ТОП 10:

Либеральные реформы 60-х-70-х годов XIX века



«Великие реформы в России 1856-1874» под ред. Захаровой М 1992

Ерошкин Н. «История гос. Учреждений в дореволюционной России» М 1997

Нардова В. А. «Городское самоуправление в России 60-х-начале 90-х годов XIX века» М 1994

Реформы были вызваны пустотами в законодательстве, образованных ликвидацией крепостной системы.

Реформы местного управления

27 марта 1859 года при МВД была создана комиссия, которая должна была разработать закон о хозяйственно-распорядительном управлении в уезде. Председателем комиссии стал Н. А. Милютин. Проект закона должен был учитывать предписание правительства о том, чтобы органы местного управления занимались только лишь вопросами хозяйственного значения. Эти вновь создаваемые или реформированные органы не должны были заниматься рассмотрением политических вопросов. Это шло в разрез с чаяниями либералов, рассчитывавших, что из земского управления в результате возникнет парламентаризм

В апреле 1860 года Александру II был представлен проект закона. Органы местного управления должны были строиться по принципу выборности и бессословности. В марте 1863 года проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» был подготовлен и в январе 1864 года был утвержден императором.

В ходе земской реформы была создана система уездных и губернских органов местного самоуправления. Правительство сознательно не пошло на введение волостного самоуправления, опасаясь утраты контроля над волостным управлением.

Распорядительными органами земств были уездные и губернские земские собрания, исполнительными органами были уездные и губернские земские управы. Выборы в земские собрания проводились раз в 3 года. Члены земских собраний именовались гласными (имевшими право голоса). Выборы в уездные земские собрания проходили по трем куриям (избирательным группам): курии уездных землевладельцев, курии городских избирателей, курия выборных от сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие на праве собственности не менее 200-800 десятин, в зависимости от территории уезда. К той же курии относились лица, которые обладал недвижимой собственностью не менее чем на 15 000 рублей или имевшие годовой доход не менее 6 000 рублей. Соответственно в первую курию входили помещики и представители торговой и промышленной буржуазии. Для защиты мелкопоместного дворянства государство разрешило помещикам, не имевшим 200 десятин объединяться.

К курии городских избирателей относились купцы всех трех гильдий, владельцы городской недвижимости стоимостью не менее чем 500 рублей в мелких городах и не менее чем 2 000 рублей в крупных городах. Ее в основном составляли домовладельцы. По этой курии также могли баллотироваться помещики и духовенство.

По третьей курии выборы были многоступенчатыми: на сельском сходе избирались представители на волостной сход, на волостном сходе избирались выборщики, на уездном съезде выборщиков избирались гласные в уездное земское собрание. Имущественный ценз отсутствовал.

По первой курии избиралось такое же число гласных, как и по совокупности во второй и третьей куриях. Председателями уездных земских собраний по должности становились уездные предводители дворянства, в губернских земских собраниях – губернские предводители дворянства.

Земства вводились в 34 губерниях, которые в основной своей массе были дворянскими губерниями, земств в Сибири, Поморье, не существовало.

К компетенции земств относились вопросы образования, медицины, агрономии, ветеринарии, строительство и ремонт дорог, статистика. Земствам было запрещено вести переписку друг с другом.

Таким образом ,земские учреждения не имели завершенной структуры. Не существовало центрального органа, которое координировало деятельность земств, не было и низшей волостной земской структуры. С другой стороны, придача земствам политических функций вряд ли привела бы к положительному результату.

После открытия земств в России появляется развитая сеть земских больниц, школ, ветеринарных станций и так далее. Если ранее вся власть в провинции была в руках провинциального чиновничьего аппарата, то после реформы в провинцию пришли альтруисты и энтузиасты. Кроме того появился «третий элемент» - разночинцы – люди не связанные каким-либо сословным статусом, оппозиционно настроенных к власти.

Уже во 2 половине 60-х – 70-е годы правительство проводит политику ограничения деятельности земств. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством. Этим правом губернаторы пользовались достаточно часто, убирая из земств неблагонадежных людей. Кроме того губернская власть выступала цензором для всех земских печатных изданий. Неоднократными были случаи роспуска земских учреждений в случае конфликта с губернскими властями.

Городская реформа

В 1870 году издается «Городовое положение» - акт, реформировавший органы городского самоуправления. Новое «положение» выстраивает органы самоуправления на буржуазных принципах. Органы городского самоуправления стали формироваться выборным путем на основе имущественного ценза. Избирать могли только мужчины, достигшие 25 лет. Выборы проходили по трем куриям: курия крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Курии составлялись исходя из принципа равенства общих сумм городских налогов. Численность городских дум зависела от количества горожан и составляла по России от 30 до 72 гласных. В Москве было 380, в Санкт-Петербурге – 250 гласных. На заседании городской думы избирались городской голова, товарищ (зам) головы и представители управы. Голова возглавлял как думу, так и управу города. В компетенции дум и управ были насущные хозяйственные вопросы городского управления. Также городское самоуправление заведовало медицинскими делами, пеклось о развитии торговли и так далее. Содержались также, пожарная охрана, полиция, тюрьмы, на что уходило до 60% городского бюджета.

