История России 1861-1917 годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История России 1861-1917 годов



История России 1861-1917 годов

Сергеев А. В.

11.10.2011

Отмена крепостного права

Источники:

«Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов» М. 1957 год.

Джаншиев Г. А. «Эпоха Великих реформ».

Зайончовсковский П. А. «Отмена крепостного права в России» М. 1968 год.

Христофоров И. Б. «Аристократическая оппозиция реформам».

Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. www.PRLib.ru

www.HRONO.ru

Александр II: царь-освободитель

19 февраля 1855 года на российский престол вступил Александр II, старший сын императора Николая I. Со вступлением Александра на престол в российском обществе связывалось немало надежд, в том числе на отмену крепостного права.

По своей натуре Александр II не был реформатором-либералом. Он получил хорошее образование, его наставником был Жуковский. Александр уже с 30-х годов привлекался к управлению государством и к 1855 году уже имел опыт управления. В то время Александр выступал за ужесточение цензуры и укрепление курса своего отца. Но вступив на престол, Александр II был вынужден изменить свои взгляды на реформы.

С самого начала своего правления Александр II начал постепенную либерализацию внутренней политики России. Во время коронационных торжеств Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам и участникам польского восстания.

Предпосылки и подготовка отмены Кп вопр.1.

Социально-экономические предпосылки:

1) В целом, потенциал экономической системы, основанной на крепостном труде, к середине XIX века оказывается исчерпанным. Несмотря на то, что в России не было падения производства, отсутствовал и рост экономики, что было неприемлемо.

2) Капиталистические отношения вошли в конфликт с крепостничеством. Крепостное право тормозило развитие промышленности и сковывало инициативу крестьян.

3) Помещичьи хозяйства, основанные на крепостном труде, все больше и больше приходили в упадок. Основанные на барщине хозяйства приходили в упадок по причине незаинтересованности крестьян в своем труде.

4) Шел процесс разорения помещичьих хозяйств. Середина XIX столетия – тот период, когда большинство помещичьих имений были заложены и перезаложены – до 69% крепостных крестьян. К середине XIX столетия из 29 000 дворянских семей 18 000 не владели крестьянами.

5) В XIX столетии быстро росло число крестьянских выступлений – в 50-е годы происходило более 100 крестьянских волнений ежегодно, тогда как в начале века их число не превышало 20 в год.

Еще при Николае I были образованы один за другим 9 Секретных комитетов по крестьянскому вопросу, деятельность которых не сдвинула вопрос с мертвой точки. При Александре II был образован 10 секретный комитет по крестьянскому вопросу, позднее преобразованный в Главный Комитет.

В первый год царствования Александра II к нему стали поступать записки с предложениями о проведении реформ. В 1855 году к Александру поступила «Дума русского».

Впервые о намерении отменить крепостное право Александр II заявил 30 марта 1956 года в своей речи перед представителями московского дворянства. Александр сказал, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать революции снизу. В течение 1856 года правительство пыталось выяснить отношение дворянства к грядущей реформе. Была сделана очередная попытка добиться инициативы в подготовке и проведении реформы от самих дворян.

В 1856-59 годах императору предоставлялись проекты освобождения крестьян. Это были дворянские проекты, их было более 100 и делились они на 3 группы:

Проекты помещиков нечерноземных губерний. Наиболее известен проект тверского предводителя дворянства Луковского. Он предлагал освободить крестьян с землей без переходного состояния. Земля при этом должна быть выкуплена у помещиков самими крестьянами.

Проекты помещиков черноземной полосы. Наиболее типичен проект полтавского помещика Позена. Помещики Черноземья были заинтересованы в сохранении в своих руках максимального количества земли. Крестьянам предоставлялись при освобождении небольшие земельные наделы.

Проекты помещиков степной полосы. Проект самарского помещика славянофила Самарина. Он предлагал освободить крестьян с землей, но требуется установить переходный период на 10-12 лет. Во время этого переходного периода крестьяне несли перед помещиком свои прежние обязанности по оброку и барщине. Именно этот вариант и стал основой реформы.

