Семинар 8. Развитие России в пореформенное время. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 8. Развитие России в пореформенное время.



Вопросы для обсуждения

1. Реформы в 60-70-е и контрреформы в 80-90-е гг. XIX в.: причины, ход, последствия.

2. Либеральное и революционное движение в стране во второй половине XIX в.

3. Внешняя политика России.

4. Культура и духовное развитие общества во второй половине XIX в.

Темы докладов

1. Россия и мир в 1860-е годы.

2. Распространение марксизма в России.

3. Александр II как государственный деятель.

4. А.М. Горчаков – дипломат и государственный деятель.

5. Н.Г. Чернышевский: личность и революционер.

6. Отмена крепостного права в России: причины, механизм, итоги.

7. Продажа российской Аляски Америке: причины и последствия.

8. «Народная воля»: блеск и нищета террора.

9. «Могучая кучка» и ее вклад в развитие музыкального искусства.

10. «Товарищество передвижных выставок» и его роль в развитии живописи в России.

11. Достижения российской науки во второй половине XIX в.

Индивидуальное письменное задание

Продолжить составление таблицы

«Золотой век российской культуры»

 

Представители Основные направления
   

 

Методические рекомендации

1. Изучение первого вопроса поможет студентам осознать, что направление и скорость реформ зависит от соотношения политических сил в обществе в конкретный момент истории. Борьба революционеров, либералов, консерваторов в решении крестьянского вопроса в России, последствия отмены крепостного права, судебная, земская, городская, военная реформы 60 – 70-х гг. XIX в. и контрреформы самодержавия в 80 – 90-е гг. XIX в. – таков круг проблем при изучении первого вопроса семинарского занятия.

2. Изучение второго вопроса посвящено осмыслению взглядов и деятельности во второй половине XIX в. революционеров-демократов, народников (три течения), марксистов, либералов.

3. Цели и задачи внешней политики России после поражения в Крымской войне, усилия российской дипломатии на Балканах, на Дальнем Востоке, в Западной Европе, российско-американские отношения – сюжеты для анализа при рассмотрении третьего вопроса семинарского занятия.

4. При изучении четвертого вопроса необходимо осветить достижения в области литературы, искусства, науки, вклад России в мировую культуру.

Литература

- Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология: Вторая половина XIX – нач. XX в. М., 2000.

- Боханов А. Император Александр III. Изд. 4. М., 2006.

- Великие реформы в России, 1856 – 1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой. М., 1992.

- Витте С.О. Избранные воспоминания. М., 1991.

- Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

- Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 – 1880 гг. М., 1964.

- Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX сто­летия (Политическая реакция 80-90-х гг.). M., 1970.

- Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968.

- Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 – 1861. М., 1984.

- Захарова Л.Г. Великие реформы 1860 – 1870-х голов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. 2005. № 4.

- Зверев В.В. Эволюция народничества: теория «малых дел» // Отечественная история. 1996. № 4.

- Зимин И.В. Император Александр II. 1 марта 1881 г. // Отечественная история. 2001. № 5.

- Игнатьев А.В. А.М. Горчаков – министр иностранных дел (1856-1882) // Отечественная история. 2000. № 2.

- Итенберг Б.С., Твардовская В.А. Граф М.Т. Лорис-Меликов и его современники. М., 2004.

- Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993.

- Ляшенко Л.М. Царь – освободитель. М., 1994.

- Мамонов А.В. Граф М.Т. Лорис-Меликов: к характеристике взглядов и государственной деятельности // Отечественная история. 2001. № 5.

- Медушевский А.Н. Конституционные проекты русского либерализма и его политическая стратегия // Вопросы истории. 1996. № 9.

- Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государ­ственных учреждений в России в конце 70-х – начале 80-х годов ХIХ в. // Отечественная история. 1993. № 4.

- Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III., 1996.

- Полунов А.Ю. Константин Петрович Победоносцев – человек и по­литик // Отечественная история. 1998. № 1.

- Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация. М., 1997.

- Реформы Александра II / Сост. сб. О.И. Чистяков. М., 1998.

- Секиринский С.С., Филиппова Т.А. Родословная российской свободы. М., 1993.

