Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные причины отмены крепостного права в России.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Основные причины отмены крепостного права в России.
Предпосылки – складывающиеся условия Повод – то, из-за чего может совершиться действие. Причины – то, из-за чего действие совершается. А) Тяжелое финансовое положение в стране. За 1853-56 годы дефицит бюджета возрос с 52 до 307 миллионов рублей; 43% доходов – винные откупа. Обеспеченность бумажных денег золотом снизилась на 50%. Затраты на Крымскую войну. Задолжности помещиков – свыше 2/3 имений помещиков заложены или перезаложены-залоены. Восстанавливать западные территории, на которых велись военные действия. Государство организовало выдачу ссуд под залог имений на 25 лет. Эта выдача опустошила казну, но в расчет, что деньги вернутся от помещиков. 30-ые года – время возвращать деньги по ссуде– помещики прогуляли деньги – покупали французские платья, следовательно, помещики не восстановили земли, где происходили военные действия. Все это усугублялось тем, что и в банках и в министерствах сидят родственники или приближенные дворян и получить ссуду не составляло большого труда. Афера Чичикова – мертвые души и земля почти за бесценок на Крыме, получает хорошенькие деньги и скрывается. Б) Тяжелое положение страны после поражения в Крымской войне. Пошатнулось Великодержавие Российской империи. В) Крепостное право – старый ускоритель хозяйственных отношений. Начало 19 века: Россия производит 11 пудов чугуна, Англия 8. На мировом рынке железа – 1/3 роли. За 50 лет (с 1801 по 1850) выплавка чугуна увеличилась в полтора раза - 11 пудов до 18. Англия за тот же период – от 8 до 144. Даже при такой динамике виделись те максимальные пределы крепостного права. Нужна была новая база общественно-хозяйственных отношений. Первая половина 19 века – в странах Европы завершается промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному.
Подготовка отмены крепостного права. Хронологические рамки процесса, формирование программных установок реформы и ее организационной структуры.
Желание царя поддержала только либеральная часть помещиков. Всего было представлено больше сотни разных проектов по освобождению крестьян. Нечерноземные губернии России (Тверская, Ярославская и Харьковская губернии) – там больше развиты товарные отношения, различные крестьянские промыслы и преобладание оброчной системы. Такой регион представлял тверской предводитель дворянства Унковский: выступал против переходного состояния, но с вознаграждением помещиков как за землю, которая передается крестьянам, так и за самих освобожденных. Выкуп надельной земли ложился на крестьян, а выкуп личности крестьянина – «на все сословия». Проект Унковского отражал желание либеральной части помещиков нечерноземной зоны в скорейшей ликвидации КП и начала предпринимательских отношений. Также представители дворянства этого региона активно предлагали проведение и других реформ – в области суда, администрации, печати. Свои окончательные видения по вопросу отмены КП они представили Александру Второму в 1859 году.
Черноземные полосы – барщинное хозяйство, связанное с прямым рынком, где большей ценностью являлась земля. Проект предложил Позена – полтавский помещик: 1856 и 57 годы – стремление сохранения в руках помещиков больше земли, но и не оставить крестьян без земли, так как были необходимы рабочие руки. Степная зона – слабо заселенная, преобладание крупного помещичьего хозяйства. Проект крупного помещика, известного славянофила Самарина из Самарской губернии – личное освобождение с землей и предоставление им гражданских прав, но ввиду недостатка рабочих рук, необходимо устроить «переходный период», сроком 10-12 лет, во время которого крестьянин отрабатывал барщиной свой надел и существовало право вотчинной полиции за помещиков в его имении. Работу над проектом отмены КП со стороны государства начали чиновники из Министерства внутренних дел под председательством Левшина – заместителя министра МВД Ланского. Он представил «Записку» – 1856 г. - с изложением принципов будущей реформы: за помещиком оставалось право на собственности на всю землю, включая и надельную землю крестьян, которая им выдавалась в пользование после освобождения, за что они должны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины (трудовая отработка на земле барина) или оброка (натурализация или монетизация барщины).
1857 год – Образован Секретный комитет под председательством князя Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Нарастающая социальная напряженность заставляла действовать быстро убежденных крепостников еще николаевской эпохи. По-прежнему, Александр стремился добиться предложений по отмене КП от самих помещиков. Первыми изъявили желание представить свои проекты отмены КП были губернаторы Виленской, Ковенской и Гродненской губерний – «литовские». Рескрипт 1857 года генерал-губернатору (и губернатор и генерал; такая должность использовалась для быстрого наведения порядка или в тяжелых регионах) Назимову о создании общей комиссии в городе Вильне, для подготовки местных проектов крестьянской реформы. После продолжительной работы, в проект были вложены принципы, ранее изложенные в «Записке» Левшина.
