Распад Киевской Руси. Города – государства Древней Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распад Киевской Руси. Города – государства Древней Руси



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Образование древнерусской государственности. Деятельность первых Киевских князей. Русская правда…………………………………………..…3

2. Распад Киевской Руси. Города – государства Древней Руси………………………..9

3. Золотая Орда. Татаро – монгольское иго………………………………………….….10

4. Особенности объединения русских земель вокруг Москвы. Политика первых московских князей………………………………………................12

5. Формирование русского унитарного суверенного государства второй половины 15 – нач. 16 века…………………………………………………….16

6. Московское государство при Иване 3………………………………………................18

7. Реформы 50-х годов 16. Века…………………………………………………………..20

8. Завершение процесса формирования деспотического самодержавия. Опричнина, её причины и последствия………………………………………………..25

9. Внешняя политика Ивана Грозного. Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств. Ливонская война………………………………28

10. Общенациональный кризис конца 14 – нач. 17 вв. Смутное время…………..32

11. Россия в середине 17 века. Начало формирования абсолютизма. Правление первых Романовых…………………………………………………………37

12. Украинский и белорусский вопросы в 17 веке…………………………………39

13. Церковный раскол в 17 веке……………………………………………………..43

14. Социально-экономическая политика Петра 1………………………………….45

15. Основные направления внешней политики Петра 1. Северная война……......48

16. Реформы государственного аппарата в первой четверти 18 века. Создание Петром 1 «регулярного государства»………………………………………50

17. Россия в эпоху «дворцовых переворотов»………………………………….......55

18. Российская империя в середине 18 века. Елизавета Петровна………………..57

19. Политика «Просвещённого абсолютизма» в России. Реформы Екатерины II.59

20. Внешняя политика России во второй половине 18 века. Превращение России в мировую империю. «Польский вопрос»……………………60

21. Российская империя в конце 18 – нач. 19 века. Павел 1………………………63

22. Россия в период царствования Александра 1. М. М. Сперанский и его реформаторская деятельность……………………………..65

23. Декабристы и их идеология…………………………………………………….70

24. Общественное движение в России во второй четверти 19 века……………...76

25. Самодержавие Николая 1 (1825 – 1855)……………………………………….77

26. Внешняя политика России во второй четверти 19 века. Крымская война….79

27. Великие реформы 60-х – 70-х годов 19 века………………………………….82

28. Революционная ситуация 50-х – 60-х годов 19 века. Отмена крепостного права…………………………………………………………………………………..85

29. Общественное движение 60-х – 70-х годов 19 века. Революционное народничество………………………………………………….…88

30. Политическая ситуация 80-х – начала 90-х гг. 19 века. Охранительная политика Александра 3……………………………………………89

31. Россия на пороге 20 столетия. Самодержавие Николая 2…………………..91

32. Система С. Ю. Витте…………………………………………………………..93

33. Русско-японская война 1904 – 1905 гг., её последствия…………………….94

34. Общественно-политическая жизнь России на рубеже 19 – 20вв…………...96

35. Революция 1905 – 1907 гг. в России. Манифест 17 октября 1905 года. Создание политических партий в России в 1905 – 1907 гг………………………..98

36. От манифеста 17 октября 1905 года к третьиюньскому перевороту. ……..103 Первая и Вторая Государственные Думы. Аграрный вопрос в 1 и 2 Государственной думе……………………………………………………..………..103

37. Реформы П. А. Столыпина…………………………………………………...105

38. Первая мировая война и участие в ней России. Боевые действия в 1911 – 1916 гг…………………………………………………..108

39. Февральская революция 1917 года. Крушение царизма……………………111

40. Революционный процесс 1917 года (от февраля к октябрю). Двоевластие.113

41. Октябрь 1917 года. Формирование первого Советского правительства…..117

42. Этапы гражданской войны. Белое движение………………………………...119

 

 

1. Экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»……………………….

2. Экономика в период НЭПА. Особенности большевистского реформаторства 1921 - 1928 гг…………………………………………………………......

3. Борьба за власть в политическом руководстве страны в 1923 – 1928 гг………………..

4. Становление тоталитарной системы в конце 20-х – 30-х гг……………………………..

