Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренняя и внешняя политика России второй четверти XIX В.
Внутренняя политика После смерти Александра I, междуцарствия и ' жестокой расправы над восставшими декабрис-(1»25-1в55) тами на российский престол вступил брат Александра Николай I. Личность Николая I неоднозначно оценивалась как современниками, так и последующими историками. Самые убийственные характеристики исходили от представителей современного ему революционного направления, с которым он на протяжении всей своей жизни вел непримиримую борьбу. Они писали о нем как о крайне ограниченном монархе, жестоком деспоте и тиране. Приближенные же, наоборот, восхищались его выдающимися личными качествами — необыкновенной работоспособностью, порядочностью, скромностью в быту. Николая специально не готовили к управлению такой громадной империей, как Россия. В молодости он не получил достаточно серьезного образования. Его интересовало прежде всего военное дело. Объективно, однако, нужно отметить, что его природный ум, железная воля, любовь к дисциплине давали ему возможность достаточно эффективно управлять государством. Правление Николая I справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории. Он прославился бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими, либеральными направлениями общественного движения не только в России, но и во всей Европе. Его основной программой стала фраза, которую он произнес при вступлении на престол: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни". Если в правлении Александра I обычно выделяют два периода (либеральный и консервативный), то курс Николая I оставался последовательно консервативным на протяжении всего его царствования. Несмотря на то, что Россия продолжала постепенно отставать от Запада в экономическом, социальном и политическом отношениях, основные мероприятия Николая сводились лишь к укреплению самодержавной власти, дальнейшей централизации и бюрократизации управления страной, созданию подлинно полицейского государства. Осуществляя свой внутриполитический курс, Николай I вынужден был учитывать, что в России продолжало зреть недовольство крестьян своим положением, выразившееся в ряде их выступлений и бунтов, сохранялась традиция революционного движения, активно формировалась либеральная оппозиция. Большое влияние на мировоззрение и деятельность Николая оказывала общественно-политическая обстановка в Европе, бурлившей буржуазными революциями. Все это накладывало существенный отпечаток на мероприятия в области внутренней политики.
Вторая четверть XIX в. в общеевропейской ис- Укоепление г тории характеризуется значительными измене- самодержавия днями политических систем, связанными с окончательной ломкой абсолютистских режимов, выходом новых социальных слоев на арену политической жизни, общей либерализацией государственного строя в некоторых странах. В России эти процессы были в значительной степени заторможены правлением Николая I. Предпринимались серьезные меры для у креп- ления и даже расширения самодержавной власти. Они были направлены на дальнейшую концешрацию всей системы управления в руках монарха. При Николае I Государственный совет окончательно потерял свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств, созданная при Александре I, была фактически подменена органом, получившим огромное влияние,— Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Ныне она превратилась в важное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений: I отделение представляло личную канцелярию императора, II — занималось кодификацией законов III — ведало политической полицией, IV — управляло благотворительными заведениями. Канцелярия вмешивалась во все стороны политической, общественной, духовной жизни страны, следи-* ла за управлением провинциями, центральной Россией и ее окраинами. Для более эффективного управления страной Николай I считал необходимым создание налаженной бюрократической системы. С этой целью он значительно увеличил штат аппарата чиновников (около 70 тыс. человек), все более регламентировалась и расширялась система делопроизводства, нити которой император пытался концентрировать исключительно в своих руках. Бюрократизации имела двоякий эффект: с одной стороны, она дейстиителыю на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране; с другой — привела к пробуксовывапию государственного механизма и серьезным провалам в области государственного управления. Характерно, что в эпоху правления Николая I к управлению страной были допущены очень немногие крупные государственные деятели. Он предпочитал опираться на лично преданных ему свитских генерал1 и флигель-адъютантов. Большое влияние в государственном аппарате получили военные, занявшие важные государственные посты.
