Неинституциональная сфера политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неинституциональная сфера политики.



Подходы и сущность.

Неинституциональные компоненты политики рассматриваются с токи зрения следующих подходов:

v Психологический описывает эмоционально чувственные проявления в политике

v Семантический – рассматривает НС с точки зрения знаково-языковых зависимостей, в рамках дискурсивной парадигмы

v Политико-культурный – с позиции ценностных ориентаций индивидов в этом поле

v Эпистемологический – раскрывает компоненты НС с когнитивной точки зрения, то есть стремится выявить, насколько эти компоненты отражают реальность.

В соответствии с данным подходов для характеристики всех духовных проявлений человека при осуществлении им политических функций используется категория политического сознания. В политической сфере характер функционирования институтов вла­сти, формы поведения разнообраз­ных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений.

Политическое сознание - наиболее общая категория, отра­жающая всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений че­ловека, которые опосредуют его отношения с политическими структу­рами, является. Иными словами, полити­ческое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Все неинституциональные компоненты политической жизни по своему содержанию охватываются этим понятием. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпар­тийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стереологику политических взаимодействий, которая представляет много­образный поток человеческой жизни в публичной сфере. Эта генети­ческая зависимость политики от политического сознания превраща­ет ее в непрерывный процесс опредмечивания идей и представлений (воплощения определенных взглядов и представлений в поступках че­ловека, функциях институтов) и их распредмечивания (отражения по­литических явлений в определенных оценках, доктринах, воззрениях).

Компоненты НС.

Идеология – одна из самых влиятельных форм политического сознания. По сути это разновидность корпоративного сознания, отражающего определенную групповую точку зрения на ход политического и социального развития общества и отличающаяся определенной предвзятостью оценок.

Для анализа этого компонента НС применяется матричная методология, в основе которой лежит придание символических значений явлениям. Политика предстает как функционирование различных символических значений. Выделяется 4 способа формирования символов:

1. миф – имеет крайне отвлеченный характер символизации.

Религия

3. идеология – способ символизации политических явлений, позволяющий отображать, выражать, защищать групповые интересы в процессе борьбе за государственную власть.

4. условно так называемая постидеологическая матрица (в современном мире)

С идеологий тесно связно еще одно понятие. Политический дискурс - это процесс взаимодействия течений и доктрин. У него есть два режима: режим диалога, то есть противостояния определенной идеологии остальным, неприятия - и второй режим полилога, то есть процесс взаимодействия всех идейных концепций. В этом случае возможно 2 эффекта: конвергенции (сближение на всех уровнях идеологии) либо дивергенции (наоборот, дистанцирование).

Форматы дискурса: внутринациональный, региональный и мировой.

Политическая психология – форма политического сознания, являющаяся совокупностью по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе политического поведения людей и их непосредственного взаимодействия с политическими институтами.

Имеет двоякое значение: с одной стороны, это духовное явление, опосредующее все разновидности политического мышления и поведения человека – то есть как внутренний механизм, органически вплетенный в политический процесс. С другой стороны – специфический духовный фактор, оказывающий самостоятельное влияние на хаарктер действий индивида в политике; генетически первичная, эмоционально-оценочная реакция политического сознания.

Политическое поведение – внешняя форма выражения места и роли политической психологии. Это совокупность всех субъективно мотивированных действий разных акторов, реализующих свои статусные позиции и внутренние установки в сфере политики.

Политическая культура

Политическая социализация – усвоение и поддержание требований статусного поведения, ценностей и ориентиров мира политики, формирование у человека свойств и умений, позволяющих адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные функции.

Политические коммуникации

 

Политическое сознание.

Для характеристики всех духовных проявлений человека при осуществлении им политических функций используется категория политического сознания. В политической сфере характер функционирования институтов вла­сти, формы поведения разнообраз­ных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений.

Политическое сознание - наиболее общая категория, отра­жающая всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений че­ловека, которые опосредуют его отношения с политическими структу­рами. Иными словами, полити­ческое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Все неинституциональные компоненты политической жизни по своему содержанию охватываются этим понятием. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпар­тийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стереологику политических взаимодействий, которая представляет много­образный поток человеческой жизни в публичной сфере. Эта генети­ческая зависимость политики от политического сознания превраща­ет ее в непрерывный процесс опредмечивания идей и представлений (воплощения определенных взглядов и представлений в поступках че­ловека, функциях институтов) и их распредмечивания (отражения по­литических явлений в определенных оценках, доктринах, воззрениях).

