Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности полит.психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Полит. психология - это подвижный и динамичный элемент полит.сознания, который организует и определяет субъективные образы лидеров, государства, власти, складывающиеся у человека (зная законы формирования психологических образов, можно определять их структуру и направленность). Если политическая идеология носит систематический характер, то политическая психология – стихийный. Идеологию формирует интеллектуальная элита, политическая психология же формируется практическим образом, характеризуя те ощущения и воззрения людей, которыми они пользуются в повседневной жизни. Политическая психология – внутренне противоречивое явление, которое свидетельствует об одновременном сосуществовании в сознании человека прямо противоположных побуждений. Структура политической психологии состоит из нескольких уровней: психофизический (наследственность и темперамент, демографические и половозрастные черты), индивидуально-психический (личностно-персональные психики – воля, память, характер), функционально-физиологический (элементы сознания, характеризующие врожденные черты и задатки), социально-психологический (чувства, характеризующие специфику отображения человеком своих интересов и формирования мотивов подлит.деятельности). Каждый из этих уровней по-своему отображает политическую реальность и формирует собственные её эмоциональные оценки. Полит.психология с познавательной точки зрения является ограниченной формой мышления, которая не в состоянии отразить скрытые от непосредственного наблюдения черты полит.явлений. Полит.психология демонстрирует специфические способы интерпретации понятий. Она приписывает непосредственно воспринимаемым ею явлениям разнообразные причины, устраняя таким образом имеющийся у нее дефицит информации. Полит. психология может создавать определенный тип акторов, т.е. тех акторов, для которых эмоциональный фактор является системообразующим. Роль полит.психологии в полит.процессе Роль и характер влияния полит.психологии на полит.поведение раскрывают способы устойчивого преобладания эмоциональных представлений в мотивации человеческого поведения. Показательным фактов влияния психологических факторов служат многочисленные формы и механизмы искажения восприятия действительности человеком в результате снижения рациональности самооценки, проявляемой нетерпимости к противоречиям, склонности к проектирования фанатических идей и т.д. А. Мертон считал, что доминирование эмоциональных установок над всеми иными соображениями может выразиться в следующем: - в стремлении человека придавать своим ролевым и функционально безличным связям в политике сугубо персональный характер; в отождествлении человеком совей личности с партией или профессией; - в проявлении чрезмерной солидарности с полит.ассоциациями; - в повышенном эмоциональном отношении к авторитету лидера, а также в ряде других случаев. Показателем влияния полит.психологии на полит.процессы служит и формирование в сфере власти особых психологических укладов: экстраверт (общительный и энергичный человек, чьи чувства устремлены к внешнему миру), интроверт (замкнутый на себя человек), сенсорик (рационально мыслящая личность, знающая, чего она хочет, и стремящаяся к порядку), перфекционист (критически мыслящий и рационально действующий человек), романтик (творческая личность, склонная к меланхолии), интуит (ориентирующийся на спонтанные чувства). Классическим примеров внутреннего соответствия психологических и властных структур в жестких режимах правления стала характеристика Адорно личности «авторитарного» типа. Есть и другие классификации. Многочисленные современные исследования показывают зависимость полит.процессов от характера деятельности лидеров, заданного их психологическим типажом. Лидера компульсивного типа устремлены к идеалам и, пытаясь сделать все наилучшим образом, не могут гибко подходить к использования внештатных ситуаций. «Актеры» видят смысл своей полит. деятельности в том. Чтобы привлечь к себе внимание. Политики депрессивного типа ориентируются на защищенность своего статуса и присоединение к более сильному в политике лицу.
