ТОП 10:

Отмена крепостного права. Реформы 60—70-х гг



Поражение в Крымской войне выявило техническое отставание России и подорвало международный престиж самодержавия и страны в целом. Одновременно оно послужило мощным стимулом роста гражданственности. Совершенствование общественной системы и ликвидация крепостничества все более осознавались как безотлагательная потребность.
18 февраля 1855 г. на российский престол вступил Александр II. Ему было уже 37 лет. В придворных кругах его считали слабохарактерным, «с винегретом в мыслях и чувствах». По мнению Ф. И. Тютчева, ему не хватало «широты и кругозора». Интересную характеристику Александра II и его ближайшего окружения оставил В. О. Ключевский. Многие исследователи находили, что его отец, Николай I, был более компетентным в вопросах государственной политики.
Но именно Александр II выступил инициатором преобразований. Может быть, свою роль сыграло как раз то обстоятельство, что Александр II к моменту прихода к власти не выработал четкой программы действий, поэтому обладал способностью непредвзято оценивать положение дел. По складу характера он не принадлежал к людям авторитарного типа. Следует учесть и то, что воспитателями и учителями его были выдающиеся деятели либерального толка, склонные к анализу и компромиссам -Жуковский В.А. и М. М. Сперанский. И самое главное — Александр II пришел к власти в совершенно иных условиях, чем его отец.
В речи перед московскими дворянами 30 марта 1856 г. он произнес ключевые слова: «Гораздо лучше, чтобы освобождение крестьян произошло свыше, нежели снизу». Практически одновременно началась разработка проектов реформ в различных сферах общественной жизни. Наступившее время Ф. И. Тютчев назвал «оттепелью», А. И. Герцен надеялся, что страна уже не возвратится в «застой», В. С. Слепцов вспоминал о желании «коренной перестройки», Н. А. Мельгунов писал: «Гласность! Великое слово!». В такой обстановке начиналось обновление страны. Немногие понимали, каким трудным оно будет, потому что противоречивость ситуации и глубина общественного раскола в полной мере не были известны.
По содержанию предстоявшие реформы должны были быть буржуазными, но социальной опорой государственности являлись дворяне. Без их участия становилась невозможной всякая политика, особенно в периоды преобразований. Однако большинство дворян выступали против малейших изменений и занимали к тому же ключевые государственные посты всех уровней. Крепостники представляли наиболее мощную и организованную силу в стране. Интересы меньшинства дворян, отстаивавших реформы, выражались либеральной интеллигенцией и частью высшей бюрократии. Среди них надо отметить К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина, А. М. Горчакова, братьев Н. А. и Д. А. Милютиных и др. Краткий период подготовки реформ был, возможно, звездным часом российского либерализма, действовавшего инициативно, в наибольшей степени выражая общественные потребности
. Либералы выступали за полное освобождение крестьян, демократизацию государства при сохранении монархии. Б. Н. Чичерин называл эту политику — «либеральные меры и сильная власть».
На политической арене России важнейшей силой выступало крестьянство. В период подготовки реформ крестьянские волнения росли, но не настолько, чтобы поколебать позиции правительства. Гораздо опасней представлялась мощь иррациональной крестьянской стихии — массовый исход в Крым за обещанной якобы царем волей или трезвенническое движение в надежде заслужить эту волю у царя. «Воля» для крестьян — это «вся земля да царь - заступник и никакого начальства». Их устремления заключались в распространении общинной уравнительности на все общество, но это патриархальный, догосударственный идеал. Он не был достижим, так как успех крестьян в борьбе за землю означал крах государственности, а новой, «своей» они создать не могли. Поэтому деятельность организаций и партий, называвших себя крестьянскими и ставивших в своей программе вопрос о земле как главный, изначально обрекались на неудачу. Аграрный вопрос имел другое содержание: как помочь крестьянам войти в современную цивилизацию. В качестве первоочередных мер здесь надо сказать об уменьшении всяческих сборов с них, подъеме их культуры, производительности труда и т. п.
