Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура в первой половине XIX В.

Поиск

Первая половина XIX века стала временем необычайного взлета в культурном развитии России. Впоследствии этот период вошел в историю как "золотой век" отечественной культуры. Ес­ли в экономическом и социально-политическом отношениях Рос­сия ощутимо отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но часто и опережала их. В это время были созданы выдающиеся памятники литературы и искусства, которые на века вошли в со­кровищницу мировой культуры. Значительных успехов достигла русская наука. Таким образом, мы видим, что периоды культур­ного подъема не всегда совпадают с характером общего состоя­ния страны.

Достижения русской культуры определялись многими факто­рами: петровскими преобразованиями, екатерининской эпохой просвещенного абсолютизма, установлением более тесных кон­тактов с Западной Европой. Большую роль играл и тот факт, что в экономической и социально-политической структуре России медленно, но неуклонно складывались капиталистические отно­шения. Появились фабрики и заводы. Росли города, ставшие ос­новными культурными центрами. Увеличилась численность го­родского населения. Новые социальные слои втягивались в обще­ственные процессы, усилилась потребность в грамотных и обра­зованных людях. В указанный период культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и, в связи с этим, имела ярко выраженный национальный характер. Особую роль сыграла победа русского народа в Отече­ственной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство.

Однако внутреннее положение в стране сдерживало развитие культуры. Консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I проявились и в этой области. Прави­тельство сознательно тормозило бурно развивающиеся культур­ные процессы, активно боролось против передовой общественной^

288 *

мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно пре­пятствовало широкому народному образованию. Крепостничес­кая система не давала возможности пользоваться высокими куль­турными достижениями всему населению. Культура оставалась привилегией незначительной части господствующего класса. Культурные запросы и потребности верхушки общества были

чужды народу, у которого складывались собственные культурные традиции и представления.

Однако в культуре первой половины XIX в. отразились обще­народные и общенациональные интересы. Ее демократический характер определяло неприятие крепостничества и самодержав­но-авторитарной формы правления.

Образование и наука

Образованность общества является одним из по- разование казателей культурного состояния народа, страны.

В конце XVIII — первой половине XIX в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования.

Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы имели возможность получи гь начатки грамотности у приходского дьячка. Для государственных кресть­ян были созданы (особенно после проведения реформы П.Д.Ки­селева) приходские школы с программой обучения, рассчитан­ной на один год. Для городского населения недворянского проис­хождения создавались уездные училища, для детей дворян — гимназии, окошание которых давало возможность получения высшего образования. Для дворян открывались и специальные

средние учебные заведения — военизированные кадетские учи­лища и др.

Образцовь™ учебным заведением стал знаменитый Царско­сельский лицей, программа которого почти соответствовала уни­верситетской. В лицее учились многие выдающиеся обществен­но-политические деятели и представители русской культуры (писатели и поэты А.С.Пушкин, В.К.Кюхельбекер, И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, М.Е.Салтыков-Щедрин, дипломаты А.М.Горчаков и Н.К.Гирс, будущий министр народного просвещения Д.А.Тол­стой, публицист Н.Я.Данилевский и др.).

Широко была распространена система домашнего образования, в которой основное внимание уделялось изучению иностранных язы­ков, словесности, музыки, живописи, привитию хороших манер.

Весьма ограниченными оставались возможности для развити женского образования. Для дворянок существовало неско 1ьк закрытых институтов (школ) Наибольшую извесгность нриобпе^ Смольный институт благородных девиц, открытый в Петербурге в конце XVIII в и положивший начало женскому образованию в России По его образцу открывались женские институты и в дру­гих городах Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные язы­ки, музыку, танцы, различные виды домоводства В начале XIX в в Пегербурге и Москве были созданы школы для девушек "обер-офицерского звания" В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин России была лишена возможности полу­чить даже начальное образование

Правительственная политика в области просвещения и обра­зования имела противоречивый характер. Крупнейшие полити­ческие деятели понимали, что государству требуется все больше образованных или хотя бы грамотных людей, в то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту мысль наиболее об­разно выразил начальник III отделения и шеф жандармов А Х Бенкендорф "Не должно слишком торопиться с просвеще­нием, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посяпгул тогда на послабление их власти" Под строгим правительственным ко1ггролем находились все образова­тельные учреждения и программы Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими мо­нархические чувства

