в процессе их (людей) полит.поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.

Признание такого духовного образования ориентирует ученых на переход от рассмотрения человека как носителя определенных полит.функций, статусов и прав к анализу конкретных чувств и психологических механизмов, которые управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей.

О принципиальном значении чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. В том числе многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В.Вунд, Г.Лебон), описывали «психические эпидемии», приступы народного самосуда, опьянения людей свободой и жаждой мести, массовые психозы и проч.

Таким образом, важнейшей особенностью полит.психологии является ее способность формировать различные полит.субъекты, прежде всего «массы» и «толпы», осуществляющие такие акции, как бунты, революции, митинги, шествия, восстания и т.д. Так, известный ученый Э.Кеннети связывает возникновение массы с растущими у людей чувствами солидарности и страха, «втягивающими в себя вся и всех». Сугубо психическими основами обладает и толпа, в которую превращается группа людей в силу совместно испытываемого ими эмоционального фактора. И это внутреннее единство толпы, которое Г.Тард назвал самой «старинной» соц.группой после семьи, постоянно укрепляется за счет многократного взаимного усиления коллективных чувств.

Толпы импульсивны, изменчивы и раздражительны, нетерпимы к сторонним воззрениям, управляются бессознательным началом, податливы внушению и легковерны, склонны к преувеличению оценок событий. Мышление и действия толпы одномерны. В толпе люди не воспринимают иных позиций или точек зрения, демонстрируя иной волевой настрой.

Толпа не терпит ни размышлений, ни возражений. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, – ярость. Лебон в «Психологии народов и масс» писал, что толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. В то же время тот или иной фактор способе изменить состояние толпы новым внушением, заразить ее свежими эмоциями, вновь придающими ей горячность и импульсивность. Предоставляемая же самой себе, она быстро утомляется, сникает и стремится к подчинению любым призывам.

Мощное доминирование коллективных чувств и настроений приводит индивидов к потере критичности полит.воззрений и утрате контроля за своими поступками. Заразительность массовых настроений заставляет людей испытывать сильную потребность в подчинении, поступаться личными интересами и оценками. В толпе человек понимает лишь «волевой язык коллективно воли». Индивид приобретает сознание неопределенной силы.

Эволюция толпы имеет двоякий характер: она осуществляется через развитие духовых связей между людьми и путем возникновения внутренних структур на основе иерархичности. Наполнение человеческих отношений в толпе различными идеями делает ее то «выжидающей, внимающей, «манифестующей», то «действующей» (Тард), то агрессивной, то «танцующей» (превращающейся в бесцельное создание) (Г.Блумер). В то же время организация и иерархиизация толпы, выстраивание в ней определенных внутренних связей превращает ее в разновидность корпорации.

 

57Политическая культура .

1). Понятие политической культуры.

2). Особенности российской политической культуры.

3). Политическая социализация.

Теория политической культуры создал Габриель Алмонд в конце 50-х годов. Он выделил 2 направления анализа политической системы:

1). Сугубо институциональный.

2). Ориентационный (он как раз и привёл к формированию теории политической культуры).

Политическая культура:

1). Алмонд и его сторонники трактуют политическую культуру как совокупность ориентаций на политические объекты. Следовательно, политическая культура полностью относится к сфере сознания (не выходит в область практики).

2). Совокупность различных норм и образов мышления или поведения, сложившихся в той или иной группе.

3). Политическая культура – совокупность ценностно обусловленных и наиболее типичных для человека поступков и действий в сфере государственной власти. Следовательно, политическая культура – способ политической деятельности человека. Политическую культуру нельзя инсценировать. Политическая культура формируется на основе нескольких процессов. У человека существует особый тип мотивации – ценностный тип – особый тип жизненной мотивации. Человек предаёт положительное или отрицательное отношение чему-то. Эти ценности обязательно проявляются у человека в его поведении. Все эти ценности – ориентационные механизмы формируются на основе внутреннего присвоения индивидом тех или иных форм прошлого коллективного опыта.

Человек одновременно содержит в себе всю гамму знаний. Кризис сознания – переиерархиизация ценностей.

Приемлемые ориентиры

 

 

Человек формирует ценности на основе искреннего присвоения.

Главное противоречие, которое движет культуру, между тем, что человек искренне освоил, и тем, что ещё не освоил.

Зрелость политической культуры определяется по мере выделения человеком политических ролей, осуществления этих ролей, умения контролировать деятельность элиты, умения заявить свою политическую позицию и обнаружить умения находить каналы влияния на власть.

Структура политической культуры ( с точки зрения воплощения ценностей в поведении):

1). Мировоззренческие ценности, которые определяют отношения человека к политике в качестве востребуемой или не востребуемой формой жизни.

2). Гражданский тип ценностей – они свидетельствуют о понимании человеком своего статуса как субъекта власти.

3). Собственно политические ценности, которые определяют отношения человека к конкретным формам деятельности политических институтов к их функциям, элитам, лидерам.

Социологический подход – ценности превращаются в форму поведения. Любое политическое действие признаётся как культура (культура фашизма).

Аксиологический подход – содержание ценностей имеет большое значение. За культуру принимается только позитивное наследие, всё остальное не может носит культурный характер. Следовательно, фашизм в мировую культуру не внёс ничего.

Политическая культура антикультура

 

 

 

58 Типы политической культуры:

1). Вертикальная (элиты и массы) и горизонтальная (этнические, религиозные, территориальные группы) дифференциация политической культуры.

2). - Гомогенная (основана на общности базовых ценностей).

- Фрагментарная (отсутствие консенсуса между соперниками).

- Смешанная (недостаток понимания единства идеалов в группе граждан).

- Искусственно-гомогенная (апатия + недостаток приверженности к правящему режиму).

3). Цивилизиционно-страновой критерий: доиндустриальная, тоталитарная, континентально-европейская, англо-саксонская политическая культура.

4). Политическая культура странового типа. Нигде не существует единой гомогенной политической культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.223 (0.012 с.)