Интересы крестьян выражали, как им казалось, крестьянские демократы, прежде всего Герцен А.И. и Чернышевский Н.Г.. В их планах решительное уничтожение крепостного права сочеталось с признание^ интересов помещиков и государства. Важнейшей задачей они считали совершенствование законов и подъем просвещения. В период подготовки реформ среди идеологов крестьянства, как показали В. Ф. Антонов и Н. М. Пирумова, преобладали типичные демократы-просветители. Герцен не звал Русь к топору и полагал, что в будущей России должны быть отражены «все элементы современной деятельности». Чернышевский не мог быть автором прокламации «Барским крестьянам...», приоритетным он считал не насилие, а «содействие исполнению всеобщего желания» - и это в 1888 году ! Предостерегая от бунта, они выступали за организацию всенародного натиска на самодержавие с целью принудить его к преобразованиям. Эта решительность основывалась на предполагаемой их близости к крестьянству и его способности к активной политической деятельности. Свободная крестьянская община может открыть стране путь к социализму. Герцен до конца своих дней связывал будущее страны с крестьянским социализмом. Чернышевский по возвращении из ссылки оценивал буржуазию как силу исторического прогресса, в этом смысле действовавшую и в интересах народа. С идеей некапиталистического развития России для него было покончено, но при этом он не признал и марксизма .
Интересам самодержавия не соответствовала ни одна из охарактеризованных позиций. Смысл реформ оно видело в укреплении императорской власти, а также в развитии промышленности и перевооружении армии.
19 февраля 1861 г. Александр II утвердил законодательные акты об отмене крепостного права и обратился к народу с «Манифестом» (они были опубликованы 5 марта). Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отводимые наделы (урезанные в среднем на 20%) крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. С заключением выкупных сделок временнообязанное состояние прекращалось. Казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6% годовых (выкупные платежи). Величина их определялась не на основе стоимости земли, а из так называемого капитализированного оброка - путем приравнивания к капиталу, который в виде 6% годовых приносил доход, равный прежнему оброку. Крестьяне платили и за землю, и за свободу, поэтому сумма внесенных выкупных платежей превысила стоимость земли более чем в 3 раза.
Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей, к ней переходила часть вотчинной власти. Крестьяне прикреплялись к обществу и без согласия мира не могли из него выйти. Став лично свободным, крестьянин исполнял казенные и земские повинности. Он подпадал под податный пресс государства без посредничества помещика. Свобода раскрывалась во всей своей противоречивости.
В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распространены на удельных крестьян, а в 1866 г. - на государственных. В общей сложности на них приходилось около половины всего крестьянского населения. Земельное обеспечение их было значительно лучше, чем помещичьих крестьян: средний размер надела у последних составлял 3,3 дес., удельных - 4,8 дес., у государственных - около 6 дес.
Отмена крепостного права дополнялась реформами в политической и идеологических сферах.
По положению, утвержденному царем 1 января 1864 г., создавалась новая система органов местного управления. Ими стали уездные и губернские земские собрания, избиравшиеся на всесословной основе. Высокий имущественный ценз обеспечил преобладание в них дворян, что стало своеобразной компенсацией за упразднение вотчинной власти. Задачей земств являлось содействие буржуазному предпринимательству на местах и привлечение общественности к подъему хозяйственной жизни, просвещения и здравоохранения. Кроме того, местные заботы, по мнению автора реформы П. В. Валуева, должны были отвлечь «умы от политических мечтаний в общей, так сказать, сфере».
В 1870 г. произошли аналогичные преобразования в городском самоуправлении. В 509 городах вводились новые всесословные органы - городские думы. Они решали те же проблемы, что и земства.
Самостоятельность органов местного самоуправления была номинальной, они стали особым органом централизованной власти: но они же и компенсировали ее неизбежные слабости, взяв на себя определенные функции. Земствам «глубинка» России обязана улучшением дорог, совершенствованием просвещения, борьбой с эпидемиями и эпизоотиями; всемирное признание получила земская статистическая служба, методы которой легли в основу современной социологии.
Земства создали особый слой русской интеллигенции. Благодаря ей они становились учреждениями либерального движения, своеобразной формой его организации.
Приобщение к гражданской жизни миллионов крестьян потребовало проведения судебной реформы. «Судебные уставы» 20 ноября 1864 г. разработали в соответствии с достижениями мировой науки и судебной практики прогрессивные юристы, в их числе - С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. А. Буцковский. В России вводился новый суд: бессословный, гласный, состязательный, в значительной степени независимый. Высшим достижением явился суд присяжных. Он был введен несмотря на сопротивление консерваторов и даже самого царя. В многочисленных оправдательных приговорах, выносимых присяжными заседателями, они усматривали «потрясение основ». Уже в начале 70-х гг. дела о государственных преступлениях были изъяты из ведения суда присяжных и переданы в «особые присутствия» Сената, а в исключительных случаях - в военные суды.