Особой своей задачей Николай считал укрепление полицейского аппарата. Его не удовлетворяла деятельность Министерства внутренних дел. Поэтому в 1826 г. было создано /// отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, призванное осуществлять полигический сыск и надзор в стране поЯ личным руководством императора. Во главе отделения был поставлен А.Х.Бенкендорф, безгранично преданный императору, иде6 самодержавия и крепостничества. Его помощники Л.В.Дубельт, 26S фон Фок наводнили Россию сетью тайных агентов, шпионов, расширили систему перлюстрации частной корреспонденции. В 1827 г. III отделению был придан корпус жандармов, а вся Россия была поделена на несколько жандармских округов. Следует отметить, что фактически впервые в России была создана эффективная полицейская система, которая позволила па длительный период затормозить развитие революционного движения в стране. Одновременно она была направлена на подавление любого инакомыслия, несогласного с крайностями самодержавия и жестокой крепостнической системой. Преследовались не только радикальные, но и умеренно либеральные взгляды и высказывания. Это тормозило в целом развитие прогрессивной мысли в стране, мешало связям и интеллектуальным контактам с Западной Европой. Просвещение во второй, четверти XIX в. развива- разов i e дц^ противоречиво. С одной стороны, правительство пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, с другой — поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения. В 1828 г. был утвержден Устав низших и средних учебных заведений. Его целью было закрепление замкнуто-сословной системы обучения. Приходские школы (весьма низкий уровень образования) предназначались для низших слоев населения, уездные училища — для горожан недворянского происхождения, гимназии — для детей дворян и чиновников. Система просвещения находилась под неусыпным контролем государства, в лице Министерства просвещения. Это учреждение рассматривало и утверждало все учебные программы и учебные пособия. Серьезные испытания во второй четверти XIX в. выпали на Долю российских университетов, которые с начала XIX в. были единственными центрами образования и науки. В 1835 г. ввели новый университетский Устав, лишивший высшие учебные заведения значительной части их автономии. За университетами был установлен жесткий политический контроль. Программы •^узов пересматривались, в них укреплялись консервативные и Религиозные традиции. Университетская жизнь при Николае I Регламентировалась, как и другие отрасли государственного управления. В конце царствования Николая эти процессы еще больше ужесточились. Полностью были уничтожены остатки автономии вузов, повышена плата за обучение, сокращен набор сту-
дентов. Известно, что Николай грозил закрыть Московский университет и только просьбы некоторых приближенных удержали его от этого шага. Однако настоятельные требования жизни привели к тому, что даже в этих сложных условиях высшее образование получило дальнейшее развитие. Был восстановлен закрытый ранее Педагогический институт в Петербурге. Особое внимание уделялось подготовке специалистов. С этой целью открылись Технологический, Строительный и Межевой институты. Высшее училище правоведения. „ „Во второй четверти XIX в. Россия по-прежнему р ст я и оставалась аграрной страной. Городское насе- вопрос,-. ' ление было немногочисленным, крестьяне являлись основной массой народа. Большинство крестьян принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. Другую категорию составляли государственные крестьяне. Часть крестьян принадлежала царской фамилии (дворцовые крестьяне). Крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической и политической жизни страны. В его решении Россия значительно отставала от других европейских государств, в которых крепостное право было уже давно уничтожено. Личная зависимость крестьянина от помещика, часто выражавшаяся в самых уродливых формах, позорила Россию перед всем миром. Подневольный труд крестьян был непродуктивным, отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие российской промышленности. Необходимость отмены крепостного права и изменения социального