Основные причины отмены крепостного права в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные причины отмены крепостного права в России.



Основные причины отмены крепостного права в России.

 

Предпосылки – складывающиеся условия

Повод – то, из-за чего может совершиться действие.

Причины – то, из-за чего действие совершается.

А) Тяжелое финансовое положение в стране.

За 1853-56 годы дефицит бюджета возрос с 52 до 307 миллионов рублей; 43% доходов – винные откупа. Обеспеченность бумажных денег золотом снизилась на 50%. Затраты на Крымскую войну. Задолжности помещиков – свыше 2/3 имений помещиков заложены или перезаложены-залоены. Восстанавливать западные территории, на которых велись военные действия. Государство организовало выдачу ссуд под залог имений на 25 лет. Эта выдача опустошила казну, но в расчет, что деньги вернутся от помещиков. 30-ые года – время возвращать деньги по ссуде– помещики прогуляли деньги – покупали французские платья, следовательно, помещики не восстановили земли, где происходили военные действия. Все это усугублялось тем, что и в банках и в министерствах сидят родственники или приближенные дворян и получить ссуду не составляло большого труда. Афера Чичикова – мертвые души и земля почти за бесценок на Крыме, получает хорошенькие деньги и скрывается.

Б) Тяжелое положение страны после поражения в Крымской войне. Пошатнулось Великодержавие Российской империи.

В) Крепостное право – старый ускоритель хозяйственных отношений. Начало 19 века: Россия производит 11 пудов чугуна, Англия 8. На мировом рынке железа – 1/3 роли. За 50 лет (с 1801 по 1850) выплавка чугуна увеличилась в полтора раза - 11 пудов до 18. Англия за тот же период – от 8 до 144. Даже при такой динамике виделись те максимальные пределы крепостного права. Нужна была новая база общественно-хозяйственных отношений. Первая половина 19 века – в странах Европы завершается промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному.

 

 

Подготовка отмены крепостного права. Хронологические рамки процесса, формирование программных установок реформы и ее организационной структуры.

 

Желание царя поддержала только либеральная часть помещиков. Всего было представлено больше сотни разных проектов по освобождению крестьян.

Нечерноземные губернии России (Тверская, Ярославская и Харьковская губернии) – там больше развиты товарные отношения, различные крестьянские промыслы и преобладание оброчной системы. Такой регион представлял тверской предводитель дворянства Унковский: выступал против переходного состояния, но с вознаграждением помещиков как за землю, которая передается крестьянам, так и за самих освобожденных. Выкуп надельной земли ложился на крестьян, а выкуп личности крестьянина – «на все сословия». Проект Унковского отражал желание либеральной части помещиков нечерноземной зоны в скорейшей ликвидации КП и начала предпринимательских отношений. Также представители дворянства этого региона активно предлагали проведение и других реформ – в области суда, администрации, печати. Свои окончательные видения по вопросу отмены КП они представили Александру Второму в 1859 году.

Черноземные полосы – барщинное хозяйство, связанное с прямым рынком, где большей ценностью являлась земля. Проект предложил Позена – полтавский помещик: 1856 и 57 годы – стремление сохранения в руках помещиков больше земли, но и не оставить крестьян без земли, так как были необходимы рабочие руки.

Степная зона – слабо заселенная, преобладание крупного помещичьего хозяйства. Проект крупного помещика, известного славянофила Самарина из Самарской губернии – личное освобождение с землей и предоставление им гражданских прав, но ввиду недостатка рабочих рук, необходимо устроить «переходный период», сроком 10-12 лет, во время которого крестьянин отрабатывал барщиной свой надел и существовало право вотчинной полиции за помещиков в его имении.

Работу над проектом отмены КП со стороны государства начали чиновники из Министерства внутренних дел под председательством Левшина – заместителя министра МВД Ланского. Он представил «Записку» – 1856 г. - с изложением принципов будущей реформы: за помещиком оставалось право на собственности на всю землю, включая и надельную землю крестьян, которая им выдавалась в пользование после освобождения, за что они должны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины (трудовая отработка на земле барина) или оброка (натурализация или монетизация барщины).

1857 год – Образован Секретный комитет под председательством князя Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Нарастающая социальная напряженность заставляла действовать быстро убежденных крепостников еще николаевской эпохи. По-прежнему, Александр стремился добиться предложений по отмене КП от самих помещиков. Первыми изъявили желание представить свои проекты отмены КП были губернаторы Виленской, Ковенской и Гродненской губерний – «литовские». Рескрипт 1857 года генерал-губернатору (и губернатор и генерал; такая должность использовалась для быстрого наведения порядка или в тяжелых регионах) Назимову о создании общей комиссии в городе Вильне, для подготовки местных проектов крестьянской реформы. После продолжительной работы, в проект были вложены принципы, ранее изложенные в «Записке» Левшина.