Уже говорилось, в Крымской войне миф о непобедимой армии России рухнул. Военные реформы диктовались внешними и внутренними факторами. Они осуществлялись благодаря деятельности нового военного министра Д. А. Милютина и шли по нескольким направлениям: введение новых уставов, сокращение личного состава, подготовка обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии, реорганизация интендантской службы. Однако все нововведения не устраняли главную причину слабости русской армии - ее феодально-сословную структуру, основанную на системе рекрутских наборов среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. После долгих обсуждений 1 января 1874 г. царь утвердил Устав всеобщей всесословной воинской повинности. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье, представители некоторых национальностей. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших среднюю школу служба сокращалась до 3-х лет, гимназию - до 1,5 лет, вуз - до нескольких месяцев.
Значительные изменения происходили в сфере народного образования. «Положение о начальных народных училищах» 1864 года разрешало их открывать организациям и отдельным лицам. Этим ликвидировалась государственно-церковная монополия на просвещение. Устав средних школ, принятый также в 1864 г., предусматривал доступ детей всех сословий в мужские гимназии, но за плату. В 1863 г. правительство издало новый университетский устав, который восстанавливал автономию университетов. Их жизнью руководил Совет профессоров. Студенты рассматривались как «отдельные посетители», не имевшие права на корпоративное устройство, они подчинялись дисциплинарному суду профессоров.
В сфере духовной становилась неизбежной и цензурная реформа. В мае 1862 г. вводились «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав, имевший также временный характер, но просуществовавший до 1905 г. По нему предварительная цензура отменялась для книг в 10 и более листов, редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. Периодическая печать освобождалась от цензуры по особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей. В административном порядке издания могли быть приостановлены и даже закрыты. Конечно, лозунг Герцена «Освобождение слова от цензуры» не был реализован. Но серьезный шаг вперед был сделан и в этой области.
Подготовка и реализация крестьянской и последующих реформ явились грандиозным переворотом в социально-экономическом строе страны. Глубокую и неоднозначную характеристику его дал В. О. Ключевский. Он писал, что реформы, хотя и замедленные, были достаточно подготовлены к исполнению, но менее были подготовлены умы к их восприятию. Более всего положение осложнялось необходимостью одновременного исполнения реформ. Быстро менявшееся общество не поддавалось сознательному руководству. Личность теряла устойчивость, способность предусматривать последствия своих поступков.

 

 

Буржуазные реформы второй половины XIX века  
БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 1. Отмена крепостного права Вопрос о необходимости отмены крепостного права и проведении преобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIX века. Россия оставалась к этому времени единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию. Эффективность российской экономики в первой половине XIX в. была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах, где уже в 30-е годы данного столетия вышло перевооружение промышленных компаний на паровые двигатели, что привело к резкому увеличению производительности труда и утверждению капиталистического уклада. Экономический провал крепостнической России с особой наглядностью проявился в конце царствования Николая I, во время Крымской войны 1853-1856 гг.., где Россия потерпела ожесточенное поражение, несмотря на героизм солдат, матросов и офицеров. Парусный флот России на Чёрном море не мог противостоять пароходам европейских держав. Отсутствие железных дорог не дозволяло снабжать армию продовольствием и боеприпасами в нужном количестве. Поражение в Крымской войне показало, что после периода сближения с Европой (XVIII - начало XIX вв.) вновь накопилась отсталость как кадровая, так и техно. Логика экономических и политических взаимоотношений с капиталистическими державами Европы поставили перед Россией задачку модернизма отсталого общества. Но поражение в войне вызвало также и общественную активность. К решительным переменам подталкивали правительство крестьянские волнения конца 1850-х годов, а также необычные акции, как рвение записаться в армию во время Крымской войны (прошёл слух, что добровольцы получат вольную), либо "трезвенное движение", охватившее ряд губерний, когда сельские общества запрещали крестьянам пить вино под опасностью беспощадной экзекуции. После погибели Николая I на престол вступил его отпрыск Александр II (1855-1881).. в первый раз о необходимости отмены крепостного права было официально заявлено Александром II в речи, произнесённой им 30 марта 1856 г. Перед представителями столичного дворянства.