Психологическое состояние людей влияет на из полит.функции. У людей есть ауторогенные стереотипы (устойчивые формы оценки других полит.позиций, людей, наций) и гетерогенные стереотипы (устойчивые представления о себе). Дж. Озизд??? выявил параметры, на которые человек обращает внимание при оценке лидера: 1. талантливость, культурность/невежественность 2. слабость/сила 3. бесхитростная порядочность/изворотливое коварство 4. сдержанность/экстремизм 5. личное обаяние/отталкивающая внешность Шестопалова выделяет 3 таких компонента: 1. привлекательность 2. сила 3. активность. Устойчивые психотипы лидеров в политике: 1. Параноидальный тип – постоянная подозрительность, недоверие к другим, чувство заговора; 2. Демонстративный тип – на людях пытается вести себя активно, старается запомниться, показушник; 3. Компульсивный тип – перфекционист, хочет делать все на высшем уровне, т.е. не умеет принимать удар; 4. Депрессивный тип – ведомый, ищет более сильного партнера; 5. Шизоид – тяга к самоустранению, уходит от конфликтов. Иная типология: 1. Перфекционистский тип – очень ответственный и самокритичный; 2. «Дающий» - экзальтированный, настырный, навязывающий себя другим; 3. «Романтик» - очень творческая личность, предлагающая очень креативные проекты, но при это подвержен меланхолии; 4. «Наблюдатель» - эмоционально замкнут, интроверт; 5. «Вопрошающий» - постоянно снедаем сомнениями, постоянно ожидает беды, немогущий работать в условиях рисков; 6. «Эпикуреец» - чувственный, веселый, может из полит.менеджмента делать игру; 7. «Босс» - начальник, берущий на себя ответственность, работающий на решение задач и в условиях риска; 8. «Посредник» - терпеливый, вырабатывающий компромиссные решения, но серьезно и с самомнением относящийся к своей роли. Но все это неустойчивые стереотипы. Политические настроения – эмоционально-оценочный показатель отношения людей к реальным политикам и господствующим ценностям. Цикл формирования общественного настроения: Зарождение (смутное недовольство) – поворот (выкристаллизовываются образы) – фаза подъёма (подъём чувств, требующий немедленного разрешения) – фаза отлива (эмоциональный спад из-за разрешения противоречий). Структура полит.психологии Полит. психология обладает разнообразной и разветвленной структурой. Один структурный срез полит.психологии составляют индивидуальные и групповые формы сознания. К индивидуальным психологическим образованиям относятся: персональный опыт, специфич. эмоциональные реакции на внешние вызовы среды, определенная способность к самоанализу, особенности индивидуальной воли и памяти. В рамках групповой психологии обычно выделяют психический склад определенней группы (здравый смысл и групповое мышление, смелость, решительность, цельность), привычные для большинства психические реакции на полит.явления (устойчивые нравы, привычки, вкусы, настроения), а также внутригрупповые явления (служи, страхи, паника). Принято учитывать специфику больших групп, к которым можно отнести классы, слои, территориальные образования, нации, а также малых групп, типа микросоциальных объединений людей, неформальных образований и проч. Функции политической психологии: 1). Гносиологическая (связана с эмоционально-чувственным отображением интересов общества). 2). Функция адаптации населения (самая главная). 3). Функция мотивации (важен тип ориентации). Типы ориентации:- кооперативный (заинтересованность субъекта в интересах своего партнёра) - индивидуалистическая конкуренция (только о себе) - конкурентная ориентация (весь политический контекст рассматривается с точки зрения выигрыша или проигрыша).
Массовые настроения Полит. психология – это совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о полит. явлениях, складывающихся в процессе их (людей) полит.поведения и непосредственного взаимодействия с институтами. Признание такого духовного образования ориентирует ученых на переход от рассмотрения человека как носителя определенных полит.функций, статусов и прав к анализу конкретных чувств и психологических механизмов, которые управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей. О принципиальном значении чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. В том числе многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В.Вунд, Г.Лебон), описывали «психические эпидемии», приступы народного самосуда, опьянения людей свободой и жаждой мести, массовые психозы и проч. Таким образом, важнейшей особенностью полит.психологии является ее способность формировать различные полит.субъекты, прежде всего «массы» и «толпы», осуществляющие такие акции, как бунты, революции, митинги, шествия, восстания и т.д. Так, известный ученый Э.Кеннети связывает возникновение массы с растущими у людей чувствами солидарности и страха, «втягивающими в себя вся и всех». Сугубо психическими основами обладает и толпа, в которую превращается группа людей в силу совместно испытываемого ими эмоционального фактора. И это внутреннее единство толпы, которое Г.Тард назвал самой «старинной» соц.группой после семьи, постоянно укрепляется за счет многократного взаимного усиления коллективных чувств. Толпы импульсивны, изменчивы и раздражительны, нетерпимы к сторонним воззрениям, управляются бессознательным началом, податливы внушению и легковерны, склонны к преувеличению оценок событий. Мышление и действия толпы одномерны. В толпе люди не воспринимают иных позиций или точек зрения, демонстрируя иной волевой настрой. Толпа не терпит ни размышлений, ни возражений. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, – ярость. Лебон в «Психологии народов и масс» писал, что толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. В то же время тот или иной фактор способе изменить состояние толпы новым внушением, заразить ее свежими эмоциями, вновь придающими ей горячность и импульсивность. Предоставляемая же самой себе, она быстро утомляется, сникает и стремится к подчинению любым призывам. Мощное доминирование коллективных чувств и настроений приводит индивидов к потере критичности полит.воззрений и утрате контроля за своими поступками. Заразительность массовых настроений заставляет людей испытывать сильную потребность в подчинении, поступаться личными интересами и оценками. В толпе человек понимает лишь «волевой язык коллективно воли». Индивид приобретает сознание неопределенной силы. Эволюция толпы имеет двоякий характер: она осуществляется через развитие духовых связей между людьми и путем возникновения внутренних структур на основе иерархичности. Наполнение человеческих отношений в толпе различными идеями делает ее то «выжидающей, внимающей, «манифестующей», то «действующей» (Тард), то агрессивной, то «танцующей» (превращающейся в бесцельное создание) (Г.Блумер). В то же время организация и иерархиизация толпы, выстраивание в ней определенных внутренних связей превращает ее в разновидность корпорации.