5. Технологическая модернизация советского общества (конец 20-х – 30-е годы): коллективизация индустриализация……………………………………………………...

6. Внутриполитическая обстановка в СССР в 30-е гг. 20 века. Большой террор». Московские судебные процессы 1936-1938 гг……………………………………………

7. Внешняя политика СССР в конце 20-х – нач. 30-х гг…………………………………….

8. Приоритеты внешней политики СССР в 1933-1938 гг. Пакт Молотова - Риббентропа и его исторические последствия………………………………

9. Боевые действия на фронтах ВОВ в начальный период 1941-1942 гг…………………..

10. Коренной перелом во второй мировой войне, 1943год…………………………………..

11. Разгром фашисткой Германии и милитаристской Японии 1944-1945 гг……………….

12. Последние годы сталинского правления. Апогей сталинизма, советского тоталитаризма (1946-1953 гг.)………………………………………………………………

13. Идеология сталинизма и культура. «Ленинградское дело»………………………………

14. 20 съезд КПСС. Историческое значение……………… …………………………………

15. Административная система и попытки реформирования «государственного социализма» в 1953 – 1964 гг. Причины цели результаты……………………………

16. «Оттепель» в культуре и искусстве…………………………………………………….

17. Либерализация внешнеполитического курса 1953- 1964 гг. «Карибский кризис»…

18. Кризис тоталитарной системы в 70-е – 80-е гг………………………………………...

19. Диссидентское движение в 60-е – 89-е годы 20 века………………………………….

20. Внешняя политика СССР в 70-х – 80-х гг………………………………………………

21. Экономические и политические реформы в эпоху перестройки. Демократизация советского общества………………………………………………….

22. Внешняя политика СССР в 1985-1981 гг. Новое политическое мышление…………..

23. Кризис перестройки и крушение СССР…………………………………………………

24. Социально-экономические преобразования 1991-1999 гг……………………………..

25. Внешняя политика России в 1991-1999 гг………………………………………………

26. События 3 – 4 октября 1993 года. Конституция 1993 года…………………………….

27. Современные внутриполитические проблемы России…………………………………

28. Приоритеты внешней политики России…………………………………………………

Образование древнерусской государственности. Деятельность первых Киевских князей. Русская правда

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые лишь в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

 

В 860 году[19] («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, оно было создано извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году или же родственником Рюрика Олегом, захватившим Киев в 882 году.[21][22] В то же время некоторые представители норманизма, такие как Василий Ключевский, называют первоначальной формой Русского государства киевское варяжское княжество Аскольда и Дира, которое стало центром консолидации восточнославянских племён и княжеств в единое государство, а не Новгородское княжество Рюрика, которое они называют местным и кратковременным варяжским княжеством.

Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей. Читая начальный летописный свод, встречаем ряд полуисторических и полусказочных преданий, в которых историческая правда сквозит чрез прозрачную ткань поэтической саги. Эти предания повествуют о князьях киевских IX и X вв. - Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке, Владимире. Вслушиваясь в эти смутные предания, без особенных критических усилий можно уловить основные побуждения, которые направляли деятельность этих князей.

 

ПОКОРЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА. Киев не мог остаться стольным городом одного из местных варяжских княжеств: он имел общерусское значение, как узловой пункт торгово-промышленного движения, и потому стал центром политического объединения всей земли.

 

Деятельность Аскольда, по-видимому, ограничивалась ограждением внешней безопасности Киевской области: из летописи не видно, чтобы он покорил какое-либо из окольных племен, от которых оборонял своих полян, хотя слова Фотия о Росе, возгордившемся порабощением окрестных племен, как будто намекают на это. Первым делом Олега в Киеве летопись выставляет расширение владений, собирание восточного славянства под своею властью. Летопись ведет это дело с подозрительной последовательностью, присоединяя к Киеву по одному племени ежегодно. Олег занял Киев в 882 г.; в 883 г. были покорены древляне, в 884 - северяне, в 885 - радимичи; после того длинный ряд лет оставлен пустым. Очевидно, это порядок летописных воспоминаний или соображений, а не самых событий. К началу XI в. все племена восточных славян были приведены под руку киевского князя; вместе с тем племенные названия появляются все реже, заменяясь областными по именам главных городов.