Разработка реформы была поручена министерству Внутренних Дел и его начальнику С. С. Ланскому. В январе 1857 года был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Осенью 1857 года помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний выразили свое стремление участвовать в подготовке реформы. В ноябре 1857 года в этих губерниях были учреждены три губернских комитета для подготовки местных проектов крестьянской реформы. В декабре того же года губернский комитет был также создан в Санкт-Петербурге. В течение 1858 года такие комитеты были открыты в 45 губерниях. Сам Александр II не ожидал от губернских комитетов большой пользы. В феврале 1858 года Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Большинство помещиков к царским рескриптам отнеслось отрицательно. В губернских комитетах началась борьба между либералами и консерваторами. Летом и осенью 1858 года Александр II совершает поездку по России. В своих выступлениях император подчеркивал незыблемость своего решения отменить крепостное право. Помимо помещиков, к реформе большой интерес проявило и крестьянство, которое всколыхнулись слухи о грядущем освобождении. В 1858 году было около 200 выступлений, в 1859 году – около 600. Наибольший резонанс получило восстание в Эстонии. Для крестьян Прибалтики освобождение случилось еще в 1816 году, но земли эти крестьяне не получили и сильно зависели от своих арендодателей.

4 марта 1859 года при Главном комитете по крестьянскому делу создается редакционная комиссия, возглавленная Я. И. Ростовцевым. Редакционные комиссии представляли собой рабочий орган при Комитете и рассматривали проекты дворян. Комиссия делилась на Хозяйственный, финансовый и юридический отделы. Большинство членов Комиссии составляли либералы, примерно равным в Комиссии было число чиновников и общественных представителей.

В августе 1859 года был подготовлен проект «Положения о крестьянах». Предполагалось обсудить проект с представителями Губернских комитетов. Было принято решение собирать депутатов малыми группами. Первыми были 36 депутатов, а в феврале 1860 года – еще 45 депутатов. Депутатам было запрещено общаться между собой, собираться вместе, подавать коллективные предложения.

Проект «Положения о крестьянах» был подвергнут депутатами критике, депутаты отмечали,что нормы крестьянских наделов по проекту завышены, а крестьянские повинности- занижены. Депутаты черноземных губерний даже пытались сохранить право вотчинного суда. В проект были внесены незначительные поправки с учетом пожеланий депутатов. В октябре 1860 года Комиссия завершила работу над проектом, и он поступил в Главный комитет, где он обсуждался до 14 января 1861 года. 28 января проект поступил в Государственный Совет, где проект достаточно долго обсуждался. Только 16 февраля Государственный Совет, понукаемый Александром II, одобрил «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Император подписал «Положение...» 19 февраля 1861 года, к годовщине своего восшествия на престол. Одновременно с «Положениями…» был подписан Манифест «Об освобождении крестьян». В тот же самый день был учрежден Главный комитет об устройстве сельского состояния. Возглавил его брат императора ВК Константин Николаевич. Комитет должен был контролировать исполнение Манифеста и «Положения…», кроме того, Главный комитет выступал в качестве арбитра в спорах между крестьянами и помещиками.

Обнародование этих актов происходило в течение марта 1861 года, так как правительство опасалось новой вспышки крестьянских волнений.

«Положения» 19 февраля 1861 года. Реализация реформ.

«Положения…» - 17 отдельных законодательных актов. Действие этих актов распространялось на 45 губерний. В общей сложности освобождено было 22,5 миллиона крепостных крестьян у 120 000 помещиков.

В манифесте объявлялось, что в течение 2 лет крестьяне были обязаны отбывать свои прежние повинности в пользу помещиков. Было установлено максимальное количество барщинных дней – не менее 70 дней в год. Был отменен сбор натуральных продуктов. Оброчных крестьян было запрещено переводить на барщину. После 1863 года временнообязанное положение крестьян сохранялось, и было ликвидировано лишь в 80-е годы XIX века при Александре III.

Крестьяне сразу получали личную свободу. Согласно реформе, в течение лета 1861 года, вводилось крестьянское общественное управление. За образец было взято деревенское самоуправление государственной деревни. Органом управления сельским обществом был сельский сход, куда входили все домохозяева общества. На сходе избирался сельский староста, представлявший интересы общества. На сельском сходе избирались представители на волостной сход – 1 человек от 10 дворов. Волостной сход и избирал волостного старшину на 3 года. На волостном сходе раскладывались мирские повинности, составлялись рекрутские списки, волостной старшина был обязан следить за порядком и благочинением. Существовал также волостной суд, рассматривавший крестьянские тяжбы по делам, сумма которых составляла не более 100 рублей.

