Реформы Петра I: истоки, ход и последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы Петра I: истоки, ход и последствия.



В 1696 г. Петр стал единоличным правителем государства. Он решил искать союзников для войны против Турции. С этой целью Петр организовал великое посольство в Европу. В Венеции царь узнал о «заговоре стрельцов». Он вернулся в Россию. Стрельцы были жестоко наказаны.

Петр не нашел союзников для войны против Турции, но нашел союзников для войны против Швеции. В 1699 г. царь ввел новое летоисчисление с 1 января 1700 г.

В 1700 г. Петр I объявил войну Швеции. Она получила название Северной, так как против Швеции выступил Северный союз в составе России, Польши и Дании. Король Швеции Карл XII нанес поражение русской армии у г. Нарвы. Этот «конфуз» привел Петра I к мысли о том, что в России необходимы реформы. Реформы затронули все стороны жизни русского общества.

Вместо Боярской думы был создан Сенат, вместо приказов – 12 коллегий. Петр создал Синод – орган по управлению делами церкви. Создал институт прокуроров. Вместо 250 уездов было создано 8 губерний. Губернии делились на провинции, а провинции на дистрикты. Для системы управления понадобилось много чиновников. Тогда был принят Табель о рангах. Должности были разделены на 14 рангов. Чтобы занять должность, необходимо было сдать экзамен.

Петр ликвидировал различия между боярами и служилыми людьми. Все они стали называться дворянами. Царь приказал ремесленникам объединяться в цехи, а купцам – в гильдии.

Петр стал насаждать мануфактуры. Мануфактуры были казенные и купеческие. Чтобы обеспечить казенные мануфактуры рабочими руками, царь приписал к ним государственных крестьян. Их стали называть «приписными крестьянами». Чтобы обеспечить работниками купеческие мануфактуры, царь разрешил купцам покупать крепостных крестьян. Их называли «посессионными крестьянами».

Петр приказал открыть 42 цифирные школы. Для этого построили школьные здания, подготовили учителей, напечатали учебники и изготовили письменные принадлежности. Были введены гражданский шрифт и арабские цифры. В стране были также открыты математическая, навигацкая и медицинская школы. Лучших учеников за государственный счет царь направлял учиться в университеты Западной Европы.

Петр открыл публичную библиотеку, музей Кунсткамеру и публичный те-атр. Стала издаваться первая газета «Ведомости». Царь устраивал ассамблеи, где дворяне учились культурно общаться между собой.

После Нарвского «конфуза» Петр стал создавать новую армию по рекрутскому набору. Новая русская армия при поддержке местного населения (эстонцев и латышей) смогла занять Прибалтику. Войско Карла XII двинулось на Москву. В лагерь Карла XII прибыл гетман Украины Мазепа и заявил, что украинцы поддержат шведов в борьбе против России. Тогда шведская армия повернула на Украину. Жители Полтавы не пустили шведское войско и послали за помощью к Петру I. 27 июня 1709 г. у Полтавы состоялось сражение, где шведы были разгромлены.

У Швеции был ещё сильный военный флот. Когда русский флот разгромил шведский флот, тогда Швеция согласилась на мирный договор. Под власть России отошла Прибалтика. После заключения мирного договора Сенат провозгласил Петра императором, а Россию империей.

Крестьянская реформа Александра II

Крепостное право было серьезным тормозом на пути развития России. Оно мешало динамичному развитию сельского хозяйства и промышленности, подрывало общественный порядок (крепостные бежали от своих хозяев, убивали их, поднимали восстания). Наконец, крепостничество противоречило основному принципу христианства: равенству всех перед Богом. Известно, что начиная с Екатерины II императоры были противниками крепостного права. Умирая, Николай I благословил сына на освобождение крепостных.

В феврале 1856 г. на московском губернском собрании Александр II обратился к дворянам с призывом добровольно освобождать своих крепостных, грозил опасностью новой пугачевщины. Реакции не последовало.

Тогда по приказу императора Виленский губернатор заставил своих дворян (поляков) выступить с просьбой к императору об освобождении своих крепостных. Получив эту просьбу, император создал в каждой губернии секретные комитеты, которые стали разрабатывать предложения об отмене крепостного права. Большинство помещиков было за освобождение крепостных без земли. Император настоял на том, чтобы губернские комитеты составили два проекта: освобождение крепостных с землей и без земли. Эти предложения поступили в Главный комитет, который поддержал идею освобождения крестьян с землей. Членов губернских комитетов заставили одобрить этот проект.

19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об освобождении крепостных и указ о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

В Манифесте провозглашалось освобождение крестьян от крепостной зависимости.