В этом выступлении были произнесены именитые слова: "... лучше отменить крепостное право сверху, чем ожидать, когда оно само будет отменено снизу". нужно отдать должное этому царю, решившемуся на проведение реформ, перед которыми остановились его предшественники и продолжить которые не смогли его отпрыск (Александр III) и внук (Николай II). Для разработки реформы были сделаны губернские комитеты, которыми управлял "основной комитет по крестьянскому делу". Подготовка реформы заняла около трёх лет. Как видим, подготовка заняла довольно много времени, но тщательность проработки и явилась, возможно, одной из обстоятельств начального фуррора реформы. Результатом работы комитетов явились следующие основные концепции: освобождение фермеров с землёй без выкупа, освобождение фермеров без земли и освобождение крестьян с землёй, но за выкуп. Последний вариант был положен в базу реформы. Содержание данной реформы излагалось в документах: Общее положение (главные принципы реформы), Местные положения (в которых учитывались особенности отдельных губерний) и Дополнительные правила (в них предусматривался порядок проведения реформы). По общему положению крестьянин признавался лично свободным человеком, наделённым всем комплексом гражданских прав. Он мог предъявить иск и отвечать в суде, владеть движимым и недвижимым имуществом, заниматься торговлей и промыслами. Помещик более не мог ни продавать, ни брать фермеров, ни запрещать им устраивать свою судьбу по их усмотрению. Личнаязависимость фермеров ликвидировалась полностью. Для определения надела все земли были разделены на три категории: нечерноземные, черноземные и степные. В целом по стране на одного крестьянина приходилось от 1 до 12 десятин (1 десятина = 1 га) земли, а в среднем выходило по 3.3 десятины на крестьянина. В течение двухлетнего срока все помещики и крестьяне обязаны были составить и подписать Уставную грамоту, в которой определялся размер и характер выделяемой земли. В случае возникновения разногласий по каким-либо вопросам приглашались мировые посредники (из дворян). До выкупа земли крестьянин числился временнообязанным и в Уставной грамоте были точно перечислены его обязанности (оброк, барщина, порядок и сроки его выполнения). В том случае, если крестьянин заключал выкупную сделку и вносил 20% стоимости собственного надела, то он становился свободным крестьянином-общинником. После освобождения от помещика фермеры в большей части России сохраняли зависимость от общины, ибо вся надельная земля числилась принадлежавшей миру - общине. Община распределяла и перераспределяла земли между крестьянами. Передел участков осуществлялся в среднем через 7-12 лет (а кое-где и не производился), преимуществом пользовались хозяйства с огромным количеством парней-работников. Выпасы и леса находились в общем использовании. Круговая порука сдерживала выход фермеров из общины. Эта система подверглась изменению только в начале XX в. В связи с реформой Столыпина. 16 февраля 1861 г. Государственный совет завершил дискуссия проекта "Положений". 19 февраля (в день восшествия на престол в 1855 г. Александра II) они были подписаны царём и получили силу закона. В тот же день царь подписал и Манифест, возвещавший об освобождении фермеров. "Положения 19 февраля 1861 г.". Распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22.5 млн. Крепостных фермеров, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. Приписанных к частным заводам и фабрикам. Ликвидация феодальных отношений - не единовременный акт 1861 г., А длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение фермеры получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений 19 февраля 1861 г.". В Манифесте объявлялось, что фермеры в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) Обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и т.П.), барщина ограничивалась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в недельку, несколько сокращалась подворная повинность, запрещался перевод фермеров с оброка на барщину и в дворовые. Но и после 1863 г. Крестьяне ещё долго находились на положении "временнобязанных", т.Е. Продолжали нести регламентированные "Положениями" феодальные повинности: платить оброк либо делать барщину. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод фермеров на выкуп. Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. "Положения 19 февраля 1861 г." никакого окончательного срока прекращения временнообязанного состояния фермеров и перевода их на выкуп не определяли. лишь законом 28 декабря 1881 г. Устанавливался перевод фермеров на обязательный выкуп, начиная с 1 января 1883 г. К этому времени на временнообязанных отношениях оставалось 15% фермеров. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. но этот закон распространялся лишь на 29 "великороссийских губерний". В Закавказье перевод фермеров на выкуп не был завершён даже к 1917 г. по другому обстояло дело в 9 губерниях Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, где под влиянием польского восстания 1863 г. и широкого крестьянского движения фермеры в количестве 2.5 млн. душ мужского пола были переведены на выкуп уже в 1863 г. Тут были установлены и более льготные по сравнению с остальными губерниями России условия освобождения: возвращены отрезанные от наделов земли, снижены повинности в среднем на 20%. Условия выкупа для большей части фермеров были тяжёлыми. В основу выкупа ставились феодальные повинности, а не действительная, рыночная стоимость земли. Иначе говоря, крестьянам приходилось платить не лишь за землю, но и утрату помещиком крепостного труда. Выкупная сумма определялась путём "капитализации оброка", то есть раз в год уплачиваемый крестьянином оброк приравнивался к годовому доходу в размере 6% с капитала. Вычисление этого капитала и означало определение выкупной суммы. К примеру, если крестьянин выплачивал душевой надел в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма за этот надел обязана была составить 166 руб. 67 Коп. Дело выкупа взяло на себя правительство путём проведения выкупной операции. Она заключалась в том, что казна выплачивала помещикам сходу же средствами и ценными бумагами 80% выкупной суммы, если фермеры данного имения получали высший надел, и 75% если им предоставлялся надел менее высшего. Другие 20-25% фермеры уплачивали конкретно помещику (сходу либо в рассрочку). Выкупная сумма, выплаченная государством помещикам (она рассматривалась как предоставленная крестьянам ссуда), затем взыскивалась с фермеров в размере 6% в год в течение 49 лет. Таким образом, за это время крестьянин обязан был выплатить до 300% предоставленной ему "ссуды". Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и устранял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался, не считая того, операцией, выгодной также и государству. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена 867 млн. Руб., В то время как рыночная цена этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла 648 млн. Руб. С 1862 по 1907 г. , До отмены выкупных платежей, бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс. руб. выкупных платежей и всё ещё оставались ей обязаны ! Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостных фермеров были заложены и перезаложены их владельцами в разных кредитных учреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн. руб. Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещика. Таковым образом, реформа 1861 г., Освободив помещиков от долгов, выручила их от банкротства. Как видим, противоречивый характер реформы 1861 г. Ярко проявился в вопросе о выкупе. С одной стороны, выкуп непременно носил грабительский, крепостнический характер, но с другой - он способствовал развитию капиталистических отношений в стране. Выкуп, во-первых, способствовал более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство, во-вторых, давал помещикам денежные средства для перевода своего хозяйства на капиталистические базы, в-третьих, означал дальнейшее отделение крестьянского хозяйства от помещичьего и, в-четвёртых, ускорил процесс общественного расслоения крестьянства. Но самым существенным недочетом реформы,в последующем ещё более обострившим социальные противоречия, было сохранение большей и наилучшей части земли, на которой работали поколения фермеров, в принадлежности помещиков. Царь-освободитель испытал семь покушений и в конце концов был убит в 1881 г. 2. Реформы 60-70-х годов Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения остальных буржуазных реформ - в области местного управления, суда, образования, денег, в военном деле. более последовательной буржуазной реформой Александра II считается Судебная реформа 1864 г... По данной реформе вводились демократические принципы судопроизводства: открытость и гласность процесса, право на защиту обвиняемого, состязание сторон (защиты и обвинения), несменяемость судей. Содержание реформы излагалось в четырёх документах: "утомившись уголовного судопроизводства", "Учреждение судебных установлений" и "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями". Вся судебная система делилась на две части: общую и местную. К местной относилась глобальная юстиция. Для ее воплощения каждый уезд был поделён на участки, в которых учреждались камеры глобальных судей. Мировой судья, как правило, избирался из местных дворян. Для выборов в судьи необходимо было обладать определённым имущественным и образовательным цензом. Не считая глобальных судей, избирались почётные, помогавшие мировым в работе и заменявшие их во время отсутствия. В компетенцию глобальных судей входило рассмотрение гражданских дел по искам на сумму не более 500 руб., а также маленьких уголовных дел по искам, наказание по которым не превышало 3-х месяцев тюремного заключения либо 300 