Расширяя свои владения, князья киевские устанавливали в подвластных странах государственный порядок, прежде всего, разумеется, администрацию налогов. Старые городовые области послужили готовым основанием административного деления земли. В подчиненных городовых областях по городам Чернигову, Смоленску и др. князья сажали своих наместников, посадников которыми были либо их наемные дружинники, либо собственные сыновья и родственники. Эти наместники имели свои, дружины, особые вооруженные отряды, действовали довольно независимо, стояли лишь в слабой связи с государственным центром, с Киевом, были такие же конунги, как и князь киевский, который считался только старшим между ними и в этом смысле назывался "великим князем русским" в отличие от князей местных, наместников.

Для увеличения важности киевского князя и эти наместники его в дипломатических документах величались "великими князьями". Так, по предварительному договору с греками 907 г. Олег потребовал "укладов" на русские города Киев, Чернигов, Переславль, Полоцк, Ростов, Любеч и другие города, "по тем бо городом седяху великии князя, под Ольгом суще". Это были еще варяжские княжества, только союзные с киевским: князь сохранял тогда прежнее, военно-дружинное значение, не успев еще получить значения династического. Генеалогическое пререкание, какое затеял под Киевом Олег, упрекая Аскольда и Дира за то, что они княжили в Киеве, не будучи князьями, "ни рода княжа", - притязание Олега, предупреждавшее ход событий, а еще вероятнее - такое же домышление самого составителя летописного свода. Некоторые из наместников, покорив то или другое племя, получали его от киевского князя в управление с правом собирать с него дань в свою пользу, подобно тому как на Западе в IX в. датские викинги, захватив ту или другую приморскую область Империи Карла Великого, получали ее от франкских королей в лен, т. е. в кормление. Игорев воевода Свенельд, победив славянское племя улучей, обитавшее по нижнему Днепру, получал в свою пользу дань не только с этого племени, но и с древлян, так что его дружина, отроки, жила богаче дружины самого Игоря.

НАЛОГИ.

Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Ольга объезжала подвластные земли и также вводила "уставы и оброки, дани и погосты", т. е. учреждала сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. Дань обыкновенно платили натурою, преимущественно мехами, "скорою". Впрочем, из летописи узнаем, что неторговые радимичи и вятичи в IX и X вв. платили дань хазарам, а потом киевским князьям "по шлягу от рала", с плуга или сохи. Под шлягами надобно разуметь, вероятно, всякие иноземные металлические деньги, обращавшиеся тогда на Руси, преимущественно серебряные арабские диргемы, которые путем торговли в изобилии приливали тогда на Русь. Дань получалась двумя способами: либо подвластные племена привозили ее в Киев, либо князья сами ездили за нею по племенам. Первый способ сбора дани назывался навозом, второй - полюдьем. Полюдье - это административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам.

У византийца Льва Диакона встречаем очень редкое известие, что император Цимисхий по договору со Святославом дозволил Руси привозить в Грецию хлеб на продажу. Главными торговцами были киевское правительство, князь и его "мужи", бояре. К торговому каравану княжескому и боярскому примыкали лодки и простых купцов, чтобы под прикрытием княжеского конвоя дойти до Царьграда. В договоре Игоря с греками читаем, между прочим, что великий князь русский и его бояре ежегодно могут посылать к великим царям греческим столько кораблей, сколько захотят, с послами и с гостями, т. е. со своими собственными приказчиками и с вольными русскими купцами. Этот рассказ византийского императора наглядно указывает нам на тесную связь между ежегодным оборотом политической и экономической жизни Руси.

Самым видным явлением во внешней истории Руси до половины XI в., по Начальной летописи, были военные походы киевских князей на Царьград. До смерти Ярослава их можно насчитать шесть, если не считать похода Владимира на византийскую колонию Херсонес Таврический в 988 г.: Аскольдов, который приурочивали к 865 г., а теперь относят к 860 г., Олегов 907 г., два Ягоревых - 941 и 944 г., второй болгарский поход Святослава 971 г., превратившийся в войну с греками, и, наконец, поход Ярослава сына Владимира 1043 г.