Рескрипт предписывал создать в литовских губерниях дворянские комитеты для обсуждения условий «улучшения быта» крестьян.
Секретный комитет решил опубликовать рескрипт в журнале МВД, чтобы успокоить дворян внутренних губерний: рескрипт относился лишь к литовским губерниям.
В ночь на 24 ноября 1857 г. Лёвшин спешно отправил на Николаевский вокзал 75 экземпляров рескрипта.
Утром члены комитета опомнились, попытались остановить рассылку, но… поезда уже ушли!

Подготовка отмены крепостного права перестала быть тайной.
В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.

В губерниях были созданы дворянские комитеты для обсуждения условий реформы.
Иначе получалось, что дворяне противятся царскому желанию освободить крепостных, что грозило мужицкими бунтами.
В большинстве комитетов (кроме Тверского) преобладали крепостники.
Тульские депутаты даже замышляли убийство своего либерального коллеги А.В. Черкасского под видом дуэли, а Ю.Ф. Самарин являлся на заседания Самарского комитета исключительно с заряженным револьвером.

В МВД усилиями Ланского и Лёвшина был разработан проект предоставления крестьянам за выкуп не только усадебной, но и полевой земли.
Секретный комитет категорически отклонил этот проект.
Когда юрист и историк К.Д. Кавелин опубликовал в «Современнике» записку, доказывая необходимость освободить крестьян с замлей, он был немедленно уволен с должности воспитателя наследника престола.
Казалось, консерваторы торжествуют.

В мае-июле 1858 г. произошли волнения крестьян в Эстляндии. Против бунтовщиков пришлось посылать войска.

Они свидетельствовали об опасности освобождения крепостных без земли.
В декабре 1858 г. под давлением Александра II Главный комитет принял новую программу освобождения, допускавшую передачу крестьянам за выкуп не только усадебной, но и полевой земли


Для обработки дворянских проектов в марте 1859 г. были созданы Редакционные комиссии.

 


Председатель Редакционных комиссий Я.И. Ростовцев в 1825 г. был принят в Северное общество. 12 декабря он предупредил Николая I о восстании и убеждал его уступить заговорщикам, преувеличивая их силы.
При Николае сделал карьеру, став начальником штаба военно-учебных заведений, начальником которых считался наследник престола.

Хотя Ростовцев не имел ни земли, ни крепостных, в Секретном комитете он примкнул к консерваторам и выступал за безземельное освобождение.
Но после восстания крестьян в Эстонии он изменил точку зрения. Теперь Ростовцев говорил: «Отрезывая землю от крестьян, мы зажжем Россию!»
Под его руководством Редакционные комиссии энергично боролись за наделение крестьян землей.
Последние слова Ростовцева были обращены к Александру II: «Государь, не бойтесь!»

Идейным лидером Редакционных комиссий был Н.А. Милютин, товарищ министра внутренних дел.
Он и группа его единомышленников подготовили проект, носивший компромиссный характер, но значительно более благоприятный для крестьян, нежели губернские проекты дворянского большинства. Авторы проекта стремились не допустить разорения ни помещичьего, ни крестьянского хозяйства.
В глазах консерваторов Милютин заработал стойкую репутацию «красного».

В августе 1859 г. и в феврале 1860 г. в Петербург были приглашены дворянские депутаты от губерний – по одному от большинства и от меньшинства.
Депутаты пытались отвергнуть проект Редакционных комиссий и передать вопрос дворянскому съезду, но царь не позволил.
Александр II:
«Я слишком убежден в правоте начатого нами святого дела, чтобы кто-либо мог меня остановить в довершении оного».


После смерти Ростовцева Александр II назначил главой Редакционных комиссий не Милютина, а реакционера В.Н. Панина, чем напугал всю либеральную и демократическую Россию.
Но царь понимал: назначение Милютина вызовет крайнее ожесточение консерваторов.
Панин же был «служакой». Он говорил: «Если я удостоверюсь, что государь смотрит на дело иначе, чем я, – то я долгом почту тотчас отступить от своих убеждений и действовать совершенно наперекор им».