Развивалось университетское и высшее специальное обра­зование Университеты играли основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и есгесгвен-ным наукам Особенно прославились лекции по всеобщей исто­рии профессора Т П Грановского, созвучные общественным на-ci роениям того времени Высшие специальные учебные заведе­ния готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модер­низации России

Песмогря на препятствия, чинимые правительством, происхо­дила демократизация студенчества Разночинцы (прсдставгпечи

29U

недворянского городского сословия) рвались к получению выс­шего образования, преодолевая неимоверные трудности Многие из разночинцев целеустремленно занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. "Не ред­кость теперь, — писал В.Г.Белинский в 40-е годы, — образован­ные и даже просвещенные люди из купеческого и мещанского сословия". Среди них поэт А.Кольцов, публицист и историк Н.А Полевой, литературный критик и академик Петербургской академии наук А.В.Никитенко, многие известные в будущем уче­ные

В отличие от XVIII в., для которого был характерен Наука энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. на­чалась дифференциация науки, выделение самостоятельных на­учных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с уг­лублением теоретических познаний, все большее значение при­обретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь

В естественных науках наблюдалось стремление к более глу­бокому познанию основных законов природы. Открытия Я.К Кай-данова, И.Е.Дядьковского, К.Ф.Рулье внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета био­лог К.Ф.Рулье еще до Ч.Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И.Лобачевский в 1826 г., намного опередив современных ему ученых, создал теорию "неевклидовой геометрии". Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в В 1839 г завершилось строительство здания Пулковской обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой, в том числе самым большим в мире 38-см рефрактором. Обсерва­торию возглавил выдающийся астроном В.Я Струве, который прославился тем, что обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сдела­ны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б С Якоби в 1834 г сконструировал первые пригодные электромоторы, работавшие от гальванических батарей Акаде-мик В В Петров создал ряд оригинальных физических приборов и "оложил начало практическому применению элекгричества.

•^Шиллинг создал первый записывающий элекгромагншный ^леграф Отец и сын ГА и М Г Черепановы на Урале построи-

ли паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тя­ге. Химик Н.Н.Зинин разработал технологию сингсза анилина — органического вещества, употреблявшегося как закрепитель краски в гекстильной промышленности Профессор Московского • университета М.Г.Павлов внес большой вклад в развитие агроби­ологии. Н.И.Пирогов, участник обороны Севастополя во время Крымской воины, впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А.М.Филомафитский ввел практику использования микроскопа для исследования эле-метов крови и совместно с Н.И.Пироговым разработал метод внутривенного наркоза.

Складывание России как великой евроазиатской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара.

Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803-1806 гг. под командованием И.Ф.Крузенштерна. На двух кораблях "Надежда" и "Нева" (командир Ю.Ф.Лисянский) экспе­диция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и по­луостров Камчатка. Позднее Ю.Ф.Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1811 г. рус­ские моряки во главе с капитаном В.М.Головниным предприняли попьпку второго кругосветного путешествия, обследовали Ку­рильские осгрова, но были захвачены японцами. Трехлетнее пре­бывание в плену В.М.Головнин использовал для сбора ценней­ших данных о малоизвестной для европейцев Японии. В 1819г. на двух кораблях "Восток" и "Мирный" была осуществлена рус­ская экспедиция в Антарктиду. Экспедицию возглавляли Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев. Ученик В.М.Головнина Ф.П Литке исследовал Северный Ледовитый океан, продолжал изучение Камчатки. Г.И.Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин является осгровом, а не полуостровом, как полагали ранее. О Е.Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску.

После всех этих экспедиций на карге мира многие географи­ческие объекты были названы русскими именами.

В особую отрасль выделились и успешно развивались гумани-

тарные науки. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент общенациональной культуры. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском университете. Начались интенсивные поиски памятников древне­русской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. "Слово о полку Игореве" — выдающийся памят­ник древнерусской литературы (единственный подлинный список "Слова", находившийся в доме известного собирателя древностей А.И.Мусина-Пушкина в Москве, погиб при пожаре 1812 г. вместе с другими древнерусскими рукописями). Археографическая ко­миссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические изыскания на территории России.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина. Этот труд вызвал широкий резо­нанс общественности и неоднозначные оценки его консерватив­но-монархической концепции.

