Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неинституциональная сфера политики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Подходы и сущность. Неинституциональные компоненты политики рассматриваются с токи зрения следующих подходов: v Психологический описывает эмоционально чувственные проявления в политике v Семантический – рассматривает НС с точки зрения знаково-языковых зависимостей, в рамках дискурсивной парадигмы v Политико-культурный – с позиции ценностных ориентаций индивидов в этом поле v Эпистемологический – раскрывает компоненты НС с когнитивной точки зрения, то есть стремится выявить, насколько эти компоненты отражают реальность. В соответствии с данным подходов для характеристики всех духовных проявлений человека при осуществлении им политических функций используется категория политического сознания. В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Политическое сознание - наиболее общая категория, отражающая всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является. Иными словами, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций. Все неинституциональные компоненты политической жизни по своему содержанию охватываются этим понятием. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпартийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стереологику политических взаимодействий, которая представляет многообразный поток человеческой жизни в публичной сфере. Эта генетическая зависимость политики от политического сознания превращает ее в непрерывный процесс опредмечивания идей и представлений (воплощения определенных взглядов и представлений в поступках человека, функциях институтов) и их распредмечивания (отражения политических явлений в определенных оценках, доктринах, воззрениях). Компоненты НС. Идеология – одна из самых влиятельных форм политического сознания. По сути это разновидность корпоративного сознания, отражающего определенную групповую точку зрения на ход политического и социального развития общества и отличающаяся определенной предвзятостью оценок. Для анализа этого компонента НС применяется матричная методология, в основе которой лежит придание символических значений явлениям. Политика предстает как функционирование различных символических значений. Выделяется 4 способа формирования символов: 1. миф – имеет крайне отвлеченный характер символизации. Религия 3. идеология – способ символизации политических явлений, позволяющий отображать, выражать, защищать групповые интересы в процессе борьбе за государственную власть. 4. условно так называемая постидеологическая матрица (в современном мире) С идеологий тесно связно еще одно понятие. Политический дискурс - это процесс взаимодействия течений и доктрин. У него есть два режима: режим диалога, то есть противостояния определенной идеологии остальным, неприятия - и второй режим полилога, то есть процесс взаимодействия всех идейных концепций. В этом случае возможно 2 эффекта: конвергенции (сближение на всех уровнях идеологии) либо дивергенции (наоборот, дистанцирование). Форматы дискурса: внутринациональный, региональный и мировой. Политическая психология – форма политического сознания, являющаяся совокупностью по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе политического поведения людей и их непосредственного взаимодействия с политическими институтами. Имеет двоякое значение: с одной стороны, это духовное явление, опосредующее все разновидности политического мышления и поведения человека – то есть как внутренний механизм, органически вплетенный в политический процесс. С другой стороны – специфический духовный фактор, оказывающий самостоятельное влияние на хаарктер действий индивида в политике; генетически первичная, эмоционально-оценочная реакция политического сознания. Политическое поведение – внешняя форма выражения места и роли политической психологии. Это совокупность всех субъективно мотивированных действий разных акторов, реализующих свои статусные позиции и внутренние установки в сфере политики. Политическая культура Политическая социализация – усвоение и поддержание требований статусного поведения, ценностей и ориентиров мира политики, формирование у человека свойств и умений, позволяющих адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные функции. Политические коммуникации
Политическое сознание. Для характеристики всех духовных проявлений человека при осуществлении им политических функций используется категория политического сознания. В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Политическое сознание - наиболее общая категория, отражающая всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами. Иными словами, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций. Все неинституциональные компоненты политической жизни по своему содержанию охватываются этим понятием. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпартийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стереологику политических взаимодействий, которая представляет многообразный поток человеческой жизни в публичной сфере. Эта генетическая зависимость политики от политического сознания превращает ее в непрерывный процесс опредмечивания идей и представлений (воплощения определенных взглядов и представлений в поступках человека, функциях институтов) и их распредмечивания (отражения политических явлений в определенных оценках, доктринах, воззрениях). 