![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренняя и внешняя политика России второй четверти XIX В.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внутренняя политика После смерти Александра I, междуцарствия и ' жестокой расправы над восставшими декабрис-(1»25-1в55) тами на российский престол вступил брат Александра Николай I. Личность Николая I неоднозначно оценивалась как современниками, так и последующими историками. Самые убийственные характеристики исходили от представителей современного ему революционного направления, с которым он на протяжении всей своей жизни вел непримиримую борьбу. Они писали о нем как о крайне ограниченном монархе, жестоком деспоте и тиране. Приближенные же, наоборот, восхищались его выдающимися личными качествами — необыкновенной работоспособностью, порядочностью, скромностью в быту. Николая специально не готовили к управлению такой громадной империей, как Россия. В молодости он не получил достаточно серьезного образования. Его интересовало прежде всего военное дело. Объективно, однако, нужно отметить, что его природный ум, железная воля, любовь к дисциплине давали ему возможность достаточно эффективно управлять государством. Правление Николая I справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории. Он прославился бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими, либеральными направлениями общественного движения не только в России, но и во всей Европе. Его основной программой стала фраза, которую он произнес при вступлении на престол: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни". Если в правлении Александра I обычно выделяют два периода (либеральный и консервативный), то курс Николая I оставался последовательно консервативным на протяжении всего его царствования. Несмотря на то, что Россия продолжала постепенно отставать от Запада в экономическом, социальном и политическом отношениях, основные мероприятия Николая сводились лишь к укреплению самодержавной власти, дальнейшей централизации и бюрократизации управления страной, созданию подлинно полицейского государства. Осуществляя свой внутриполитический курс, Николай I вынужден был учитывать, что в России продолжало зреть недовольство крестьян своим положением, выразившееся в ряде их выступлений и бунтов, сохранялась традиция революционного движения, активно формировалась либеральная оппозиция. Большое влияние на мировоззрение и деятельность Николая оказывала общественно-политическая обстановка в Европе, бурлившей буржуазными революциями. Все это накладывало существенный отпечаток на мероприятия в области внутренней политики.
Вторая четверть XIX в. в общеевропейской ис- Укоепление г тории характеризуется значительными измене- самодержавия днями политических систем, связанными с окончательной ломкой абсолютистских режимов, выходом новых социальных слоев на арену политической жизни, общей либерализацией государственного строя в некоторых странах. В России эти процессы были в значительной степени заторможены правлением Николая I. Предпринимались серьезные меры для у креп- ления и даже расширения самодержавной власти. Они были направлены на дальнейшую концешрацию всей системы управления в руках монарха. При Николае I Государственный совет окончательно потерял свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств, созданная при Александре I, была фактически подменена органом, получившим огромное влияние,— Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Ныне она превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений: I отделение представляло личную канцелярию императора, II — занималось кодификацией законов III — ведало политической полицией, IV — управляло благотворительными заведениями. Канцелярия вмешивалась во все стороны политической, общественной, духовной жизни страны, следи-* ла за управлением провинциями, центральной Россией и ее окраинами. Для более эффективного управления страной Николай I считал необходимым создание налаженной бюрократической системы. С этой целью он значительно увеличил штат аппарата чиновников (около 70 тыс. человек), все более регламентировалась и расширялась система делопроизводства, нити которой император пытался концентрировать исключительно в своих руках. Бюрократизации имела двоякий эффект: с одной стороны, она дейстиителыю на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране; с другой — привела к пробуксовывапию государственного механизма и серьезным провалам в области государственного управления. Характерно, что в эпоху правления Николая I к управлению страной были допущены очень немногие крупные государственные деятели. Он предпочитал опираться на лично преданных ему свитских генерал1 и флигель-адъютантов. Большое влияние в государственном аппарате получили военные, занявшие важные государственные посты.
