Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Местное самоуправление, суд, военные реформы, финансы, просвещение↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Крепостное право в России определяло устройство и местной администрации, и суда, и армии. Поэтому после освобождения крестьян надо было перестраивать все сферы русской жизни. Курс буржуазных преобразований, взятый правительством Александра II, требовал определенных изменений в политической надстройке. В обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости создания бессословных представительных органов. В правительстве существовал ряд проектов по формированию таких органов как на местном, так и на всероссийском уровнях. Однако пойти на введение общероссийского представительства самодержавие не решилось. В ходе буржуазных реформ 1860-70 гг. были созданы лишь местные преставительные органы, ведавшие культурно-хозяйственными вопросами и полностью лишенные политических функций. Тем не менее эти органы сыграли значительную роль в общественном развитии пореформанной России и формировании традиций российского парламентаризма. В 1864 г. было введено местное самоуправление емская и — земство. Земскую реформу можно назвать вто- городская рдд дд важности после крестьянской реформы реформы ig^lr., Каждые три года представители разных сословий избирали уездное земское собрание (от 10 до 96 членов — гласных), а оно посылало депутатов,в губернское собрание (от 15 до 100 гласных). Собрания формировали исполнительные органы— уездные и губернские земские управы. Земства получили право собирать налоги на свои нужды, нанимать служащих. Они не подчинялись местной власти — губернатору, но тот наблюдал за законностью земских решений; правительственная администрация также утверждала председателей земских управ. Ведало самоуправление школами, медициной, почтами, благоустройством дорог, местным хозяйством, благотворительностью. Введение выборности, самоуправления, независимости от администрации и всесословности было большим прогрессом. Но правительство/ искусственно создавало в земствах перевес дворян: в 60-е годы они составляли 42% уездных и 74% губернских гласных. Председателями земских собраний были главы сословных дворянских органов — предводители дворянства. Ограниченная компетентность земств (местные, преимущественно хозяйственные вопросы) серьезно мешала им в работе. У самоуправления не было своих органов принудительной власти — ему приходилось обращаться к губернатору, к полиции. Земство вышло "зданием без фундамента и крыши": у него не было органов на уровне ниже уезда, в волости, и на общероссийском уровне. Один из современников писал: земства — "как бы памекиа что-то, как бы начало неизвестно чего-то и похожи на гримасу человека, который хочет чихнуть, но не может". Правительство мешало и общению отдельных земств друг с другом. Вводились земства лишь в европейской России (34 губернии). В 1870 г. было создано городское самоуправление с хозяйственной компетенцией. Каждые четыре года в 509 городах избиралась городская дума, которая формировала городскую управу. Руководил думой и управой городской голова. К выборам Допускались все сословия, но высокий имущественный ценз сильно ограничивал круг избирателей: так, в Москве в него входило лишь 3,4% населения... г,, В 1864 г. была проведена судебная реформа — наи- уде ная g(^gg последовательная из всех буржуазных ре-. ' * ^Ma форм. Прежде суды были сословными; следствие Еела полиция, которая нередко запугивала, истязала обвиняемых. Суд вершился безгласно, при отсутствии лишенного защиты об-Биняемого, на основании канцелярских сведений о деле, нередко — по указке начальства и под влиянием взятки. Теперь суд-стал бессословным. Менее важные дела передавались выборным мировым судьям — они должны были ста- стараться склонить судящихся к примирению. Более сложные вопросы рассматривал суд коронный — окружные суды и судебные палаты. Обжаловать решения всех инстанций можно было в Сенате. Следствие проводил судебный следователь. Подсудимого в присутствии публики защищал адвокат — присяжный поверенный, обвинение поддерживал прокурор, т.