руб. штрафа. Обжаловать решение мирового судьи можно было перед Съездом мировых судей, состоявшем из глобальных и почётных судей уезда. Жалобы на решения Съезда глобальных судей могла приноситься в высший судебный орган страны - Сенат. В общую юстицию входила система судов, первым звеном которой были окружные суды. Вся территория страны делилась на округа (в губернии, к примеру, в зависимости от ее размера могло быть несколько таковых округов), в каждом из которых учреждался окружной трибунал. Он состоял из трёх профессиональных судей (один из них - председательствующий). В окружном суде было два отделения: по гражданским и по уголовным судам. Более сложные уголовные дела слушались в составе судейской коллегии и двенадцати присяжных заседателей. Заседатели выносили своё решение раздельно и оно называлось вердиктом. При вынесении вердикта присяжные должны были выбрать одну из трёх формул: виновен, невиновен либо виновен, но заслуживает снисхождения. Судьи объявляли приговор на основании вердикта, вынесенного присяжными заседателями. Приговор, принятыйс ролью присяжных заседателей, мог быть обжалован только в случае новооткрывшихся событий (пример работы такого суда - в романе Л.Толстого "Воскресение"). Следующей судебной инстанцией в данной системе были Судебные палаты. Они состояли из двух департаментов: уголовного и гражданского. Дела в них решались коллегией из трёх человек при участии сословных представителей,которыми являлись губернский либо уездный предводители дворянства, городской голова и волостной старшина. Судебные палаты рассматривали жалобы на решения и приговоры окружных судов (вынесенных без роли присяжных заседателей). Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он рассматривал дела, отнесённые к его компетенции, а также жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов. Для разрешения особо принципиальных дел (государственных преступлений) по высочайшему велению создавался Верховный уголовный трибунал. Реформой 1864 г. образовывались и следственные органы, учреждалась прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебных палатах и Сенате. Прокуроры правили следствием, выступали обвинителями на суде, наблюдали за исполнением приговоров. Предусматривалась также и адвокатура. На принципах судебной реформы 1864 г. в 1867 г. была проведена военно-судебная реформа.В 1865 г. Был принят Закон о печати., Который смягчил цензурный надзор, установленный Николаем I. Толстые книги размером более 160 стр. (Уникальные) и переводные размером 320 стр. не цензурировались, их издатели отвечали перед трибуналом в том случае, если в книгах содержались противоправные сведения. Сначало они получали предупреждение и только при повторном нарушении им грозило закрытие. В итоге реализации этого закона о печати в России начала складываться радикальная журналистика. Александр II провёл две серьёзные реформы местного управления.: Земская 1864 г. И Городская 1870 г. Земская Реформа 1864 г.. вводилась на местах "для обеспечения земских польз и нужд" и предугадывала создание выборных земских учреждений: уездных и губернских земских собраний, избираемых сроком на три года. Избирательное право было цензовым (а не сословным), заседали эти учреждения сессионно (обычно раз в году) и владели распорядительными и директивными функциями. Неизменными исполнительными органами земских собраний были уездные и губернские управы. Они состояли из нескольких человек (в зависимости от размера местности, которую они обслуживали). Председателями управ были предводители дворянства, в компетенцию этих органов входило фактически всё управление и управление местным хозяйством: дороги, рынки, местная индустрия, тюрьма, здравоохранение и просвещение. Хотя деятельность земств и контролировалась губернаторами, но местные деятели в большинстве своём работали самоотверженно и приносили много полезности в своих губерниях. Городская реформа 1870 г.. заменяла сословные городские Думы екатерининских времён выборными органами городского самоуправления, избираемыми на базе цензового избирательного закона. Органами городского самоуправления стали Городские Думы, обладающие распорядительными функциями, и городские управы, наделённые исполнительными возможностями. Число членов городских дум зависело от количества обитателей города. Городская управа состояла из нескольких членов и городского головы. К их компетенции относились: внешнее благоустройство городов, организация рынков, попечение о местной торговле и индустрии, здравоохранении и просвещении. Александром II была проведена военная реформа., Разработанная военным министром П.Милютиным. 