строя понимали не только радикально и либерально настроенная часть русского общества, но и наиболее дальновидные представители правящих кругов. Как уже отмечалось, обсуждение крестьянского вопроса в правительстве началось еще при Екатерине II и продолжалось в годы правления Александра I. Однако ожесточенное сопротивление помещиков-крепостников, владевших крестьянами и землей, не дало возможности кардинально решить крестьянский вопрос. В годы правления Николая I эта проблема также занимала важное место во внутренней политике. В начале его царствования она обсуждалась в Секретных комитетах, в которых принимали участие высшие государственные чиновники. Но эти дискуссии оказались бесплодными. Общее направление политики Николая на консервацию старых порядков помешало освобождению крес-
тьян. Во второй четверти XIX в., как и в годы правления Александра I, правительство ограничивалось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 1. был принят закон о запрещении продавать крестьян поодиночке и без земли. Таким образом, была ликвидиро-' вана самая уродливая форма крепостничества, когда по произволу помещиков разрушались крестьянские семьи, жен о трывали от мужей, детей от родителей. В 1843 г. права приобретать крепостных были лишены безземельные дворяне. Так было покончено еще с одной формой крепостничества, когда крестьян использовали как домашних рабов. В 1842 г. был издан закон об "обязанных крестьянах". Он продолжал линию, намеченную указом 1803 г. о "свободных хлебопашцах". По этому закону помещик мог предоставить крестьянину личную свободу без какого-либо выкупа и дать ему в пользование небольшой надел земли, за который крестьянин обязан был отрабатывать помещику. Кроме того, рядом указов правительство начало регламентировать отношения между помещиком и крестьянином, фиксируя размеры крестьянских наделов и повинностей, определяя меры возможного наказания крестьянина помещиком. В 1837-1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян, инициатором и проводником которой был прогрессивный государственный деятель граф П.Д.Киселев. Реформа улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших к тому времени около трети населения страны. Созданное в ходе реформы Министерство государственных имуществ заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Оно проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных крестьян, создавало семенной фонд и продовольственные магазины на случай неурожая, открывало в деревне школы и больницы. Можно по-разному оценивать проведенные правительством Николая I мероприятия в области решения крестьянского вопроса. Конечно, крепостное право не было уничтожено. Но рабские проявле-чия крепостничества были ликвидированы, положение некоторых категорий крестьян было улучшено. Следовательно, при Николае были созданы предпосылки для будущей крестьянской реформы. Кодификация Вступая па престол, Николай I объявил о своем законов намерении обеспечить России законность и по- рядок. Он твердо верил, что следование букве существующих законов даст возможность процветания и спокойного развития страны. В связи с этим в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) российского законодательства, которое оставалось архаичным и запутанным. Это ответственное дело было поручено возвращенному из ссылки М.М.Сперанскому. Он возглавил и организовал работу П отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Первоначально ставилась широкая и прогрессивная задача — на основе изучения и классификации старых законов создать принципиально новое законодательство для России. Решение подобной задачи, несомненно, способствовало бы модернизации страны. Сперанский с энтузиазмом приступил к работе. Но консервативные тенденции в политике правительства и в этом вопросе не дали довести дела до задуманного результата. Сперанскому пришлось ограничиться лишь сбором законов, принятых после Соборного уложения 1649 г., и извлечением из него действующих. Основная же работа велась по публикации "Полного собрания законов Российской империи" (45 томов) и "Свода законов" (15 томов), созвучных современному правовому положению страны.