Летом 1861 года создается институт мировых посредников. Мировые посредники должны были проверять, утверждать и вводить в действие уставные грамоты, разбирать споры между помещиками и крестьянами, осуществлять надзор над органами крестьянского самоуправления. Уставные грамоты – договора между крестьянским миром и помещиком о межевании земель. Мировые посредники назначались Сенатом из числа местных дворян-землевладельцев. Прежде всего, посредники отстаивали интересы дворян: своих соседей и друзей.

Были созданы также так называемые мировые участки. Мировой участок во главе с мировым посредником объединял несколько волостей. В губернии было 30-50 таких участков. Мировые посредники были подотчетны губернскому съезду МП, а съезд - губернскому по крестьянским делам присутствию.

Согласно положениям помещики сохраняли право собственности на всю принадлежащую им землю, а крестьяне, по сути, становились пользователями этой земли. Чтобы стать собственником земли крестьянин должен был выкупить ее у помещика. При определении норм крестьянских наделов вся территория России была разделена на 3 полосы – черноземную, нечерноземную и степную. Полосы делились на местности, на которых устанавливались пределы крестьянских земель. При наделении крестьян землей на практике вводились так называемые отрезки.

В конечном итог бывшие крепостные крестьян получили земли меньше, чем это было при крепостном праве. В среднем крестьянин получил 3,4 десятины, тогда как для ведения нормального хозяйства требовалось около 8 десятин.

 

Значение крестьянской реформы.

Реформа дала лич свободу крестьянству. Реформа затронула интересы помещиков и крестьян. Была ликвидирована помещичья монополия на использование крепостного труда, экономич могущество дворянства было подорвано. Дворяне потеряли земли. Была ликвидированиа вотчинная юстиция, крепостные вышли из административного контроля помещиков. Большинство помещиков видели в реформе начало своего разорения.

Крестьянская реформа характеризуется как непоследовательная и противоречивая. ННо реформа дала возможность России двигаться по буржуазному пути развития. В России в 1880-х начинается промышленный подъем. Была разрешена стоявшая перед российской промышленностью проблема свободной наемной рабочей силы.

Кардинальным образом изменилась социальная структура. Причем изменение структуры идет по буржуазному вектору. В России формируются новые классы – буржуазия и пролетариат. Крестьянство становится менее патриархальным, в крестьянскую среду начинают проникать новшества, выражающиеся через материальную культуру (новая одежда, предметы обихода)

Крестьянская реформа стала фундаментом дальнейших реформ Александра II, невозможных в крепостнической стране.

В то же время проблема нехватки земли у крестьян не была разрешена.

9.11.2011

Городская реформа

В 1870 году издается «Городовое положение» - акт, реформировавший органы городского самоуправления. Новое «положение» выстраивает органы самоуправления на буржуазных принципах. Органы городского самоуправления стали формироваться выборным путем на основе имущественного ценза. Избирать могли только мужчины, достигшие 25 лет. Выборы проходили по трем куриям: курия крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Курии составлялись исходя из принципа равенства общих сумм городских налогов. Численность городских дум зависела от количества горожан и составляла по России от 30 до 72 гласных. В Москве было 380, в Санкт-Петербурге – 250 гласных. На заседании городской думы избирались городской голова, товарищ (зам) головы и представители управы. Голова возглавлял как думу, так и управу города. В компетенции дум и управ были насущные хозяйственные вопросы городского управления. Также городское самоуправление заведовало медицинскими делами, пеклось о развитии торговли и так далее. Содержались также, пожарная охрана, полиция, тюрьмы, на что уходило до 60% городского бюджета.

Судебная реформа

Судебная реформа была проведена в 1864 году. Это наиболее последовательная, продуманная и завершенная реформа из всех, проведенных в тот период. Реформированная судебная система стала одной из самых либеральных и передовых в мире.

Автором судебной реформы стал статс-секретарь Государственного Совета Сергей Иванович Зарубин. Именно им были разработаны основные положения реформы. Эти положения сводились к следующим:

1) Бессословность суда

2) Равенство граждан перед законом

3) Независимость суда от администрации

4) Достаточное материальное обеспечение судей и квалифицированный отбор кадров

Старые сословные суды были упразднены. Были созданы две системы суда: мировой суд и коронный суд, независимые друг от друга, подчиненные Сенату как высшему судебному органу.