Панин в качестве председателя Редакционных комиссий не оказал решающего воздействия на их работу, хотя несколько затормозил подготовку проекта.
Под давлением дворянства Редакционные комиссии пошли на некоторые уступки: в черноземных губерниях уменьшились размеры наделов, в нечерноземных увеличился выкуп.
Осенью 1860 г. работа Редакционных комиссий была завершена, подготовленный ими проект поступил в Главный комитет.
Из 10 членов комитета проект поддерживали лишь 4, в т.ч. новый председатель – в. кн. Константин Николаевич (Орлов ушел в отставку по болезни).
Титаническими усилиями великий князь привлек на свою сторону еще двоих членов комитета – проект победил!

Получив одобрение Главного комитета, проект поступил в Государственный совет.
Александр II:
«Взгляды на представленную работу могут быть различны. Все различные мнения я выслушаю охотно; но я вправе требовать, чтобы вы, отложив все различные интересы, действовали как государственные сановники, облеченные мои доверием. Вот уже четыре года оно длится и возбуждает опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».
По ряду вопросов консервативное большинство Гос. Совета отвергло проект.
Но царь по всем этим вопросам присоединился к мнению реформаторского меньшинства.

 

Подготовка реформ

Подготовка земской реформы началась в 1859, когда полным ходом шла работа над крестьянской реформой 1861. Лидером был Н. А. Милютин. Основные принципы земельной реформы — выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд.

Формирование местных органов

создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России — Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти.

Согласно «Положению» создавались земские учреждения в уезде и губернии, состоявшие из земских собраний и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года – выборы, проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть — губернские и уездные земские управы (три, пять человек).

Права земств

Ограничивались местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего — на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Губернатор мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.

В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции.

Значение земской реформы

Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Благодаря земским врачам сельские жители впервые получили квалифицированную медицинскую помощь. Земский врач был универсалом: терапевтом, хирургом, стоматологом, акушером.

Иногда операции приходилось делать в крестьянской избе. Важным направлением деятельности земств стало изучение крестьянского быта. Земские статистики составили демографические, медицинские, поземельные, хозяйственные и другие переписи.

Земская статистика, далеко превосходившая государственную, позволила понять реальные нужды крестьянства, а впоследствии стала ценнейшим историческим источником. Особую роль среди земских служащих играли учителя. Земский учитель не только обучал детей арифметике и грамоте, но зачастую был и единственным грамотным человеком в деревне. Благодаря этому учитель становился для крестьян носителем знания и новых идей. Именно среди земских учителей было особенно много либерально и демократически настроенных людей.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 г.

Сущ с 1785г сословные органы гор самоупр заменялись на всесословные, избираемые на основе имущественного ценза.

В 509 городах вводились новые органы городского самоупр – гор думы, избир на 4года. Гор дума избирала исполнительный орган – городская управа (городской голова + его товарищ + неск членов). Городской голова явл председателем как Гор Думы, так и Гор Управы. Компетенция гор самоупр огран хоз вопросами (благоустр городов, попечение о местной торговле и пром, общественное призрение (богадельни, приюты), здравоохран и народное обр). Городская реформа начала готовиться в 1862 г., но из-за покушения на Александра II ее осуществление задержалось. Городовое положение было принято в 1870 г. Высшим органом городского самоуправления оставалась Городская дума. Выборы проводились по трем куриям. Курии формировались на основе имущественного ценза. Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых ими городских налогов. Каждая курия платила 1/3 налогов. Первая курия была самой богатой и малочисленной, третья – самой бедной и многочисленной.

 

Основные причины отмены крепостного права в России.

 

Предпосылки – складывающиеся условия

Повод – то, из-за чего может совершиться действие.

Причины – то, из-за чего действие совершается.

А) Тяжелое финансовое положение в стране.

За 1853-56 годы дефицит бюджета возрос с 52 до 307 миллионов рублей; 43% доходов – винные откупа. Обеспеченность бумажных денег золотом снизилась на 50%. Затраты на Крымскую войну. Задолжности помещиков – свыше 2/3 имений помещиков заложены или перезаложены-залоены. Восстанавливать западные территории, на которых велись военные действия. Государство организовало выдачу ссуд под залог имений на 25 лет. Эта выдача опустошила казну, но в расчет, что деньги вернутся от помещиков. 30-ые года – время возвращать деньги по ссуде– помещики прогуляли деньги – покупали французские платья, следовательно, помещики не восстановили земли, где происходили военные действия. Все это усугублялось тем, что и в банках и в министерствах сидят родственники или приближенные дворян и получить ссуду не составляло большого труда. Афера Чичикова – мертвые души и земля почти за бесценок на Крыме, получает хорошенькие деньги и скрывается.