В целом во внутренней политике Николая I проявились тенденции консервации существующей политической и социальной системы. Для сохранения самодержавия, укрепления личной власти царя проводились широкие мероприятия по дальнейшей бюрократизации государственного аппарата, созданию эффективной полицейской системы. Повысилась роль военных в политической жизни. Правительство активно боролось с любыми проявлениями инакомыслия в России. Внешняя политика Во второй четверти XIX в. Россия была крупным и сильным в военном отношении государством, способным эффективно решать свои внешнеполитические задачи. В начальные годы прав-,ления Николая I военно-техническое отставание России от Западной Европы еще не было так заметно, как впоследствии. Русская армия была многочисленной и считалась одной из самых лучших в мире. Основные направления внешней политики сохранялись с конца XVIII в., когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. В период царствования Николая центральное ме- Восточиы ^д дд внешней политике занял восточный вопрос вопрос — взаимоотношения с Османской империей. Для России чрезвычайно важной задачей было укрепление своих позиций на Черноморском побережье и защита границ на юге страны. В экономическом и стратегическом отношениях Черное море приобрело огромное значение. Важнейшей проблемой для российской внешней политики было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов — Босфора и Дарда-нелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из центральных задач российской дипломатии. Во взаимоотношениях с Османской империей все большее значение приобретал тот факт, что в составе Турции находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя. В ходе греческого восстания против османского ига, начавшегося в 1821 г., Россия поддержала своих братьев по вере и крови, что стало поводом для русско-турецкой войны (1828-1829 гг.). Важным направлением политики России оставался Кавказ. Она пыталась расширить свои кавказские владения, сделать окончательно стабильными границы в Закавказье, обеспечить свободную и безопасную связь со вновь приобретенными территориями и прочно включить весь кавказский регион в состав Российской империи. Соперником России в этом регионе был Иран. Первоначально Николай I совместно с Великобританией оказывал дипломатический нажим на Турцию. Однако она была непреклонна и продолжала с особой жестокостью подавлять восстание греков. В связи с этим в октябре 1827 г. русско-английская эскадра вошла в Паваринскую бухту, где находился турецкий флот, и в результате развернувшегося короткого сражения полностью его уничтожила. Русско-турецкие отношения резко обострились. В апреле 1828 г. Россия объявила войну Османской империи. Военные действия разворачивались в Закавказье и па Балканах. Россия была подготовлена к войне лучше, чем Турция. Ее армия эффективно действовала па Кавказе, где были взяты мощ- яыс турецкие крепости Каре и Баязет. На Балканах в 1829 г. рус-1 екая армия нанесла ряд военных поражений турецким войскам взяла город Адрианополь, находившийся вблизи Константинопс ля—столицы Турции. После этого в сентябре 1829 г. был подписан Адрианополъс-'sk кий мирный договор. К России переходили значительные терри-4 тории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежавших Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции, на основе которой в 1830 г. было провозглашено создание независимого греческого государства. Таким образом, в результате русско-турецкой войны Россия выполнила свою историческую миссию по отношению к греческому народу. _ По Гюлистанскому мирному договору 1813 г. р динен ^ Ираном Россия закрепила за собой значи- лакавказья тельные территории Восточного Закавказья и западное побережье Каспийского моря. В 20-е годы XIX в. Иран цри поддержке Англии активно готовился к реваншу, желая вернуть утраченные земли. В 1826 г. иранская армия вторглась в Карабах и началась новая русско-иранская война (1826-1828 гг.). Для своего наступления иранский главнокомандующий избрал тифлисское направление, намереваясь одним ударом покончить с русским владычеством в Закавказье. Русская армия в этом регионе была немногочисленной. Только необычайный героизм русских солдат и офицеров позволил сдержать наступление Аб-бас-Мирзы. Так, небольшой русский гарнизон крепости Шуша задержал продвижение иранской армии на 48 дней. Русские войска активно поддерживали армянские и грузинские добровольческие отряды. В 1827 г. началось победоносное наступление русской армии. Она захватила крепость Эривань (Ереван). В это время в русской армии действовало более 1000 армянских добровольцев. Далее русские войска вошли в южный Азербайджан и взяли Тавриз. Полное военное поражение Ирана стало очевидным. В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор. В выработке выгодных условий для России сыграл большую роль известный писатель и дипломат А.