ТОП 10:

Реформы 50-х годов XVI века.



Присоединение Казани и Астрахани. "Избранная рада"

Положение в стране требовало решительных мер, прежде всего организации власти. После прокатившихся городских восстаний и крестьянских бунтов землевладельцы увидели опасность дальнейшего противостояния аристократии и поднимающегося дворянства. Примирение произошло путем образования "Избранной рады" (правительственного кружка) во главе с думным дворянином Алексеем Адашевым. Духовник царского двора, священник Благовещенского собора Сильвестр и глава рады были сторонниками мирного соглашения с родовитой знатью. Интересы княжат и бояр в раде представляли князья И.Ф. Мстиславский, М.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий. Входили в нее также аристократы: князья Д.И. Курлятев и совсем молодой Андрей Курбский.

 

Правительственная политика в направлении примирения различных групп феодалов началась с созыва в царских палатах в Москве в феврале 1549 года так называемого собора примирения. На земский собор собрались представители духовенства, бояр и дворян. В речи Ивана IV была резко осуждена позиция боярской реакции и многочисленные злоупотребления отдельных групп княжат. Публично царь простил прошлые государственные преступления и измены. На соборе была объявлена подготовка к упорядочению законов. К государственной службе в широких масштабах привлечено Дворянство и даже торгово-промышленная верхушка. Сословно-представительная монархия как тип Правления исключала присутствие представителей зависимого населения - крестьян. Политика правительства была направлена на реформирование госаппарата, облегчавшего контроль за огромной территорией централизованного государства. Была образована специальная Челобитная изба. Она была предназначена рассматривать с позиций правительства все челобитные, просьбы, жалобы. Адашев и Сильвестр, занимавшиеся рассмотрением челобитных, обладали вместе с тем правом контроля за чиновными людьми в ведомствах. В этот период свои челобитные послал царю Иван Пересветов. В его произведениях была своевременная программа ограничения боярской удельной власти и укрепления централизованного государства. Проект реформ предусматривал укреплять дворянский слой. Возвышение дворян, учил Пересветов, должно происходить за конкретные воинские заслуги. Видя во дворянстве основу будущей армии, он предлагал ввести постоянное жалованье "воинникам" (дворянам). Большое место в системе Пересветова отводилось укреплению внешней политики за счет присоединения Казани и помощи славянским народам в деле освобождения от турецкого ига. Социальная и просветительская программа поставила его имя в ряд других представителей европейской общественно-политической мысли. Пересветов отстаивал сильную монархию и этим был полезен в исполнении планов Ивана IV.

Судебник 1550 года и "Стоглав"

Составление нового свода законов - Судебника - в 1550 году продемонстрировало дворянский характер реформ "Избранной рады" со всей их непоследовательностью. Это отчасти объяснялось политикой компромиссного правительства. С одной стороны, реформы проводились в интересах дворянства и посадских слоев, но осуществлялись боярскими кругами. Все изменения не касались крупного землевладения, сохраняя экономическое могущество бояр и княжат. В Судебнике делался упор на централизацию органов управления. В судебной практике расширена сословная база за счет посадских людей и черносошной категории крестьян. Следуя за мелкими и средними собственниками, свод законов 1550 года подтвердил право выхода крестьян только в Юрьев день. Увеличивалась плата за "пожилое" - сумма, полагавшаяся феодалу. Предусматривался их уход осенью с уплатой еще 2 алтын в счет зимней повозной повинности. Основной задачей Судебника было не допускать оттока рабочей силы из дворянских поместий к боярам и в монастырские хозяйства.

Утверждался Судебник на церковном Стоглавом соборе в 1551 году. На церковном соборе была сделана попытка со стороны правительства ликвидировать Церковно-монастырские землевладения и земли, так называемые "белые слободы", наделенные податными льготами. Вопрос был поставлен, но не поддержан. На заседаниях прозвучал принцип незыблемости права церкви на недвижимость. Компромисс в этом вопросе все же был достигнут. Покупаемые земли должны были быть заявлены царю. Ограничивалось монастырское землевладение, запрещалось передавать земельные участки "на помин" усопшего боярина. Ранее это была распространенная практика расширения земельных угодий церквей и монастырей.

Реформы 50-х годов

Реформирование армии началось с учреждения принципа единоначалия. Это полностью отвечало политике централизации государства. Основу новой армии составляли стрелецкие формирования. Время появления первых стрельцов является спорным, но его принято относить ко времени Ивана IV. В 1550 году впервые упоминаются стрелецкие отряды "выборные" из пищальников. Тогда же была создана "избранная тысяча" из детей боярских, получивших "испомещение" (с предоставлением поместья) вокруг Москвы. Таким образом, царь располагал трехтысячным отрядом избранной пехоты и тысячным отрядом конницы. Они считались личной охраной царя и были предшественниками русской гвардии.