е. вводился устный, гласный и состязательный процесс. Решение о виновности подсудимого — "вердикт" — выносили присяжные заседатели (представители общества, привлекаемые по жребию). В целом по стране, кроме столиц, около 60% присяжных составляли крестьяне, около 20% —мещане; поэтому реакционеры говорили, что в России введен "суд улицы". Судьям было назначено высокое жалование; они, как и следователи,были несменяемы, независимы от администрации. 17 апреля 1862 г. — в день рождения царя — были отменены жестокие телесные наказания — кошки, шпицрутены, клейма. Но в судебной сфере остались и пережитки: особый суд по мелким делам для крестьянства, духовенства; невозможность обжаловать в суде действия чиновников. р, Свыше десяти лет проводил реформы в армии • • Д.А.Милютин (1816-1912) — военный министр, р брат автора крестьянской реформы. Было централизовано и упорядочено управление войсками; страну разделили на пятнадцать военных округов, непосредственно подчиненных военному министру. Военные суды и учебные заведения (военные гимназии, юнкерские училища) сближались по устройству с гражданскими установлениями. В 1874 г. рекрутчина, лежавшая на податных сословиях, была заменена всеобщей воинской повинностью. Ежегодно из всех мужчин, достигших 20 лет, правительство по жребию отбирало необходимое число новобранцев (обычно 20-30% призывников). В армии служили шесть лет и девять лет состояли в запасе, на флоте — семь лет и три года в запасе. Значительные льготы давались с учетом образования: выпускник начальной школы служил четыре года, средней — полтора года, высшей — полгода. Неграмотных призывников обучали во время службы. Это стимулировало рост образованности в стране. Солдатская служба из сословной повинности превращалась в исполнение общегражданского долга; вместо николаевской муштры в войсках стремились воспитывать сознательное отношение к солдатскому делу. Убытки от Крымской войны, выкупная операция, Реформа переустройство всего народного хозяйства требова- в области лу упорядочить и преобразовать финансовую систе- фипансов ^у Быди введены точный учет и публикация государственных доходов и расходов (бюджета). Винные откупа, при которых частные лица покупали у казны право на продажу вина в определенных округах, заменялись акцизной системой — все, кто хотел, могли торговать вином, платя казне определенный налог. Учреждались Государственный банк и Государственный контроль в качестве независимой ревизионной инстанции. Перемены в экономике, новые суды, армия, Просвещение, gg^g^ga предъявляли спрос на образованных печать, людей, требовали развития науки. Поэтому церковь реформы не могли не затронуть систему образования. Устав 1863 г. вернул университетам отобранную у них при Николае I автономию. Вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. Университетский совет стал сам решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы, а представитель правительственной администрации — попечитель учебного округа — лишь наблюдал за его работой. Вместе с тем студенты (в отличие от профессуры) корпоративных прав не получили; это вело к напряженности в университетах, периодическим студенческим волнениям. / Гимназический устав 1864 г. ввел равенство в среднем образовании всех сословий и вероисповеданий. Учреждалось два типа гимназий: в классических глубже изучались гуманитарные, в реальных — естественные и точные науки. Возникла средняя и высшая школа для женщин. Положение о начальных училищах (1864) вверяло народные школы совместному ведению государства, общества (земств и городов), церкви. Более свободной стала печать. В 1865 г. была отменена предварительная цензура для книг и столичной прессы. Теперь наказывали за уже опубликованные материалы (карательная цен-эура). Для этого у министра внутренних дел был "кнут о двух 'концах": либо судебное преследование, либо административные взыскания — предостережение (после трех предостережений журнал или газета закрывались), штраф, приостановка издания. Для провинциальной печати и массовых народных изданий цензура сохранялась. Осталась и особая духовная цензура. Реформы, начавшиеся с крестьянского вопроса, дошли и до весьма далеких от него сфер. Все стороны русской жизни должны были перестраиваться на общих принципах; своеобразно это проявилось и в церковной сфере. Ликвидировалась сословная замкнутость православного духовенства с той целью, чтобы священниками