2 подхода к сущности ПС: 1. бихевиоральный – сторонники подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения политическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания. 2. аксиологический - подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Таким образом, политическое сознание понимается как тот уровень представлений, на который может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти. В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опираясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания – политическое и предполитическое (потестарное, от лат. potestas – власть), ориентирующиеся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки прогнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограничения политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений. В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство. Пути формирования политического сознания сложны и противоречивы. В действительности формирование политического сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или другого политического движения, присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического процесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. Естественно, ни один из названных путей не гарантирует формирования политических воззрений. Это лишь предпосылка для появления способности осуществлять властно-групповую идентификацию. Только практика может дать ответ, возвысил ли человек свои воззрения до уровня политического сознания. Политическое сознание открыто для восприятия разного опыта, для постоянного уточнения оценок минувшего и настоящего, переинтерпретации разнообразных политических явлений. Однако политическое сознание не может быть выработано исключительно «книжным путем», без вступления человека в реальные политические отношения. Политическое мышление – не логическая, не умозрительная форма мышления. Его развитие зависит не столько от приращения специальных знаний, сколько от разнообразия форм политического участия граждан в реальных процессах политической конкуренции. Поэтому сужение возможностей для участия граждан в отправлении власти омертвляет политическое сознание и одновременно способствует деградации механизмов власти. Функции Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейших функции: 1. Когнитивная -функция отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов 2. Коммуникативная -. функция обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти 3. Идейная -функция осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира Степень полноты и характер реализации этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера политических процессов. Например, в переходных процессах, когда в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие собственным видением политических изменений и политики будущего, ищущие логику своего властного поведения, тогда, как правило, ослабевает коммуникативная функция политического сознания, но одновременно активизируется его идейная функция. Структура. Политическое сознание, будучи вплетено в различные виды деятельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В настоящее время вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основном исследуется в рамках трех основополагающих структур: 1. гносеологическая (когнитивная) - раскрывает различия между элементами политического сознания с точки зрения достоверности и их возможности отражения ими реальной действительности. Иными словами, гносеологическая структура сознания предполагает, что все воззрения субъектов рассматриваются как знания, с той или иной степенью полноты отражающие различные стороны мира политики. В данном аспекте рассматриваются: вопросы соотношения политической истины и лжи, заблуждения политического интеллекта и силы его проникновения в тайны политического мира, соотношения мифологического, утопического и научного типов отражения и т.д. 2. аксиологическая - отражает духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта. Иначе говоря, в данной структуре политические представления интерпретируются как разнообразные суждения и оценки, которые воплощают те или иные ценностные приоритеты познающего политику субъекта. Поэтому одни и те же институты, нормы, процессы и другие явления одним субъектом (например, представителем демократического мировоззрения) могут оцениваться положительно, а другим (исповедующим иные идеалы и принципы) отрицательно. Совокупность же различающихся оценок и будет заполнять весь объем политического сознания; 2. социологическая (функциональная) - характеризует все элементы политического сознания с точки зрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессе реализации духовных явлений на практике. С одной стороны, в рамках данной структуры описываются разные формы индивидуального, группового или массового сознания, а с другой – компоненты процесса перемещения содержания мышления человека в сферу практики, а именно: идеалы, принципы, нормы, установки, мотивы и т.д. В качестве наиболее обобщенных элементов политического сознания в данном смысле рассматриваются политическая идеология и политическая психология, каждая из которых играет в политической жизни важную, чрезвычайно сложную специфическую роль.