1 января 1874 г. был утверждён " утомившись о воинской повинности". Вместо рекрутской вводилась всеобщая воинская повинность, которой подлежали все мужчины, достигшие 21 года. Срок реальной службы в сухопутных войсках был равен шести годам, а на флоте - семи. Отслужившие действительную службу зачислялись в запас на оп ределённый срок, а после этого - в ополчение. Для лиц, имевших образование, а также бывших единственными кормильцами в семье, вводились отсрочки. Предусматривались и случаи освобождения от службы (к примеру, по принципиальным положениям той либо другой религиозной конфессии). Потребности капиталистического развития страны и расстройство денег в годы Крымской войны требовали упорядочения денежного дела. Проведение в 60-х годах серии денежных реформ. Было ориентировано на централизацию денежного дела и коснулось основным образом аппарата денежного управления. Не была изменена сословная направленность денежной политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном популяции. Сохранилась древняя, введённая ещё Петром I, подушная подать для фермеров, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) от неё были освобождены. Бывшие помещичьи, удельные и государственные фермеры несли всю тяжесть оброчных и выкупных платежей - по сути феодальных повинностей. Подушная подать. оброчные и выкупные платежи в 60-70-х годах XIX в. составляли свыше 25% государственных доходов, однако основная часть этих доходов приходилась на косвенные налоги, которые также выплачивало податное популяция. Более 50% расходов в госбюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и др. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 0.1 госбюджета. Капиталистическое развитие страны, рост индустрии,торговли, сельского хозяйства, транспорта, внедрение в эти отрасли новейших технологий требовали расширения народногообразования.. Само осуществление буржуазных реформ в сфере управления, суда, военного дела было нереально без роста числа грамотных людей и расширения числа учебных заведений. Подготовка реформы начального и среднего образованияпродолжалась три года. 14 июня 1864 г. Было издано "Положение о начальных народных училищах". По этому положению разрешалось открывать начальные школы как общественным организациям, так и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов. В программу входило преподавание чтения, письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковного пения. В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские (учреждённые Министерством народного просвещения), земские (при земствах) и церковно-приходские. 19 ноября 1864 г. Был утверждён новый утомившись гимназий. В него был введён буржуазный принцип формального равенства сословий, но из-за высокой платы обучение фактически было доступно в большей степени выходцам из имущих классов. Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование, исследование классических языков; после них - поступление в институт без экзаменов) и настоящие (усиленное исследование математики и естествознания, поступление после них в большей степени в высшие технические учебные заведения). 10 ноября 1862 г. Был утверждён утомившись дамских гимназий - значимый шаг в деле просвещения. В 70-х годах было положено начало высокому женскому образованию, открыт ряд дамских курсов в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Необыкновенную известность получили Бестужевские высшие курсы в Петербурге, дававшие более основательное образование. К реформе высшей школы. Правительство приступило в 1861 г. Под непосредственным влиянием студенческих волнений. 18 июня 1863 г. Был утверждён новый утомившись, предоставлявший вузам достаточно широкую автономию. Реформы просвещения сыграли свою роль в подготовке кадров для молодого российского капитализма, однако уровень неграмотности в стране был и в начале века недопустимо высок. По переписи 1897 г. удельный вес грамотных составлял 22.3% (к 1917 г. - 31.9%). К марту 1881 г. либеральный деятель Лорис-Меликов под готовил проект государственных реформ, содержавший не только программу административных, но и широких экономических преобразований. Намерения привлечь цензовую общественность к подготовке реформ означало стремление правительства расширить свою социальную базу. 28 февраля Александр II подписал "Манифест" о преобразовании Государственного Совета, участии в нём народных представителей, что могло привести к превращению страны в конституционную монархию. Но 1 марта 1881 г. Царь-реформатор был убит бомбой, брошенной Гриневицким. После убийства Александра II его сын Александр III(1881-1894). заявил о себе как о "железном государе", и с либеральными реформами было покончено. "Манифест" был разорван. Либералы: министр внутренних дел Лорис-Меликов, военный министр Милютин, великий князь Константин ушли в отставку. На их место пришли консерваторы: Победоносцев, Толстой, Катков. Правление Александра III обычно называется периодом контрреформ, урезавших дарованные прошедшим царствованием экономические и политические свободы. Были ограничены городские, земские, цензурные, институтские свободы.

 

особенности капиталистического развития россии







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.009 с.)