Достаточно знать причину первого и последнего из этих походов, чтобы понять главное побуждение, которое их вызывало. При Аскольде Русь напала на Царьград, раздраженная, по словам патриарха Фотия, умерщвлением своих земляков, очевидно, русских купцов, после того как византийское правительство отказало в удовлетворении за эту обиду, расторгнув тем свой договор с Русью. В 1043 г. Ярослав послал на греков своего сына с флотом, потому что в Константинополе избили русских купцов и одного из них убили. Итак, византийские походы вызывались, большею частью, стремлением Руси поддержать или восстановить порывавшиеся торговые сношения с Византией. Вот почему они оканчивались обыкновенно торговыми трактатами. Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками X в. Из них дошли до нас два договора Олега, один Игорев и один краткий договор или только начало договора Святославова. Договоры составлялись на греческом языке и с надлежащими изменениями формы переводились на язык, понятный Руси.

В Русской Правде сословное деление основывается на отношении лиц к князю, как верховному правителю. Княж муж, боярин, приобретая землю, становился привилегированным землевладельцем, как привилегированный слуга князя.

РАБОВЛАДЕНИЕ. Но первоначальным основанием сословного деления русского общества, может быть, еще до князей, служило, по-видимо-му, рабовладение. В некоторых статьях Русской Правды упоминается привилегированный класс, носящий древнее название огнищан, которое в других статьях заменено более поздним термином княжи мужи, убийство огнищанина, как и княжа мужа, оплачивается двойною вирой. В древних памятниках славяно-русской письменности слово огнище является со значением челяди; следовательно, огнищане были рабовладельцы. Можно думать, что так назывался до князей высший класс населения в больших торговых городах Руси, торговавший преимущественно рабами.

Ру́сская Пра́вда

Сборник правовых норм Киевской Руси.

Связана с Ярославом Мудрым.

Первооткрывателем Русской Правды является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Не сохранилось ранних списков (экземпляров) Русской Правды. Имеются только сравнительно поздние списки.

Краткая Правда известна в 2 списках (прочие списки сделаны в Новое время с этих двух и связаны с В.Н. Татищевым) Новгородской первой летописи младшего извода - Комиссионном и Академическом XV в. В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.

Реформы 50-х годов

Реформирование армии началось с учреждения принципа единоначалия. Это полностью отвечало политике централизации государства. Основу новой армии составляли стрелецкие формирования. Время появления первых стрельцов является спорным, но его принято относить ко времени Ивана IV. В 1550 году впервые упоминаются стрелецкие отряды "выборные" из пищальников. Тогда же была создана "избранная тысяча" из детей боярских, получивших "испомещение" (с предоставлением поместья) вокруг Москвы. Таким образом, царь располагал трехтысячным отрядом избранной пехоты и тысячным отрядом конницы. Они считались личной охраной царя и были предшественниками русской гвардии.

Изменение положения постоянных военных формирований, какими стали стрелецкие отряды, заключалось в том, что они, в отличие от поместного ополчения, жили в специальной слободе и имели постоянное жалованье. Просматривается устройство регулярного войска. Положение стрельцов определялось их происхождением: это было отобранное тяглое посадское население. Вооружение их состояло из гладкоствольного ружья и бердыша.

50-е годы прошли в стремлении укрепить опору централизованной власти. Дворянство, являясь ее социальной опорой, должно было давать верных людей на государственные должности. Привилегированная часть дворян, приближенная ко двору, была занесена в Дворцовую книгу.

Реформирование войска и государственных учреждений требовало новых средств. Проведение финансовой реформы позволило правительству разрешить эту задачу. По новому финансовому положению введена основная единица для взыскания налогов - московская "соха". Это было определенное количество четвертей в зависимости от того, какая земля и кем по своему положению является владелец. И в этом дворяне получили льготные условия.

