Реформы государственного управления и просвещения начала 19 В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы государственного управления и просвещения начала 19 В.



Созданная во времена Петра I коллегиальная система к началу XIX в. функционировала неэффективно. Коллективный способ ведения дел имел свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, г&гущ-дение вопросов председателем коллегии с асессорами будто бы снижало субъективность и произвол власти, с другой, — коллективная ответственность приводила к безответственности. Дела в коллегиях скапливались тысячами и лежали без движения, полномочия дублировались двумя, а то и тремя коллегиями.
Император и его советники пришли к убеждению о неэффективности системы в целом. В отличие от сторонников коллегий (Д.П.Трощинский, Г.А.Розенкампф) члены «Негласного комитета» склонялись к принятию министерской модели управления. Интерес к ней проявлял еще Павел I. Проект создания министерств, в котором были намечены их общие принципы и сферы деятельности, составил Н.Н.Новосильцов.

Его предложение было принято, и в 1802 г. управление империей было разделено между восемью министерствами: внутренних дел, иностранных дел, военно-сухопутных, военно-морских, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения.
Они должны были более оперативно решать вопросы внешней и внутренней политики. Министерство первоначально состояло из нескольких чиновников: министра, товарища министра и небольшой канцелярии. Коллегии были сохранены в неизменном виде, но распределены по министерствам. Председатели их отчитывались перед министром, а он, в свою очередь, — перед императором. Некоторые министерства состояли из одной коллегии, как например, министерство иностранных дел; некоторые — из нескольких, например, министерство внутренних дел. Министерство народного просвещения создавалось впервые. На министерские посты были назначены государственные деятели старшего поколения. Министерство иностранных дел было поручено опытному дипломату А.Р.Воронцову. Г.Р.Державин получил пост министра юстиции, князь П.В.Завадовский стал министром народного просвещения.
Молодые друзья императора, кроме Кочубея, были представлены как товарищи (то есть заместители) министров. Чарторыйский — министра
иностранных дел; Новосильцов —министра юстиции; Строганов — министра внутренних дел.
Во главе министерств был поставлен Комитет министров. Высшим административным органом империи стал Сенат. Каждый министр ежегодно представлял письменный отчет в Сенат для обсуждения. Затем огч< i утверждался императором.
Деятельность министерств налаживалась не сразу (министерств! стремились к расширению своих полномочий, а министры — к неограниченной власти в своих ведомствах). В 1803 г. созданная система стала м няться. По проекту В.П.Кочубея были ликвидированы коллегии и вместо них созданы министерские департаменты. Отныне решение министра было приказом для всего ведомства. В Сенате сосредоточились и судебные и административные дела.
Пожалуй, наиболее плодотворными были усилия верховной власти в области просвещения. В начале XIX в. просвещение понималось в смысле воспитания «новой гражданственности» посредством школы. В соответс-вии с представлениями эпохи «Просветительства» император полагал, что просвещение народа способно привести к прогрессивным преобразованиям или подготовить их.
К началу века империя не имела четкой системы государственных учебных заведений. Безграмотность была распространена не только в низших сословиях, но и среди духовенства, купечества, чиновничества. Бросалась в глаза разница между высокой образованностью отдельных представителей столичной элиты, получавших образование в европейских университетах, и низким уровнем просвещения многочисленного провинциального дворянства. В стране ощущался дефицит специалистов в различных отраслях государственного хозяйства.
В январе 1803 г. были приняты «Предварительные правила народного просвещения». Они вводили новые принципы организации образования в стране: преемственность обучения, всесословность школы.
Стремясь максимально расширить учебную сеть, правительство выделяло на нее значительные средства, а также поддерживало частные инициативы. В результате в первое десятилетие века в стране открылись не только новые гимназии, университеты, но и частные пансионы, лицеи.
По указу 1804 г. в стране вводилась следующая система учебных ведений: начальные — одногодичные приходские училища (в сельскои местности), уездные училища (вгородах); средние — гимназии; и высшие университеты.
К высшим учебным заведениям было прикопано особое внимай -' власти, поскольку император нуждался в компетентных единомышленнах, способных возглавить административные органы. Первым был преобразован Московский университет — в самом начале XIX в. единственный университет России. Его система обучения была приведена к образцу протестантских университетов Германии. Затем был восстановлен Дерптский (он же сначала Юрьевский, затем Тартуский) университет, был преобразован Виленский. Кроме того, в 1804-1805 гг. были открыты два новых российских университета — Казанский на востоке и Харьковский на юге страны.
Каждый университет получил Устав, по которому ему предоставлялась широкая автономия, выборность руководства, невмешательств ~ полиции, неподсудность гражданскому суду.
Поначалу открывшиеся университеты, да и многие гимназии, не имели подготовленных преподавателей. Их приглашали из-за границы, а также готовили в самих российских университетах и Петербургском Главном педагогическом институте (1804).
По замыслу реформы представлять интересы университета и подведомственных ему учебных заведений перед верховной властью должен был особый сановник — попечитель учебного округа. Вся Россия была поделена на пять таких округов — Петербургский, Московский, Виленский, Казанский и Харьковский. В правление Александра I попечители, как правило, жили в Петербурге и оттуда следили за округом через переписку и ежегодные ревизии.
Количество учебных заведений возросло, но уровень обучения в них далеко не всегда устраивал правительство и дворянство. Между тем, в условиях наполеоновских войн российская элита не могла воспользоваться признанными школами Европы. Проблема получения образования стояла и перед царской семьей. Вдовствующая императрица Мария Федоровна не желала отпускать из страны младших сыновей — Николая и Михаила. В результате в 1811 г. в Царском Селе был организован лицей. Правда, великие князья не были отданы в него. Лицей готовил кадры в высшие дипломатические и юридические органы страны. Этому же должна была служить открытая еще в 1805 г. при министерстве юстиции школа правоведения.
Таким образом, в первое десятилетие XIX в. были сделаны серьезные шаги правительства по реализации плана совершенствования политической системы и культуры российского общества по образцу европейских буржуазных стран. Новая администрация имела свои серьезные недостатки: функции министерств, Сената и Непременного совета не были четко определены. Не были также установлены пределы власти министров и характер их ответственности за свои распоряжения, деятельность их практически не контролировалась. Они подчинялись лично государю и могли заручиться его поддержкой, поскольку он сам выбирал и назначал их. Император предполагал, что созданная административная система, а также просветительские меры помогут ему провести и более глубинные реформы, затрагивающие политические и экономические основы империи.

