Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская культура в первой половине XIX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первая половина XIX века стала временем необычайного взлета в культурном развитии России. Впоследствии этот период вошел в историю как "золотой век" отечественной культуры. Если в экономическом и социально-политическом отношениях Россия ощутимо отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но часто и опережала их. В это время были созданы выдающиеся памятники литературы и искусства, которые на века вошли в сокровищницу мировой культуры. Значительных успехов достигла русская наука. Таким образом, мы видим, что периоды культурного подъема не всегда совпадают с характером общего состояния страны. Достижения русской культуры определялись многими факторами: петровскими преобразованиями, екатерининской эпохой просвещенного абсолютизма, установлением более тесных контактов с Западной Европой. Большую роль играл и тот факт, что в экономической и социально-политической структуре России медленно, но неуклонно складывались капиталистические отношения. Появились фабрики и заводы. Росли города, ставшие основными культурными центрами. Увеличилась численность городского населения. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы, усилилась потребность в грамотных и образованных людях. В указанный период культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и, в связи с этим, имела ярко выраженный национальный характер. Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство. Однако внутреннее положение в стране сдерживало развитие культуры. Консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I проявились и в этой области. Правительство сознательно тормозило бурно развивающиеся культурные процессы, активно боролось против передовой общественной^ 288 * мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостническая система не давала возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культура оставалась привилегией незначительной части господствующего класса. Культурные запросы и потребности верхушки общества были чужды народу, у которого складывались собственные культурные традиции и представления. Однако в культуре первой половины XIX в. отразились общенародные и общенациональные интересы. Ее демократический характер определяло неприятие крепостничества и самодержавно-авторитарной формы правления. Образование и наука Образованность общества является одним из по- разование казателей культурного состояния народа, страны. В конце XVIII — первой половине XIX в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы имели возможность получи гь начатки грамотности у приходского дьячка. Для государственных крестьян были созданы (особенно после проведения реформы П.Д.Киселева) приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян — гимназии, окошание которых давало возможность получения высшего образования. Для дворян открывались и специальные средние учебные заведения — военизированные кадетские училища и др. Образцовь™ учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей, программа которого почти соответствовала университетской. В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры (писатели и поэты А.С.Пушкин, В.К.Кюхельбекер, И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, М.Е.Салтыков-Щедрин, дипломаты А.М.Горчаков и Н.К.Гирс, будущий министр народного просвещения Д.А.Толстой, публицист Н.Я.Данилевский и др.). Широко была распространена система домашнего образования, в которой основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, привитию хороших манер. Весьма ограниченными оставались возможности для развити женского образования. Для дворянок существовало неско 1ьк закрытых институтов (школ) Наибольшую извесгность нриобпе^ Смольный институт благородных девиц, открытый в Петербурге в конце XVIII в и положивший начало женскому образованию в России По его образцу открывались женские институты и в других городах Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, различные виды домоводства В начале XIX в в Пегербурге и Москве были созданы школы для девушек "обер-офицерского звания" В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин России была лишена возможности получить даже начальное образование Правительственная политика в области просвещения и образования имела противоречивый характер. Крупнейшие политические деятели понимали, что государству требуется все больше образованных или хотя бы грамотных людей, в то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту мысль наиболее образно выразил начальник III отделения и шеф жандармов А Х Бенкендорф "Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посяпгул тогда на послабление их власти" Под строгим правительственным ко1ггролем находились все образовательные учреждения и программы Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства Развивалось университетское и высшее специальное образование Университеты играли основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и есгесгвен-ным наукам Особенно прославились лекции по всеобщей истории профессора Т П Грановского, созвучные общественным на-ci роениям того времени Высшие специальные учебные заведения готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модернизации России Песмогря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация студенчества Разночинцы (прсдставгпечи 29U недворянского городского сословия) рвались к получению высшего образования, преодолевая неимоверные трудности Многие из разночинцев целеустремленно занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. "Не редкость теперь, — писал В.Г.