Реформы по укреплению государства продолжались. В частности, с середины 50-х годов появляются органы управления, которые позднее именовались приказами. Власти отменили дворцово-вотчинный принцип управления. В новых ведомствах сосредоточились нити управления отдельной отраслью экономики и политики в масштабе государства.1555 год - время оформления Поместного и Разрядного приказов. Этими органами упорядочивались вопросы поместного земельного фонда, его эксплуатации и комплектования русской армии. Разрядный приказ полностью был занят организацией дворянского войска, а ввиду постоянных военных действий стал своеобразным штабом дворянской армии. Новые ведомства охватывали посольские дела (это было уделом Посольского приказа), организацию стрелецкого войска и полицейские функции (Стрелецкий и Земский).

Большое значение имел сбор налогов в казну. По реформе эта функция была возложена на Большой приход. Повсеместно были созданы губные учреждения, наделенные судебными функциями. Это было перераспределение судебной власти в пользу губных старост из дворян. Подрывались основы наместничества и кормлений. Этому служила земская реформа 1555 - 1556 годов, по которой местное управление стало земским. Предполагалось выбирать "излюбленные головы", "целовальников". В основном они вербовались из посадского населения и зажиточных категорий черносошного крестьянства. В компетенцию земских властей входили судебные и карательные функции, сбор податей. Последние шли в царскую казну. Реформа служила преодолению феодальных пережитков и появлению стройной системы местного управления.

Уложение о службе 1556 года формировало дворянское ополчение. Служба боярских и дворянских детей начиналась с 15-летнего возраста. Для набора таких "новиков" рассылались бояре и думные чины, дьяки. Набор иногда осуществляли местные воеводы. Определялось имущественное положение принимаемого на службу. Ему определяли поместный и денежный оклад. Поместный составлял определенное количество десятин от 150 (в трех полях) до 450. Это составляло земельную квоту от 100 до 300 четвертей. В деньгах годовой оклад был от 4 до 7 рублей. Вербовка шла в строгом соответствии с сословным представительством - низшие слои не служили.

Светский феодал по Уложению 1556 года был обязан заботиться об обороне государства путем выставления юных воинов с полным вооружением. Соотношение выглядело так: один воин с каждых 150 десятин. Полагались штрафные суммы за невыполнение этого положения. Следствием этой реформы была стабилизация численности дворянской конницы, причем права бояр, превратившихся постепенно в служилых, уравнивались с правами новых дворян.

Большое значение придавалось учету и смотру всех служилых людей. По городам и уездам составлялись списки-десятни, поместное ополчение строилось на принципах строгого учета хода службы дворян и боярских детей. И увольнение, и назначение происходило по десятням, где учитывалось вооружение, наличие коня и людей, размеры поместного и денежного оклада, как регулярно является на службу дворянин. Дворяне и дети боярские выделялись в зависимости от родовитости, служебной пригодности в категории выборных, дворовых и городовых. Выборные входили в группу наиболее доверенных и несли службу при царском дворе либо были царскими телохранителями. Военные условия создавали для них возможность возглавить сотни поместного ополчения. Многочисленные группы детей боярских несли полковую и городовую службу.

Особую категорию составляли московские служилые люди (2 - 3 тыс. человек), которые находились в привилегированном положении. Поместные оклады им были положены от 500 до 1000 четвертей и денежные от 20 до 100 рублей. Еще они имели вотчины, и на них возлагали дипломатические и административные поручения, порой их назначали воеводами в городе. Высшие чины в войске были отданы боярам, окольничим, думным дворянам с поместным окладом до 2000 четвертей и от 500 до 1200 рублей деньгами. Эта категория думных чинов была малочисленна - окольничих указано 15 человек. Бояр, например, при Годунове было 30 человек, а в рассматриваемое время - 15 - 25 человек. Длябольшего порядка в государстве, устранения местничества возник "Государев родословец", где были собраны основные сведения о знатных родах бояр и дворян. Этому же служил "Государев разряд" 1556 года для учета службы бояр и дворян, начиная с 70-х годов XV века. Реформирование армии должно было постепенно ликвидировать монополию феодальной аристократии на командные чины в армии и госуправлении.

 

Начало ливонской войны

Посольство Ливонии прибыло в Москву для продления перемирия 1503 года. В ходе переговоров было предъявлено требование со стороны Русского государства уплаты дани за пользование дерптскими землями, в прошлом бывшими владениями русских князей. Были также высказаны претензии по поводу притеснений русских торговцев, нападений на поселения купцов (так называемые русские концы в городах Риге, Ревеле и др.). Отягощающим обстоятельством было осквернение православных храмов в Ливонии. Посольство приняло условия России.