Мировой суд вводился в уездах и разбирал мелкие уголовные и гражданские дела. Мировой суд состоял из одного человека – мирового судьи. Мировой судья избирался земским собранием или городской думой на 3 года. Мировой судья обладал широкими полномочиями при вынесении решения, зачастую ориентируясь не на букву закона, а на дух закона и свои убеждения. Территория уезда делилась на участки, совпадающие с границами волостей, в каждом из которых был свой мировой судья. На уровне уезда действовал уездный съезд мировых судей.

Коронный суд имел две инстанции. Первой инстанцией был окружной суд, судебный округ при этом совпадал с границами губернии. Второй инстанцией была судебная палата, объединявшая несколько округов и состоящая из уголовного и гражданского департаментов.

В основу судебной процедуры был положен состязательный процесс. Обвинение формулировалось и поддерживалось прокурором, интересы подсудимого защищались адвокатом присяжным поверенным.

Вводился также суд присяжных. Присяжные заседатели в количестве 12 человек должны были вынести вердикт, один из трех вариантов: виновен, невиновен, виновен, но заслуживает снисхождения. На основании вердикта присяжных коронный суд выносил приговор. В случае если мнения присяжных делились поровну, суд вставал на сторону обвиняемого.

Судебная реформа, несмотря на бессословность, сохраняет крестьянский волостной суд. Логика этого решения заключалась в том, что традиционные крестьянские представления о правильности зачастую шли вразрез с буквой закона.

Во 2 половине 60-х – 70-е годы были введен некоторые ограничения – ограничение на присутствие на заседаниях, на освещение в печати судебных процессов, усиливалась зависимость судей от местной администрации, подрывался принцип несменяемости судей.

В целом судебная система впервые в России стала открытой, судебные решения получили освещение в печати.

Военные реформы

В 1861 году военным министром был назначен генерал Д. А. Милютин, старший брат Н. А. Милютина. Милютин был профессором Академии Генштаба, начальником штаба Кавказской Армии.

В 1862 году Милютин представляет Александру II программу военных преобразований. По ней срок солдатской службы сокращался до 15 лет, причем после 7 лет службы солдату давался отпуск, были отменены телесные наказания.

В 1864 году была реорганизована система военного управления. Страна делилась на 15 военных округов, чем ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались условия для оперативного руководства войсками.

В 1867 году военному министерству было передано управление гвардией, инженерными войсками, артиллерией, а также управление военно-учебными заведениями. В том же году был принят военно-судебный устав, основанный на принципах судебной реформы 1864 года.

В 60-е годы также была проведена реформа учебных заведений армии. Кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии. В 1864 году были учреждены военные училища, были созданы новые военные академии.

В 1874 году Александром II был утвержден «Устав о воинской повинности». Вооруженные силы РИ делились на 4 разряда: регулярные войска, иррегулярные войска (казачество), запасные войска, ополчение. Была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет. Для сухопутных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, после чего военнослужащий зачислялся в ополчение до достижения 40 лет. На флоте срок действительной службы составлял 7 лет, а пребывание в запасе – 3 года. Такая система позволила серьезно сократить армию мирного времени без существенной потери боеспособности. Существовали отсрочки - единственный сын в семье, если старший брат отслужил или служит, если человек - единственный кормилец.

В 1880 году было 809 000 человек призывного возраста, из которых призвали только 219 000, остальные были зачислены в резерв.

Окончившие начальную школу служили 4 года, гимназисты – 1,5 года, лица с высшим образованием – 6 месяцев.

Добровольно пришедшим в армию срок службы сокращался в 2 раза - вольноопределяюшимся – до 3 месяцев.

Армия имела большое просветительское значение – до 80% призывников из крестьян были неграмотными.

В 60-х годах было произведено перевооружение армии, необходимость которого назрела уже давно. Гладкоствольные ружья были заменены на нарезные винтовки системы Бердана.

В 80-е годы при Александре III были проведены некоторые изменения – срок службы был сокращен до 5 лет, призывной возраст был повышен до 21 года.

Модернизация армии в полном объеме не была завершена, что аукнулось уже в начале XX века в годы Русско-Японской войны.

Финансовые реформы

Целью финансовых реформ была централизация финансового управления. В мае 1860 года был учрежден Государственный Банк. Госбанк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. С 1862 года за доходами и расходами государства начало следить Министерство Финансов. Государственный бюджет ежегодно с 1862 года обсуждался в Государственном Совете. До 1862 года вместо бюджета была Тайная Роспись государственных доходов и расходов. С 1864 года в губерниях были созданы контрольные палаты – органы государственной власти, подчиненные государственному контролеру и следившие за расходами местных государственных учреждений.