2 подхода к сущности ПС:

1. бихевиоральный – сторонники под­хода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и пред­ставлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения поли­тическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания.

2. аксиологический - подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечело­веческие воззрения и ценности человека, но суть политического со­знания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми по­требностями, а также видеть пути и способы использования государ­ства для решения задач по их реализации. Таким образом, политичес­кое сознание понимается как тот уровень представлений, на кото­рый может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти.

В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опи­раясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания – политическое и предполитическое (потестарное, от лат. potestas – власть), ориентирующие­ся на различные принципы и критерии отражения действительности.

Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с уче­том целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки про­гнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этически­ми суждениями, позволяют людям осознавать ограничения полити­ческих методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или пра­вых политических движений.

В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки по­литических изменений, которые улавливают только внешние соци­альные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальнос­ти на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.

Пути формирования политического сознания сложны и противо­речивы. В действительности формирование политичес­кого сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и по­степенной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или другого политического движения, присоеди­нения к уже сформированным оценкам и нормам политического про­цесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. Естественно, ни один из названных пу­тей не гарантирует формирования политических воззрений. Это лишь предпосылка для появления способности осуществлять властно-груп­повую идентификацию. Только практика может дать ответ, возвысил ли человек свои воззрения до уровня политического сознания.

Политическое сознание открыто для восприятия разного опыта, для постоянного уточнения оценок минувшего и настоящего, пере­интерпретации разнообразных политических явлений. Однако поли­тическое сознание не может быть выработано исключительно «книж­ным путем», без вступления человека в реальные политические от­ношения. Политическое мышление – не логическая, не умозрительная форма мышления. Его развитие зависит не столько от приращения специальных знаний, сколько от разнообразия форм политического участия граждан в реальных процессах политической конкуренции. Поэтому сужение возможностей для участия граждан в отправлении власти омертвляет политическое сознание и одновременно способ­ствует деградации механизмов власти.

Функции

Политическое сознание как неинсти­туциональный элемент политики выполняет три важнейших функции:

1. Когнитивная -функция отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации фун­кций политических субъектов

2. Коммуникативная -. функция обес­печения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти

3. Идейная -функция осознания заинтересо­ванности субъектов в обретении и популяризации собственного ви­дения политического мира

Степень полноты и характер реализации этих функций могут су­щественно меняться в зависимости от характера политических процессов. Например, в переходных процессах, когда в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие соб­ственным видением политических изменений и политики будущего, ищущие логику своего властного поведения, тогда, как правило, ос­лабевает коммуникативная функция политического сознания, но од­новременно активизируется его идейная функция.

Структура.

Политическое сознание, будучи вплетено в различные виды дея­тельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные эле­менты и образования. В настоящее время вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основ­ном исследуется в рамках трех основополагающих структур:

1. гносеологическая (когнитивная) - раскрывает различия между элементами политического сознания с точки зрения достоверности и их возможности отражения ими реальной действительности. Иными словами, гносео­логическая структура сознания предполагает, что все воззрения субъектов рассматриваются как знания, с той или иной степенью полноты отражающие различные стороны мира политики. В данном аспекте рассматриваются: вопросы соотношения политической ис­тины и лжи, заблуждения политического интеллекта и силы его про­никновения в тайны политического мира, соотношения мифологи­ческого, утопического и научного типов отражения и т.д.

2. аксиологическая - отражает духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта. Иначе говоря, в данной структуре политичес­кие представления интерпретируются как разнообразные суждения и оценки, которые воплощают те или иные ценностные приоритеты познающего политику субъекта. Поэтому одни и те же институты, нормы, процессы и другие явления одним субъектом (например, пред­ставителем демократического мировоззрения) могут оцениваться по­ложительно, а другим (исповедующим иные идеалы и принципы) отрицательно. Совокупность же различающихся оценок и будет за­полнять весь объем политического сознания;

2. социологическая (функциональная) - характеризует все эле­менты политического сознания с точки зрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессе реализации духовных явлений на практике. С одной стороны, в рамках данной структуры описываются разные формы индивидуального, группово­го или массового сознания, а с другой – компоненты процесса пе­ремещения содержания мышления человека в сферу практики, а именно: идеалы, принципы, нормы, установки, мотивы и т.д. В каче­стве наиболее обобщенных элементов политического сознания в дан­ном смысле рассматриваются политическая идеология и политичес­кая психология, каждая из которых играет в политической жизни важную, чрезвычайно сложную специфическую роль.

 

Политическая идеология.

Понятие политической идеологии:

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений.