Тем не менее "История" Н.М.Карамзина имела громкий успех и неоднократно переиздавалась. Она способствовала пробужде­нию дальнейшего интереса к историческим знаниям. Под влияни­ем Карамзина были созданы "Исторические думы" К.Ф.Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С.Пушкина, драматические произве­дения А.К.Толстого, исторические романы И.И.Лажечникова и Н.В.Кукольника.

Большую известность получили работы историков К.Д.Кавелина, Н.А.Полевого, Т.Н.Грановского, М.П.Погодина. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность корифей русской исторической науки С.М.Соловьев, написавший 29-томную "Историю России" и много других сочинений по раз­ным проблемам отечественной истории.

Важной задачей становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что дворяне пре­зирали русский язык, многие из них не умели ни строчки напи­сать по-русски, не читали на родном языке. Часть ученых высту­пала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. и в це­лом для эпохи классицизма. Некоторые справедливо выражали протест против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных

слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Большое значение для решения этой проблемы имели созда­ние словесного факультета в Московском университете и дея­тельность Общества любителей российской словесности.

Разработка основ русского литературного языка оконча­тельно осуществилась в творчестве писателей Н.М.Карам­зина, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др. Пуб­лицист Н.И.Греч написал "Практическую русскую граммати­ку", за что был избран членом-корреспйндентом Петербургской Академии наук.

-_ Распространению знаний способствовали росвещениеи ^щогие научные общества: Географическое, распространение Минералогическое, Химическое, Математи- знаний ческое, упомянутые выше общества истории и любителей русской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Особое значение для просвещения народа играло широкое развитие книгопечатания. Если в начале XIX в. существовало лишь 13 государственных типографий, то в 30-40-е годы распрос­транилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связа­но с именем А.Ф.Смирдина, которому удалось удешевить сто­имость книг, увеличить тиражи изданий и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.

В эти годы заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме "Санкт-Петербургских" и "Московских ведомостей" появились многие частные газеты ("Северная пчела", "Литератур­ная газета" и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был "Вестник Европы", основанный Н.М.Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в жур­нале "Сьщ Отечества". Огромной популярностью в 30-50-е годы пользовались литературно-художественные журналы "Современ­ник" vi "Отечественные записки".

В 1814 г. в Петербурге была открыта первая публичная биб­лиотека в России, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные библиотеки открывались во многих про­винциальных городах. Открывались и платные (коммерческие)

библиотеки. В те же годы создавались крупные частные коллек­ции в домах богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступ­ные музеи, ставшие местом хранения вещественных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. Интересно, что музейное дело более быстрыми темпа­ми развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский му­зей в Петербурге, содержавший огромное количество книг, руко­писей, монет, этнографических коллекций. Все это было собрано графом Н.П.Румянцевым и передано после его смерти государ­ству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государ­ственная библиотека). В 1852 г. богатейшая коллекция произве­дений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного дос­тупа.

Распространению знаний и накоплению информации способ­ствовали также ставшие с конца 20-х годов XIX в. ежегодными всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.

Литература ч искусство

_ Особого расцвета в первой половине XIX в. дос- итература ^щ,да литература. Именно она определила это

время как "золотой век" русской культуры. В литературе нашли отражение сложные общественно-политические процессы того времени. Писатели расходились в своих убеждениях, стремлени­ях и чаяниях. Существовали и различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противо­стоявшие течения. В это время в русской литературе утвержда­лись многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические иде­алы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литера­тура была важным средством развития общественной мысли.

На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сенти­ментализму. В конце своего творческого пути к этому направ­лению пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть "Бедная Лиза" и др.).