 

ОТЕЧ ВОЙНА

В первой половине XIX века четко определились два направления во внешней политике России: 1) ближневосточное борьба за укрепление, своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах и 2) европейское — участие России коалиционных войнах против наполеоновской Франции.

Начало XIX в. было ознаменовано резким обострением международной обстановки не только на Востоке, но и в Европе.

К этому времени под властью Наполеона находилась почти вся Центральная и Южная Европа. Агрессивность Наполеона, перекроившего карту Европы, вовлекала в фарватер англо-французского соперничества многие европейские страны. В результате англо-французское соперничество приобрело общеевропейский характер и заняло ведущее место в международных отношениях этого периода.

Во второй четверти XIX века на мировой арене произошли крупные социально-экономические и политические события, которые определили расстановку политических сил и характер дипломатической борьбы держав. Это была эпоха ломки феодально-абсолютистских учреждений, роста национально-освободительного движения, охватившего все европейские страны, в том числе и Россию.

В сфере внешней политики перед царизмом стояли в этот период две основные задачи: борьба с революционной опасностью и восточный вопрос.

Вхождение в начале XIX века в состав России Закавказья неизбежно поставило вопрос о присоединении к ней всего Северного Кавказа.

Для России разрешение проблемы Черного моря и черноморских проливов было связано с обеспечением безопасности южных границ и с хозяйственным освоением юга страны. Царское правительство старалось укрепить свои позиции на Балканах, чтобы помешать экспансии других европейских держав в этом регионе. Покровительство православному населению Балканского полуострова служило России мотивом для постоянного вмешательства в ближневосточные дела противодействия экспансионистским проискам Англии и Австрии.

Хотя царизм преследовал захватнические цели, объективно вхождение Кавказа в состав России носило прогрессивный характер. Был положен конец разорительным набегам со стороны соседних государств — Османской империи и Ирана. Вхождение Кавказа в состав России способствовало социально-экономическому и культурному развитию его народов, втягиванию этих народов в общую с русским народом борьбу против царизма.

Изучение внешней политики первой половины XIX века актуально, так как в результате решения своих внешнеполитических задач Россия сумела защитить собственные границы и расширить территорию в соответствии с национальными, геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами. Поэтому в данной контрольной работе мы рассмотрим такие ключевые моменты внешней политики, как Отечественная война 1812 года, участие башкир в этой войне, «Восточный вопрос» и Кавказскую войну 1817 – 1864 годов.

 

1. Основные направления внешней политики России

Основные направления внешней политики России определились еще в XVIII веке, когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя.

На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX века реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 года основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1848 году Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунайских княжествах [1, с.164].

На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII века Черноморского побережья и, в первую очередь, с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась, тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.

На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эта территории. Здесь Россия старалась расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи с вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего кавказского региона в состав Российской империи.

К этим традиционным направлениям в первой половине XIX века добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало присматриваться к Средней Азии [1, c. 158].