Особой своей задачей Николай считал укрепление полицейского аппарата. Его не удовлетворяла деятельность Министерства внутренних дел. Поэтому в 1826 г. было создано /// отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, призванное осуществлять полигический сыск и надзор в стране поЯ личным руководством императора. Во главе отделения был поставлен А.Х.Бенкендорф, безгранично преданный императору, иде6 самодержавия и крепостничества. Его помощники Л.В.Дубельт, 26S фон Фок наводнили Россию сетью тайных агентов, шпионов, расширили систему перлюстрации частной корреспонденции. В 1827 г. III отделению был придан корпус жандармов, а вся Россия была поделена на несколько жандармских округов. Следует отметить, что фактически впервые в России была создана эффективная полицейская система, которая позволила па длительный период затормозить развитие революционного движения в стране. Одновременно она была направлена на подавление любого инакомыслия, несогласного с крайностями самодержавия и жестокой крепостнической системой. Преследовались не только радикальные, но и умеренно либеральные взгляды и высказывания. Это тормозило в целом развитие прогрессивной мысли в стране, мешало связям и интеллектуальным контактам с Западной Европой. Просвещение во второй, четверти XIX в. развива- разов i e дц^ противоречиво. С одной стороны, правительство пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, с другой — поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения. В 1828 г. был утвержден Устав низших и средних учебных заведений. Его целью было закрепление замкнуто-сословной системы обучения. Приходские школы (весьма низкий уровень образования) предназначались для низших слоев населения, уездные училища — для горожан недворянского происхождения, гимназии — для детей дворян и чиновников. Система просвещения находилась под неусыпным контролем государства, в лице Министерства просвещения. Это учреждение рассматривало и утверждало все учебные программы и учебные пособия. Серьезные испытания во второй четверти XIX в. выпали на Долю российских университетов, которые с начала XIX в. были единственными центрами образования и науки. В 1835 г. ввели новый университетский Устав, лишивший высшие учебные заведения значительной части их автономии. За университетами был установлен жесткий политический контроль. Программы •^узов пересматривались, в них укреплялись консервативные и Религиозные традиции. Университетская жизнь при Николае I Регламентировалась, как и другие отрасли государственного управления. В конце царствования Николая эти процессы еще больше ужесточились. Полностью были уничтожены остатки автономии вузов, повышена плата за обучение, сокращен набор сту- дентов. Известно, что Николай грозил закрыть Московский университет и только просьбы некоторых приближенных удержали его от этого шага.
Однако настоятельные требования жизни привели к тому, что даже в этих сложных условиях высшее образование получило дальнейшее развитие. Был восстановлен закрытый ранее Педагогический институт в Петербурге. Особое внимание уделялось подготовке специалистов. С этой целью открылись Технологический, Строительный и Межевой институты. Высшее училище правоведения. „ „Во второй четверти XIX в. Россия по-прежнему р ст я и оставалась аграрной страной. Городское насе- вопрос,-. ' ление было немногочисленным, крестьяне являлись основной массой народа. Большинство крестьян принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. Другую категорию составляли государственные крестьяне. Часть крестьян принадлежала царской фамилии (дворцовые крестьяне). Крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической и политической жизни страны. В его решении Россия значительно отставала от других европейских государств, в которых крепостное право было уже давно уничтожено. Личная зависимость крестьянина от помещика, часто выражавшаяся в самых уродливых формах, позорила Россию перед всем миром. Подневольный труд крестьян был непродуктивным, отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие российской промышленности. Необходимость отмены крепостного права и изменения социального строя понимали не только радикально и либерально настроенная часть русского общества, но и наиболее дальновидные представители правящих кругов. Как уже отмечалось, обсуждение крестьянского вопроса в правительстве началось еще при Екатерине II и продолжалось в годы правления Александра I. Однако ожесточенное сопротивление помещиков-крепостников, владевших крестьянами и землей, не дало возможности кардинально решить крестьянский вопрос. В годы правления Николая I эта проблема также занимала важное место во внутренней политике. В начале его царствования она обсуждалась в Секретных комитетах, в которых принимали участие высшие государственные чиновники. Но эти дискуссии оказались бесплодными. Общее направление политики Николая на консервацию старых порядков помешало освобождению крес- тьян. Во второй четверти XIX в., как и в годы правления Александра I, правительство ограничивалось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 1. был принят закон о запрещении продавать крестьян поодиночке и без земли. Таким образом, была ликвидиро-' вана самая уродливая форма крепостничества, когда по произволу помещиков разрушались крестьянские семьи, жен о трывали от мужей, детей от родителей. В 1843 г. права приобретать крепостных были лишены безземельные дворяне. Так было покончено еще с одной формой крепостничества, когда крестьян использовали как домашних рабов.