Изменение положения постоянных военных формирований, какими стали стрелецкие отряды, заключалось в том, что они, в отличие от поместного ополчения, жили в специальной слободе и имели постоянное жалованье. Просматривается устройство регулярного войска. Положение стрельцов определялось их происхождением: это было отобранное тяглое посадское население. Вооружение их состояло из гладкоствольного ружья и бердыша.

50-е годы прошли в стремлении укрепить опору централизованной власти. Дворянство, являясь ее социальной опорой, должно было давать верных людей на государственные должности. Привилегированная часть дворян, приближенная ко двору, была занесена в Дворцовую книгу.

Реформирование войска и государственных учреждений требовало новых средств. Проведение финансовой реформы позволило правительству разрешить эту задачу. По новому финансовому положению введена основная единица для взыскания налогов - московская "соха". Это было определенное количество четвертей в зависимости от того, какая земля и кем по своему положению является владелец. И в этом дворяне получили льготные условия.

Реформы по укреплению государства продолжались. В частности, с середины 50-х годов появляются органы управления, которые позднее именовались приказами. Власти отменили дворцово-вотчинный принцип управления. В новых ведомствах сосредоточились нити управления отдельной отраслью экономики и политики в масштабе государства.1555 год - время оформления Поместного и Разрядного приказов. Этими органами упорядочивались вопросы поместного земельного фонда, его эксплуатации и комплектования русской армии. Разрядный приказ полностью был занят организацией дворянского войска, а ввиду постоянных военных действий стал своеобразным штабом дворянской армии. Новые ведомства охватывали посольские дела (это было уделом Посольского приказа), организацию стрелецкого войска и полицейские функции (Стрелецкий и Земский).

Большое значение имел сбор налогов в казну. По реформе эта функция была возложена на Большой приход. Повсеместно были созданы губные учреждения, наделенные судебными функциями. Это было перераспределение судебной власти в пользу губных старост из дворян. Подрывались основы наместничества и кормлений. Этому служила земская реформа 1555 - 1556 годов, по которой местное управление стало земским. Предполагалось выбирать "излюбленные головы", "целовальников". В основном они вербовались из посадского населения и зажиточных категорий черносошного крестьянства. В компетенцию земских властей входили судебные и карательные функции, сбор податей. Последние шли в царскую казну. Реформа служила преодолению феодальных пережитков и появлению стройной системы местного управления.

Уложение о службе 1556 года формировало дворянское ополчение. Служба боярских и дворянских детей начиналась с 15-летнего возраста. Для набора таких "новиков" рассылались бояре и думные чины, дьяки. Набор иногда осуществляли местные воеводы. Определялось имущественное положение принимаемого на службу. Ему определяли поместный и денежный оклад. Поместный составлял определенное количество десятин от 150 (в трех полях) до 450. Это составляло земельную квоту от 100 до 300 четвертей. В деньгах годовой оклад был от 4 до 7 рублей. Вербовка шла в строгом соответствии с сословным представительством - низшие слои не служили.

Светский феодал по Уложению 1556 года был обязан заботиться об обороне государства путем выставления юных воинов с полным вооружением. Соотношение выглядело так: один воин с каждых 150 десятин. Полагались штрафные суммы за невыполнение этого положения. Следствием этой реформы была стабилизация численности дворянской конницы, причем права бояр, превратившихся постепенно в служилых, уравнивались с правами новых дворян.

Большое значение придавалось учету и смотру всех служилых людей. По городам и уездам составлялись списки-десятни, поместное ополчение строилось на принципах строгого учета хода службы дворян и боярских детей. И увольнение, и назначение происходило по десятням, где учитывалось вооружение, наличие коня и людей, размеры поместного и денежного оклада, как регулярно является на службу дворянин. Дворяне и дети боярские выделялись в зависимости от родовитости, служебной пригодности в категории выборных, дворовых и городовых. Выборные входили в группу наиболее доверенных и несли службу при царском дворе либо были царскими телохранителями. Военные условия создавали для них возможность возглавить сотни поместного ополчения. Многочисленные группы детей боярских несли полковую и городовую службу.

Особую категорию составляли московские служилые люди (2 - 3 тыс. человек), которые находились в привилегированном положении. Поместные оклады им были положены от 500 до 1000 четвертей и денежные от 20 до 100 рублей. Еще они имели вотчины, и на них возлагали дипломатические и административные поручения, порой их назначали воеводами в городе. Высшие чины в войске были отданы боярам, окольничим, думным дворянам с поместным окладом до 2000 четвертей и от 500 до 1200 рублей деньгами. Эта категория думных чинов была малочисленна - окольничих указано 15 человек. Бояр, например, при Годунове было 30 человек, а в рассматриваемое время - 15 - 25 человек. Длябольшего порядка в государстве, устранения местничества возник "Государев родословец", где были собраны основные сведения о знатных родах бояр и дворян. Этому же служил "Государев разряд" 1556 года для учета службы бояр и дворян, начиная с 70-х годов XV века. Реформирование армии должно было постепенно ликвидировать монополию феодальной аристократии на командные чины в армии и госуправлении.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.01 с.)