Б) Тяжелое положение страны после поражения в Крымской войне. Пошатнулось Великодержавие Российской империи.

В) Крепостное право – старый ускоритель хозяйственных отношений. Начало 19 века: Россия производит 11 пудов чугуна, Англия 8. На мировом рынке железа – 1/3 роли. За 50 лет (с 1801 по 1850) выплавка чугуна увеличилась в полтора раза - 11 пудов до 18. Англия за тот же период – от 8 до 144. Даже при такой динамике виделись те максимальные пределы крепостного права. Нужна была новая база общественно-хозяйственных отношений. Первая половина 19 века – в странах Европы завершается промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному.

 

 

Подготовка отмены крепостного права. Хронологические рамки процесса, формирование программных установок реформы и ее организационной структуры.

 

Желание царя поддержала только либеральная часть помещиков. Всего было представлено больше сотни разных проектов по освобождению крестьян.

Нечерноземные губернии России (Тверская, Ярославская и Харьковская губернии) – там больше развиты товарные отношения, различные крестьянские промыслы и преобладание оброчной системы. Такой регион представлял тверской предводитель дворянства Унковский: выступал против переходного состояния, но с вознаграждением помещиков как за землю, которая передается крестьянам, так и за самих освобожденных. Выкуп надельной земли ложился на крестьян, а выкуп личности крестьянина – «на все сословия». Проект Унковского отражал желание либеральной части помещиков нечерноземной зоны в скорейшей ликвидации КП и начала предпринимательских отношений. Также представители дворянства этого региона активно предлагали проведение и других реформ – в области суда, администрации, печати. Свои окончательные видения по вопросу отмены КП они представили Александру Второму в 1859 году.

Черноземные полосы – барщинное хозяйство, связанное с прямым рынком, где большей ценностью являлась земля. Проект предложил Позена – полтавский помещик: 1856 и 57 годы – стремление сохранения в руках помещиков больше земли, но и не оставить крестьян без земли, так как были необходимы рабочие руки.

Степная зона – слабо заселенная, преобладание крупного помещичьего хозяйства. Проект крупного помещика, известного славянофила Самарина из Самарской губернии – личное освобождение с землей и предоставление им гражданских прав, но ввиду недостатка рабочих рук, необходимо устроить «переходный период», сроком 10-12 лет, во время которого крестьянин отрабатывал барщиной свой надел и существовало право вотчинной полиции за помещиков в его имении.

Работу над проектом отмены КП со стороны государства начали чиновники из Министерства внутренних дел под председательством Левшина – заместителя министра МВД Ланского. Он представил «Записку» – 1856 г. - с изложением принципов будущей реформы: за помещиком оставалось право на собственности на всю землю, включая и надельную землю крестьян, которая им выдавалась в пользование после освобождения, за что они должны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины (трудовая отработка на земле барина) или оброка (натурализация или монетизация барщины).

1857 год – Образован Секретный комитет под председательством князя Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Нарастающая социальная напряженность заставляла действовать быстро убежденных крепостников еще николаевской эпохи. По-прежнему, Александр стремился добиться предложений по отмене КП от самих помещиков. Первыми изъявили желание представить свои проекты отмены КП были губернаторы Виленской, Ковенской и Гродненской губерний – «литовские». Рескрипт 1857 года генерал-губернатору (и губернатор и генерал; такая должность использовалась для быстрого наведения порядка или в тяжелых регионах) Назимову о создании общей комиссии в городе Вильне, для подготовки местных проектов крестьянской реформы. После продолжительной работы, в проект были вложены принципы, ранее изложенные в «Записке» Левшина.


Рескрипт предписывал создать в литовских губерниях дворянские комитеты для обсуждения условий «улучшения быта» крестьян.
Секретный комитет решил опубликовать рескрипт в журнале МВД, чтобы успокоить дворян внутренних губерний: рескрипт относился лишь к литовским губерниям.
В ночь на 24 ноября 1857 г. Лёвшин спешно отправил на Николаевский вокзал 75 экземпляров рескрипта.
Утром члены комитета опомнились, попытались остановить рассылку, но… поезда уже ушли!

Подготовка отмены крепостного права перестала быть тайной.
В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.