В 1842 г. был издан закон об "обязанных крестьянах". Он продолжал линию, намеченную указом 1803 г. о "свободных хлебопашцах". По этому закону помещик мог предоставить крестьянину личную свободу без какого-либо выкупа и дать ему в пользование небольшой надел земли, за который крестьянин обязан был отрабатывать помещику. Кроме того, рядом указов правительство начало регламентировать отношения между помещиком и крестьянином, фиксируя размеры крестьянских наделов и повинностей, определяя меры возможного наказания крестьянина помещиком. В 1837-1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян, инициатором и проводником которой был прогрессивный государственный деятель граф П.Д.Киселев. Реформа улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших к тому времени около трети населения страны. Созданное в ходе реформы Министерство государственных имуществ заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Оно проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных крестьян, создавало семенной фонд и продовольственные магазины на случай неурожая, открывало в деревне школы и больницы. Можно по-разному оценивать проведенные правительством Николая I мероприятия в области решения крестьянского вопроса. Конечно, крепостное право не было уничтожено. Но рабские проявле-чия крепостничества были ликвидированы, положение некоторых категорий крестьян было улучшено. Следовательно, при Николае были созданы предпосылки для будущей крестьянской реформы. Кодификация Вступая па престол, Николай I объявил о своем законов намерении обеспечить России законность и по- рядок. Он твердо верил, что следование букве существующих законов даст возможность процветания и спокойного развития страны. В связи с этим в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) российского законодательства, которое оставалось архаичным и запутанным. Это ответственное дело было поручено возвращенному из ссылки М.М.Сперанскому. Он возглавил и организовал работу П отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Первоначально ставилась широкая и прогрессивная задача — на основе изучения и классификации старых законов создать принципиально новое законодательство для России. Решение подобной задачи, несомненно, способствовало бы модернизации страны. Сперанский с энтузиазмом приступил к работе. Но консервативные тенденции в политике правительства и в этом вопросе не дали довести дела до задуманного результата. Сперанскому пришлось ограничиться лишь сбором законов, принятых после Соборного уложения 1649 г., и извлечением из него действующих. Основная же работа велась по публикации "Полного собрания законов Российской империи" (45 томов) и "Свода законов" (15 томов), созвучных современному правовому положению страны.