В конце 50-х – 60-е годы была отменена система откупа. По сути, она была заменена системой косвенного налогообложения. В 1858-60 года по стране прошла волна выступлений против откупщиков. В 1863 году была введена акцизная система, прежде всего на винно-водочную продукцию, одновременно была введена свободная продажа вина.

После реформы продолжала собираться введенная еще Петром I подушная подать, отмененная при Александре III. В 60-е годы подушная подать составляла 25% доходов страны, в 80-е годы после отмены подушной подати эти доходя были компенсированы ростом косвенных налогов, в основном акцизов на алкоголь.

На содержание бюрократического аппарата и армии уходило до 50% всех расходов бюджета, 10% шло совокупно на образование, медицину, систему общественного призрения. Значительные суммы съедались выплатой процентов по государственным займам и кредитам.

Реформы в области образования и печати

Реформа образования

В 1864 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Начальные школы могли открывать частные лица и общественные учреждения. Учредители брали на себя обязанности по материальному довольствию учителей, обеспечению школы помещениями и инвентарем. В уездах создавались училищные советы, куда входили 2 представитля уездного земского собрания и 1 представитель уездной власти. Из этих 3 человек избирался председатель. В губерниях создавались губернские училищные советы, куда входили губернатор, архиерей, директоры народных училищ губернии и 2 представителя губернского земского собрания. Председателем совета ставился архиерей.

В начальных училищах изучались чтение, письмо, арифметика, закон божий, церковное пение.

В том же 1864 году был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». В нем провозглашался принцип бессословности образования. Согласно уставу гимназии делились на классические и реальные – соответственно с гуманитарным и естественнонаучным и математическим уклонами. Это были семиклассные учебные заведения. Выпускники классических гимназий имели право без экзаменов поступать в университеты, выпускники реальных училищ были обязаны сдать экзамен.

Прогимназии – учебные заведения, соответствующие первым четырем классам классической гимназии. Их выпускники имели право продолжить обучение в гимназиях с 5 класса.

Оплата за обучение была достаточно высокой, 60% гимназистов были детьми обеспеченных людей, крестьян было всего около 5%.

В конце 50-х годов появляются женские училища. С 1862 года такие училища стали именоваться женскими гимназиями. Эти гимназии также были семиклассными, но имели более упрощенную программу за счет урезания естественнонаучных дисциплин. Имелся также добровольный 8 класс, в котором велась подготовка учителей

В 1863 году был утвержден «Университетский устав». Этот устав распространял свое действие на 5 университетов – Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. Университеты в национальных окраинах (Дерпте, Хельсинки, Варшаве) имели собственные уставы.

В каждом университете должны были быть историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты. В Московском университете вместо медицинского факультета был восточный факультет. Было увеличено количество кафедр и преподавателей.

Устав давал университетам широкую автономию. Высшим органом управления университета был Совет. Этот совет самостоятельно решал научные, учебные, финансовые и административные вопросы. На факультетах действовали советы факультетов. Работники университета и сам университет имели право выписывать литературу из-за рубежа без таможенного досмотра. Была введена выборность ректоров, проректоров и деканов, но избранные должны были утверждаться в должности министром народного просвещения. Студентам было запрещено создавать объединения, не преследующие научных целей и не курировавшихся преподавателями.

В 60-е – 70-е годы были созданы женские курсы. Первыми были открыты Лубянские высшие женские курсы в 1869 году в Москве. В 1870 и 72 годах были созданы женские и медицинские курсы в Петербурге.

В 1871 году издается новый устав гимназий. Обучение стало восьмиклассным, было увеличено количество часов на изучение классических языков. В 1872 году реальные гимназии были заменены реальными шестиклассными училищами.

Реформа печати

В 1865 году был утверждены «Временные правила о печати», действовавшие до 1905 года. Предварительная цензура отменялась для сочинений объемом менее 10 печатных листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от цензуры с разрешения министра внутренних дел, за что издатель вносил залог в 2500-5000 рублей. Периодические издания могли подвергаться административным взысканиям - предупреждениям (после трех предупреждений газета закрывалась), штрафам и приостановке деятельности на полгода. С 1873 года газетам и журналам было запрещено обсуждать острые политические вопросы.