Подготовка отмены крепостного права перестала быть тайной. В губерниях были созданы дворянские комитеты для обсуждения условий реформы. В МВД усилиями Ланского и Лёвшина был разработан проект предоставления крестьянам за выкуп не только усадебной, но и полевой земли. В мае-июле 1858 г. произошли волнения крестьян в Эстляндии. Против бунтовщиков пришлось посылать войска. Они свидетельствовали об опасности освобождения крепостных без земли.
Хотя Ростовцев не имел ни земли, ни крепостных, в Секретном комитете он примкнул к консерваторам и выступал за безземельное освобождение.
Идейным лидером Редакционных комиссий был Н.А. Милютин, товарищ министра внутренних дел. В августе 1859 г. и в феврале 1860 г. в Петербург были приглашены дворянские депутаты от губерний – по одному от большинства и от меньшинства.
Панин в качестве председателя Редакционных комиссий не оказал решающего воздействия на их работу, хотя несколько затормозил подготовку проекта. Получив одобрение Главного комитета, проект поступил в Государственный совет.
Подготовка реформ Подготовка земской реформы началась в 1859, когда полным ходом шла работа над крестьянской реформой 1861. Лидером был Н. А. Милютин. Основные принципы земельной реформы — выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд. Формирование местных органов создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России — Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти. Согласно «Положению» создавались земские учреждения в уезде и губернии, состоявшие из земских собраний и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года – выборы, проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть — губернские и уездные земские управы (три, пять человек). Права земств Ограничивались местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего — на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Губернатор мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел. В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции.
Значение земской реформы Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Благодаря земским врачам сельские жители впервые получили квалифицированную медицинскую помощь. Земский врач был универсалом: терапевтом, хирургом, стоматологом, акушером. Иногда операции приходилось делать в крестьянской избе. Важным направлением деятельности земств стало изучение крестьянского быта. Земские статистики составили демографические, медицинские, поземельные, хозяйственные и другие переписи. Земская статистика, далеко превосходившая государственную, позволила понять реальные нужды крестьянства, а впоследствии стала ценнейшим историческим источником. Особую роль среди земских служащих играли учителя. Земский учитель не только обучал детей арифметике и грамоте, но зачастую был и единственным грамотным человеком в деревне. Благодаря этому учитель становился для крестьян носителем знания и новых идей. Именно среди земских учителей было особенно много либерально и демократически настроенных людей. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 г. Сущ с 1785г сословные органы гор самоупр заменялись на всесословные, избираемые на основе имущественного ценза. В 509 городах вводились новые органы городского самоупр – гор думы, избир на 4года. Гор дума избирала исполнительный орган – городская управа (городской голова + его товарищ + неск членов). Городской голова явл председателем как Гор Думы, так и Гор Управы. Компетенция гор самоупр огран хоз вопросами (благоустр городов, попечение о местной торговле и пром, общественное призрение (богадельни, приюты), здравоохран и народное обр). Городская реформа начала готовиться в 1862 г., но из-за покушения на Александра II ее осуществление задержалось. Городовое положение было принято в 1870 г. Высшим органом городского самоуправления оставалась Городская дума. Выборы проводились по трем куриям. Курии формировались на основе имущественного ценза. Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых ими городских налогов. Каждая курия платила 1/3 налогов. Первая курия была самой богатой и малочисленной, третья – самой бедной и многочисленной.
Основные причины отмены крепостного права в России.
Предпосылки – складывающиеся условия Повод – то, из-за чего может совершиться действие. Причины – то, из-за чего действие совершается. А) Тяжелое финансовое положение в стране. За 1853-56 годы дефицит бюджета возрос с 52 до 307 миллионов рублей; 43% доходов – винные откупа. Обеспеченность бумажных денег золотом снизилась на 50%. Затраты на Крымскую войну. Задолжности помещиков – свыше 2/3 имений помещиков заложены или перезаложены-залоены. Восстанавливать западные территории, на которых велись военные действия. Государство организовало выдачу ссуд под залог имений на 25 лет. Эта выдача опустошила казну, но в расчет, что деньги вернутся от помещиков. 30-ые года – время возвращать деньги по ссуде– помещики прогуляли деньги – покупали французские платья, следовательно, помещики не восстановили земли, где происходили военные действия. Все это усугублялось тем, что и в банках и в министерствах сидят родственники или приближенные дворян и получить ссуду не составляло большого труда. Афера Чичикова – мертвые души и земля почти за бесценок на Крыме, получает хорошенькие деньги и скрывается. Б) Тяжелое положение страны после поражения в Крымской войне. Пошатнулось Великодержавие Российской империи. В) Крепостное право – старый ускоритель хозяйственных отношений. Начало 19 века: Россия производит 11 пудов чугуна, Англия 8. На мировом рынке железа – 1/3 роли. За 50 лет (с 1801 по 1850) выплавка чугуна увеличилась в полтора раза - 11 пудов до 18. Англия за тот же период – от 8 до 144. Даже при такой динамике виделись те максимальные пределы крепостного права. Нужна была новая база общественно-хозяйственных отношений. Первая половина 19 века – в странах Европы завершается промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному.