Однако события развивались стремительно. Борьба между Орденом и рижским архиепископом привела к пленению последнего. На территорию архиепископства, оккупированного Орденом, двинулась стотысячная польско-литовская армия. Литовских феодалов возглавил Николай Радзивилл Черный. Безусловно, это была реакция ряда европейских государств на укрепление русских позиций в Ливонии. Конфликт завершился перемирием 1557 года,

Для того чтобы не дать подготовиться Литве и Польше для серьезной военной кампании, русский царь, сославшись на невыполнение данных обязательств, отдал приказ русской армии перейти ливонскую границу. Январь 1558 года - начало Ливонской войны. Иваном Грозным был послан военный контингент для планомерного продвижения по территории и полного подчинения власти России. Весной и летом 1558 года к России перешли Нарва, Дерпт, города и замки. Была покорена вся восточная часть Эстонии.

На присоединенных территориях назревали крестьянские выступления против немецких помещиков. Эстонские и латышские крестьяне приняли сторону русской армии. На занятых землях было уничтожено феодальное земельное владение Ливонского ордена, ликвидирована немецкая феодальная аристократия.

Однако в правительственных кругах России произошел поворот к политике перемирия, которое было заключено в 1559 году. Для интересов Русского государства перемирие имело негативные последствия. Правительственные сферы служили ареной борьбы боярства и дворянства, опиравшегося на посадских людей. Грозный, возобновляя Ливонскую войну, шел на обострение конфликта, и в 1560 году внешняя ориентация правительства Адашева потерпела крах. Вскоре царь расправился со сторонниками Адашева, использовав факт скоропостижной смерти жены. Объявленный ее отравителем, Адашев умер в Дерпте незадолго до официального суда. Сильвестр, сторонник "Избранной рады", завершил свой путь в Соловецком монастыре. Незавидная судьба постигла их сподвижников, отлученных от двора и власти в 1561-1562 годах.

 

Смутное время

 

Бурные события XVII в. в России получили у современников название Смуты, или Смутного времени. Они представляли собой выражение глубокого кризиса русского общества и являлись гражданской войной, осложненной вмешательством со стороны Польши и Швеции.

Смута - это возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между властями. В русской истории этим термином обозначают период между концом династии Рюриковичей и началом династии Романовых.

Причины и особенности кризиса российской государственности в конце Х - VIвв.

Во 2-ой половине XVI в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, требовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию.

Есть и еще один ключевой момент той эпохи: убийство или несчастный случай с царевичем Дмитрием. До сих пор истинная картина тех дней не восстановлена полностью. Был ли убит Дмитрий, был ли это несчастный случай, убили ли самого Дмитрия или кем–то его подменили, а самого его «спрятали» – однозначного ответа не было. Василий Шуйский клялся, что это был несчастный случай, но действительно с царевичем Дмитрием. Правда, много позже, он же клялся и в другом – царевич Дмитрий был чудесным образом спасен. И опять позже, В. Шуйский говорил, что заговор против девятилетнего царевича устроил Б. Годунов, и это ему удалось. Отсюда и появилась почва для всяческих самозванцев, возжелавших московского трона.

 

После смерти бездетного царя Федора Ивановича Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг осталась без царя, взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Был созван Земский собор, который единодушно избрал на царство Бориса Федоровича. Но в 1601–1603 гг. страну поразили стихийные беды. Такого еще не бывало на Руси. В течение этих лет были неурожаи: то шли нескончаемые дожди, то ударили ранние морозы. Новый посев не взошел, и голод стал всеобщим. «Был же голод три года»,— горевал летописец. Десятками тысяч гибли люди от недоедания. В такой обстановке запустели многие города и села, были заброшены пашни и луга. Династия прервалась, и государство оказалось "ничьим", земля растерялась и пришла в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей "безгосударственной".

Лжедмитрий I

В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. Вскоре узнали, что имя мнимого царевича Юрий Отрепьев.