Русский сентиментализм просуществовал недолго и не оказал

большого влияния на художественный метод в литературе. Война 1812 г. вызвала к жизни романтизм. Этот литературный стиль был широко распространен и в России, и в других европейских странах. (Крупнейшим европейским романтиком в литературе 1 был английский поэт Дж. Байрон.) В русском романтизме суще- q ствовали два течения. В.А.Жуковсккй считался представителем ч "салонного" романтизма. В своих балладах он воссоздал мир по- (верий и мистицизма, рыцарских легенд, далеких от реальной дей- i ствительности. Гражданский пафос, подлинный патриотизм были свойственны другому течению в романтизме, связанному с име- нами поэтов и писателей декабристов: К.Ф.Рылеева, " ' В.К.Кюхельбекера, А.А.Бестужева-Марлинского. Они призывали,' к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, вые- i тупали за идеалы свободы и служения Родине. В своем раннем г творчестве А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов наполнили роман- т тизм высочайшим художественньм содержанием.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе утверж­дался реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин. С появлением романа "Евгений Онегин" и пьесы i "Горе от ума" А.С.Грибоедова этот художественный метод стал определяющим. Именно реалистическая литература возбуждала в обществе наиболее живой интерес, так как она предназначалась не только для салонной публики, но и для всего народа. Писате­лями-реалистами стали М.Ю.Лермонтов ("Герой нашего време- ••» ни"), Н.В.Гоголь ("Ревизор" и "Мертвые души"), позднее 1 Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров. Для реализма были f характерны правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отри- ) дательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах родины и "' народа. s

Большое значение для развития русской литературы имела ), деятельность "толстых" журналов "Современник" и "Отечествен- (ные записки". Основателем "Современника" был А.С.Пушкин, а в J 1847 г. его возглавили Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский. В 40-е ' годы XIX в. "Отечественные записки" сплачивали вокруг себя ) наиболее талантливых писателей того времени — И. С. Тургенева, я А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина. На страницах этих журналов возникло новое явление для России — литературная критика. Журналы стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических

взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и общественная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с либе­ральными и радикальными течениями общественной мысли вы­нуждало правительство применять к литераторам запретитель­ные и репрессивные меры. Жестко действовали цензурные огра­ничения, доходившие порой до крайности. (В 1826 г. был принят новый цензурный Устав, названный современниками "чугун­ным".) Кромсались произведения писателей. Штрафовались и закрывались журналы. Был наказан цензор, пропустивший при издании "Евгения Онегина" в поэтическом описании А.С.Пуш­киным въезда Татьяны в Москву строку "...И стаи галок на крес­тах". Жандармы и священники усмотрели в этом оскорбление церкви.

В русском изобразительном искусстве, так же опись и ^^ ^ g литературе.утверждались романтизм и скульптура реализм. Официальным направлением в живопи­си был академический классицизм. Академия художеств стала консервативным и косньм учреждением, препятствовала любым попыткам свободы творчества. Ее основным принципом было строгое следование канонам классицизма, преобладание религи­озной тематики, библейских и мифологических сюжетов. Моло­дых талантливых русских' художников не удовлетворяли узкие рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Ярким представителем романтизма в России был О.Л.Кипренский', кисти которого принадлежат замечательные портреты В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Портрет А.С.Пуш­кина — молодого, овеянного поэтической славой — является одним из лучших в создании романтического образа. В этом же жанре работал и другой художник —В.А.Тропинин. Он тоже на­писал портрет А.С.Пушкина, но уже в реалистической манере. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не °чень счастливый человек. В своем творчестве Тропинин обра­щается к изображению простых людей ("Кружевница", "Портрет сына" и др.).

Влияние романтизма испытывал К.П.Брюллов. В его разнооб­разных по жанру произведениях (историческая живопись, порт-pst, пейзаж) отразились художественные и идейные искания рус-

ской общественной мысли. Картина "Последний день Помпеи" написанная, казалось бы, в традициях классицизма, выразила ожидание художником общественных перемен, грядущих круп­ных политических событий.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.Л Иванова. Его картина "Явление Христа народу" стала собы­тием в мировом искусстве. Она представляет собой шедевр соче­тания библейского сюжета с глубокими философскими, нравст­венными, этическими и социальными раздумьями автора. Необы­чайно высоки и художественные достоинства этого полотна. Грандиозная картина, которая создавалась на протяжении 20 лет продолжает волновать многие поколения зрителей.

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит быто­вой сюжет, к которому одним из первых обратился А.Г.Венецианов. Его картины "На пашне", "Захарка", "Утро поме­щицы" посвящены простьш людям, духовными нитями связаны с жизнью и бытом народа. Продолжателем традиций А.Г.Венеци­анова был П.А.Федотов Его полотна не только реалистичны, но и наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торга­шескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майора", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали П.А.Федотова в живописи с Н.В.Гоголем в литерату­ре.

На рубеже XVIII — XIX вв. наметился подъем русской мону­ментальной скульптуры. П.А.Мартос воздвиг первый в Москве памятник — Минину и Пожарскому на Красной площади. По проекту Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Алек­сандру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И.Орлов-ский создал памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге. И.П.Витали оформил скульптуры фонтанов на Теат­ральной площади в Москве. П.К.Клодт воздвиг четыре конные скульптурные группы на Аничковом мосту и конную статую Ни­колая I в Петербурге. Ф.П.Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812г.

Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые

Архитектура

проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармо­ничностью. Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по про­екту А. Д Захарова. О г Адмиралтейства разошлись лучи петер-бурюких проспектов. В начале XIX в было построено здание Биржи на стрелке Васильевского острова и возведены ростраль­ные колонны архитектором Т.де Томоном. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н.Воронихиным Казанского собора. По проекту Монферрана создан Исаакиев-ский собор — самое большое здание России того времени. К.И.Росси завершил формирование петербургских ансамблей зданиями Генерального штаба. Сената, Синода, Александрийско­го театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчесгва. Существует даже выражение "Петербург пушкинской поры". Его "стройным и строгим видом" восхищались уже современники, в том числе А.С.Пушкин, который много поэгических строк и об­разов посвятил этому городу:

"...в гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова..."

Сгоревшая в 1812 г. Москва юже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем столица России Пе­тербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенным Д.И Жи­лярди), Манежа и Александровским садом (архитектор О.И.Бове) под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построе­но для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. Сад был разбит на месте грязной и мутной речки Неглинки, воды которой заключили в специальные трубы, отведенные под землю. Бове оформил также ансамбль Театраль­ной площади. В 1824-1825 гг. по его проектам возведены здания Малого и Большого театров. Ныне находящийся перед ними сквер разбит на месте бывшего плац-парада. К.А.Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. на берегу 299

Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Он был за­думан как символ избавления от нашествия французов 1812 г. ц победы русского оружия. (Строительство растянулось на многие годы и было завершено лишь в 1883 г.).

Существенные преобразования были осуществлены лишь в самом центре Москвы, не изменив в целом ее привычного обли­ка. Она оставалась преимущественно деревянной и архаично зас­троенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки. Тверскую улицу обрамляли сады и огоро­ды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вок­зала) простиралось огромное поле, приспособленное для охоты на зайцев. Недаром поэт П.А.Вяземский писал о Москве той по. ры: я

"...здесь чудо — барские палаты С гербом, где венчан знатный род. Вблизи на курьих ножках хаты И с огурцами огород".

Подражая обеим столицам.преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы Я.Н.Попов, В.П.Стасов и др. По проекту Стасова в Омске был возведен Ни­кольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И.Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми здания­ми, обращенными к морю.

К концу первой половины XIX в. в архитектуре начал прояв­ляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Поэтому началась эпоха разнообразных архитектурных стилей. Сдержанность и лаконич­ность классицизма заменялись излишним украшательством. По-, лучил распространение "русско-византийский стиль", мало свя­занный с национальными градостроительными традициями (например, Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасите­ля и др.). j

В первой половине XIX в. в России оживилась теат-! еат? и ральная жизнь. Существовали различные виды теат-музыка рдд По-прежнему широкое распространение имели ' крепостные театры, принадлежавшие русским аристократичес­ким фамилиям (Шереметевьм, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они 300

находились под мелочной опекой правительства, которое посто­янно вмешивалось в репертуар, подбор актеров и другие стороны цх деятельности. Это в значительной степени тормозило теат­ральное творчество. Появились и частные театры, которые бес­конечно то разрешались, то запрещались властями.

Театр развивался под действием тех же тенденций, что и ли­тература. В нем в первые десятилетия XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А.Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились и романтичес­кие пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф.Шил­лера, В.Шекспира и др. Из русских авторов особенно был попу­лярен Н.В.Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господ­ствовали итальянская и французская школы. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И.Фонвизина и И.А.Кры­лова. В 30—40-е годы XIX в. усилилось влияние русской литера­туры на театральный репертуар, в котором стали утверждаться.реалистические традиции. Крупньм событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В.Гоголя "Ревизор".

В России складывалась национальная театральная школа, вос­питавшая многих талантливых артистов. В.А.Каратыгин просла­вил себя исполнением роли Гамлета. Выдающимся выразителем романтизма на сцене был П.С.Мочалов, раскрывший русскому зрителю глубокий философский смысл пьес Ф.Шиллера и В.Шекспира. Замечательной русской трагической актрисой была Е.С.Семенова. Малый театр.исповедовавший реалистические традиции, вырастил великого актера М.С.Щепкина. Сын русско­го крепостного крестьянина, он прославился великолепным ис­полнением роли Фамусова ("Горе от ума") и Городничего ("Ревизор"). В Александрийском театре реалистические образы Хлестакова в "Ревизоре", Митрофанушки в "Недоросле" создал А.Е.Мартьшов.