Подготовка отмены крепостного права. Хронологические рамки процесса, формирование программных установок реформы и ее организационной структуры.
Желание царя поддержала только либеральная часть помещиков. Всего было представлено больше сотни разных проектов по освобождению крестьян. Нечерноземные губернии России (Тверская, Ярославская и Харьковская губернии) – там больше развиты товарные отношения, различные крестьянские промыслы и преобладание оброчной системы. Такой регион представлял тверской предводитель дворянства Унковский: выступал против переходного состояния, но с вознаграждением помещиков как за землю, которая передается крестьянам, так и за самих освобожденных. Выкуп надельной земли ложился на крестьян, а выкуп личности крестьянина – «на все сословия». Проект Унковского отражал желание либеральной части помещиков нечерноземной зоны в скорейшей ликвидации КП и начала предпринимательских отношений. Также представители дворянства этого региона активно предлагали проведение и других реформ – в области суда, администрации, печати. Свои окончательные видения по вопросу отмены КП они представили Александру Второму в 1859 году. Черноземные полосы – барщинное хозяйство, связанное с прямым рынком, где большей ценностью являлась земля. Проект предложил Позена – полтавский помещик: 1856 и 57 годы – стремление сохранения в руках помещиков больше земли, но и не оставить крестьян без земли, так как были необходимы рабочие руки. Степная зона – слабо заселенная, преобладание крупного помещичьего хозяйства. Проект крупного помещика, известного славянофила Самарина из Самарской губернии – личное освобождение с землей и предоставление им гражданских прав, но ввиду недостатка рабочих рук, необходимо устроить «переходный период», сроком 10-12 лет, во время которого крестьянин отрабатывал барщиной свой надел и существовало право вотчинной полиции за помещиков в его имении. Работу над проектом отмены КП со стороны государства начали чиновники из Министерства внутренних дел под председательством Левшина – заместителя министра МВД Ланского. Он представил «Записку» – 1856 г. - с изложением принципов будущей реформы: за помещиком оставалось право на собственности на всю землю, включая и надельную землю крестьян, которая им выдавалась в пользование после освобождения, за что они должны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины (трудовая отработка на земле барина) или оброка (натурализация или монетизация барщины). 1857 год – Образован Секретный комитет под председательством князя Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Нарастающая социальная напряженность заставляла действовать быстро убежденных крепостников еще николаевской эпохи. По-прежнему, Александр стремился добиться предложений по отмене КП от самих помещиков. Первыми изъявили желание представить свои проекты отмены КП были губернаторы Виленской, Ковенской и Гродненской губерний – «литовские». Рескрипт 1857 года генерал-губернатору (и губернатор и генерал; такая должность использовалась для быстрого наведения порядка или в тяжелых регионах) Назимову о создании общей комиссии в городе Вильне, для подготовки местных проектов крестьянской реформы. После продолжительной работы, в проект были вложены принципы, ранее изложенные в «Записке» Левшина.
Подготовка отмены крепостного права перестала быть тайной. В губерниях были созданы дворянские комитеты для обсуждения условий реформы. В МВД усилиями Ланского и Лёвшина был разработан проект предоставления крестьянам за выкуп не только усадебной, но и полевой земли. В мае-июле 1858 г. произошли волнения крестьян в Эстляндии. Против бунтовщиков пришлось посылать войска. Они свидетельствовали об опасности освобождения крепостных без земли.
Хотя Ростовцев не имел ни земли, ни крепостных, в Секретном комитете он примкнул к консерваторам и выступал за безземельное освобождение. Идейным лидером Редакционных комиссий был Н.А. Милютин, товарищ министра внутренних дел. В августе 1859 г. и в феврале 1860 г. в Петербург были приглашены дворянские депутаты от губерний – по одному от большинства и от меньшинства.
Панин в качестве председателя Редакционных комиссий не оказал решающего воздействия на их работу, хотя несколько затормозил подготовку проекта. Получив одобрение Главного комитета, проект поступил в Государственный совет.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.076 с.) |