Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как политический институт.

Поиск

Понятие и теории происхождения:

Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечи­вающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Теории происхождения:

ü Теория естественного происхождения (Др. Греция) - люди как социальные по своей природе су­щества неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство. Государство как проявление естественного стремления людей к взаимному общению и средство достижения морального совершенства.

ü Теория божественного происхождения (средние веки) – государство как результат Божьего промысла. Соединившись с интересами института церкви, эта идея интерпретировалась в духе теории «двух мечей», признававшей пра­вомерность наличия центров светской и церковной власти, каждая из которых считалась дарованной Богом и обладала собственной ком­петенцией.

ü Договорная теория – признание народа главным источником государственного суверенитета. Теория общественного договора(XVII-XVIII вв.) утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и пе­редать правителям определенные полномочия.

ü Теория «насильственного» образования государства (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин) - государство было создано путем захвата и насилия сильных над сла­быми. Государство как воплощение соци­ального зла.

ü Теории Ф. Ницше и Г. Гегеля – силовое происхождение государства имеет положительное для общества значение. Государство, проявляя в своей де­ятельности заложенную при его рождении силу, организует власть сильных над слабыми. Государство при­знавалось институтом, стоящим выше ограничений обыденной мо­рали или прав отдельной личности.

ü Марксистская теория - причина создания государства (непримиримость классо­вых взаимоотношений, вследствие чего экономически господствую­щий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов).

Государство как институт социальной власти базируется на вертикальных способах принуждения, но есть и система горизонтальных отношений. Их также называют сетевыми контактами, которые образуют другую схему взаимодействия. Вертикальные формы сейчас уменьшаются, а горизонтальные формы растут. Государство становится инструментом, вынужденным отдавать часть функций международному сообществу и наоборот правительствам на местах.

Государство как особый политический институт позиционируют след параметры:

1. Публично-властный характер - государство решает различные конфликты, регулирует взаимоотношения, вступает в контакты именно как публичный институт. Государство должно ставить задачи качественного характера, позиционировать себя как "руководящее и направляющее" начало, определяющего целенаправленное развитие общества. Властный характер тоже принципиально присущ государственным решениям.

2. Государство действует в режиме поддержания двойных и тройных стандартов - как только начинает поиск фаворита, государство начинает реагировать неодинаково;

3. Государство обладает троякой формой организации политической власти - полностью совпадает с троякой формой политической власти: публичная, теневая и полутеневая организации власти;

4. Тесная связь регулятивных функций с дискурсом элитарных и неэлитарных слоёв. Функции государства зависят от того как элитарные круги договорятся между собой.

5. Взаимосвязь власти, управления и самоорганизации населения как основание выполнения регулятивных функций. Государство одновременно пытается использовать вертикальное и горизонтальное давление, учитывая те "Фокусы", которые существуют у граждан, чтобы политически локализовать какой-либо конфликты.

Многие сетевые контакты уходят за пределы сферы взаимодействия государства, государство определённые каналы взаимодействия регулировать не может.

Причины возникновения государства:

Появление государства как политического института вызвано, прежде всего, попыткой добиться организации совмест­ной жизни граждан на отдельной территории. Для этого государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедея­тельности функций. Поэтому в его деятельности существуют как общесоциальные мотивы, так и групповые, связанные с особыми интересами государственной бю­рократии.

Универсальный процесс образования государства, начавшийся с обособления правящей верхушки в родоплеменном обществе, которые, трансформируя свои статусы, постепенно сконцентрировали в своих руках управленческие функции, обладал известной спецификой:

ü На Западе: формирование сословного представительства граждан, института частного права, ограничение власти правителей законом и правом.

ü На Востоке: формирование государственных структур на фоне практического всесилия верхов над обществом.

В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни.

Основные признаки государства:

ü государство выступает как институт, который дей­ствует на строго ограниченной территории.

ü государство предстает в качестве особого аппарата управления социальными процессами, особой группы лиц, профессионально зани­мающихся осуществлением функций по руководству и регулирова­нию общественными отношениями.

ü государство обладает высшей властью (суверенитетом) на зани­маемой им территории. Только оно может издавать и устанавливать общеобязательные законы, нормы для постоянно проживающего на его территории населения.

ü госу­дарство обладает монополией на легальное применение силы.

ü государство обладает и монопольным правом на взимание с на­селения налогов и сборов.

Удельный вес каждой из этих черт весьма различен. В современных условиях снижается значение территори­альных параметров, нарастание инфор­мационной и экономической проницаемости границ сокращает су­веренные права национальных государств.

Внутреннее устройство государств:

Формы территориального устройства государств:

С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитар­ные, федеративные и конфедеративные.

В унитарном государстве все административные единицы не обла­дают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. С точки зрения степени кон­центрации властных полномочий вы­деляют централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) и де­централизованные (Франция, Испания) государства.

Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных государств (регио­нов, субъектов федерации), каждое из которых обладает определен­ной автономией и имеет особые отношения с центральной властью. Федерация - это форма сочетания двух государственных суверенитетов.

С точки зрения своего внутреннего строения федерация отлича­ется:

ü наличием двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией в вопросах представления интересов граждан;

ü конституционным распределением исполнительных и законо­дательных полномочий Центра и субъектов федерации;

ü обеспечением представительства региональных интересов на фе­деральном уровне (чаще всего за счет образования второй палаты федерального парламента);

ü верховенством федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласия большинства членов фе­дерации;

ü наличием третейского (независимого) суда, разрешающего спо­ры властей разного уровня;

ü наличием института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы относительно предметов совместного ве­дения сторон.