становились не по наследству, а по призванию, по личному выбору. Духовные академии и семинарии сближались со светской школой. В церковную организацию вводились начала выборности, самоуправления. Правительство расширило права иноверцев, старообрядцев,сектантов. Итоги реформ - 1860-1870-е гг. разительно изменили облик России. •НЗЧРНИР Современники называли реформы тех лет великих "Великими"; историки сейчас иногда говорят о реформ "революции сверху". Реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России. Вместе с тем они значительно изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Миллионы бывших крепостных, получив гражданские права, включались в общественную жизнь. Был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества (т.е. общества самостоятельного, живущего независимой от государства жизнью) и правового государсгва (системы, в которой деятельность власти ограничена законом). В целом эти изменения носили либеральный характер. Проводя реформы, самодержавие шло в ногу с веком: ведь 1860-1870 гг. для многих стран были временем модернизации (отмена рабства и гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865 гг., начало европеизации Японии — "революция Мэидзи" 1867-1868 гг., завершение объединения Италии в 1870 г. и Германии в 1871 г. ^Административный и общественный строй России, сохранив немало пережитков, все же • стал гораздо гибче, динамичнее, ближе к европейскому укладу, к требованиям времени. Новый суд — в целом скорый и правый — укреплял гражданский порядок, чувство законности. Благодаря земствам в деревне появились врачи, агрономы, ветеринары, новые школы, проводились глубокие статистические исследования. Расширение свободы слова, преподавания, научного поиска стимулировало успех науки, рост политической культуры. Получив долю независимости, общество повело работу, которая была не по силам правительственной администрации. Рас крепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали для государства подспорьем в решении его задач. Но путь преобразований "сверху" был глубоко противоречив: он не затронул основы той силы, которая проводила реформы, — государственной власти; а самодержавная государственность внутренне была чужда либеральным началам. , Царь смотрел на реформы чисто прагматически — как на средство укрепления финансовой, во- правительства е^ной, международной мощи империи, возможность "откупиться" от притязаний недовольного общества. Преобразования должны были исходить из общественной идеи и сомкнуться в единую систему. Когда острый кризис миновал, реформы застопорились. В обществе же не нашлось силы, способной к-ровному, длительному и конструктивному давлению на власть. Будучи храбрым человеком, Александр II был в то же время боязливым и мнительным политиком. Первые всплески антиправительственного недовольства, неизбежные после долгих лет сурового николаевского режима, подорвали его веру в освободительные реформы. Между тем их никак нельзя было бросать на полпути — требовалось логическое завершение и прежде всего — привлечение общества к государственным делам, введение представительства. Без этого общественные потрясения были неизбежны. Зигзаги в правительственной политике начались очень рано. Уже в апреле 1861 г в угоду крепостникам были уволены Н.А.Милютин и сто покрови-.тсль — министр внутренних дел С.С.Ланской. Преемником Ланского был назначен П.А.Валуев — "просвещенный консерватор". Он не был врагом реформ, но полагал, что в н.овой России преобладание должно получить дворянство как самый культурный и консервативный класс. Исходя из своих идей. Валуев начал искоренять заложенные Милютиным принципы. Осенью 1861 г. после нескольких лет "оттепели" правительство круто ограничило права студентов — ответом стали беспорядки в Московском, Петербургском, Казанском университетах. Начав глубокие преобразования в России, Александр II отверг давно назревшие реформы на западной окраине империи — в Польше. Лишь в 1861 г. наместником сюда был назначен великий князь Константин Николаевич, началась подготовка реформ, но время было упущено. В 1863 г. разразилось польское восстание, которое пришлось подавлять вооруженной силой. Вес это играло на руку реакции. В разгар реформ была предпринята попытка добиться решительной перемены: П.