Политическая идеология. Понятие политической идеологии: Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений. Термин «идеология» ввел французский философ Антуан Дестют де Трасси. Со времени появления этого термина в науке сложились различные взгляды: ü В. Парето: идеология суть лишь ловкий словесный покров, оболочка, которая придает теоретическую форму человеческим эмоциям. ü К. Маркс: идеология –форма иллюзорного сознания, вызванная противоречиями общественного бытия, и в первую очередь производственных отношений. ü К. Манхейм: идеология – система «добровольной мистификации». Он уделял большое внимание функциональным характеристикам идеологии, в частности, способности к сплочению людей, аккумуляции их политической энергии. ü Д. Истон, А. Конноли: делали упор не на эмоциональном, а на ценностном содержании идеологии. ü П. Рикерт ( вслед за Р. Моской и Р. Михельсом): гиперболизирует значение политической И., рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, отрицая явления не опосредованные ею. ü У. Матц: И. Выдвигается на политическую авансцену только во время серьезных политических кризисов. ü Ю. Хабермас: в силу невозможности вычленения в настоящее время специфических «классовых миров», место идеологии занимает «массовая культура». ü Л. Саджент: И., вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. ü Г. Лассуэлл: рассматривал И. как разновидность коммуникации, направленной на поддержание политического сообщества. В этом смысле она включает в себя следующие элементы, направленные на общественное сознание: полит. доктрины, полит. формулу (перечень основных положений конституции) и полит. миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.). Политическая И. – определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Как средство идейного обеспечения групповых интересов политическая идеология является инструментом элитарных слоев, которые с ее помощью консолидируют групповые объединения граждан, обеспечивают связь с низами. Идеология схематизирует и потому в определенной степени огрубляет действительность. Созданный таким способом образ групповых целей и ценностей может быть использован для примитивизации политического сознания граждан, манипулирования и даже обмана населения. Позитивная же направленность такой схематизации состоит в том, чтобы зафиксировать определенные критерии оценки политической реальности и сделать сложную ситуацию полит. динамики простой и понятной для обычного человека. Посредством И. люди обогащают свои индивидуальные воззрения общегрупповыми представлениями о «родине», «чувстве долга» и др. коллективных верованиях. Без И. в общественном и индивидуальном сознании нарастают тенденции к упрощению и примитивизации полит. действительности. Вне И. расширяется простор для прямой апелляции к психике человека, разрушения устойчивых позиций и нарастания отчуждения от политики. Основные функции политической И.: ü Идейное овладение общественным сознанием ü Внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего ü Создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых партией, движением или другими силами целей и задач полит. развития ü Стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач ü Активное оппонирование конкурирующим доктринам и учениям ü Ослабление полит. напряженности за счет перевода противоборства сторон в область идейной полемики ü Конструирование и поддержание групповых ценностей ü Укрепление внутренней сплоченности группы Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, проповедуя те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринять на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, которая направляет реальный курс государственной политики и служит основанием для принятия важнейших решений. Особой предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников. Роль И. в мире политики меняется в зависимости от исторических условий. В 60-х гг. ХХ в. Д. Белл и Р. Арон, полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание политических сил по вопросам оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, полит. плюрализма, смешанной экономики, а также в связи с возникновением массового общества, сделали вывод о «конце идеологии» и начале эпохи деидеологизации. Но через 10 лет усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция и т.д.) заставило их говорит уже об «эпохе реидеологизации». Уровни политической идеологии: ü Теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Это уровень политической философии группы, выражающей те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества. ü Программно-политический, на котором социально философские принципы и идеалы переводятся в программы, конкретные лозунги и требования политической элиты, формируя, таким образом, основу для стимулирования политического поведения граждан. Программы разрабатываются для ведения непосредственной полит. борьбы, предполагающей подавление оппонентов. Между концептуальным и программным уровнями могут существовать противоречия. ü Актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными». Те же системы политических требований и воззрений, в которых ставятся задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие, не способны повлиять на мировоззренческие представления граждан и выступают как «частные». Падение влияния идеологии на общественное мнение ведет к деидеологизации политики. В то же время насильственное внедрение идеологии, или индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе. Пост-идеологический способ символизации называется политическая рекламистика. Меняется статус полит человека: он становится точечным покупателем полит. товара, его не нужно убеждать вставать на какие-то долгосрочные позиции. В пост-идеологической логике коммуникационные процессы составляют суть полит процесса, населению показывают, как именно символизировать те или иные процессы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.85 (0.009 с.) |