16.11.2011

22.11.2011

07.12.2011

20.12.2011

Литература и искусство

Ведущим направлением в литературе пореформенной России становится реализм, для которого характерна попытка объективного изображения окружающей действительности. В критическом реализме присутствует также критика несправедливости. Во 2 половине XIX столетия происходит творческий расцвет Толстого, Тургенева, Достоевского, Салтыкова-Щедрина (сатирический жанр), Некрасова, Тютчева, Фета.

Реализм также был господствующим направлением в изобразительном искусстве. В 1863 году 14 молодых художников образовали «артель петербургских художников» - «передвижников». На их базе создается «Товарищество передвижных выставок». Передвижники провели 48 выставок. Наиболее известны из передвижников Саврасов,Суриков, Шишкин, В. М. Васнецов, Репин, Левитан.

Наиболее известным портретистом был Крамской. Им была создана галерея портретов русских общественных деятелей и деятелей культуры – Толстого, Некрасова, Третьякова, а также целая серия крестьянских портретов.

Мастером исторической живописи был Суриков, написавший «Утро стрелецкой казни», «Боярыню Морозову» и другие картины.

Выдающимся русским художником-реалистом был Репин с его картинами «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранца». «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Близок к передвижникам был Верещагин, живописец-баталист.

В архитектуре доминируют два стиля: модерн и ложнорусский стиль.

Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать

В пореформенную эпоху возрастают потребности государства в наличии компетентных кадров. Этим обусловливается расширение системы образования. Кроме того, народное образование являлось важным средством идеологического воздействия на народные массы. С 1856 по 1896 годы численность начальных и средних учебных заведений вырастает в 10 раз с 8 000 до 79 000. Число учащихся возрастает с 450 000 до 4 000 000 человек. Несмотря на увеличение числа начальных школ и их большое разнообразие ощущалась острая нехватка образовательных учреждений. Особенно остро нехватка наблюдается в крестьянской среде. Крестьянами создавались свои домашние школы грамотности.

По переписи 1897 года процент грамотных составлял 22. В целом по стране в середине века грамотность была на уровне 6-7%.

Активно развивается специальное и высшее образование. В 1862 году был открыт Новороссийский университет, в 1882 году - Сибирский университет в Томске, активно открывались политехнические институты.

Во 2 половине XIX века особенно бурно развивается книгоиздательство. Число типографий к XX веку возрастает до 1300 с 96 в середине XIX века. Россия по количеству названий выпускаемой литературы выходит на третье место в мире после Германии и Франции.

Наиболее известными книгоиздателями были Сытин, Вольф, Павленков.

Число периодических изданий выросло со 100 до 800, число ежедневных газет – с 7 до 100. Наибольшую распространенность имели «толстые» журналы, такие как «Вестник Европы»,»Отечественные записки», «Русский архив», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».

20.12.2011

28.12.2011

11.01.2012

История России 1861-1917 годов

Сергеев А. В.

11.10.2011

Отмена крепостного права

Источники:

«Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов» М. 1957 год.

Джаншиев Г. А. «Эпоха Великих реформ».

Зайончовсковский П. А. «Отмена крепостного права в России» М. 1968 год.

Христофоров И. Б. «Аристократическая оппозиция реформам».

Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. www.PRLib.ru

www.HRONO.ru

Александр II: царь-освободитель

19 февраля 1855 года на российский престол вступил Александр II, старший сын императора Николая I. Со вступлением Александра на престол в российском обществе связывалось немало надежд, в том числе на отмену крепостного права.

По своей натуре Александр II не был реформатором-либералом. Он получил хорошее образование, его наставником был Жуковский. Александр уже с 30-х годов привлекался к управлению государством и к 1855 году уже имел опыт управления. В то время Александр выступал за ужесточение цензуры и укрепление курса своего отца. Но вступив на престол, Александр II был вынужден изменить свои взгляды на реформы.

С самого начала своего правления Александр II начал постепенную либерализацию внутренней политики России. Во время коронационных торжеств Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам и участникам польского восстания.

Предпосылки и подготовка отмены Кп вопр.1.

Социально-экономические предпосылки:

1) В целом, потенциал экономической системы, основанной на крепостном труде, к середине XIX века оказывается исчерпанным. Несмотря на то, что в России не было падения производства, отсутствовал и рост экономики, что было неприемлемо.

2) Капиталистические отношения вошли в конфликт с крепостничеством. Крепостное право тормозило развитие промышленности и сковывало инициативу крестьян.