Русская музыка первой половины XIX в. получила самобыт-'ное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Многовековое музыкальное народное творчество дало мощный толчок для развития нацио­нальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с

романтизмом обусловило появление русского романса — особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А.Алябьева "Соловей", А.Е.Варламова "Красный сарафан", А.Л.Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня.

Выдающимся композитором той эпохи был М.И.Г.шнка, соз­давший ряд крупных музыкальных произведений. В его творчест­ве искусно.переплетались классические каноны европейской му­зыкальной культуры с истинно русскими народными мотивами. Опера "Жизнь за царя" по либретто Н. В. Кукольника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэты А.С.Пушкина заложили основы рус­ского оперного национального искусства. М.И.Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С.Пушкина. Замечательным композитором был А.С.Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные про­изведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера "Русалка", восторженно принятая публикой. Крупным представи­телем романтического направления в музыке был композитор

А.Н.Вестовский (опера "Аскольдова могила").

/

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой поло­вине XIX в. добилаь в области культуры. В мировой фонд навеч­но вошли произведения многих русских писателей и поэтов, ху­дожников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завер­шился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, за­ложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножа­лись в последующее время.

ГЛАВА.22 •• БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 1860-1870-Х ГГ.

1855 год, когда на престол вступил Александр

всту л ^ g^ тяжелым для России: армия терпела престол „. '.- г г поражения в Крыму; рушился военный, меж-

л ир- дународный престиж ранее непобедимой им-

(1855-1881) перии. Финансы были расстроены, в деревне нарастало глухое брожение. Все общество — от радикалов до консерваторов — было недовольно правительством. "Сверху блеск, внизу гниль", — писал о николаевских бюрократических порядках видный чиновник П.А.Валуев. "Сдаю тебе команду не в порядке", - умирая, сказал сыну Николай I. Новому царю, таким образом,предстояло решить очень сложные задачи.

Александра II с детства готовили к престолу. Он получил пре­красное образование под руководством поэта В.А.Жуковского — знал и любил историю, владел четырьмя языками, слушал лекции М.М.Сперанского по законоведению. Вместе с тем Александр не унаследовал железной воли отца, которая так sr/жна была в пору крутых перемен.

По убеждениям Александр не был либералом и реформато­ром: он целиком одобрял политику отца, защищал интересы дво­рянства. Но прагматизм, здравый смысл, гуманные заветы Жу­ковского помогли ему понять в середине 50-х годов необходи­мость перемен. Вскоре после воцарения нового императора в об­ществе заговорили о начале "оттепели".

Царь поставил своего брата великого князя Константина — убежденного либерала — во главе Морского министерства. Вско­ре оно прослыло "министерством прогресса": здесь поощрялась гласность, инициатива, изучение европейского опыта, смелая критика административных изъянов. Было снято ограничение на количество студентов в университетах, разрешен свободный вы­езд за границу, амнистированы декабристы и петрашевцы.

Крымское поражение ослабило страх общества перед всемо-^Щим правительством. Вся Россия читала вольные (загра­ничные) издания политического эмигранта А.И.Герцена. Хлынул поток "подземной литературы'' — обличительных рукописных записок и проектов реформ, которые широко ходили в обществе и были хорошо известны правительству Один за другим учреж-

дались новые журналы. Гласность проясняла пути и формы бу дущих преобразований; общественное мнение становилось силой способной серьезно влиять на правительство. '

В 1860-70 гг. правительство Александра II провело целую се­рию реформ, объективно способствовавших утверждению капиталистических отношений в России. Самой значи­тельной из них стала крестьянская реформа 1861г.

Отмена крепостного права в России

Узлом русских проблем был крестьянский вопрос. От его решения прямо зависели судьбы 110 тыс. помещиков и 22 млн. их крепостных, 20 млн. государственных и 2 млн. удельных крестьян. В марте 1856 г., выступая перед московским дворян­ством, Александр II произнес решающую фразу: лучше отме­нить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет о<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.201 (0.014 с.)