57Политическая культура . 1). Понятие политической культуры. 2). Особенности российской политической культуры. 3). Политическая социализация. Теория политической культуры создал Габриель Алмонд в конце 50-х годов. Он выделил 2 направления анализа политической системы: 1). Сугубо институциональный. 2). Ориентационный (он как раз и привёл к формированию теории политической культуры). Политическая культура: 1). Алмонд и его сторонники трактуют политическую культуру как совокупность ориентаций на политические объекты. Следовательно, политическая культура полностью относится к сфере сознания (не выходит в область практики). 2). Совокупность различных норм и образов мышления или поведения, сложившихся в той или иной группе. 3). Политическая культура – совокупность ценностно обусловленных и наиболее типичных для человека поступков и действий в сфере государственной власти. Следовательно, политическая культура – способ политической деятельности человека. Политическую культуру нельзя инсценировать. Политическая культура формируется на основе нескольких процессов. У человека существует особый тип мотивации – ценностный тип – особый тип жизненной мотивации. Человек предаёт положительное или отрицательное отношение чему-то. Эти ценности обязательно проявляются у человека в его поведении. Все эти ценности – ориентационные механизмы формируются на основе внутреннего присвоения индивидом тех или иных форм прошлого коллективного опыта. Человек одновременно содержит в себе всю гамму знаний. Кризис сознания – переиерархиизация ценностей.
Человек формирует ценности на основе искреннего присвоения. Главное противоречие, которое движет культуру, между тем, что человек искренне освоил, и тем, что ещё не освоил. Зрелость политической культуры определяется по мере выделения человеком политических ролей, осуществления этих ролей, умения контролировать деятельность элиты, умения заявить свою политическую позицию и обнаружить умения находить каналы влияния на власть. Структура политической культуры ( с точки зрения воплощения ценностей в поведении): 1). Мировоззренческие ценности, которые определяют отношения человека к политике в качестве востребуемой или не востребуемой формой жизни. 2). Гражданский тип ценностей – они свидетельствуют о понимании человеком своего статуса как субъекта власти. 3). Собственно политические ценности, которые определяют отношения человека к конкретным формам деятельности политических институтов к их функциям, элитам, лидерам. Социологический подход – ценности превращаются в форму поведения. Любое политическое действие признаётся как культура (культура фашизма). Аксиологический подход – содержание ценностей имеет большое значение. За культуру принимается только позитивное наследие, всё остальное не может носит культурный характер. Следовательно, фашизм в мировую культуру не внёс ничего.
58 Типы политической культуры: 1). Вертикальная (элиты и массы) и горизонтальная (этнические, религиозные, территориальные группы) дифференциация политической культуры. 2). - Гомогенная (основана на общности базовых ценностей). - Фрагментарная (отсутствие консенсуса между соперниками). - Смешанная (недостаток понимания единства идеалов в группе граждан). - Искусственно-гомогенная (апатия + недостаток приверженности к правящему режиму). 3). Цивилизиционно-страновой критерий: доиндустриальная, тоталитарная, континентально-европейская, англо-саксонская политическая культура. 4). Политическая культура странового типа. Нигде не существует единой гомогенной политической культуры.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.223 (0.012 с.) |