В губерниях были созданы дворянские комитеты для обсуждения условий реформы.
Иначе получалось, что дворяне противятся царскому желанию освободить крепостных, что грозило мужицкими бунтами.
В большинстве комитетов (кроме Тверского) преобладали крепостники.
Тульские депутаты даже замышляли убийство своего либерального коллеги А.В. Черкасского под видом дуэли, а Ю.Ф. Самарин являлся на заседания Самарского комитета исключительно с заряженным револьвером.

В МВД усилиями Ланского и Лёвшина был разработан проект предоставления крестьянам за выкуп не только усадебной, но и полевой земли.
Секретный комитет категорически отклонил этот проект.
Когда юрист и историк К.Д. Кавелин опубликовал в «Современнике» записку, доказывая необходимость освободить крестьян с замлей, он был немедленно уволен с должности воспитателя наследника престола.
Казалось, консерваторы торжествуют.

В мае-июле 1858 г. произошли волнения крестьян в Эстляндии. Против бунтовщиков пришлось посылать войска.

Они свидетельствовали об опасности освобождения крепостных без земли.
В декабре 1858 г. под давлением Александра II Главный комитет принял новую программу освобождения, допускавшую передачу крестьянам за выкуп не только усадебной, но и полевой земли


Для обработки дворянских проектов в марте 1859 г. были созданы Редакционные комиссии.

 


Председатель Редакционных комиссий Я.И. Ростовцев в 1825 г. был принят в Северное общество. 12 декабря он предупредил Николая I о восстании и убеждал его уступить заговорщикам, преувеличивая их силы.
При Николае сделал карьеру, став начальником штаба военно-учебных заведений, начальником которых считался наследник престола.

Хотя Ростовцев не имел ни земли, ни крепостных, в Секретном комитете он примкнул к консерваторам и выступал за безземельное освобождение.
Но после восстания крестьян в Эстонии он изменил точку зрения. Теперь Ростовцев говорил: «Отрезывая землю от крестьян, мы зажжем Россию!»
Под его руководством Редакционные комиссии энергично боролись за наделение крестьян землей.
Последние слова Ростовцева были обращены к Александру II: «Государь, не бойтесь!»

Идейным лидером Редакционных комиссий был Н.А. Милютин, товарищ министра внутренних дел.
Он и группа его единомышленников подготовили проект, носивший компромиссный характер, но значительно более благоприятный для крестьян, нежели губернские проекты дворянского большинства. Авторы проекта стремились не допустить разорения ни помещичьего, ни крестьянского хозяйства.
В глазах консерваторов Милютин заработал стойкую репутацию «красного».

В августе 1859 г. и в феврале 1860 г. в Петербург были приглашены дворянские депутаты от губерний – по одному от большинства и от меньшинства.
Депутаты пытались отвергнуть проект Редакционных комиссий и передать вопрос дворянскому съезду, но царь не позволил.
Александр II:
«Я слишком убежден в правоте начатого нами святого дела, чтобы кто-либо мог меня остановить в довершении оного».


После смерти Ростовцева Александр II назначил главой Редакционных комиссий не Милютина, а реакционера В.Н. Панина, чем напугал всю либеральную и демократическую Россию.
Но царь понимал: назначение Милютина вызовет крайнее ожесточение консерваторов.
Панин же был «служакой». Он говорил: «Если я удостоверюсь, что государь смотрит на дело иначе, чем я, – то я долгом почту тотчас отступить от своих убеждений и действовать совершенно наперекор им».

Панин в качестве председателя Редакционных комиссий не оказал решающего воздействия на их работу, хотя несколько затормозил подготовку проекта.
Под давлением дворянства Редакционные комиссии пошли на некоторые уступки: в черноземных губерниях уменьшились размеры наделов, в нечерноземных увеличился выкуп.
Осенью 1860 г. работа Редакционных комиссий была завершена, подготовленный ими проект поступил в Главный комитет.
Из 10 членов комитета проект поддерживали лишь 4, в т.ч. новый председатель – в. кн. Константин Николаевич (Орлов ушел в отставку по болезни).
Титаническими усилиями великий князь привлек на свою сторону еще двоих членов комитета – проект победил!

Получив одобрение Главного комитета, проект поступил в Государственный совет.
Александр II:
«Взгляды на представленную работу могут быть различны. Все различные мнения я выслушаю охотно; но я вправе требовать, чтобы вы, отложив все различные интересы, действовали как государственные сановники, облеченные мои доверием. Вот уже четыре года оно длится и возбуждает опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».
По ряду вопросов консервативное большинство Гос. Совета отвергло проект.
Но царь по всем этим вопросам присоединился к мнению реформаторского меньшинства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.076 с.)