А.Валуев (1863) и Константин Николаевич (1865) выдвинули проекты созыва совещательного представительства, но они были отвергнуты царем. Правитсльтство неотвратимо теряло инициативу в преобразованиях, утрачивало доверие общества. _ В апреле 1866 г. революционер Д.В.Каракозов со- овороть дершдд покушение на царя. Это стало сигналом реакции ддд поворота в правительственной политике. Многие либералы были уволены из правительства. Министром народного просвещения стал убежденный реакционер и враг общественных свобод Д.А.Толстой. Новый шеф жандармов П.А.Шувалов, прозванный "Петром Четвертым" и "Вторым Аракчеевым", захватил почти диктаторскую власть, запугивая царя революционной опасностью. Правительство постепенно стало отбирать у общества права, дарованные в годы реформ. Земствам запретили собирать ряд налогов, публиковать свои материалы без разрешения губернатора, жестко наказывали за вмешательство в политические вопросы. Губернатор мог уволить "по неблагонадежности" любого земского служащего. Министр внутренних дел полузды право запрещать обсуждение в печати неугодных правительству вопросов. Судебные следователи оказались под контролем администрации, политические дела ушли из ведения новых судов. Лиц, заподозренных властями в неблагонадежности, стали ссылать вовсе без суда (административная ссылка) В классических гимназиях насаждалось механическое изучение мертвых языков — латыни и древнегреческого, а реальные гимназии превратили в реальные училища, из которых поступить в высшую школу было очень трудно. Попытка повернуть страну вспять после того, как она заметно 'двинулась вперед, вызвала разлад в русской жизни и острое недовольство общества. Бедствия народа, социальная и идейная нестабильность, неизбежные в пору крутых перемен, усугублялись безынициативностью правительства. К середине 70-х годов в России назрел новый общественный кризис, в ходе которого радикальное течение — революционеры-народники — перешли к террорист и^гсской борьбе. „- Правительство попыталось обойтись полуме- ^'и ство рами и ужесточением репрессий. Значительная лексапдра часть империи фактически была объявлена на военном положении, но плодов эта политика не принесла: в тогдашней России очень многие тайно или явно сочувствовали революционерам. После того, как император едва не погиб от взрыва в Зимнем дворце ((февраль 1880 г.), у власти с диктаторскими полномочиями был поставлен видный военачальник М.Т.Лорис-Меликов (1825-1888). Боевой генерал оказался гибким политиком: упорядочив и ужесточив преследование террористов, он пошел на уступки умеренным слоям общества. Реже стали внесудебные репрессии, терпимее отношение к земству и печати. Революционеры называли проводимый правительством курс "политикой лисьего хвоста и волчьей пасти", а либералы говорили о "диктатуре сердца". Борьба с террористами пошла успешнее. Увенчаться курс Лорис-Меликова должен был созывом представительства — совещательного органа типа Редакционных комиссий с участием депутатов от земств и городов. Здесь предполагалось обсудить вопрос о дополнениях к крестьянской реформе, к положениям о земствах и городах. Утром 7 марта 1881 г. Александр II принципиально одобрил проект, а через несколько часов погиб от бомбы террориста. Смерть царя-реформатора подорвала влияние либералов, сделала неизбежным свертывание и пересмотр реформ. ГЛАВА 23 ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 50-Х — НАЧАЛА 80-Х ГОДОВ XIX В. В первые послениколаевские годы (1856-1857) общественное мнение было едино в критике прежних порядков (особенно громко это звучало в герценовских изданиях, записках Валуева, Погодина и др.), ждало свободы и обновления, от души приветствуя правительство на его пути к реформам. Но вскоре выяснилось, что пределы грядущего освобождения все понимают по-разному, а отмена крепостного права серьезно затронет материальные интересы разных классов. Правительство, привыкшее к полной покорности, раздражалось от малейших проявлений вольномыслия; это больно ранило общество, в котором за николаевские годы укоренилась острая неприязнь к бюрократии. В 1858-1859 гг. началось расхождение между властью и общественным мнением; в самом обществе назрел раскол.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.188.152 (0.01 с.) |