Белинский в 40-е годы, — образованные и даже просвещенные люди из купеческого и мещанского сословия". Среди них поэт А.Кольцов, публицист и историк Н.А Полевой, литературный критик и академик Петербургской академии наук А.В.Никитенко, многие известные в будущем ученые В отличие от XVIII в., для которого был характерен Наука энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь В естественных науках наблюдалось стремление к более глубокому познанию основных законов природы. Открытия Я.К Кай-данова, И.Е.Дядьковского, К.Ф.Рулье внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К.Ф.Рулье еще до Ч.Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И.Лобачевский в 1826 г., намного опередив современных ему ученых, создал теорию "неевклидовой геометрии". Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в В 1839 г завершилось строительство здания Пулковской обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой, в том числе самым большим в мире 38-см рефрактором. Обсерваторию возглавил выдающийся астроном В.Я Струве, который прославился тем, что обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути. В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б С Якоби в 1834 г сконструировал первые пригодные электромоторы, работавшие от гальванических батарей Акаде-мик В В Петров создал ряд оригинальных физических приборов и "оложил начало практическому применению элекгричества. •^Шиллинг создал первый записывающий элекгромагншный ^леграф Отец и сын ГА и М Г Черепановы на Урале построи- ли паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н.Н.Зинин разработал технологию сингсза анилина — органического вещества, употреблявшегося как закрепитель краски в гекстильной промышленности Профессор Московского • университета М.Г.Павлов внес большой вклад в развитие агробиологии. Н.И.Пирогов, участник обороны Севастополя во время Крымской воины, впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А.М.Филомафитский ввел практику использования микроскопа для исследования эле-метов крови и совместно с Н.И.Пироговым разработал метод внутривенного наркоза. Складывание России как великой евроазиатской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803-1806 гг. под командованием И.Ф.Крузенштерна. На двух кораблях "Надежда" и "Нева" (командир Ю.Ф.Лисянский) экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф.Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М.Головниным предприняли попьпку второго кругосветного путешествия, обследовали Курильские осгрова, но были захвачены японцами. Трехлетнее пребывание в плену В.М.Головнин использовал для сбора ценнейших данных о малоизвестной для европейцев Японии. В 1819г. на двух кораблях "Восток" и "Мирный" была осуществлена русская экспедиция в Антарктиду. Экспедицию возглавляли Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев. Ученик В.М.Головнина Ф.П Литке исследовал Северный Ледовитый океан, продолжал изучение Камчатки. Г.И.Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин является осгровом, а не полуостровом, как полагали ранее. О Е.Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После всех этих экспедиций на карге мира многие географические объекты были названы русскими именами. В особую отрасль выделились и успешно развивались гумани- тарные науки. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент общенациональной культуры. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. "Слово о полку Игореве" — выдающийся памятник древнерусской литературы (единственный подлинный список "Слова", находившийся в доме известного собирателя древностей А.И.Мусина-Пушкина в Москве, погиб при пожаре 1812 г. вместе с другими древнерусскими рукописями). Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические изыскания на территории России. В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина. Этот труд вызвал широкий резонанс общественности и неоднозначные оценки его консервативно-монархической концепции. Тем не менее "История" Н.М.Карамзина имела громкий успех и неоднократно переиздавалась. Она способствовала пробуждению дальнейшего интереса к историческим знаниям. Под влиянием Карамзина были созданы "Исторические думы" К.Ф.Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С.Пушкина, драматические произведения А.К.Толстого, исторические романы И.И.Лажечникова и Н.В.Кукольника. Большую известность получили работы историков К.Д.Кавелина, Н.А.Полевого, Т.Н.Грановского, М.П.Погодина. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность корифей русской исторической науки С.М.Соловьев, написавший 29-томную "Историю России" и много других сочинений по разным проблемам отечественной истории. Важной задачей становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что дворяне презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. и в целом для эпохи классицизма. Некоторые справедливо выражали протест против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного факультета в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др. Публицист Н.И.Греч написал "Практическую русскую грамматику", за что был избран членом-корреспйндентом Петербургской Академии наук. -_ Распространению знаний способствовали росвещениеи ^щогие научные общества: Географическое, распространение Минералогическое, Химическое, Математи- знаний ческое, упомянутые выше общества истории и любителей русской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования. Особое значение для просвещения народа играло широкое развитие книгопечатания. Если в начале XIX в. существовало лишь 13 государственных типографий, то в 30-40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А.Ф.Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи изданий и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем. В эти годы заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме "Санкт-Петербургских" и "Московских ведомостей" появились многие частные газеты ("Северная пчела", "Литературная газета" и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был "Вестник Европы", основанный Н.М.Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале "Сьщ Отечества". Огромной популярностью в 30-50-е годы пользовались литературно-художественные журналы "Современник" vi "Отечественные записки". В 1814 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека в России, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Открывались и платные (коммерческие) библиотеки. В те же годы создавались крупные частные коллекции в домах богатых людей. В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. Интересно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге, содержавший огромное количество книг, рукописей, монет, этнографических коллекций. Все это было собрано графом Н.П.Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). В 1852 г. богатейшая коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа. Распространению знаний и накоплению информации способствовали также ставшие с конца 20-х годов XIX в. ежегодными всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки. Литература ч искусство _ Особого расцвета в первой половине XIX в. дос- итература ^щ,да литература. Именно она определила это время как "золотой век" русской культуры. В литературе нашли отражение сложные общественно-политические процессы того времени. Писатели расходились в своих убеждениях, стремлениях и чаяниях. Существовали и различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противостоявшие течения. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литература была важным средством развития общественной мысли. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть "Бедная Лиза" и др.). Русский сентиментализм просуществовал недолго и не оказал большого влияния на художественный метод в литературе. Война 1812 г. вызвала к жизни романтизм. Этот литературный стиль был широко распространен и в России, и в других европейских странах. (Крупнейшим европейским романтиком в литературе 1 был английский поэт Дж. Байрон.) В русском романтизме суще- q ствовали два течения. В.А.Жуковсккй считался представителем ч "салонного" романтизма. В своих балладах он воссоздал мир по- (верий и мистицизма, рыцарских легенд, далеких от реальной дей- i ствительности. Гражданский пафос, подлинный патриотизм были свойственны другому течению в романтизме, связанному с име- • нами поэтов и писателей декабристов: К.Ф.Рылеева, " ' В.К.Кюхельбекера, А.А.Бестужева-Марлинского. Они призывали,' к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, вые- i тупали за идеалы свободы и служения Родине. В своем раннем г творчестве А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов наполнили роман- т тизм высочайшим художественньм содержанием. Во второй четверти XIX в. в европейской литературе утверждался реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин. С появлением романа "Евгений Онегин" и пьесы i "Горе от ума" А.С.Грибоедова этот художественный метод стал определяющим. Именно реалистическая литература возбуждала в обществе наиболее живой интерес, так как она предназначалась не только для салонной публики, но и для всего народа. Писателями-реалистами стали М.Ю.Лермонтов ("Герой нашего време- ••» ни"), Н.В.Гоголь ("Ревизор" и "Мертвые души"), позднее 1 Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров. Для реализма были f характерны правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отри- •) дательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах родины и "' народа. s Большое значение для развития русской литературы имела ), деятельность "толстых" журналов "Современник" и "Отечествен- (ные записки". Основателем "Современника" был А.С.Пушкин, а в J 1847 г. его возглавили Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский. В 40-е ' годы XIX в. "Отечественные записки" сплачивали вокруг себя ) наиболее талантливых писателей того времени — И. С. Тургенева, я А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина. На страницах этих журналов возникло новое явление для России — литературная критика. Журналы стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и общественная борьба. Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с либеральными и радикальными течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. Жестко действовали цензурные ограничения, доходившие порой до крайности. (В 1826 г. был принят новый цензурный Устав, названный современниками "чугунным".) Кромсались произведения писателей. Штрафовались и закрывались журналы. Был наказан цензор, пропустивший при издании "Евгения Онегина" в поэтическом описании А.С.Пушкиным въезда Татьяны в Москву строку "...И стаи галок на крестах". Жандармы и священники усмотрели в этом оскорбление церкви. В русском изобразительном искусстве, так же опись и ^^ ^ g литературе.утверждались романтизм и скульптура реализм. Официальным направлением в живописи был академический классицизм. Академия художеств стала консервативным и косньм учреждением, препятствовала любым попыткам свободы творчества. Ее основным принципом было строгое следование канонам классицизма, преобладание религиозной тематики, библейских и мифологических сюжетов. Молодых талантливых русских' художников не удовлетворяли узкие рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру. Ярким представителем романтизма в России был О.Л.Кипренский', кисти которого принадлежат замечательные портреты В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Портрет А.