По царскому указу крестьяне получили права сельских обывателей. 20-20 крестьянских дворов могли создавать сельское общество, выбирать старосту и собирать деньги для ремонта колодцев и прудов. 20-30 сельских обществ могли создавать волостное общество, которое проводило собрания, выбирало старшину и собирало деньги на ремонт дорог между селами, на ремонт мостов через мелкие речки. Любое решение крестьянских обществ мог отменить губернатор. Такова была первая часть крестьянской реформы.

Вторая часть реформы - наделение крестьян землей. Вся земля, которой пользовались крепостные крестьяне до 1861 г., была помещичьей. По указу помещики были обязаны продать крестьянам часть земли. Указ устанавливал минимальные и максимальные размеры продаваемой земли. Крестьяне и помещики должны были составить договоры о купле-продаже земли. Они назывались уставными грамотами. В помощь были направлены юристы, мировые посредники.

Третья часть - выкупная операция. Крестьяне должны были покупать землю, но не по рыночной цене. Выкупная сумма была капитализацией оброка. Если оброк составлял, например, 50 руб., то эта сумма составляла 6% выкупных платежей. Понимая, что у большинства крестьян не было таких денег, император вносил помещикам 80% выкупной суммы (этот аванс крестьяне должны были выплачивать 49 лет), а остальную сумму крестьяне должны были выплачивать сами. До окончательного расчета с помещиками сохранялось временнообязанное положение крестьян: они обязаны были арендовать землю у помещиков.

Крестьянская реформа сначала вызвала недовольство многих крестьян. Но в 1880-е гг. внуки тех крестьян поставили памятники Александру II во многих губернских городах России.

Крепостное право было стержнем, на котором держалось здание Империи. Устранив крепостное право, необходимо было провести и другие реформы. Александр II провел судебную, земскую, городскую, военные и учебную реформы. Они стали серьезным шагом на пути европеизации России.

 

Реформы Александра II.

Отмена крепостного права воззвала необходимость в проведении реформ в судебной сфере, военном деле, системе образования и т.д.

Судебная реформа. Она стала вводиться с 1864 г. До 1864 г. суды были сословными, закрытыми, там отсутствовал судебный поединок между судьей, прокурором и адвокатами. С 1864 г. суды стали европейские принципы судопроизводства: всесословности, открытости и состязательности. Была выстроена вертикаль судов. Всю страну разделили на 120 судебных округов. В окружных судах были присяжные заседатели, которые решали, виновен ли обвиняемый или нет. Судами второй инстанции были 12 судебных палат. Высшим судом стал Сенат. В судебных палатах и Сенате не было присяжных заседателей. Очень скоро были созданы мировые суды для рассмотрения мелких крестьянских преступлений.

Правительство пыталось изменить условия жизни разных сословий людей. С этой целью были проведены земская и городская реформы.

Земская реформа. С 1864 г. в 34 великорусских губерниях стали создаваться земские организации. Все мужское сельское население было разделено на 3 группы избирателей: землевладельцев, сельских обывателей и всех остальных. Была установлена квота для каждой группы: крестьяне могли выбрать лишь 45% гласных на уездное земское собрание (всего 30 гласных). Чуть меньшую квоту имели землевладельцы. Гласных выбирали на 3 года. На первом собрании они выбирали гласных на губернское земское собрание (3) и уездную земскую управу. Управа собирала деньги (земский сбор), на которые строили земские школы (в школе 1 учитель, 1-3 класса), больницы (в больнице 1 врач и 5 коек для больных), аптеку, библиотеку, содержали пожарные инструменты. На губернском земском собрании (30 гласных) выбирали управу и назначали земские сборы. На эти деньги строили школы (3-х классные с туалетом, питьевым баком), больницы (на 20 коек с 3 отделениями: терапевтическим, хирургически и холерным). По закону земствам было запрещено оказывать продовольственную помощь крестьянам. В целом в результате деятельности земств жизнь крестьян в селах улучшилась.

Городская реформа стали осуществляться с 1870 г. В городах создавались городские думы. Все мужское городское население делилось на 3 группы налогоплательщиков, каждая из них платила 1/3 городских налогов и выбирала 1/3 гласных в городскую думу (всего 30 гласных). В первую группу входили богатые горожане (предприниматели, они составляли 2-5% выборщиков), в третью группу входили бедные люди (составляли до 70% выборщиков). На первом заседании городской думы выбирали городскую управу, ко-торая назначала городские сборы. На эти деньги строили школы, больницы, проводили освещение, строили водопровод и канализацию и т.д. В результате осуществления городской реформы жизнь многих горожан улучшилась.

Военные реформы проводились в 1864-1874 гг. Вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин (в армию призывали в возрасте 20 лет на срок в 7 лет, на флот призывали на 6 лет), открывались всесословные военные училища (принимали лиц всех сословий), вводилось новое вооружение и новая воинская форма (дешевая и простая).

Учебная реформа. В учебные заведения было разрешено принимать лиц всех сословий.

Все эти реформы стали большим шагом по пути европеизации России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.121.218 (0.01 с.)