Судебная реформа

Судебная реформа была проведена в 1864 году. Это наиболее последовательная, продуманная и завершенная реформа из всех, проведенных в тот период. Реформированная судебная система стала одной из самых либеральных и передовых в мире.

Автором судебной реформы стал статс-секретарь Государственного Совета Сергей Иванович Зарубин. Именно им были разработаны основные положения реформы. Эти положения сводились к следующим:

1) Бессословность суда

2) Равенство граждан перед законом

3) Независимость суда от администрации

4) Достаточное материальное обеспечение судей и квалифицированный отбор кадров

Старые сословные суды были упразднены. Были созданы две системы суда: мировой суд и коронный суд, независимые друг от друга, подчиненные Сенату как высшему судебному органу.

Мировой суд вводился в уездах и разбирал мелкие уголовные и гражданские дела. Мировой суд состоял из одного человека – мирового судьи. Мировой судья избирался земским собранием или городской думой на 3 года. Мировой судья обладал широкими полномочиями при вынесении решения, зачастую ориентируясь не на букву закона, а на дух закона и свои убеждения. Территория уезда делилась на участки, совпадающие с границами волостей, в каждом из которых был свой мировой судья. На уровне уезда действовал уездный съезд мировых судей.

Коронный суд имел две инстанции. Первой инстанцией был окружной суд, судебный округ при этом совпадал с границами губернии. Второй инстанцией была судебная палата, объединявшая несколько округов и состоящая из уголовного и гражданского департаментов.

В основу судебной процедуры был положен состязательный процесс. Обвинение формулировалось и поддерживалось прокурором, интересы подсудимого защищались адвокатом присяжным поверенным.

Вводился также суд присяжных. Присяжные заседатели в количестве 12 человек должны были вынести вердикт, один из трех вариантов: виновен, невиновен, виновен, но заслуживает снисхождения. На основании вердикта присяжных коронный суд выносил приговор. В случае если мнения присяжных делились поровну, суд вставал на сторону обвиняемого.

Судебная реформа, несмотря на бессословность, сохраняет крестьянский волостной суд. Логика этого решения заключалась в том, что традиционные крестьянские представления о правильности зачастую шли вразрез с буквой закона.

Во 2 половине 60-х – 70-е годы были введен некоторые ограничения – ограничение на присутствие на заседаниях, на освещение в печати судебных процессов, усиливалась зависимость судей от местной администрации, подрывался принцип несменяемости судей.

В целом судебная система впервые в России стала открытой, судебные решения получили освещение в печати.

Военные реформы

В 1861 году военным министром был назначен генерал Д. А. Милютин, старший брат Н. А. Милютина. Милютин был профессором Академии Генштаба, начальником штаба Кавказской Армии.

В 1862 году Милютин представляет Александру II программу военных преобразований. По ней срок солдатской службы сокращался до 15 лет, причем после 7 лет службы солдату давался отпуск, были отменены телесные наказания.

В 1864 году была реорганизована система военного управления. Страна делилась на 15 военных округов, чем ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались условия для оперативного руководства войсками.

В 1867 году военному министерству было передано управление гвардией, инженерными войсками, артиллерией, а также управление военно-учебными заведениями. В том же году был принят военно-судебный устав, основанный на принципах судебной реформы 1864 года.

В 60-е годы также была проведена реформа учебных заведений армии. Кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии. В 1864 году были учреждены военные училища, были созданы новые военные академии.

В 1874 году Александром II был утвержден «Устав о воинской повинности». Вооруженные силы РИ делились на 4 разряда: регулярные войска, иррегулярные войска (казачество), запасные войска, ополчение. Была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет. Для сухопутных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, после чего военнослужащий зачислялся в ополчение до достижения 40 лет. На флоте срок действительной службы составлял 7 лет, а пребывание в запасе – 3 года. Такая система позволила серьезно сократить армию мирного времени без существенной потери боеспособности. Существовали отсрочки - единственный сын в семье, если старший брат отслужил или служит, если человек - единственный кормилец.

В 1880 году было 809 000 человек призывного возраста, из которых призвали только 219 000, остальные были зачислены в резерв.

Окончившие начальную школу служили 4 года, гимназисты – 1,5 года, лица с высшим образованием – 6 месяцев.

Добровольно пришедшим в армию срок службы сокращался в 2 раза - вольноопределяюшимся – до 3 месяцев.

Армия имела большое просветительское значение – до 80% призывников из крестьян были неграмотными.

В 60-х годах было произведено перевооружение армии, необходимость которого назрела уже давно. Гладкоствольные ружья были заменены на нарезные винтовки системы Бердана.

В 80-е годы при Александре III были проведены некоторые изменения – срок службы был сокращен до 5 лет, призывной возраст был повышен до 21 года.

