Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство как политический институт.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и теории происхождения: Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Теории происхождения: ü Теория естественного происхождения (Др. Греция) - люди как социальные по своей природе существа неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство. Государство как проявление естественного стремления людей к взаимному общению и средство достижения морального совершенства. ü Теория божественного происхождения (средние веки) – государство как результат Божьего промысла. Соединившись с интересами института церкви, эта идея интерпретировалась в духе теории «двух мечей», признававшей правомерность наличия центров светской и церковной власти, каждая из которых считалась дарованной Богом и обладала собственной компетенцией. ü Договорная теория – признание народа главным источником государственного суверенитета. Теория общественного договора(XVII-XVIII вв.) утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определенные полномочия. ü Теория «насильственного» образования государства (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин) - государство было создано путем захвата и насилия сильных над слабыми. Государство как воплощение социального зла. ü Теории Ф. Ницше и Г. Гегеля – силовое происхождение государства имеет положительное для общества значение. Государство, проявляя в своей деятельности заложенную при его рождении силу, организует власть сильных над слабыми. Государство признавалось институтом, стоящим выше ограничений обыденной морали или прав отдельной личности. ü Марксистская теория - причина создания государства (непримиримость классовых взаимоотношений, вследствие чего экономически господствующий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов). Государство как институт социальной власти базируется на вертикальных способах принуждения, но есть и система горизонтальных отношений. Их также называют сетевыми контактами, которые образуют другую схему взаимодействия. Вертикальные формы сейчас уменьшаются, а горизонтальные формы растут. Государство становится инструментом, вынужденным отдавать часть функций международному сообществу и наоборот правительствам на местах. Государство как особый политический институт позиционируют след параметры: 1. Публично-властный характер - государство решает различные конфликты, регулирует взаимоотношения, вступает в контакты именно как публичный институт. Государство должно ставить задачи качественного характера, позиционировать себя как "руководящее и направляющее" начало, определяющего целенаправленное развитие общества. Властный характер тоже принципиально присущ государственным решениям. 2. Государство действует в режиме поддержания двойных и тройных стандартов - как только начинает поиск фаворита, государство начинает реагировать неодинаково; 3. Государство обладает троякой формой организации политической власти - полностью совпадает с троякой формой политической власти: публичная, теневая и полутеневая организации власти; 4. Тесная связь регулятивных функций с дискурсом элитарных и неэлитарных слоёв. Функции государства зависят от того как элитарные круги договорятся между собой. 5. Взаимосвязь власти, управления и самоорганизации населения как основание выполнения регулятивных функций. Государство одновременно пытается использовать вертикальное и горизонтальное давление, учитывая те "Фокусы", которые существуют у граждан, чтобы политически локализовать какой-либо конфликты. Многие сетевые контакты уходят за пределы сферы взаимодействия государства, государство определённые каналы взаимодействия регулировать не может. Причины возникновения государства: Появление государства как политического института вызвано, прежде всего, попыткой добиться организации совместной жизни граждан на отдельной территории. Для этого государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедеятельности функций. Поэтому в его деятельности существуют как общесоциальные мотивы, так и групповые, связанные с особыми интересами государственной бюрократии. Универсальный процесс образования государства, начавшийся с обособления правящей верхушки в родоплеменном обществе, которые, трансформируя свои статусы, постепенно сконцентрировали в своих руках управленческие функции, обладал известной спецификой: ü На Западе: формирование сословного представительства граждан, института частного права, ограничение власти правителей законом и правом. ü На Востоке: формирование государственных структур на фоне практического всесилия верхов над обществом. В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Основные признаки государства: ü государство выступает как институт, который действует на строго ограниченной территории. ü государство предстает в качестве особого аппарата управления социальными процессами, особой группы лиц, профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству и регулированию общественными отношениями. ü государство обладает высшей властью (суверенитетом) на занимаемой им территории. Только оно может издавать и устанавливать общеобязательные законы, нормы для постоянно проживающего на его территории населения. ü государство обладает монополией на легальное применение силы. ü государство обладает и монопольным правом на взимание с населения налогов и сборов. Удельный вес каждой из этих черт весьма различен. В современных условиях снижается значение территориальных параметров, нарастание информационной и экономической проницаемости границ сокращает суверенные права национальных государств. Внутреннее устройство государств: Формы территориального устройства государств: С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитарные, федеративные и конфедеративные. В унитарном государстве все административные единицы не обладают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. С точки зрения степени концентрации властных полномочий выделяют централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованные (Франция, Испания) государства. Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных государств (регионов, субъектов федерации), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центральной властью. Федерация - это форма сочетания двух государственных суверенитетов. С точки зрения своего внутреннего строения федерация отличается: ü наличием двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией в вопросах представления интересов граждан; ü конституционным распределением исполнительных и законодательных полномочий Центра и субъектов федерации; ü обеспечением представительства региональных интересов на федеральном уровне (чаще всего за счет образования второй палаты федерального парламента); ü верховенством федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласия большинства членов федерации; ü наличием третейского (независимого) суда, разрешающего споры властей разного уровня; ü наличием института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы относительно предметов совместного ведения сторон. Отдельные субъекты формируются на основе либо национальных (Бельгия), либо территориальных (Германия), либо смешанных (Россия) общностей граждан. К исключительной компетенции союзных органов относятся вопросы обороны страны, денежного регулирования, таможенная политика. Группа вопросов относится к совместному ведению (например, налаживание внешнеэкономических отношений), ряд вопросов является прерогативой только субъектов федерации. Степень автономности субъектов федерации подчас весьма высока. Однако они не могут в одностороннем порядке выйти из состава союзного государства. Спектр отношений между Центром и регионами располагается в диапазоне от «централизованного федерализма» до «договорного федерализма» (когда объединение государств происходит на основе строго оговоренной передачи субъектами некоторых своих прав новообразованному центральному правительству). Тенденции к автономизации субъектов постоянно нарастают. Многие регионы создают постоянные внешнеторговые представительства в других странах, становятся членами международных организаций. Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. К разновидностям государственных объединений конфедеративного типа относятся: ü кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра); ü ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США); ü договорные союзы, представляющие собой такое политическое устройство, при котором большее государство односторонне влияет на меньшее, не имеющее практически никакого воздействия на управление большей частью (Бутан и Индия) и др. Формы государственного правления: Формы правления, подразумевающей определенную структуру и правовое положение высших органов государственной власти, а также порядок их формирования, принято выделять монархии и республики. Монархии представляют собой такую форму государственного устройства, источником и одновременно высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не зависящее от выбора населения. Монархии: ü абсолютные ü конституционные: o дуалистические, где монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко) o парламентские, где «первые лица» в основном обладают представительскими функциями, не имея возможности существенно влиять на политические решения (Великобритания, Испания, Швеция). Республики означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти. Республики: ü парламентские ü президентские ü смешанные: o суперпрезидентская (Боливия, Колумбия, Гондурас) o президентско-парламентская, или полупрезидентская, республика (Ирландия, Португалия, Франция, Финляндия). Здесь у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к тому, что сильная президентская власть соединяется с контролем за правительством со стороны парламента. Типы современных государств: Правовое государство: Основным ценностно-нормативным инструментом, закрепившим правовой порядок отношений государства и общества задавшим всеобщие принципы организации публичной жизни, особенности устройства государства, стала конституция. Система конституционализма придала должную юридическую форму деятельности государства, распределив полномочия и функции его различных ветвей и органов, и стала источником права, воплощенного в этих конституциях, являлась личность, чьи права и свободы объявлялись высшим критерием деятельности всего государства. Правовое государство, начавшее складываться под влиянием либеральных конституций, означало ориентацию всех его органов на ценности прав человека, которые не могли быть изменены никакими частными законодательными актами. Универсальным регулятором политических конфликтов стало право, закон и система устойчивых правил поведения. Социальной основой правового государства явилось гражданское общество, которое олицетворяло наличие независимых и не опосредованных государством разнообразных взаимоотношений граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления. Приоритет гражданского общества определяет два принципа: ü по отношению к гражданам - «разрешено все, что не запрещено законом» ü по отношению к институтам власти - «разрешено только то, на что институты уполномочены законом». В настоящее время в развитых индустриальных странах наступил этап «нового индивидуализма», возвестившего органическое сочетание его принципиальных установок с коллективными ценностями, выводящими на первый план приоритеты всего социума в целом. Разделение властей в правовом государстве: В целом разделение полномочий властей, прерогатив и функций исполнительной, законодательной и судебной властей свидетельствует о стремлении данного типа государства предотвратить монополизацию власти и добиться наиболее оптимального соотношения функций при принятии решений. Этот принцип выражает необходимость функциональной дифференциации в организации государственных структур, препятствующей монополизации власти и узурпации принятия решений тем или иным центром влияния. Ориентация на разделение прав и полномочий различного уровня властей в правовом государстве, означают создание системы сдержек и противовесов, направленной на сохранение необходимого для стабильности политического порядка. Разделение властей представляет собой механизм, обеспечивающий оптимизацию процесса принятия политических решений в государстве. Необходимость и плодотворность разделения властей в правовом государстве диктуется и необходимостью уравновешивания интересов и сил влияния на власть со стороны различных элитарных группировок. Социальное государство: Утверждение правового государства не означало «завершения» исторической эволюции государственности. Утверждение принципов индивидуальной свободы, создание условий для равной конкуренции не привело к всеобщему счастью и благополучию граждан. Ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось возникновение в развитых индустриальных странах нового типа государственности – государства социального. Предлагавшаяся политическая модель предполагала обеспечение каждому гражданину минимально необходимых условий, которые обеспечили бы ему достойное существование, уровень защищенности, принципы деятельности государства предполагали сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граждан. Такая переориентация деятельности государства отразилась не столько на системе организации власти, сколько на модификации стиля деятельности его структур и органов власти. Это предполагало перераспределение государственного бюджета в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В идеале стратегия социального вспомоществования была направлена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 2876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.204 (0.015 с.) |