С.Грибоедов. По договору в состав России полностью вошли территории Эри-вани и Нахичевани. Из них в марте 1828 г. была образована Армянская область, что положило начало объединению армянского народа. Таким образом, в результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х годов XIX в. в состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. С этого времени Закавказье стало неотъемлемой частью Российской империи. Началось экономическое, политическое и культурное сближение русского народа с народами Закавказья. „ Территория Северного Кавказа издревле была ГОССИЯ И НЯрОДЫ • заселена многочисленными народами, отличав- Северного шимися друг от друга по языку, обычаям, нра- Кавказа вам и уровню общественного развития. Взаимоотношения России с их правящей верхушкой были довольно запутанными. В конце XVIII — начале XIX вв. русская администрация заключила соглашения с различными племенами и общинами об их вхождении в состав России. Однако власть России на Северном Кавказе была чисто номинальной. Вне административного контроля оставались гор-ные районы Северного Кавказа, отделявшие ее от Закавказья. После присоединения Закавказья перед правительством встала задача обеспечить стабильную обстановку на Северном Кавказе, подчинить его народы русской администрации. Еще в годы правления Александра I генерал А.П.Ермолов начал продвигаться в глубь Чечни и Дагестана. На Северном Кавказе строились русские военные опорные пункты. Так возникли крепости Грозная и Внезапная. По мере закрепления русских войск возрастало сопротивление горских народов В конце 20-х годов XIX в. это сопротивление оформилось в религиозно-политическое течение мюридизм. Оно подразумевало непримиримую борьбу против "неверных", т.е. русских, аскетизм и религиозный фанатизм. Наиболее широко это движение было распространено в Дагестане, в котором сложилось своеобразное государство на религиозной основе — имамат В 1834 г имамом (главой государства) стал Шамиль, который сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть, создал сильную армию Под руководством Шамиля началась борьба против русского присутствия на Северном Кавказе, продолжавшаяся около 30 лет Эта борьба велась с переменным успехом Так, в 40-е годы XIX в Шамилю удалось потеснить русских, расширить подвластные ему территории, укрепить личную власть, установить связи с Турцией и некоторыми европейскими го-.сударствами В 1854 г отряды Шамиля вторглись даже в Грузию, захватили. и разграбили Цинандали. В борьбе против имамата Россия несла значительные финансовые, экономические и, самое главное, людские потери. В рядах Кавказского корпуса погибло много передовых людей, сосланных правительством в армию за свое инакомыслие Столь длительное сопротивление подорвало силы горцев К концу 50-х годов XIX в ситуация для них изменилась в худшую сторону Государство Шамиля уже клонилось к закату, началось его внутреннее разложение 0с1-новная масса крестьянства, замученного войной, бесчисленными военными поборами, суровыми религиозными ограничениями, стала отходить от мюридизма После окончания Крымской войны русское правительство усилило свое наступление на Северном Кавказе. В августе 1859 г. после ожесточенной битвы пало последнее убежище Шамиля — аул Гуниб. Имамат прекратил свое существование. Так завершилось присоединение к России территории Северного Кавказа. Традиционным во внешней политике оставалось западное направление — взаимоотношения с европейскими государствами. Николай I отказался от системы Священного союза, созданной его братом Александром I. Вместе с тем он продолжал ориентироваться в Европе на наиболее консервативные силы и чаще всего опирался на союзы с Австрией и Пруссией. На протяжении всего царствования он с постоянной враждебностью относился к Франции, рассматривая ее как носителя революционного духа в Европе. Консерватизм внешней политики Николая выразился в том, что он неустанно боролся с революционными движениями в странах Европы дипломатическими, политическими и даже военными методами особенно во время прокатившейся по Европе волны революций 1830-31, 1848-49 гг. Так, в 1849 г. Николай помог Австрии подавить револю- | цию, вспыхнувшую в Венгрии, которая тогда входила в состав Австрийской империи; его войска задушили революционные выступления и в Дунайских княжествах (Молдове и Валахии). Организовать объединенные военные походы против революций 1830' и 1848 гг. во Франции Николаю I помешали его союзники, не желавшие усиления позиций России в Европе. Однако они не вмешивались во внутренние дела России, в частности,в ход крупного польского восстания 1830-31 гг., жестоко подавленного царскими войсками.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.03 с.) |