В 1604 г. никто не сомневался в смерти Дмитрия, но народ не любил Бориса, поэтому мысль о живом царевиче всех пленяла и воодушевляла. В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента. 3 июня 1605 г. все присягнули Лжедмитрию. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать.

Поляки вели себя дерзко и вызывающе. Народ требовал суда. И на беззаконие ответили тем же. Князь Василий Шуйский, ранее помилованный Лжедмитрием, сосланный и вновь приближенный к царю стоял во главе широкого заговора, поддерживаемого как боярами, воинами, так и простым людом. В ночь на 17 мая 1606 г., подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с народом ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.

19 мая 1606 г., во втором часу дня, звуки литавр, труб и колоколов возвестили столице о восшествии на русский престол нового царя – Василия Шуйского. 1 июня 1606 г. совершилось царское венчание Василия в храме Успения. Но в столице было уныние. Новый царь дал оформленное в виде крестоцеловальной (целовал крест) записи обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Новый монарх специальной клятвой отказался от чего-либо, напоминавшего опричный террор, а также от безграничного самовластия. Теперь бояре пытались разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя. Но не было ни милостей, ни пиров, были опалы. Многих важных бояр и сановников, не угодных царю, выслали на службу в дальние города. У большинства из них отобрали поместья, чем Василий сразу нарушил данный им обет и вызвал недоумение. Воцарение и деяния Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания.

 

Церковный раскол в 17 веке

Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Как широкое религиозное движение он зародился после собора 1666-1667 гг., наложившего клятвы на противников греческих обрядов, введенных в практику русского богослужения, и запретившего использование литургических книг, отпечатанных до начала систематического исправления богослужебных текстов по греческому образцу. Реформа, начатая Никоном, превратила бывших друзей в непримиримых врагов, "разрывом лиц, решительно разошедшихся между собою во взглядах и убеждениях"

В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол стал массовым религиозно - общественным движением, породившим свою собственную идеологию, культуру и историческую традицию. Одновременно с расколом произошел острый конфликт светской и духовной власти, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали немало нареканий как у мирян, так и среди самого духовенства. Много нелепого было и в чине богослужения, например, многогласие, когда в целях сокращения церковной службы в храме одновременно читали евангелие, пели и произносили ектении или возгласы. Господствовало хомовое пении, при котором слова растягивались до бессмыслия, с переменою в них ударений и с прибавлением новых гласных[7]. Против многогласия и других нарушений канонов выступал так называемый кружок "ревнителей благочестия", сложившийся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. Среди членов этого кружка можно назвать влиятельного государственного деятеля Федора Ртищева, протопопа Казанского собора в Москве Иоанна Неронова, юрьевского протопопа Аввакума и архиепископа Новгородского Никона[8]. Ревнители ввели в своих храмах единогласие и, пользуясь доступом к царю Алексею Михайловичу, добились нескольких царских указов об исправлении церковных недостатков. Их действия вызывали серьезное сопротивление со стороны высших иерархов, в особенности со стороны тогдашнего патриарха Иосифа.

 

В 1652 году Никон, став патриархом, с присущей ему страстностью принялся проводить в жизнь реформу в обрядовой области, совершенно не затрагивая канонической. Вводимые Никоном реформы Церкви, имели трагические последствия: церковный раскол и конфликт между Церковью и государственной властью. Любимец царя Алексея Михайловича, которого чрезвычайно привлекала идея «Москва – третий Рим», Никон хотел осуществить через Москву «Вселенское православное Царство». Для этого, прежде всего, было необходимо провести унификацию богослужения.

В феврале 1653 года он приказал во всех московских церквах запретить верующим «творить поклоны» стоя на коленях, допускались только поясные поклоны. Крестное знамение допускалось только троеперстное. Позже патриарх решительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими: было предписано петь «аллилуйя» не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; иначе стало писаться имя Христа - «Иисус» вместо традиционного «Исус». В 1653 - 1656 гг. проводилось также исправление богослужебных книг. Официально необходимость в исправлениях мотивировалась на соборе 1654 г. тем, что в старопечатных книгах было много ошибок, вставок, и тем, что русский богослужебный чин очень существенно отличался от греческого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.055 с.)