Термин «идеология» ввел французский философ Антуан Дестют де Трасси. Со времени появления этого термина в науке сложились различные взгляды:

ü В. Парето: идеология суть лишь ловкий словесный покров, оболочка, которая придает теоретическую форму человеческим эмоциям.

ü К. Маркс: идеология –форма иллюзорного сознания, вызванная противоречиями общественного бытия, и в первую очередь производственных отношений.

ü К. Манхейм: идеология – система «добровольной мистификации». Он уделял большое внимание функциональным характеристикам идеологии, в частности, способности к сплочению людей, аккумуляции их политической энергии.

ü Д. Истон, А. Конноли: делали упор не на эмоциональном, а на ценностном содержании идеологии.

ü П. Рикерт ( вслед за Р. Моской и Р. Михельсом): гиперболизирует значение политической И., рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, отрицая явления не опосредованные ею.

ü У. Матц: И. Выдвигается на политическую авансцену только во время серьезных политических кризисов.

ü Ю. Хабермас: в силу невозможности вычленения в настоящее время специфических «классовых миров», место идеологии занимает «массовая культура».

ü Л. Саджент: И., вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем.

ü Г. Лассуэлл: рассматривал И. как разновидность коммуникации, направленной на поддержание политического сообщества. В этом смысле она включает в себя следующие элементы, направленные на общественное сознание: полит. доктрины, полит. формулу (перечень основных положений конституции) и полит. миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).

Политическая И. – определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Как средство идейного обеспечения групповых интересов политическая идеология является инструментом элитарных слоев, которые с ее помощью консолидируют групповые объединения граждан, обеспечивают связь с низами.

Идеология схематизирует и потому в определенной степени огрубляет действительность. Созданный таким способом образ групповых целей и ценностей может быть использован для примитивизации политического сознания граждан, манипулирования и даже обмана населения. Позитивная же направленность такой схематизации состоит в том, чтобы зафиксировать определенные критерии оценки политической реальности и сделать сложную ситуацию полит. динамики простой и понятной для обычного человека.

Посредством И. люди обогащают свои индивидуальные воззрения общегрупповыми представлениями о «родине», «чувстве долга» и др. коллективных верованиях.

Без И. в общественном и индивидуальном сознании нарастают тенденции к упрощению и примитивизации полит. действительности.

Вне И. расширяется простор для прямой апелляции к психике человека, разрушения устойчивых позиций и нарастания отчуждения от политики.

Основные функции политической И.:

ü Идейное овладение общественным сознанием

ü Внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего

ü Создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых партией, движением или другими силами целей и задач полит. развития

ü Стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач

ü Активное оппонирование конкурирующим доктринам и учениям

ü Ослабление полит. напряженности за счет перевода противоборства сторон в область идейной полемики

ü Конструирование и поддержание групповых ценностей

ü Укрепление внутренней сплоченности группы

Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, проповедуя те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринять на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, которая направляет реальный курс государственной политики и служит основанием для принятия важнейших решений. Особой предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.

Роль И. в мире политики меняется в зависимости от исторических условий. В 60-х гг. ХХ в. Д. Белл и Р. Арон, полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание политических сил по вопросам оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, полит. плюрализма, смешанной экономики, а также в связи с возникновением массового общества, сделали вывод о «конце идеологии» и начале эпохи деидеологизации. Но через 10 лет усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция и т.д.) заставило их говорит уже об «эпохе реидеологизации».

Уровни политической идеологии:

ü Теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Это уровень политической философии группы, выражающей те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества.

ü Программно-политический, на котором социально философские принципы и идеалы переводятся в программы, конкретные лозунги и требования политической элиты, формируя, таким образом, основу для стимулирования политического поведения граждан. Программы разрабатываются для ведения непосредственной полит. борьбы, предполагающей подавление оппонентов. Между концептуальным и программным уровнями могут существовать противоречия.

ü Актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными». Те же системы политических требований и воззрений, в которых ставятся задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие, не способны повлиять на мировоззренческие представления граждан и выступают как «частные».

Падение влияния идеологии на общественное мнение ведет к деидеологизации политики. В то же время насильственное внедрение идеологии, или индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе.

Пост-идеологический способ символизации называется политическая рекламистика.

Меняется статус полит человека: он становится точечным покупателем полит. товара, его не нужно убеждать вставать на какие-то долгосрочные позиции. В пост-идеологической логике коммуникационные процессы составляют суть полит процесса, населению показывают, как именно символизировать те или иные процессы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.043 с.)