Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и функции политики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура политики: 1. политическая организация – совокупность институтов, транслирующих властные групповые интересы в сферу полномочий гос-ва и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть (партии, лобби, политические движения, СМИ, профсоюзы, представительные и исполнительные органы гос-ва), 2. политическое сознание – зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. Политика выступает как механизм реализации разнообразных идейных проектов. 3. политические отношения – раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками борьбы за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой. Например, политические процессы могут формироваться могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в общ-ве прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Уровни организации политики: 1. мегаполитика – регулирует межгосударственные отношения или связи нац. Гос-в с международными институтами (ООН, Евросоюз, НАТО и др.) 2. макрополитика – регулирует конфликтные взаимоотношения внутри отдельных гос-в 3. мезополитика - регулирует конфликтные взаимоотношения на уровне регионов, локальных структур, институтов и организаций 4. микрополитика - регулирует конфликтные межличностные или групповые отношения на каждом уровне свои специфические институты, отношения, механизмы и технологии рационализации конфликтов и регулирования споров. Функции политики: · выражения властно значимых интересов групп и слоев общ-ва · рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны · распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общ-ва в целом · управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития · интеграции общ-ва и обеспечения целостности общественной системы · социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного гос-ва и общ-ва · обеспечение коммуникаций с помощью специальных институтов (СМИ),способов поддержания контактов между властью и населением (политическая реклама), стратегий информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганда, агитация, политический public relations). · создания действительности (проективная функция).
Свойства политики Политика обладает онтологическими, морфологическими и процессуальными свойствами. 1) онтологические – раскрывают сущностные черты политической активности: a) свойство конкурентности – политическое взаимодействие является результатом столкновения различных групповых интересов и сопутствующих им норм, правил, ценностей и традиций. В ряде случаев методы политического урегулирования могут быть направлены не на примирение, а на разжигание конфликтов. b)Асимметричность политики – невозможность постоянного поддержания баланса сил, подвижность отношений за политическую власть. Политика формируется и осуществляет свои функции преимущественно в рациональной форме. Представляет собой крайне венчурный (рисковый) вид соц. деятельности. c) Свойство инклюзивности (проникновения) – наряду с признанием проблем, требующих постоянного участия гос-ва в регулировании соц. процессов (обеспечение безопасности общ-ва, поддерживание международных связей и т.д.), у политики в каждый данный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле власти или выключаются из него. Поэтому политика в принципе способна изменять свой объем, ее границы зависят от исторического контекста и умения гос-ва увидеть те групповые конфликты, которые требуют его немедленного вмешательства. Данное свойство политики превращает искусство руководителей государства в главный источник формирования политического пространства. От характера осознания политически значимых интересов непосредственно зависит объем объектов государственно-властного регулирования, а следовательно, и объем политической сферы. Если несколько перефразировать М. Вебера, то можно сказать, что качество явления, позволяющее считать его «политическим», «обусловлено направленностью интереса», которую придает государство «тому или иному событию в каждом отдельном случае».* В придании событиям политического значения заложена принципиальная возможность произвола субъекта в оценке характера групповых интересов и конфликтов. По мнению Р. Даля, политика представляет собой обширное поле для ошибок, преувеличения одних интересов и преуменьшения других, для принятия одних решений и непринятия других. d) Пространственность (топологичность) – Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории. Причем в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для политического участия и волеизъявления населения, а следовательно, складываются свои практики, конкретные политические институты и структуры, способы их функционирования и другие параметры организации политической жизни. Реальное взаимодействие этих территориально разделенных очагов политической жизни и составляет политическую сферу. Политика представляет собой разновидность физического пространства, в одних частях которого складываются, предположим, интенсивные политические отношения, а в других конкуренция за власть существенно ослаблена. То есть политика будет представлять собой совокупность конкретных местосвершений, формирующихся там и тогда, где и когда люди и их объединения предпринимают