- Христофоров И.А. «Аристократическая» оппозиция реформам и проблема организации местного управления в России в 50 – 70-е гг. XIX в. // Отечественная история. 2000. № 1.

- Чернуха В.Ч. Александр Ш // Вопросы истории. 1992. № 11-I2.

- Шутов А.Ю. Земские выборы в истории России 1864 – 1917 гг. М., 1997.

 

Семинар 9. Россия в начале ХХ в.

Вопросы для обсуждения

1. Мир в 1900-1914 гг.

2. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, ход, итоги. Пробуждение Азии.

3. Внутренняя политика Николая II в 1907 – 1916 гг. Кризис самодержавия.

4. Внешняя политика России в начале ХХ в..

5. «Серебряный век» русской культуры. Развитие науки и техники.

Темы докладов

1. Обострение борьбы держав Европы за «передел мира».

2. Николай II как государственный деятель.

3. С.Ю. Витте: личность и политик.

4. П.А. Столыпин: личность и политик.

5. В.И. Ленин: личность и политик.

6. Влияние I мировой войны на все сферы жизни в России.

7. Творчество (по выбору любого ученого, писателя, художника, архитектора, композитора).

Индивидуальное письменное задание

Составить таблицу «Серебряный век российской культуры»

 

Представители Основные направления
   

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса необходимо осмыслить причины, движущие силы, ход первой российской революции, участие в ней различных политических сил, причины ее поражения, итоги.

Во втором вопросе целесообразно проанализировать возникновение и деятельность I – IV Государственных дум, формирование третьеиюньской политической системы, аграрную реформу П.А. Столыпина, обострение кризиса во всех сферах жизни общества в 1915 – 1916 гг.

Задачи внешней политики России и усилия дипломатов по их реализации в начале ХХ в., причины, характер, ход, итоги русско-японской и первой мировой войн – проблемы для анализа при рассмотрении третьего вопроса семинарского занятия.

Различные школы, направления, тенденции в развитии литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра, достижения науки, развитие системы образования, состояние печати в стране в начале ХХ в. – эти сюжеты должны быть освещены при изучении четвертого вопроса.

Литература

- Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991.

- Ананьич Б.В., Ганелин P.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 2000.

- Ананьич Б.В., Ганелин P.Ш. Николай II // Вопросы истории. 1993. № 2.

- Боханов А.Н. Николай II. М., 2000.

- Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991.

- Власть и реформы: От самодержавия к советской России. СПб., 1996.

- Голиков А.Г. Генерал А.А. Брусилов: страницы жизни и деятельности // Новая и новейшая история. 1998 № 4.

- Государственный строй Российской империи накануне крушения. М., 1995.

- Емец В.А. Очерки внешней политики России в период первой мировой войны. М., 1977.

- Игнатьев А. В. Последний царь и внешняя политика // Вопросы истории. 2001. № 6.

- Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. № 8.

- Радциг Е.С. Николай II в воспоминаниях приближенных // Новая и новейшая история. 1999 № 2.

- Романов Р.М. Российский парламент начала ХХ века // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2.

- Степанов С.А. Загадки убийства Столыпина. М., 1995.

- Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991.

- Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10.

- Шацилло К.Ф. «Нам нужна великая Россия». М., 1991.

- Шелохаев В. В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.

 

Семинар 10. Попытки либерально-демократической

Модернизации России (февраль - октябрь 1917 г.)

Вопросы для обсуждения

1. Февральская революция 1917 г.: причины, ход, итоги.

2. Общественно-политическая жизнь страны и деятельность Временного правительства в марте – октябре 1917 г.

3. Победа партии большевиков в октябре 1917 г. и ее причины.

Темы докладов

1. Триумф и крах А.Ф. Керенского.

2. Л.Г. Корнилов – спаситель Отечества или диктатор?

3. Октябрь 1917 г.: революция или переворот?

Индивидуальное письменное задание

Составить хронологию основных событий в России в феврале – октябре 1917 г.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса необходимо выявить причины и характер Февральской революции 1917 г., проследить хронику событий во второй половине февраля – начале марта 1917 г., проанализировать деятельность различных политических партий в этот период, причины отречения Николая II от престола, образование Советов и Временного правительства.