3) Помещичьи хозяйства, основанные на крепостном труде, все больше и больше приходили в упадок. Основанные на барщине хозяйства приходили в упадок по причине незаинтересованности крестьян в своем труде.

4) Шел процесс разорения помещичьих хозяйств. Середина XIX столетия – тот период, когда большинство помещичьих имений были заложены и перезаложены – до 69% крепостных крестьян. К середине XIX столетия из 29 000 дворянских семей 18 000 не владели крестьянами.

5) В XIX столетии быстро росло число крестьянских выступлений – в 50-е годы происходило более 100 крестьянских волнений ежегодно, тогда как в начале века их число не превышало 20 в год.

Еще при Николае I были образованы один за другим 9 Секретных комитетов по крестьянскому вопросу, деятельность которых не сдвинула вопрос с мертвой точки. При Александре II был образован 10 секретный комитет по крестьянскому вопросу, позднее преобразованный в Главный Комитет.

В первый год царствования Александра II к нему стали поступать записки с предложениями о проведении реформ. В 1855 году к Александру поступила «Дума русского».

Впервые о намерении отменить крепостное право Александр II заявил 30 марта 1956 года в своей речи перед представителями московского дворянства. Александр сказал, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать революции снизу. В течение 1856 года правительство пыталось выяснить отношение дворянства к грядущей реформе. Была сделана очередная попытка добиться инициативы в подготовке и проведении реформы от самих дворян.

В 1856-59 годах императору предоставлялись проекты освобождения крестьян. Это были дворянские проекты, их было более 100 и делились они на 3 группы:

Проекты помещиков нечерноземных губерний. Наиболее известен проект тверского предводителя дворянства Луковского. Он предлагал освободить крестьян с землей без переходного состояния. Земля при этом должна быть выкуплена у помещиков самими крестьянами.

Проекты помещиков черноземной полосы. Наиболее типичен проект полтавского помещика Позена. Помещики Черноземья были заинтересованы в сохранении в своих руках максимального количества земли. Крестьянам предоставлялись при освобождении небольшие земельные наделы.

Проекты помещиков степной полосы. Проект самарского помещика славянофила Самарина. Он предлагал освободить крестьян с землей, но требуется установить переходный период на 10-12 лет. Во время этого переходного периода крестьяне несли перед помещиком свои прежние обязанности по оброку и барщине. Именно этот вариант и стал основой реформы.

Разработка реформы была поручена министерству Внутренних Дел и его начальнику С. С. Ланскому. В январе 1857 года был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Осенью 1857 года помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний выразили свое стремление участвовать в подготовке реформы. В ноябре 1857 года в этих губерниях были учреждены три губернских комитета для подготовки местных проектов крестьянской реформы. В декабре того же года губернский комитет был также создан в Санкт-Петербурге. В течение 1858 года такие комитеты были открыты в 45 губерниях. Сам Александр II не ожидал от губернских комитетов большой пользы. В феврале 1858 года Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Большинство помещиков к царским рескриптам отнеслось отрицательно. В губернских комитетах началась борьба между либералами и консерваторами. Летом и осенью 1858 года Александр II совершает поездку по России. В своих выступлениях император подчеркивал незыблемость своего решения отменить крепостное право. Помимо помещиков, к реформе большой интерес проявило и крестьянство, которое всколыхнулись слухи о грядущем освобождении. В 1858 году было около 200 выступлений, в 1859 году – около 600. Наибольший резонанс получило восстание в Эстонии. Для крестьян Прибалтики освобождение случилось еще в 1816 году, но земли эти крестьяне не получили и сильно зависели от своих арендодателей.

4 марта 1859 года при Главном комитете по крестьянскому делу создается редакционная комиссия, возглавленная Я. И. Ростовцевым. Редакционные комиссии представляли собой рабочий орган при Комитете и рассматривали проекты дворян. Комиссия делилась на Хозяйственный, финансовый и юридический отделы. Большинство членов Комиссии составляли либералы, примерно равным в Комиссии было число чиновников и общественных представителей.

В августе 1859 года был подготовлен проект «Положения о крестьянах». Предполагалось обсудить проект с представителями Губернских комитетов. Было принято решение собирать депутатов малыми группами. Первыми были 36 депутатов, а в феврале 1860 года – еще 45 депутатов. Депутатам было запрещено общаться между собой, собираться вместе, подавать коллективные предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.095 с.)