действия, направленные на захват и использование государственной власти. В силу этого политика обладает такими характеристиками, как глубина, ширина и длина, которые фиксируют географические пределы и параметры политического пространства, предоставляющего людям возможность бороться за власть. В рамках такой географически протяженной территории и возникают реальные конкурентные процессы, центры влияния и оппонирования. Таким образом, точки реального политического напряжения могут не совпадать с официальными центрами власти, могут находиться по отношению к ним на разном удалении, обладать тем или иным влиянием на государственные решения. В том случае, если точки политической активности будут сильно разнесены с официальными центрами государственной власти и при этом не будут иметь достаточной информационной связи, то политическое пространство такой страны может стать «рыхлым», подверженным воздействию других государств и центров политического влияния. Пространственная характеристика политики показывает и то, что люди, находясь в отдалении или вблизи от центра власти, как правило, формируют и вполне определенный угол зрения на власть. e) Свойство темпоральности – Особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций. С одной стороны, политическое время качественно отличается от физического, астрономического времени. Ведь люди существуют в политике не только в более жестком, регламентированном режиме жизнедеятельности. Помимо своей функциональной «жесткости» политическое время обладает способностью внезапно заканчиваться, «умирать моментальной смертью». (крах правящего режима, внезапная отставка министра, политическое убийство лидера). С другой стороны, время в политике поистине многолико. Реальные политические процессы осуществляются сразу в нескольких временных диапазонах: Ø в рамках реального времени (в них политические события воспринимаются непосредственно с точки зрения их актуальной завершенности); Ø в рамках исторического времени (предполагающего более укрупненную оценку происходящего в его взаимосвязи с прошлыми событиями, т.е. требующего обобщения фактов, определенной логики истолкования эволюции группы политических фактов); Ø в рамках эпохального времени (оперирующего значительно более масштабными критериями оценки событий, приспособленными для оценки больших этапов политической истории не только отдельных государств, но и континентов). Таким образом, одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты, если его измеряют то мгновениями, то состояниями целых политических систем, эволюционирующих в истории человечества. Каждый временной диапазон имеет свои точки отсчета, обладает своими возможностями «сжатия» и «переноса» событий. Так, в кризисных процессах, в истории тех или иных государств (организаций) можно выделять различные этапы их формирования и развития. «Судьбоносные» события в масштабе повседневности, будучи помещены в иное измерение, меняют свое значение. Самый эффективный прием рациональной трактовки временных противоречий – укрупнение масштабов видения, которое дает возможность точнее оценить значение и смысл перемен. Максимально обобщенное видение дает возможность теоретического конструирования политических изменений, выявления целостной планетарной логики, позволяющей точнее оценивать мелкомасштабные явления. 2) Морфологические свойства – отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. a) Наличие элитарных и неэлитарных кругов. Функции элиты: представление интересов населения и осуществление управления гос-вом и общ-вом. Функции неэлитарных групп: влияние на отбор элит, контроль за их деятельностью, воздействие на коррекцию проводимого гос-вом курса. В силу этого политика формируется как результат взаимодействия властвующих и подвластных. b) Система представительства соц. интересов – реализация групповых интересов специализированными ассоциациями (партии, группы давления и пр.). Реальносложившиеся технологические приемы и способы представления групповых интересов нередко влияют на степень их реализации больше, чем сами конкретные требования людей. 3) процессуальные свойства – показывают характер изменения свойств для политического объекта. Политика представляет собой наиболее интенсивно меняющуюся, внутренне подвижную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются энтузиазм и апатия, подъем и упадок, возбуждение и депрессия. Подобные переломы создают возможность исключительно быстрого, а то и внезапного крушения статусов субъектов, изменения норм и правил политической игры, сужения или расширения объемов политических явлений. Характер изменения политики определяется идейно-ориентированными действиями ее субъектов (столкновение целей и программ правящих и оппозиционных партий, курс властей, не поддерживаемый населением, противоположность поляризованных политических культур и т.д.) с процессуальной точки зрения политика представляет собой совокупность идейно ориентированных действий разнообразных субъектов. Наиболее отчетливо это свойство проявляется в столкновениях целей и программ правящих и оппозиционных партий; курса властей, не пользующегося поддержкой населения, и народных ожиданий; противоположности поляризованных политических культур и идеологий и т.д
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.60 (0.013 с.) |