Содержание второго вопроса включает в себя анализ основных проблем, волновавших россиян в 1917 г. (вопрос о власти, войне и мире, аграрный, национальный и другие), а также изучение деятельности Временного правительства и различных политических сил по решению задач, стоящих перед страной. Правительственные кризисы, окончание «двоевластия» в начале июля 1917 г., выступление генерала Л.Г. Корнилова в августе 1917 г., попытки различных политических сил в сентябре – октябре 1917 г. объединить усилия с целью вывода страны из кризиса – таковы сюжеты второго вопроса.

Вопросы о характере событий в октябре 1917 г. (революция, переворот?), о причинах победы партии большевиков являются остро дискуссионными. Для ответа на данные вопросы студенты должны хорошо знать фактический материал о социально-экономической и политической ситуации в стране осенью 1917 г., о деятельности большевиков в сентябре – октябре 1917 г. Среди других важно разобраться в следующих вопросах. Страну из кризиса можно вывести с помощью демократии или только с помощью диктатуры? Для выхода из кризиса необходимо общенациональное согласие, или часть общества имеет право навязать свое мнение остальным? Рекомендуется выйти за хронологические рамки изучаемой темы и проанализировать итоги выборов в Учредительное собрание в ноябре 1917 г. Почему партия большевиков, дав мир народам, землю крестьянам, заводы рабочим, получила всего четверть голосов избирателей? Объективный подход предполагает изучение различных точек зрения на поставленные вопросы.

Литература

- Белошапка Н.В. Временное правительство в 1917 г.: механизм формирования и функционирования. М., 1998.

- Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция; новые под­ходы к изучению // Вопросы истории. 1996. № 5-6.

- Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 3.

- Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной думы // Вопросы истории. 1998. № 2.

- Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март – апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. № 2.

- Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917г. // Отечественная история. 1997. № 1.

- Герасименко Г.А., Гусев К.В. Александр Федорович Керен­ский. М., 1996.

- Дневник Николая II. 16 декабря 1916 г. – 30 июня 1918 г. // Записки очевидцы: Воспоминания, дневники, письма. / Сост. М. Вострышев. М., 1989. С. 485 – 584.

- Измозик B.C. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории. 1994. № 6.

- Интеллигенция у власти: Временное правительство в 1917 г. // Отечественная история. 1999. № 4.

- Иоффе Г.3. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.

- Иоффе Г.З. «Долой Временное правительство!» (Судьбы «временных» после падения Зимнего) // Отечественная история. 2006. № 5.

- Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. М.,1993.

- Медведев Р. 1917. Русская революция: победа и поражение большевиков. М., 1997.

- Медушевский А.Н. Причины крушения демократической республики в России 1917 года // Отечественная история. 2007. № 6.

- Медушевский А.Н. Учредительное собрание как политический институт революционного периода // Отечественная история. 2008. № 2.

- Милюков П.Н. История Второй русской революции. М., 2001.

- Набоков В.Д. Временное правительство (Воспоминания). М., 1991.

- Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? М., 1991.

- Пайпс Р. Русская революция. М., 1994.

- Политические деятели России 1917: Биографический словарь. М., 1993.

- Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

- Протасов Л.Г. Депутаты Всероссийского Учредительного собрания: проблемы идентификации // Отечественная история. 2008. № 2.

- Родзянко М.В. Крушение империи. М., 1990.

- Российские революции: 90 лет спустя. «Круглые столы» в Институте российской истории РАН // Отечественная история. 2008. № 6. С. 167 – 211.

- Солженицын А.И. Царь. Столыпин. Ленин. М. 2008.

- Солженицын А.И. Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого. Кн. 1 – 4. Узел IV. Апрель Семнадцатого. Кн. 1 – 2. М.: Время, 2008 – 2009.

- 1917 год в судьбах России и мира: Февральская революция. От новых источников к новому осмыслению. М., 1997.

- 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1998.

- Февральская революция 1917 г. в российской истории // Отечественная история. 2007. № 5.

- Шемякин А. 1917: меньшевистская альтернатива // Полис. 1993. № 1.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.146 (0.03 с.)