В целом во внутренней политике Николая I проявились тенденции консервации существующей политической и социальной системы. Для сохранения самодержавия, укрепления личной власти царя проводились широкие мероприятия по дальнейшей бюрократизации государственного аппарата, созданию эффективной полицейской системы. Повысилась роль военных в политической жизни. Правительство активно боролось с любыми проявлениями инакомыслия в России. Внешняя политика Во второй четверти XIX в. Россия была крупным и сильным в военном отношении государством, способным эффективно решать свои внешнеполитические задачи. В начальные годы прав-,ления Николая I военно-техническое отставание России от Западной Европы еще не было так заметно, как впоследствии. Русская армия была многочисленной и считалась одной из самых лучших в мире. Основные направления внешней политики сохранялись с конца XVIII в., когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. В период царствования Николая центральное ме- Восточиы ^д дд внешней политике занял восточный вопрос вопрос — взаимоотношения с Османской империей. Для России чрезвычайно важной задачей было укрепление своих позиций на Черноморском побережье и защита границ на юге страны. В экономическом и стратегическом отношениях Черное море приобрело огромное значение. Важнейшей проблемой для российской внешней политики было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов — Босфора и Дарда-нелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из центральных задач российской дипломатии. Во взаимоотношениях с Османской империей все большее значение приобретал тот факт, что в составе Турции находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя. В ходе греческого восстания против османского ига, начавшегося в 1821 г., Россия поддержала своих братьев по вере и крови, что стало поводом для русско-турецкой войны (1828-1829 гг.). Важным направлением политики России оставался Кавказ. Она пыталась расширить свои кавказские владения, сделать окончательно стабильными границы в Закавказье, обеспечить свободную и безопасную связь со вновь приобретенными территориями и прочно включить весь кавказский регион в состав Российской империи. Соперником России в этом регионе был Иран. Первоначально Николай I совместно с Великобританией оказывал дипломатический нажим на Турцию. Однако она была непреклонна и продолжала с особой жестокостью подавлять восстание греков. В связи с этим в октябре 1827 г. русско-английская эскадра вошла в Паваринскую бухту, где находился турецкий флот, и в результате развернувшегося короткого сражения полностью его уничтожила. Русско-турецкие отношения резко обострились. В апреле 1828 г. Россия объявила войну Османской империи. Военные действия разворачивались в Закавказье и па Балканах. Россия была подготовлена к войне лучше, чем Турция. Ее армия эффективно действовала па Кавказе, где были взяты мощ- яыс турецкие крепости Каре и Баязет. На Балканах в 1829 г. рус-1 екая армия нанесла ряд военных поражений турецким войскам взяла город Адрианополь, находившийся вблизи Константинопс ля—столицы Турции. После этого в сентябре 1829 г. был подписан Адрианополъс-'sk кий мирный договор. К России переходили значительные терри-4 тории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежавших Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции, на основе которой в 1830 г. было провозглашено создание независимого греческого государства. Таким образом, в результате русско-турецкой войны Россия выполнила свою историческую миссию по отношению к греческому народу. _ По Гюлистанскому мирному договору 1813 г. р динен ^ Ираном Россия закрепила за собой значи- лакавказья тельные территории Восточного Закавказья и западное побережье Каспийского моря. В 20-е годы XIX в. Иран цри поддержке Англии активно готовился к реваншу, желая вернуть утраченные земли. В 1826 г. иранская армия вторглась в Карабах и началась новая русско-иранская война (1826-1828 гг.). Для своего наступления иранский главнокомандующий избрал тифлисское направление, намереваясь одним ударом покончить с русским владычеством в Закавказье. Русская армия в этом регионе была немногочисленной. Только необычайный героизм русских солдат и офицеров позволил сдержать наступление Аб-бас-Мирзы. Так, небольшой русский гарнизон крепости Шуша задержал продвижение иранской армии на 48 дней. Русские войска активно поддерживали армянские и грузинские добровольческие отряды. В 1827 г. началось победоносное наступление русской армии. Она захватила крепость Эривань (Ереван). В это время в русской армии действовало более 1000 армянских добровольцев. Далее русские войска вошли в южный Азербайджан и взяли Тавриз. Полное военное поражение Ирана стало очевидным. В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор. В выработке выгодных условий для России сыграл большую роль известный писатель и дипломат А.