Отношения политики с другими сферами общественной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения политики с другими сферами общественной жизни.



Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества. 2 подхода: Причинно-следственные связи – раскрывают степень детерминированности политики экономическими, правовыми, нравственными или иными факторами; функциональные связи – политика, наряду с другими общественными подсистемами, рассматривается в качестве регулятора соц. процессов. Функциональные связи и отношения политики с другими сферами жизни отражают их взаимозависимость как опреде­ленных регулятивных подсистем общества, обладающих собственны­ми средствами разрешения конфликтов, стабилизации социальных порядков, интеграции общества. Иначе говоря, политика, наряду с другими общественными подсистемами, рассматривается как специ­фический способ решения социальных проблем, предлагающий для этого собственные приемы, техники, процедуры. Эти политические, правовые и прочие регулятивные системы в зависимости от конкретной ситуации, характера той или иной проблемы или других причин могут иметь разную эффективность применения норм, санкций, форм стимуляции требуемого поведения и т.д. Преимущественное использование общ-вом то моральных, то экономических, то политических регуляторов свидетельствует об усилении или ослаблении той или иной сферы.

Политика и экономика:

Экономика оказывает то или иное воздействие на политику через соц. сферу, т.е. определяя материальное положение разных соц. групп и обуславливая тем самым дифференциацию соц. статусов их членов. В зависимости от экономического содержания своих интересов, люди могут обращаться к различным формам их удовлетворения: выдвижению требование к гос. власти, формированию политических движений и партий, выражению своего мнения на выборах и т.д. В то же время политика, выступая как разновидность гос. принуждения сохраняет значительные регулятивные воздействия на экономические процессы (но не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики), особенно в тех ситуациях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный соц. масштаб и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего гос-ва.

Политика и право:

Взаимоотношения политики и права определяются особенностями присущих им способов регулирования социального порядка и технологий применения гос. власти. Использование политики либо права в качестве регуляторов зависит от: ресурсов гос-в;, ресурсов субъектов.

Так как политика сориентирована на обеспечение групповых приоритетов организации гос. власти, то она является областью реального регулирования (способность политики опираться не только на правовые механизмы, но и на поддержку населения), в то время как право – формального. Политика всегда учитывает влияние реальных, а не формальных центров силы, тех сил, которые способны практически влиять на перераспределение ресурсов и принятие решений. Политика подразумевает столкновение различных интересов, норм, стандартов, целей и ценностей, что приводит к конкуренции и обуславливает неравномерный характер политического процесса.

Система правового регулирования изначально сориентирована на регулирование всего соц. пространства в целом, без выделения каких-либо групповых приоритетов ( равенство всех перед законом). Для права ничего не значат ни групповая солидарность, ни статусные интересы, ни локальные ценности, ни реальное влияние того или иного субъекта на власть. Публичность, открытость права. Право и политика оказывают противоречивое влияние друг на друга. Так право сужает поле политической деятельности, накладывая ограничения на деятельность политических акторов: запрещает партии, ограничивает деятельность экстремистских организаций, определяет процедуры использования полномочий властными структурами и т.д. В свою очередь политика стимулирует изменение отдельных законодательных актов, вступая в противоречие с уже сложившимся порядком.

 

Политика и мораль

Несколько подходов: отрицание возможности влияния морали на политику (Н. Макиавелли); этические оценки – ведущие ориентиры в политической деятельности (Платон, Аристотель, Э. Фромм); необходимость облагораживания политики моралью (А. Швейцер, М. Ганди, А. Эпштейн).

На практике в осознании политической реальности всегда присутствуют нравственные ориентиры, поэтому в мотивации поведения человека в сфере гос. власти как правило переплетаются две системы оценок и ориентаций – нравственная и политическая. Политическое сознание – логико-рациональный и целенаправленный характер; неразрывно связано с оценкой конкретной проблемы (выгодно – убыточно), а также той ситуации, которая способствует ее достижению. Моральное сознание основано на принципах веры, оно дихотомично (рассматривает все соц. явления сквозь призму двоичных взаимоисключающих оценок: добро – зло), что делает групповое и индивидуальное поведение безотносительным к ситуации. Взаимодействие морального и политического сознания приобретает в политике неоднозначное выражение. Не во всех процессах использования гос. власти в равной степени проявляется конфликт политики и морали: при рутинных действиях, связанных с осуществлением повседневных гражданских обязанностей, нравственные критерии не являются серьезным оппонентом политическим стандартам, но когда люди принимают принципиальные решения, данные противоречия обостряются. + В отдельные периоды жизни (длительные политические кризисы) люди могут утрачивать способность к нравственной рефлексии, становясь безразличными к различению добра и зла. В то же время в политики создаются условия для формирования “этики ответственности” – к хорошим целям сомнительными средствами. Проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающи­ми неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций.)

 

Политическая власть.

Власть – категория сугубо социальная; соц. регулятор, который обладает устойчивым статусом массового поведения. Потребность во власти является вторичной.

Современные теоретические трактовки власти:

Атрибутивно-реляционистский подход источник власти в человеке и его свойствах. a) Теория сопротивления рассматривает главный источник власти как свойство одного из индивидов. Власть рождается в процессе преодоления сопротивления.б) Концепция обмена ресурсов Питера Блау рассматривает власть, как результат обмена дефицитных ресурсов, имеющихся у одного субъекта, на требуемое поведение другого субъекта. в) Концепция раздела зон влияния считает, что власть возникает в точке контакта зон, находящихся под контролем различных субъектов.г)Телеологические идеи трактуют власть как любую целенаправленную деятельность, исходящую от любого субъекта по любому поводу. Любая социальная деятельность человека носит властный характер.

Системный подход – власть – форма анонимного, безличного контроля над тем или иным субъектом; передается институтами (правила, законы, традиции и т.д.), которые заставляют человека менять свое поведение. Обе модели отмечают конструкцию власти и подчинения реально присутствующие в общ-ве.

Универсальные свойства власти: изменять поведение подвластного, способность не допускать определенного поведения подвластного, свойство тотальности. Условия власти:общение людей в условиях жесткой функциональной зависимости (невозможность достижения цели одного из субъектов без участия другого); конфликтная форма взаимодействия; наличие преимущества при преодолении сопротивления.

Политическая власть – это система институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

Из чего можно сделать вывод, что раз без активности человека позиции доминирования не возникает, то источником власти является человек. Системный подход в качестве сущности власти рассматривает технологию осуществления власти групповыми объектами, потому что система институализации и контроля создает видимость того, что нет источников доминирования.

Типы власти: официальная (связана с реализацией центром власти формальных полномочий); референтная: a) власть авторитета б) власть убеждений.

ПВ существует на 3-х основных уровнях: a) Публичного взаимодействия гос-ва и общ-ва б) Полутеневой власти – распределение полномочий внутри гос. Структур (олигархические объединения) в) Теневой власти (система криптоправления) – возможность использования прерогатив гос. власти различными референтными группировками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.009 с.)