Отдельные субъекты формируются на основе либо национальных (Бельгия), либо территориальных (Германия), либо смешанных (Россия) общностей граждан. К исключительной компетенции союзных органов относятся вопросы обороны страны, денежного регу­лирования, таможенная политика. Группа вопросов отно­сится к совместному ведению (напри­мер, налаживание внешнеэкономических отношений), ряд вопросов является прерогативой только субъектов федерации. Степень автономности субъектов федерации подчас весьма высо­ка. Однако они не могут в одностороннем порядке выйти из состава союзного государства.

Спектр отношений между Центром и реги­онами располагается в диапазоне от «централизованного федерализ­ма» до «договорного федерализма» (когда объединение государств происхо­дит на основе строго оговоренной передачи субъектами некоторых своих прав новообразованному центральному правительству). Тенденции к автономизации субъектов постоянно нарастают. Многие регионы создают постоянные внешнеторговые представительства в других странах, становятся членами международных организаций.

Конфедерация представляет собой союз самостоятельных госу­дарств, которые временно передают часть своих полномочий для осу­ществления совместных целей (в области обороны, транспорта, свя­зи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза.

К разновидностям государственных объединений конфедератив­ного типа относятся:

ü кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом вне­шних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);

ü ассоциированные государства, функционирующие на основе до­говорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);

ü договорные союзы, представляющие собой такое политическое устройство, при котором большее государство односторонне влияет на меньшее, не имеющее практически никакого воздействия на уп­равление большей частью (Бутан и Индия) и др.

Формы государственного правления:

Формы правления, подразумевающей определенную структуру и правовое положение выс­ших органов государственной власти, а также порядок их формиро­вания, принято выделять монархии и республики.

Монархии представляют со­бой такую форму государственного устройства, источником и одно­временно высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не завися­щее от выбора населения. Монархии:

ü абсолютные

ü конституционные:

o дуалистические, где монарх наделен в основном исполни­тельными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко)

o парламентские, где «первые лица» в основном обладают представительскими функциями, не имея воз­можности существенно влиять на политические решения (Велико­британия, Испания, Швеция).

Республики означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших ор­ганов государственной власти. Республики:

ü парламентские

ü президентские

ü смешанные:

o суперпрезидентская (Боливия, Колумбия, Гондурас)

o президентско-парламентская, или полупрезидентская, республика (Ирландия, Португалия, Фран­ция, Финляндия). Здесь у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к тому, что сильная президентская власть соединяется с контролем за прави­тельством со стороны парламента.

Типы современных государств:

Правовое государство:

Основным ценностно-нормативным инструментом, закрепившим правовой по­рядок отношений государства и общества задавшим всеобщие принципы организации публичной жизни, особенности устройства государства, стала конституция.

Система конституционализма придала должную юридическую форму деятельности государства, распределив полномочия и функции его различных ветвей и органов, и стала источником права, воплощенного в этих конституциях, являлась личность, чьи права и свободы объявлялись высшим критерием деятельности всего государства.

Правовое государство, начавшее складываться под влиянием ли­беральных конституций, означало ориентацию всех его орга­нов на ценности прав человека, которые не могли быть изменены никакими частными законодательными актами.

Универсальным регулятором политических конфликтов стало право, закон и система устойчивых правил поведения.

Социальной основой правового государства явилось гражданское общество, которое олицетворяло наличие независимых и не опосредованных государством разнообразных взаимоотношений граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления.

Приоритет гражданского общества определяет два принципа:

ü по отношению к гражданам - «разрешено все, что не запрещено законом»

ü по отношению к институтам власти - «разрешено только то, на что институты уполномочены законом».

В настоящее время в развитых индустриальных странах наступил этап «нового индивидуализма», воз­вестившего органическое сочетание его принципиальных установок с коллективными ценностями, выводящими на первый план при­оритеты всего социума в целом.

Разделение властей в правовом государстве:

В целом разделение полномочий властей, пре­рогатив и функций исполнительной, законодательной и судебной властей свидетельствует о стремлении данного типа госу­дарства предотвратить монополизацию власти и добиться наиболее оптимального соотношения функций при принятии решений. Этот прин­цип выражает необходимость функциональной дифференциации в организации государственных структур, препятствующей монополи­зации власти и узурпации принятия решений тем или иным центром влияния. Ориентация на разделение прав и пол­номочий различного уровня властей в правовом государстве, означают создание системы сдержек и противовесов, направленной на сохранение необходимого для стабильности поли­тического порядка.

Разделение властей представляет собой механизм, обеспечивающий оптимизацию процесса приня­тия политических решений в государстве.

Необходимость и плодотворность разделения властей в правовом государстве диктуется и необходимостью уравновешивания интере­сов и сил влияния на власть со стороны различных элитарных груп­пировок.

Социальное государство:

Утверждение правового государства не оз­начало «завершения» исторической эволюции государственности. Утверждение принципов ин­дивидуальной свободы, создание условий для равной конкуренции не привело к всеобщему счастью и благополучию граждан. Ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось воз­никновение в развитых индустриальных странах нового типа государ­ственности – государства социального.

Предлагавшаяся политическая модель предполагала обеспечение каждому гражданину минималь­но необходимых условий, которые обеспечили бы ему достойное су­ществование, уровень защищенности, принципы деятельности государства предполагали сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граж­дан.

Такая переориентация деятельности государства отра­зилась не столько на системе организации власти, сколько на моди­фикации стиля деятельности его структур и органов власти. Это предпо­лагало перераспределение государственного бюджета в пользу наи­менее обеспеченных слоев населения.

В идеале стратегия социального вспомоществования была направ­лена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 2876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.204 (0.015 с.)