С.Грибоедов. По договору в состав России полностью вошли территории Эри-вани и Нахичевани. Из них в марте 1828 г. была образована Армянская область, что положило начало объединению армянского народа. Таким образом, в результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х годов XIX в. в состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. С этого времени Закавказье стало неотъемлемой частью Российской империи. Началось экономическое, политическое и культурное сближение русского народа с народами Закавказья. „ Территория Северного Кавказа издревле была ГОССИЯ И НЯрОДЫ • заселена многочисленными народами, отличав- Северного шимися друг от друга по языку, обычаям, нра- Кавказа вам и уровню общественного развития. Взаимоотношения России с их правящей верхушкой были довольно запутанными. В конце XVIII — начале XIX вв. русская администрация заключила соглашения с различными племенами и общинами об их вхождении в состав России. Однако власть России на Северном Кавказе была чисто номинальной. Вне административного контроля оставались гор-ные районы Северного Кавказа, отделявшие ее от Закавказья. После присоединения Закавказья перед правительством встала задача обеспечить стабильную обстановку на Северном Кавказе, подчинить его народы русской администрации. Еще в годы правления Александра I генерал А.П.Ермолов начал продвигаться в глубь Чечни и Дагестана. На Северном Кавказе строились русские военные опорные пункты. Так возникли крепости Грозная и Внезапная. По мере закрепления русских войск возрастало сопротивление горских народов В конце 20-х годов XIX в. это сопротивление оформилось в религиозно-политическое течение мюридизм. Оно подразумевало непримиримую борьбу против "неверных", т.е. русских, аскетизм и религиозный фанатизм. Наиболее широко это движение было распространено в Дагестане, в котором сложилось своеобразное государство на религиозной основе — имамат В 1834 г имамом (главой государства) стал Шамиль, который сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть, создал сильную армию Под руководством Шамиля началась борьба против русского присутствия на Северном Кавказе, продолжавшаяся около 30 лет Эта борьба велась с переменным успехом Так, в 40-е годы XIX в Шамилю удалось потеснить русских, расширить подвластные ему территории, укрепить личную власть, установить связи с Турцией и некоторыми европейскими го-.сударствами В 1854 г отряды Шамиля вторглись даже в Грузию, захватили. и разграбили Цинандали. В борьбе против имамата Россия несла значительные финансовые, экономические и, самое главное, людские потери. В рядах Кавказского корпуса погибло много передовых людей, сосланных правительством в армию за свое инакомыслие Столь длительное сопротивление подорвало силы горцев К концу 50-х годов XIX в ситуация для них изменилась в худшую сторону Государство Шамиля уже клонилось к закату, началось его внутреннее разложение 0с1-новная масса крестьянства, замученного войной, бесчисленными военными поборами, суровыми религиозными ограничениями, стала отходить от мюридизма После окончания Крымской войны русское правительство усилило свое наступление на Северном Кавказе. В августе 1859 г. после ожесточенной битвы пало последнее убежище Шамиля — аул Гуниб. Имамат прекратил свое существование. Так завершилось присоединение к России территории Северного Кавказа. Традиционным во внешней политике оставалось западное направление — взаимоотношения с европейскими государствами. Николай I отказался от системы Священного союза, созданной его братом Александром I. Вместе с тем он продолжал ориентироваться в Европе на наиболее консервативные силы и чаще всего опирался на союзы с Австрией и Пруссией. На протяжении всего царствования он с постоянной враждебностью относился к Франции, рассматривая ее как носителя революционного духа в Европе. Консерватизм внешней политики Николая выразился в том, что он неустанно боролся с революционными движениями в странах Европы дипломатическими, политическими и даже военными методами особенно во время прокатившейся по Европе волны революций 1830-31, 1848-49 гг. Так, в 1849 г. Николай помог Австрии подавить револю- | цию, вспыхнувшую в Венгрии, которая тогда входила в состав Австрийской империи; его войска задушили революционные выступления и в Дунайских княжествах (Молдове и Валахии). Организовать объединенные военные походы против революций 1830' и 1848 гг. во Франции Николаю I помешали его союзники, не желавшие усиления позиций России в Европе. Однако они не вмешивались во внутренние дела России, в частности,в ход крупного польского восстания 1830-31 гг., жестоко подавленного царскими войсками.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.193 (0.019 с.) |