2. Отечественная война 1812 года

Союз между Россией и Францией имел временный характер. Это понимали, и в Париже, и в Петербурге, хотя многие сановники обеих стран выступали за сохранение мира. Однако противоречия накапливались и вели к открытому конфликту.

12 нюня 1812 года почти 500 тысяч солдат Наполеона, перейдя реку Неман, вторглись в Россию. Император Александр, находившийся в Вильно, попытался через своего адъютанта генерала А. И. Балапюва предложить Наполеону мирный исход конфликта, если его армия покинет русскую территорию. Но Наполеон отклонил всяческие переговоры о мире.

Началась Отечественная война, названная так потому, что против французов сражалась не только кадровая русская армия, а почти все население страны (в ополчении, в партизанских отрядах). Кадровая русская армия насчитывала более 220 тысяч человек, причем она была разделена на три части. Первая армия генерала М. Б. Барклая-де-Толли находилась в Литве, вторая — генерала П.И.Багратиона — в Белоруссии, третья армия — генерала А. П. Тормасова — на Украине.

План Наполеона состоял в том, чтобы разгромить русские армии по частям мощным концентрированным ударом. Русские армии отступали на восток, сохраняя свои силы и изматывая противника. 2 августа 1-я и 2-я русские армии соединились под Смоленском. Здесь в двухдневной битве Наполеон потерял 20 тысяч солдат и офицеров, русские — 6 тысяч [5, с. 211].

Война принимала затяжной характер. Русская армия продолжала отступать, заманивая противника вглубь страны. 17 августа главнокомандующим был назначен вместо М. Б. Барклая-де-Толли соратник и ученик Суворова М.И.Кутузов. Александр I недолюбливал Кутузова, но, учитывая патриотическое настроение армии и народа и всеобщее недовольство отступлением (тактика, избранная Барклаем-де-Толли), назначил его командующим.

Кутузов решил дать генеральное сражение Наполеону у села Бородина 124 км западнее Москвы.

26 августа сражение началось. Перед русскими стояла задача: измотать противника, подорвать его военную мощь и боевой дух. В случае удачи самим начать контрнаступление. Диспозиция русскими была выбрана следующая. Правый фланг защищала естественная преграда — река Колочь, левый — искусственные земляные укрепления — флеши, которые заняла армия П.И.Багратиона. В центре расположились войска генерала Н.Н.Раевского. Наполеон рассчитывал прорвать оборону русских, окружить армию Кутузова и разгромить ее.

Восемь атак предприняли французы против багратионовских флешей, так и не сумев их окончательно захватить. Лишь к четырем часам дня французами была разгромлена батарея Раевского. Против нее действовало 25 тыс. войск и 200 французский орудий. В разгар сражений за батарею Раевского русская казачья конница атамана М.И.Платова и кавалерийский корпус генерала Ф. П. Уварова совершили рейд в тыл врага. Это посеяло панику, и Наполеон не решился ввести в сражение свой резерв — гвардию, чтобы переломить ход битвы.

Бородинская битва закончилась поздно вечером, войска отошли на исходные позиции. Бородино явилось моральной и политической победой русских. Сам Наполеон позже писал: «Французы показали себя в нем (Бородинском сражении) достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» [4, с. 198]. В Бородинской битве Наполеон потерял 58 тыс. солдат и 47 генералов. Потери русских были менее значительными, хотя из командного состава погибло 23 генерала, в том числе П.И.Багратион.

13 сентября на совещании в Филях Кутузов принимает решение оставить Москву, чтобы сохранить армию. Наполеон вступил в Москву 2 сентября и пробыл там до 6 октября 1812 года. В это время Кутузовым был осуществлен план под названием Тарутинский марш - маневр. Русская армия, выступая из Москвы по Рязанской дороге, в районе Красной Пахры свернула на Калужскую дорогу и расположилась у Тарутино. Наполеон некоторое время не знал ее месторасположения. В Тарутино армия Кутузова пополнилась до 120 тысяч человек, увеличила артиллерию и конницу. Кроме того, она как бы прикрывала собой дорогу на Тулу, где были основные оружейные склады. Наполеоновская армия была деморализована пребыванием в Москве: голодом, мародерством, пожаром, охватившим русскую столицу. В надежде пополнить свой запас оружия, и продовольствия Наполеон вывел свою армию из Москвы.

12 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела поражение и начала отступление из России по разоренной Смоленской дороге. На заключительном этапе войны тактика русской армии заключалась в параллельном преследовании противника. Русская армия, не вступая в сражение с Наполеоном, уничтожала его армию по частям. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж. Приказ М.И. Кутузова по армии 21 декабря и Манифест царя 25 декабря 1812 года ознаменовали завершение Отечественной войны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.84.65.73 (0.032 с.)