С.Пушкина — молодого, овеянного поэтической славой — является одним из лучших в создании романтического образа. В этом же жанре работал и другой художник —В.А.Тропинин. Он тоже написал портрет А.С.Пушкина, но уже в реалистической манере. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не °чень счастливый человек. В своем творчестве Тропинин обращается к изображению простых людей ("Кружевница", "Портрет сына" и др.). Влияние романтизма испытывал К.П.Брюллов. В его разнообразных по жанру произведениях (историческая живопись, порт-pst, пейзаж) отразились художественные и идейные искания рус- ской общественной мысли. Картина "Последний день Помпеи" написанная, казалось бы, в традициях классицизма, выразила ожидание художником общественных перемен, грядущих крупных политических событий. Особое место в русской живописи занимает творчество А.Л Иванова. Его картина "Явление Христа народу" стала событием в мировом искусстве. Она представляет собой шедевр сочетания библейского сюжета с глубокими философскими, нравственными, этическими и социальными раздумьями автора. Необычайно высоки и художественные достоинства этого полотна. Грандиозная картина, которая создавалась на протяжении 20 лет продолжает волновать многие поколения зрителей. В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет, к которому одним из первых обратился А.Г.Венецианов. Его картины "На пашне", "Захарка", "Утро помещицы" посвящены простьш людям, духовными нитями связаны с жизнью и бытом народа. Продолжателем традиций А.Г.Венецианова был П.А.Федотов Его полотна не только реалистичны, но и наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майора", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали П.А.Федотова в живописи с Н.В.Гоголем в литературе. На рубеже XVIII — XIX вв. наметился подъем русской монументальной скульптуры. П.А.Мартос воздвиг первый в Москве памятник — Минину и Пожарскому на Красной площади. По проекту Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И.Орлов-ский создал памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге. И.П.Витали оформил скульптуры фонтанов на Театральной площади в Москве. П.К.Клодт воздвиг четыре конные скульптурные группы на Аничковом мосту и конную статую Николая I в Петербурге. Ф.П.Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812г. Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые Архитектура проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по проекту А. Д Захарова. О г Адмиралтейства разошлись лучи петер-бурюких проспектов. В начале XIX в было построено здание Биржи на стрелке Васильевского острова и возведены ростральные колонны архитектором Т.де Томоном. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н.Воронихиным Казанского собора. По проекту Монферрана создан Исаакиев-ский собор — самое большое здание России того времени. К.И.Росси завершил формирование петербургских ансамблей зданиями Генерального штаба. Сената, Синода, Александрийского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчесгва. Существует даже выражение "Петербург пушкинской поры". Его "стройным и строгим видом" восхищались уже современники, в том числе А.С.Пушкин, который много поэгических строк и образов посвятил этому городу: "...в гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова..." Сгоревшая в 1812 г. Москва юже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем столица России Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенным Д.И Жилярди), Манежа и Александровским садом (архитектор О.И.Бове) под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. Сад был разбит на месте грязной и мутной речки Неглинки, воды которой заключили в специальные трубы, отведенные под землю. Бове оформил также ансамбль Театральной площади. В 1824-1825 гг. по его проектам возведены здания Малого и Большого театров. Ныне находящийся перед ними сквер разбит на месте бывшего плац-парада. К.А.Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. на берегу 299 Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Он был задуман как символ избавления от нашествия французов 1812 г. ц победы русского оружия. (Строительство растянулось на многие годы и было завершено лишь в 1883 г.). Существенные преобразования были осуществлены лишь в самом центре Москвы, не изменив в целом ее привычного облика. Она оставалась преимущественно деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, приспособленное для охоты на зайцев. Недаром поэт П.А.Вяземский писал о Москве той по. ры: я "...здесь чудо — барские палаты С гербом, где венчан знатный род. Вблизи на курьих ножках хаты И с огурцами огород". Подражая обеим столицам.преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы Я.Н.Попов, В.П.Стасов и др. По проекту Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И.Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю. К концу первой половины XIX в. в архитектуре начал проявляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Поэтому началась эпоха разнообразных архитектурных стилей. Сдержанность и лаконичность классицизма заменялись излишним украшательством. По-, лучил распространение "русско-византийский стиль", мало связанный с национальными градостроительными традициями (например, Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя и др.). j В первой половине XIX в. в России оживилась теат-! еат? и ральная жизнь. Существовали различные виды теат-музыка рдд По-прежнему широкое распространение имели ' крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевьм, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они 300 находились под мелочной опекой правительства, которое постоянно вмешивалось в репертуар, подбор актеров и другие стороны цх деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество. Появились и частные театры, которые бесконечно то разрешались, то запрещались властями. Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А.Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились и романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф.Шиллера, В.Шекспира и др. Из русских авторов особенно был популярен Н.В.Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господствовали итальянская и французская школы. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И.Фонвизина и И.А.Крылова. В 30—40-е годы XIX в. усилилось влияние русской литературы на театральный репертуар, в котором стали утверждаться.реалистические традиции. Крупньм событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В.Гоголя "Ревизор". В России складывалась национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов. В.А.Каратыгин прославил себя исполнением роли Гамлета. Выдающимся выразителем романтизма на сцене был П.С.Мочалов, раскрывший русскому зрителю глубокий философский смысл пьес Ф.Шиллера и В.Шекспира. Замечательной русской трагической актрисой была Е.С.Семенова. Малый театр.исповедовавший реалистические традиции, вырастил великого актера М.С.Щепкина. Сын русского крепостного крестьянина, он прославился великолепным исполнением роли Фамусова ("Горе от ума") и Городничего ("Ревизор"). В Александрийском театре реалистические образы Хлестакова в "Ревизоре", Митрофанушки в "Недоросле" создал А.Е.Мартьшов. Русская музыка первой половины XIX в. получила самобыт-'ное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Многовековое музыкальное народное творчество дало мощный толчок для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса — особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А.Алябьева "Соловей", А.Е.Варламова "Красный сарафан", А.Л.Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня. Выдающимся композитором той эпохи был М.И.Г.шнка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. В его творчестве искусно.переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с истинно русскими народными мотивами. Опера "Жизнь за царя" по либретто Н. В. Кукольника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэты А.С.Пушкина заложили основы русского оперного национального искусства. М.И.Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С.Пушкина. Замечательным композитором был А.С.Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера "Русалка", восторженно принятая публикой. Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н.Вестовский (опера "Аскольдова могила"). / Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине XIX в. добилаь в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время. ГЛАВА.22 •• БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 1860-1870-Х ГГ. 1855 год, когда на престол вступил Александр всту л ^ g^ тяжелым для России: армия терпела престол „. '.- г г „ поражения в Крыму; рушился военный, меж- л ир- дународный престиж ранее непобедимой им- (1855-1881) перии. Финансы были расстроены, в деревне нарастало глухое брожение. Все общество — от радикалов до консерваторов — было недовольно правительством. "Сверху блеск, внизу гниль", — писал о николаевских бюрократических порядках видный чиновник П.А.Валуев. "Сдаю тебе команду не в порядке", - умирая, сказал сыну Николай I. Новому царю, таким образом,предстояло решить очень сложные задачи. Александра II с детства готовили к престолу. Он получил прекрасное образование под руководством поэта В.А.Жуковского — знал и любил историю, владел четырьмя языками, слушал лекции М.М.Сперанского по законоведению. Вместе с тем Александр не унаследовал железной воли отца, которая так sr/жна была в пору крутых перемен. По убеждениям Александр не был либералом и реформатором: он целиком одобрял политику отца, защищал интересы дворянства. Но прагматизм, здравый смысл, гуманные заветы Жуковского помогли ему понять в середине 50-х годов необходимость перемен. Вскоре после воцарения нового императора в обществе заговорили о начале "оттепели". Царь поставил своего брата великого князя Константина — убежденного либерала — во главе Морского министерства. Вскоре оно прослыло "министерством прогресса": здесь поощрялась гласность, инициатива, изучение европейского опыта, смелая критика административных изъянов. Было снято ограничение на количество студентов в университетах, разрешен свободный выезд за границу, амнистированы декабристы и петрашевцы. Крымское поражение ослабило страх общества перед всемо-^Щим правительством. Вся Россия читала вольные (заграничные) издания политического эмигранта А.И.Герцена. Хлынул поток "подземной литературы'' — обличительных рукописных записок и проектов реформ, которые широко ходили в обществе и были хорошо известны правительству Один за другим учреж- дались новые журналы. Гласность проясняла пути и формы бу дущих преобразований; общественное мнение становилось силой способной серьезно влиять на правительство. ' В 1860-70 гг. правительство Александра II провело целую серию реформ, объективно способствовавших утверждению капиталистических отношений в России. Самой значительной из них стала крестьянская реформа 1861г. Отмена крепостного права в России Узлом русских проблем был крестьянский вопрос. От его решения прямо зависели судьбы 110 тыс. помещиков и 22 млн. их крепостных, 20 млн. государственных и 2 млн. удельных крестьян. В марте 1856 г., выступая перед московским дворянством, Александр II произнес решающую фразу: лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет о<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.201 (0.014 с.) |