Модернизация армии в полном объеме не была завершена, что аукнулось уже в начале XX века в годы Русско-Японской войны.

Финансовые реформы

Целью финансовых реформ была централизация финансового управления. В мае 1860 года был учрежден Государственный Банк. Госбанк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. С 1862 года за доходами и расходами государства начало следить Министерство Финансов. Государственный бюджет ежегодно с 1862 года обсуждался в Государственном Совете. До 1862 года вместо бюджета была Тайная Роспись государственных доходов и расходов. С 1864 года в губерниях были созданы контрольные палаты – органы государственной власти, подчиненные государственному контролеру и следившие за расходами местных государственных учреждений.

В конце 50-х – 60-е годы была отменена система откупа. По сути, она была заменена системой косвенного налогообложения. В 1858-60 года по стране прошла волна выступлений против откупщиков. В 1863 году была введена акцизная система, прежде всего на винно-водочную продукцию, одновременно была введена свободная продажа вина.

После реформы продолжала собираться введенная еще Петром I подушная подать, отмененная при Александре III. В 60-е годы подушная подать составляла 25% доходов страны, в 80-е годы после отмены подушной подати эти доходя были компенсированы ростом косвенных налогов, в основном акцизов на алкоголь.

На содержание бюрократического аппарата и армии уходило до 50% всех расходов бюджета, 10% шло совокупно на образование, медицину, систему общественного призрения. Значительные суммы съедались выплатой процентов по государственным займам и кредитам.

Реформы в области образования и печати

Реформа образования

В 1864 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Начальные школы могли открывать частные лица и общественные учреждения. Учредители брали на себя обязанности по материальному довольствию учителей, обеспечению школы помещениями и инвентарем. В уездах создавались училищные советы, куда входили 2 представитля уездного земского собрания и 1 представитель уездной власти. Из этих 3 человек избирался председатель. В губерниях создавались губернские училищные советы, куда входили губернатор, архиерей, директоры народных училищ губернии и 2 представителя губернского земского собрания. Председателем совета ставился архиерей.

В начальных училищах изучались чтение, письмо, арифметика, закон божий, церковное пение.

В том же 1864 году был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». В нем провозглашался принцип бессословности образования. Согласно уставу гимназии делились на классические и реальные – соответственно с гуманитарным и естественнонаучным и математическим уклонами. Это были семиклассные учебные заведения. Выпускники классических гимназий имели право без экзаменов поступать в университеты, выпускники реальных училищ были обязаны сдать экзамен.

Прогимназии – учебные заведения, соответствующие первым четырем классам классической гимназии. Их выпускники имели право продолжить обучение в гимназиях с 5 класса.

Оплата за обучение была достаточно высокой, 60% гимназистов были детьми обеспеченных людей, крестьян было всего около 5%.

В конце 50-х годов появляются женские училища. С 1862 года такие училища стали именоваться женскими гимназиями. Эти гимназии также были семиклассными, но имели более упрощенную программу за счет урезания естественнонаучных дисциплин. Имелся также добровольный 8 класс, в котором велась подготовка учителей

В 1863 году был утвержден «Университетский устав». Этот устав распространял свое действие на 5 университетов – Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. Университеты в национальных окраинах (Дерпте, Хельсинки, Варшаве) имели собственные уставы.

В каждом университете должны были быть историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты. В Московском университете вместо медицинского факультета был восточный факультет. Было увеличено количество кафедр и преподавателей.

Устав давал университетам широкую автономию. Высшим органом управления университета был Совет. Этот совет самостоятельно решал научные, учебные, финансовые и административные вопросы. На факультетах действовали советы факультетов. Работники университета и сам университет имели право выписывать литературу из-за рубежа без таможенного досмотра. Была введена выборность ректоров, проректоров и деканов, но избранные должны были утверждаться в должности министром народного просвещения. Студентам было запрещено создавать объединения, не преследующие научных целей и не курировавшихся преподавателями.

В 60-е – 70-е годы были созданы женские курсы. Первыми были открыты Лубянские высшие женские курсы в 1869 году в Москве. В 1870 и 72 годах были созданы женские и медицинские курсы в Петербурге.

В 1871 году издается новый устав гимназий. Обучение стало восьмиклассным, было увеличено количество часов на изучение классических языков. В 1872 году реальные гимназии были заменены реальными шестиклассными училищами.

Реформа печати

В 1865 году был утверждены «Временные правила о печати», действовавшие до 1905 года. Предварительная цензура отменялась для сочинений объемом менее 10 печатных листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от цензуры с разрешения министра внутренних дел, за что издатель вносил залог в 2500-5000 рублей. Периодические издания могли подвергаться административным взысканиям - предупреждениям (после трех предупреждений газета закрывалась), штрафам и приостановке деятельности на полгода. С 1873 года газетам и журналам было запрещено обсуждать острые политические вопросы.

16.11.2011







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.012 с.)